Картотека фольклорных произведений для детей раннего возраста
картотека по развитию речи

Картотека фольклорных произведений для детей раннего возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igry-zabavy.docx19.91 КБ
Файл kartoteka_did.igr_.docx32.44 КБ
Файл kolybelnye.docx16.14 КБ
Файл pestushki.docx32.21 КБ

Предварительный просмотр:

Игры - забавы с маленькими детьми. ("Сорока", "Ладушки", "Коза" и другие)

Малые жанры фольклора— это небольшие по объёму фольклорные произведения.

Знакомство детей с фольклорными жанрами происходит с ранних лет. Это колыбельные песни матери фольклорные произведения. Некоторые виды необычайно богатого и многообразного русского фольклора постоянно предлагались детям и находили в них внимательных слушателей. И активных исполнителей, эту часть русского устного народного творчества принято называть детским фольклорам.

Как правило, в начале жизни ребёнок знакомится с малыми жанрами фольклора, доступными его восприятию. Сказки, песни, пословицы, считалки, потешки, жеребьёвки скороговорки и так далее, всегда были неразрывно связаны с опытом народной педагогики.

Жизненные процессы, такие как одевание, купание, сопровождающиеся словами очень помогают малышу. В эти моменты он запоминает и откликается, сопровождает слова действиями - играет в ладушки, притоптывает ногами, приплясывает, двигаясь в такт.

Это не только забавляет, но и радует ребенка. При прослушивании малых фольклорных форм у детей снижается агрессивность. Потешки, прибаутки, заклички звучат ласково, выражая заботу, нежность, веру, благополучие.

Малую форму фольклора можно обыграть разными способами. При этом можно использовать театр (пальчиковый, маски и т. д.). Так же могут быть использованы разные игрушки. Играя в театр и игрушки, дети быстро представляют и запоминают сказки, потешки и т. д. Надевая костюм, ребенок представляет себя тем или иным персонажем.

Колыбельные песни— песни, исполняемые матерью или нянькой при укачивании ребенка. Назначение их — размеренным ритмом и монотонным мотивом успокаивать и усыплять ребенка, а также регулировать движение колыбели.

Колыбельная песня является одним из древнейших жанров фольклора, на что указывает тот факт, что в нём сохранились элементы заговора-оберега. Люди верили, что человека окружают таинственные враждебные силы, и если ребёнок увидит во сне что-то плохое, страшное, то наяву это уже не повторится. Вот почему в колыбельной можно найти «серенького волчка» и других пугающих персонажей. Позже колыбельные песни утрачивали магические элементы, приобретали значение доброго пожелания на будущее. Итак, колыбельная песня — песня, с помощью которой убаюкивают ребёнка. Поскольку песня сопровождалась мерным покачиванием ребёнка, в ней очень важен ритм.

Преобладающие темы — убаюкивание, приглашение помощников для убаюкивания, мысли о будущем убаюкиваемого ребенка, нередко явления и предметы окружающей действительности, могущие заинтересовать и позабавить ребенка, если бы только он понимал слова песни. Это как бы приспособление к интересам ребенка; эта стилизация под детскость, между прочим, очень отчетливо сказывается и в языке (уменьшительные, ласкательные слова, детские словообразования).

Баю-баюшки-баю

Баю-баюшки-баю,

Не ложися на краю.

Придет серенький волчок,

Он ухватит за бочок

И потащит во лесок,

Под ракитовый кусток.

К нам, волчок, не ходи,

Нашу Сашу не буди.

Вот и люди спят

Вот и звери спят

Птицы спят на веточках,

Лисы на горочках

Зайцы спят на травушке,

Утки на муравушке.

Детки все по люлечкам.

Спят - поспят, всему миру спать велят.

А котики серые,

А хвостики белые,

По улицам бегали,

По улицам бегали,

Сон да дрему собирали

Вы коты, коты, коты,

У вас желтые хвосты.

Вы коты, коты, коты,

Принесите дремоты.

Уж ты, котинька-коток,

Кудреватенький лобок,

Приди, котя, ночевать,

Нашу Лидочку качать.

Я тебе ли то, коту.

За работу заплачу,

Дам кувшинчик молока

Да кусочек пирога,

Белей папыньки

В обе лапыньки.

Баю-баюшки, баю

Мою милую лю-лю

В няньки я к себе взяла

Ветра, солнце и орла.

