Фонематический слух-основа понимания речи
презентация по развитию речи

Ильяшенко Татьяна Владимировна

Сформированное фонематическое восприятие – это основа овладения грамматическим строем языка, успешного освоения письма и чтения.Уделяя внимание развитию фонематического слуха, вы облегчите ребенку процесс освоения правильного звукопроизношения, а в дальнейшем чтения и письма.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Фонематический слух2.73 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Фонематический слух- основа понимания речи

Слайд 2

Фонематическое восприятие – это различение на слух звуков. Фонематический слух – основа для понимания смысла сказанного. Это очень важно, так как можно заменить один звук в слове и получить другое слово: Бочка – Почка Роса – Роза Кит – кот Корона - ворона

Слайд 3

Родители могут слышать в речи своего ребенка замену звуков и слогов. Причин может быть несколько, но одна из них: неразвитый фонематический слух. Сформированное фонематическое восприятие – это основа овладения грамматическим строем языка, успешного освоения письма и чтения.

Слайд 4

Возрастные нормы развития фонематического слуха. Первый год жизни - уже на третьей неделе ребенок должен проявлять сосредоточение на резкие звуки, а в два месяца начинать прислушиваться к более тихим шумам. В три месяца малыш без труда отыскивает взглядом источник звука, реагирует на него улыбкой, комплексом оживления. С удовольствием слушает музыку. С четырех месяцев ребенок начинает подражать звукам, к полугоду различает свое имя. К концу первого года жизни при нормальном развитии фонематического слуха малыш различает часто употребляемые слова.

Слайд 5

Возрастные нормы развития фонематического слуха . На втором году жизни фонематический слух активно развивается. Несмотря на то, что речь еще далека от совершенства, ребенок уже может различать все фонемы родного языка. К концу второго года малыш в состоянии определить на слух неверно произнесенный звук в речи взрослых, но собственное произношение еще не контролирует.

Слайд 6

Возрастные нормы развития фонематического слуха. Самое важное достижение третьего года жизни - возможность ребенка самостоятельно определять неверно произнесенный звук в собственной речи. Если этот навык фонематического восприятия не сформируется к трем годам, то ребенок не сможет овладеть правильным звукопроизношением.

Слайд 7

Возрастные нормы развития фонематического слуха. На четвертом году жизни фонематический слух совершенствуется, становится более дифференцированным. Ребенок уже владеет навыком различения сходных фонем на слух и в собственном произношении, что служит фундаментом для освоения звукового анализа и синтеза.

Слайд 8

Возрастные нормы развития фонематического слуха. На пятом году формируется звуковой анализ - умение определять последовательность и количество звуков в слове. Только обладая навыками анализа и синтеза, ребенок сможет успешно освоить чтение и письмо.

Слайд 9

Возрастные нормы развития фонематического слуха. Если у вас возникли опасения по поводу недостаточной сформированности фонематического восприятия у малыша, то первым шагом следует проверить физический слух ребенка. Убедившись, что он не снижен, можно переходить к коррекции фонематического восприятия.

Слайд 10

Система упражнений для развития фонематического слуха Система упражнений для развития фонематического слуха построена по принципу от простого к сложному. Выявив, на каком этапе малыш перестает справляться с заданиями, необходимо начинать развивать навык фонематического восприятия с этого уровня. Первый уровень - узнавание неречевых звуков Различение на слух неречевых звуков является фундаментом и основой развития фонематического слуха.

Слайд 11

Игры на первом уровне узнавания неречевых шумов. Игра «Угадай, что звучало». Внимательно послушайте с ребенком шум воды, шелест газеты, звон ложек, скрип двери и другие бытовые звуки. Предложите ребенку закрыть глаза и отгадать - что это звучало? Игра «Шумящие мешочки». Вместе с малышом насыпьте мешочки или коробочки крупу, пуговицы, скрепки и т.д. Ребенок должен угадать по звуку потряхиваемого мешочка, что у него внутри. Игра «Волшебная палочка». Взяв карандаш или палку любого назначения, постучите ею по разным предметам в доме. Волшебная палочка заставит звучать вазу, стол, стену, миску... Потом усложните задание - ребенок отгадывает с закрытыми глазами, какой предмет зазвучал. Игра «Жмурки». Ребенку завязывают глаза, и он двигается в сторону звенящего колокольчика, бубна, свистка. Игра «Похлопаем». Ребенок повторяет ритмический рисунок хлопков. Например - два хлопка, пауза, один хлопок, пауза, два хлопка. В усложненном варианте малыш повторяет ритм с закрытыми глазами.

