Участие в конкурсе "Лучший педагогический проект"
проект по логопедии (подготовительная группа)

Номинация: «Лучший образовательный проект»

 

Использование метода театрализованной деятельности как средство комплексного сопровождения детей с ТНР в области речевого и социально- коммуникативного развития.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_2.docx38.91 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

             «Детский сад № 33 комбинированного вида» (МБДОУ № 33)

660115 г. Красноярск, ул. им. Героя Советского Союза Н.Я. Тотмина, 19 Д

E-mail: mbdou33@bk.ru     Тел.  246 – 68 – 86, 2 46-70-32.

                     

Номинация: «Лучший образовательный проект»

Использование метода театрализованной деятельности как средство комплексного сопровождения детей с ТНР в области речевого и социально- коммуникативного развития.

Срок реализации проекта: сентябрь-апрель 2020 -2021 учебный год

Возраст детей: 6-7 лет

                                                           

                                             

                                               Авторы проекта: Трунова О.Г., воспитатель

                                                                               Горюнова О.С., учитель-логопед

 

                               

Красноярск, 2020 г.

АННОТАЦИЯ

В проекте аргументируется особое значение театрализованной деятельности на всестороннее развитие личности ребенка.

 «Театрализованная деятельность дошкольников», как понятие, законодательно закрепляется в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования.

Данный проект направлен на включение детей с речевыми нарушениями в социальную среду через театральное искусство, посредством взаимодействия всех участников образовательного процесса (воспитатель, учитель-логопед, дети, родители).



                                                                         Трунова О.Г., воспитатель

                                                                Горюнова О.С., учитель- логопед

                                                                МБДОУ № 33

                                           ОПИСАНИЕ ПРОЕКТА

Актуальность.

Мониторинг детей в сентябре 2020 года показывает, что у детей с общим недоразвитием речи наблюдаются слабые знания о жанрах художественных произведений, названиях и авторах произведений. У детей  с ТНР слабая речевая память, зачастую отсутствует чувство ритма и рифмы. У многих детей не сформирована связная речь на фоне трудностей в употреблении грамматических категорий. В частности, дети затрудняются назвать сказку и героев.

        Плохо говорящие дети, начиная осознавать свой недостаток, становятся молчаливыми, застенчивыми, нерешительными, затрудняется их общение с другими людьми, снижается познавательная активность. Это происходит потому, что ребенок становится «сложным» собеседником: ему трудно быть понятым другими. Поэтому всякая задержка, любое нарушение в ходе развития речи ребенка отрицательно отражаются на его деятельности и поведении, а значит и на формировании личности в целом.

В дoшкольной образовательной oрганизации театрализованная деятельность одна из самых доступных видов искусства для детей. И мы должны создать условия для развития творческой активности детей в театрализованной деятельности, обеспечить условия взаимосвязи учителя-логопеда и воспитателя в различных видах детской деятельности.

Сказка близка ребенку по мироощущению, с ее помощью ребенок может почувствовать неизведанное, пережить эмоциональную встряску, уйти от скуки.

Играя в театр ребенок примеряет на себя образ героя, тем самым раскрепощается и без стеснения может выразить чувства, эмоции, состояние героя

Цель – создание условий для развития речи детей с ТНР старшего дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности совместно со всеми участниками образовательного процесса.

Задачи:

Учителя-логопеда:

  • развить мoтивационные устремления ребенка на исправление своих речевых трудностей через театрализованную деятельность;
  • формировать умение владеть правильной артикуляцией, закреплять правильное  звукопроизношение;
  • развить связную речь: умение сочинять небольшие рассказы и сказки, подбирать простейшие рифмы;
  • развить общие речевые навыки;
  • развить невербальные формы коммуникаций: пантомимы, жестов, мимики;
  • развить эмoциональное восприятие;
  • развить двигательную активность, координацию движений, мелкую моторику.
  • Воспитателя:
  • развить познавательные способности;
  • расширить кругозор ребенка;
  • приобщить к художественно-эстетическому искусству, расширять знания о сказке;
  • воспитать артистические качества, раскрыть творческий потенциал детей, вовлекая их в различные театрализованные представления используя сказку;
  • создать благоприятную психологическую атмосферу сотрудничества педагогов с детьми и друг с другом;
  • привлечь внимание родителей к театрализованной деятельности.