Улетел орел домой

Солнце скрылось под горой,

После ветер трех ночей

Вернулся к матушке своей.

Ветра спрашивала мать

Где изволил пропадать?

Волны на море гонял,

Золоты звезды считал?

Я на море волн не гонял,

Золотых звезд не считал

Малых деточек улюлюкивал!

Ой-люли-люди-люли

Прилетели журавли

Журавли-то мохноноги

Не нашли пути-дороги

Они сели на ворота

А ворота скрип-скрип

Не будите мою Ладу

Она спит-спит.

Пестушка — происходит от русского слова «пестовать», то есть нянчить, холить, лелеять. Это очень короткий напев нянюшек и мамушек в стихотворной форме, какими они сопровождают действия ребенка, которые он совершает в самом начале жизни.

Большие ноги

Шли по дороге:

Топ, Топ, Топ,

Топ, Топ, Топ.

Маленькие ножки

Бежали по дорожке:

Топ, Топ, Топ,

Топ, Топ, Топ.

Травка-муравка

Со сна поднялася.

Птица - синица

За зерно принялася,

Зайки - за капусту,

Мышки - за корку,

Ребятки за молоко.

Потягуси, потягуси,

Пролетали низко гуси,

Потягуси, потягушечки,

Перья мягкие в подушечке,

Эти перья-потягусеньки

Подарили гуси Дусеньке.

Вода текучая,

Под горою баня топится

Кошка моется, торопится.

Там стоят 19 котят,

Все помыться в баньке теплой хотят!

Уходи с дороги кот,

Наша Танечка идет.

Топ-топ, топ-топ

Наша Танечка идет,

Ни за что не упадет.

Топ-топ, топ-топ,

Вот какая Танечка.

Каждому свое:

Печке - полено,

Корове - сено,

Трава - теленку,

Вода - ягненку,

А тебе, сыночек,

Сахару кусочек.

Петушок-петушок,

Расчеши мне гребешок.

Ну, пожалуйста, прошу,

Я кудряшки расчешу.

На кисоньку потягушечки

На деточку порастушечки.

Потешка — это элемент педагогики, песенка-приговорка, обязательно сопутствующая игре с пальцами, руками и ногами ребенка. Потешки, как и пестушки призваны развивать ребенка. Такие жанры фольклора подаются в своей игровой форме: они призваны пробудить ребенка к действию. С одной стороны, это массаж, с другой — физические упражнения. В таком жанре детского фольклора заложены стимулы к обыгрыванию сюжета с помощью пальцев, ладошек, рук и мимики. Потешки помогают ребенку привить навыки гигиены, порядка, развить мелкую моторику рук и эмоциональную сферу. Самые известные из них: Ладушки,Сорока.

Ладушки-ладушки, где были? У бабушки!

А что ели? Кашку!

А что пили? Бражку!

Кашка масленька!

Бражка сладенька!

(Бабушка добренька)

Попили, поели, ш-у-у-у.

Шуууу! (Домой) Полетели!

На головку сели! ("Ладушки" запели)

Сели посидели,

Дальше (Домой) полетели!

Сорока!

Сорока, сорока!

Где была?

- Далёко!

Печку топила,

Кашку варила,

На порог скакала -

Гостей созывала.

Гости прилетели,

На крылечко сели.

Этому дала,

Этому дала,

Этому дала,

Этому дала,

Этому не дала:

Он по воду не ходил,

Дрова не рубил,

Печаку не топил,

Кашку не варил…

Идет коза рогатая,

Идет коза бодатая:

Ножками – топ-топ!

Глазками – хлоп-хлоп!

Кто кашки не ест,

Кто молока не пьет,

Того забодает, забодает.

Большаку дрова рубить (большой палец).

А тебе воды носить (указательный,

А тебе пёча топить (безымянный,

А малышке песни петь (мизинец)

Песни петь да плясать,

Родных братьев потешать.

Песни петь да плясать,

Родных братьев потешать.

Заклички- один из видов закликательных песен. Такие песни имеют языческое происхождение. В них отражен крестьянский уклад. Например, через все песни проходит заклинание богатого урожая. Для себя дети и взрослые просили здоровья, счастья и богатства. Также это обращение к радуге, солнцу и дождю, другим явлениям природы. Часто обращались к животным и птицам. Птицы считались предвестниками весны. Силы природы почитались как живые. Обычно к весне обращались с просьбами, желают ее скорейшего прихода, тепла и солнца, на зиму сетуют и жалуются.