Слайд 12

Второй уровень - различение звуков речи по тембру, силе и высоте Игра «Узнай свой голос». Запишите на кассету голоса близких людей и голос самого ребенка. Попросите его угадать - кто говорит. Игра «Громко - тихо». Договоритесь, что ребенок будет выполнять определенные действия, когда вы произносите слова громко и когда тихо. Есть похожий вариант игры - "далеко - близко". Вы говорите слово громко, ребенок отвечает - близко. Говорите слово тихо, ребенок отвечает - далеко. Игра «Три медведя». Ребенок отгадывает за кого из персонажей сказки говорит взрослый. Более сложный вариант - ребенок сам говорит за трех медведей, изменяя высоту голоса. .

Слайд 13

Третий уровень - различение сходных по звучанию слов Игра «Слушай и выбирай». Перед ребенком картинки со сходными по звучанию словами (ком, сом, лом, дом). Взрослый называет предмет, а ребенок поднимает соответствующую картинку. Игра «Верно - неверно». Взрослый показывает ребенку картинку и называет предмет, заменяя первую букву ( форота , корота , морота , ворота, порота, хорота ). Задача ребенка - хлопнуть в ладоши, когда он услышит правильный вариант произношения.

Слайд 14

Четвертый уровень - различение слогов Игра «Похлопаем». Взрослый объясняет ребенку, что есть короткие и длинные слова. Проговаривает их, интонационно разделяя слоги. Совместно с ребенком произносит слова (па-па, ло -па-та, ба- ле - ри -на), отхлопывая слоги. Более сложный вариант - предложить ребенку самостоятельно отхлопать количество слогов в слове. Игра «Что лишнее?». Взрослый произносит ряды слогов "па-па-па-ба-па", "фа-фа- ва -фа-фа"... Ребенок должен хлопнуть, когда услышит лишний (другой) слог.

Слайд 15

Пятый уровень - различение звуков Объяснить ребенку, что слова состоят из звуков. Поиграть в звуки. Комарик говорит - зззз , ветер дует - сссс , жук жужжит - жжжж , тигр рычит - рррр ... Взрослый произносит звук, а ребенок отгадывает, кто(что) его издает. Игра «Похлопаем». Взрослый произносит ряды звуков, а ребенок хлопает в ладоши, когда слышит заданную фонему. .

Слайд 16

Шестой уровень - освоение навыков анализа и синтеза Игра «Сколько звуков». Взрослый называет один, два, три звука, а ребенок на слух определяет и называет их количество. Игра «Похлопаем». Взрослый проговаривает ряды слов, а ребенок должен хлопнуть, когда услышит слово, начинающееся с заданного звука. Более сложный вариант - заканчивающееся на заданный звук или содержащее его в середине. Игра «Отгадай слово». Ребенку предлагаются слова с пропущенным звуком - нужно отгадать слово. Например, из слов убежал звук "л" (.мпа, мы.о , . ук , ку.ак ).

Слайд 17

Важно развивать фонематический слух у ребенка Уделяя внимание развитию фонематического слуха, вы облегчите ребенку процесс освоения правильного звукопроизношения, а в дальнейшем чтения и письма. Несложная система игр позволит вам самостоятельно и продуктивно помочь ребенку овладеть родным языком, избежать возможных трудностей и предвосхитить возникновение речевых нарушений. Если же нарушение уже имеется, то развитие фонематического слуха будет первым шагом на пути его преодоления.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Фонематический слух – основа правильной речи.

игры на развитие фонематического слуха...

Фонематический слух - основа правильной речи

Материал для родительского уголка. Рекомендации по развитию фонематического слуха....

Фонематический слух - основа правильной речи.

Памятка для педагогов и родителей....

Фонематический слух-основа правильной речи

семинар-практикум для воспитателей. Теоретический и практическый блоки....

Развитие фонематического слуха у детей 5-6 лет. Фонематический слух – основа правильной речи.

Развитие фонематического    слуха у детей 5-6 летФонематический слух –  основа правильной речи   МАДОУ № 19Гр. "ЗОЛОТОЙ ПЕТУШОК...

Развитие фонематического слуха- основа правильного формирования речи.

Умение сосредоточиться на звуке – очень важная особенность человека. Без нее нельзя научиться слушать и понимать речь. Так же важно различать, анализировать и дифференцировать на слух фонемы (зв...

«Фонематический слух - основа правильной речи детей среднего дошкольного возраста с нарушениями зрения и речи».

Что же такое фонематический слух? Умение сосредотачиваться на звуке – слуховое внимание – очень важная особенность человека, без которой невозможно слушать и понимать речь. Это умение...