Результаты проекта:

  • дети прoявляют интерес к театрализованной деятельности через сказку;
  • у детей сформирована внутренняя мотивация речевого высказывания;
  • дети могут выразительно интонировать, передавать в мимике и движениях эмоциональное состояние героев сказки;
  • дети могут выражать свои мысли и вести диалог;
  • у дошкольников закреплены правила работы в коллективе, навыки доброжелательного отношения и взаимопомощи;
  • родители осознают значимость театрализованной деятельности в речевом развитии детей с ТНР.

                             ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В РАМКАХ ПРОЕКТА

           Проект отражает такие принципы ФГОС, как личностно- ориентированный подход, интеграция образовательных областей, открытое сотрудничество с социумом. Реализация проекта осуществляется путем создания педагогических услoвий для развития речи и творческих возможностей детей с ТНР.

           Данный проект образовательного и развивающего характера. В рамках проекта предполагается цикл консультативных лекций для повышения родительской компетентности в вопросах речевого и художественно- эстетического воспитания и образования детей дошкольного возраста.

           Для успешной реализации, события проекта охватывают разнообразные виды деятельности: практикумы и консультации для родителей, инсценировки сказок, досуговые мероприятия, драматизации логопедических мини сказок, викторины, выставки, творческие конкурсы, совместное посещение театра.

         

                                        ПЛАН РАБОТЫ ПО ПРОЕКТУ

п/п

Этап

Содержание

Участники

Срок реализации

Продукт проекта

1.

Подготовительный

1.Создание рабочей группы.

2.Изучение литературы по данной теме.

3.Мониторинг детей учителем-логопедом и воспитателем.

4. Разработка анкет для родителей.

5.Презентация проекта на методическом совещании.

дети

родители

учитель-логопед

воспитатель

Сентябрь

Октябрь

Мониторинг

Анкеты для родителей

2.

Основной

1.Работа по программе мероприятий:

-Консультация для родителей «Диалог в жизни ребенка»

-Чтение сказок с детьми, беседы о прочитанном, рассматривание иллюстраций к сказкам.

-Знакомство детей с театральными терминами «Театральная азбука»

-«Дети-детям» показ кукольного театра «Репка» для младшей группы.

-Экспресс-опрос детей подготовительной группы «Что мы знаем о театре?»

-Просмотр видеозаписей театральных постановок для детей.

-Досуговое мероприятие «Вечер загадок»

-Игры для развития актерского мастерства «Скажи без слов», «Страна эмоций»

-Совместно с родителями драматизация логопедических мини сказок « В гостях у сказки»

-Организация дидактических, сюжетно- ролевых игр, психогимнастика, ритмопластика.

-Практикум для родителей «Театрализованная деятельность, как средство коррекции речевых нарушений»

-Беседа с детьми о культуре поведения в театре «Незнайка в театре»

-Викторина «Что мы знаем о театре?»

-Творческий конкурс для родителей «Домашний мини- театр» инсценировка сказки в домашних условиях.

2.Разработка сценария по мотивам сказки «Волк и семеро козлят». Распределение ролей

3.Создание предметно-развивающей среды в группе и в кабинете учителя-логопеда:

-Пополнение театрального уголка: настольный театр, театр марионеток, платковый театр, театр на ложках, театр пальчиков и языка, театр на палочках, театр на стаканчиках;

-Пошив костюмов, шитье персонажей для пальчикового театра, изготовление декораций;

-Изготовление сказочной ширмы;

-Создание картотеки дидактических, пальчиковых игр, упражнений на развитие мимики, речевого дыхания, просодики).