Жаворонки, жавороночки!

Прилетите к нам,

Принесите нам лето теплое,

Унесите от нас зиму холодную.

Нам холодная зима наскучила,

Руки, ноги отморозила.

Радуга-дуга,

Перебей дождя –

Опять в ночь

Льет во всю мочь;

Перебей гром,

Не попал бы в дом.

Водичка водичка,

Умой мое личко!

Чтоб глазенки блестели,

Чтоб щечки краснели,

Чтоб смеялся роток,

Чтоб кусался зубок!

Дождик, дождик, пуще лей!

Чтобы было веселей!

Дождик, дождик, лей, лей!

На меня и на людей!

Солнышко, покажись!

Красное, снарядись!

Чтобы год от года

Давала нам погода:

Теплое летечко,

Грибы в берестечко,

Ягоды в лукошко,

Зеленого горошка.

Буря — Баба Яга,

Иди с моря на луга!

Там лук, чеснок,

Киселя горшок,

Каша масляная,

Ложка крашеная.

Ты поешь, посиди,

А на море не ходи!

Свет-светлячок,

Посвети в кулачок.

Посвети немножко,

Дам тебе горошка,

Кувшин творога

И кусок пирога.

Ягода клюква,

Покажись крупна,

Да подснежная,

Да валежная.

Мы тебя искали,

По кочкам скакали.



Предварительный просмотр:

Дидактические игры по формированию грамматического строя речи у детей раннего возраста

При работе с детьми по развитию речи основное внимание необходимо уделять усвоению грамматического строя речи. Величайшее значение грамматики в развитии речи и психики ребенка заключается в том, что при ее усвоении формируется и мышление.

В работе над формированием грамматического строя речи детей раннего возраста выделяются следующие направления:

 предупреждение появления у детей грамматических ошибок, особенно в трудных случаях морфологии и словообразования;
• эффективное исправление ошибок, существующих в речи детей;
• совершенствование синтаксической стороны речи детей;
• развитие чуткости и интереса к своей речи.

Необходимо содействовать освоению детьми грамматического оформления высказываний: изменение существительных по числам, падежам, глаголов — по числам, временам, лицам, образование уменьшительно-ласкательных наименований, согласование слов между собой, построение разных типов предложений (простые с однородными членами, сложносочиненные, некоторые сложноподчиненные), употребление в речи первых служебных слов.

В организованной воспитателем деятельности, проходящей непринужденно, живо, с помощью наглядных материалов и дидактических игр, решается только одна задача. Так как формирование грамматического строя речи — это постоянный непрерывный процесс, то работа по решению каждой задачи ведется и вне специальных занятий до полного исчезновения данной грамматической ошибки в речи детей.

Грамматический строй усваивается ребенком самостоятельно, путем подражания, в процессе разнообразной речевой практики.

Ведущую роль в этом играет образец речи воспитателя. Также можно использовать такие приемы, как исправление, подсказку.

Игра «Коза-дереза».

Задачи: замечать образные рифмующиеся фразы украинской сказки; способствовать освоению грамматического оформления высказываний, образованию уменьшительно-ласкательных наименований.

Материал: куклы настольного театра «Коза-дереза», украинская народная сказка «Коза-дереза».

Ход игры

За дверью слышен стук. В группу «вбегает» коза. Она просится к детям, хочет остаться жить в группе. Дети усаживаются на стульчики, стоящие полукругом у стола.

Воспитатель (В.). Что же случилось с козой, раз ей негде жить?

Воспитатель рассказывает сказку, сопровождая показом настольного театра, интонационно подчеркивая рифмующиеся образные строки и свое отрицательное отношение к козе.

Рассказав сказку, педагог беседует с детьми о персонажах.

• Жили-были дед да баба, да внучка Маша. Была у них коза… Какая коза?

Помогает детям воспроизвести: «Коза, черные глаза, кривая нога, острые рога».

• Как коза обманывала деда?

Воспитатель помогает детям разобраться, в чем состоит обман козы.

• Какие слова говорила коза деду?

Я не ела, не пила, меня бабка не пасла. Как бежала через гребельку, проглотила воды капельку — вот и вся моя еда.

• Хорошо поступила коза? (Плохо.)
• Что сделал дед с козой? (Ответы детей.)
• Когда  коза еще сделала плохо?

Воспитатель помогает детям ответить на этот вопрос, имеющий обобщающее значение, — она еще зайкину избушку заняла и зайчика не пустила домой.

• Кто выгонял козу из зайкиного домика? (Ответы детей.)
• Как выгоняли козу из зайкиного домика?

Воспитатель помогает вспомнить содержание этих эпизодов. Дети имитируют голоса животных.

• Какими словами коза пугала зверей?

«Я — коза-дереза, черные глаза, кривая нога, острые рога, тупну-топну ногами, заколю тебя рогами, хвостом замету». И еще «Как выскочу, как выпрыгну, как забью ногами, заколю рогами — пойдут клочки по закоулочкам».

Слова сопровождаются пальчиковой игрой «Коза»: внутренняя сторона ладони опущена вниз, указательный палец и мизинец выставлены вперед, средний и безымянный — прижаты к ладони и обхвачены большим.

• Кто прогнал козу? (Ответы детей.)
• Какими словами петух Петя испугал козу?

— Иду, иду скоро, на ногах шпоры, несу острую косу, козе голову снесу. Ку-ка-ре-ку!

Дети имитируют походку и голос петуха.

• Что можно сказать о Пете? (Хороший, молодец.)
• Назовите Петю ласково. (Петенька, петушок.)
• Как можно назвать зайку? (Заинька, зайчик, заюшка.)
• Как можно сказать ласково про зайкин хвост? (Хвостик.)
• Как можно сказать ласково про зайкины глаза? (Глазки.)
• Как можно сказать ласково про зайкины уши? (Ушки.)

Коза просит прощения у зайчика, петуха и детей. Говорит о том, что она больше не будет никого обманывать и обижать. Дети позволяют ей остаться в группе.

Малыши могут поиграть с фигурками из настольного театра, обыгрывая понравившиеся эпизоды, воспроизводя образные рифмующиеся фразы.

Игра «Непослушный колобок».

Задачи: знакомить детей с дикими животными; способствовать освоению грамматического оформления высказываний: изменению существительных по падежам (родительный падеж с предлогом и без предлога).

Материал: картинки с изображением медведя, волка, лисы, зайца, настольный театр по сказке «Колобок», русская народная сказка «Колобок».

Ход игры

В группу вкатывается Колобок. Дети подхватывают его, здороваются, усаживаются на ковре. Воспитатель помогает малышам вспомнить сказку (во время предварительного чтения у сказки был счастливый конец — Колобок перехитрил и Лису).

Затем педагог просит детей ответить на вопрос: «Кого встретил Колобок в лесу?» (Зайца.)

Воспитатель показывает картинку с изображением зайца. Дети рассматривают, называют части тела, отмечая характерные признаки: длинные уши, короткий хвост; имитируют движения зайца.

Аналогичная работа проводится с картинками волка, медведя и лисы.

Воспитатель поясняет детям, что Колобок поступил плохо — без разрешения ушел из дома и потерялся. Малыши относят его к фигуркам настольного театра по сказке «Колобок».

Игра «Вот так игрушки».

Задачи: обогащать и расширять знания о технике, используя техническую игрушку; с помощью педагога строить сложносочиненные предложения с союзом а.

Материал: куклы Саша и Алеша, технические игрушки, рассказ
Н.Калининой «Как Саша и Алеша пришли в детский сад», стихотворение Т.Ткаченко «Дружба».

Ход игры

Воспитатель вносит в группу кукол Сашу и Алешу. Дети здороваются с ними,  знакомятся. Воспитатель читает рассказ Н.Калининой «Как Саша и Алеша пришли в детский сад».

Пальчиковая игра «Дружба».

Дружат в нашей группе девочки и мальчики

(пальцы рук соединяются ритмично в «замок»).

Мы с тобой подружим маленькие пальчики

(ритмичное касание одноименных пальцев рук).

Т.Ткаченко

Чтобы Саше и Алеше было интересно в детском саду, воспитатель предлагает подарить им игрушки (игрушки подбирает каждый воспитатель в зависимости от имеющихся в наличии; они должны быть доступны детям в управлении и иметь эстетичный вид). Дети рассматривают игрушки, произносят звукоподражание (если это возможно), пользуются пультом управления. Когда малыши рассмотрят все игрушки, выберут себе по одной, воспитатель просит подарить их Саше и Алеше.

В. Что подарил Петя Саше? (Куклу.) А что подарила Катя Алеше? (Машину.) Петя подарил Саше куклу, а Катя подарила Алеше машину.