-Совместное посещение «Театр кукол»

4. Постановка сказки «Волк и семеро козлят».

учитель-логопед

воспитатель

дети

родители

    Ноябрь

    Декабрь

     Январь

    Февраль

       Март

Информационный материал

Театрализованное представление

Фотомакет «Мы артисты»

Информационный материал

стенгазета

Сценарий

Костюмы, декорации, реквизиты, маски, атрибуты

Театрализованное представление

3.

Рефлексивный

1.Подведение итогов реализации проекта.

2.Итоговый отчет по результатам проектной деятельности на методическом совещании.

3.Отзывы родителей.

педагоги

Апрель

                      ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

- речевая карта;

- мониторинг развития дошкольников следующих областей: «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие»;

- наблюдение за дошкольниками в различных видах образовательной деятельности;

- анкетирование родителей.

 РАСПРОСТРАНЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ПРОЕКТА

Выйти на уровень дошкольной образовательной организации и организовать взаимодействие между нормативными детьми и детьми с ТНР, с целью формирования навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, усвоение эталонов правильной речи, развития толерантности.

УСТОЙЧИВОСТЬ ПРОЕКТА

        В данном проекте не должны возникнуть  мотивационные риски его неудачной  реализации, так как  этот проект  очень заинтересовал самих детей и их родителей.

       Педагоги совместно с родителями готовят детей: дома разучивают с детьми роли, планируют совместный выход в детский театр, изготавливают костюмы и помогают воспитателям в изготовлении декораций.

        Если вдруг возникнут карантинные риски, то спектакль будет перенесен на другую дату, либо в онлайн-трансляции.

 Для того чтобы не возникли следующие риски: неосведомленность родителей, слабая заинтересованность, отсутствие мотивации, воспитателями ведется  ежедневная работа с детьми и родителями.

Путями преодоления рисков являются:

1) проведение информационной работы среди детей и родителей;

2)отслеживание деятельности по реализации проекта;

3) организация репетиций, групповая и индивидуальная работа с детьми.

                                  СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Выготский Л.С. Мышление и речь / Л.С. Выготский.- М.: Лабиринт, 2010. – 352 с.

Жога Л. Н., Саяпова Н. Г., Епрева Е. Ю., Овчинникова Е. В., Рукосуева Л. А. Театрализованная деятельность как средство коррекции речевых нарушений в условиях специального детского сада // Логопед. – 2007. – № 4. - С. 46–75

Кореева Я.В. Театрализованная деятельность как средство обогащения словаря детей старшего дошкольного возраста с ОНР 3 уровня / Я.В. Кореева, Г. А. Поваляева // Молодой ученый. - 2018. - № 20 (206). - С. 389-391. - URL: https://moluch.ru/archive/206/50499/ (дата обращения: 18.10.2020).

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Приказ МО РФ от 29.12.2014 года.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Участие в конкурсе педагогических достижений

Уже не первый год в нашем городе проходит конкурс педагогических достижений Санкт – Петербурга. От нашего дошкольного учреждения в номинации «Воспитатель года» участвует Атрушкевич Наталия Сергее...

Педагогический проект по формированию навыков безопасного участия в дорожном движении детей 6-7 лет.

Проект посвящен актуальной проблеме — воспитанию у детей старшего дошкольного возраста навыков безопасного поведения на улицах города....

Педагогический проект с участием родителей в подготовительной группе «Движение – это здоровье».

Актуальность.Вопрос сохранения здоровья – один из самых значимых для периода дошкольного детства. К сожалению, в последние годы устойчивой является тенденция снижения уровня здоровья, увеличение...

«Веселый огород на подоконнике». Педагогический проект с участием детей средней группы.

Создание условий, стимулирующих интерес к исследовательской деятельности, раскрытие творческого потенциала ребенка, вовлечение детей в практическую деятельность по выращиванию культурных огородных рас...