Дети повторяют за воспитателем. Аналогично малыши играют с остальными игрушками и рассказывают о них.

Игра «Моя семья».

Задачи: помочь в познании родственных связей, поощрять проявление любви и симпатии к родным и близким людям; способствовать освоению грамматического оформления высказывания: изменения существительных по падежам (дательный падеж).

Материал: альбом с фотографиями детей группы и членами их семей; сумка, кукла, тетрадь, молоток, передник, газета, спицы, скакалки, красные ободки на голову; потешки: «Этот пальчик — дедушка…», «Еду — еду…».

Ход игры

Дети сидят на ковре. Один ребенок показывает семейные сюжетные фотографии.

РЕКЛАМЫ НЕТ

В. Кто эта девочка? (Это я, это Ира.) Что Ира делает? (Играет с куклой.) Кто этот мальчик? (Брат Костя.) Что делает Костя? (Читает. Делает уроки. Пишет.) Кто этот дядя? (Это папа Саша.) Что делает папа? (Чинит табуретку.) Кто эта тетя? (Это мама Таня.) Что делает мама? (Готовит обед.) Чей это дедушка? (Это Ирин дедушка Петя.) Что делает дедушка? (Читает газету.) Чья это бабушка? (Это Ирина бабушка Паша.) Что делает бабушка? (Вяжет.)

В. Дети, у меня в сумке много разных предметов. Но я не знаю, кому нужны эти вещи. Подскажите мне.

Воспитатель достает из сумки предметы. Дети называют их и говорят, кому они нужны: кукла — Ирочке, тетрадь — брату Косте, молоток — папе Саше, передник — маме Тане, газета — дедушке Пете, спицы — бабушке Паше.

В. Вот такая дружная у Ирочки семья.

Воспитатель спрашивает у девочки фамилию ее семьи.

Затем педагог интересуется, как звучит фамилия других детей, как зовут членов их семей.

Пальчиковая игра.

Этот пальчик — дедушка,

Этот пальчик — бабушка,

Этот пальчик — папочка,

Этот пальчик — мамочка,

Этот пальчик — я.

Вот и вся моя семья.

Потешка

Дети загибают по очереди все пальчики на руке.

В. Хорошо, когда такая большая и дружная семья. Не у всех бабушки и дедушки живут вместе с вами, но они вас очень любят и всегда ждут в гости.

Воспитатель предлагает детям поехать в гости к бабушкам и дедушкам на лошадке. Часть детей будут лошадки. На них надевают «вожжи». Другая часть — ездоки. Они — в красных «шапках». Дети становятся друг за другом, действуют в соответствии со словами потешки.

Еду-еду

К бабе, к деду,

На лошадке

В красной шапке.

Потешка

Дети скачут галопом по группе.

Игра «Наши игрушки».

Задачи: демонстрацией игрушек выражать потребность в общении со сверстниками; способствовать освоению грамматического оформления высказывания: согласованию существительного и местоимения в роде и числе.

Материал: любимые домашние игрушки, стихотворение А.Шупиковой «Наши игрушки».

Ход игры

Накануне воспитатель просит родителей принести любимые игрушки детей.

Дети играют с воспитателем. В группу входит помощник воспитателя и вносит игрушки, которые она встретила в коридоре. Дети подбегают к ним. Каждый из детей узнает свою любимую домашнюю игрушку.

В. Дети, чья это кукла? (Это моя кукла.) Петя, чья это кукла? (Это Дашина кукла.) Даша, как зовут твою куклу? (Мою куклу зовут Катя.)

Аналогично дети рассматривают и разбирают остальные игрушки. Во время беседы необходимо следить, чтобы в своих ответах дети использовали местоимения.

Дети усаживают свои игрушки.

Игра «Наши игрушки».

К нам пришли наши игрушки

(дети идут по группе, разводят руки в стороны, показывая на игрушки):

Куклы

(прямые руки опущены вниз, кисти — в стороны, ладошки — параллельно полу, повороты вправо — влево),

Мишки

(имитируют ходьбу медведя),

Погремушки

(подскоки на месте),

Мой утенок

(показывают жестом на себя),

Твой козленок

(показывают жестом на рядом стоящего ребенка)

И ее волчок

(показывают жестом на рядом стоящую девочку).

Мы свои игрушки

Любим, бережем

(дети подходят к своим игрушкам, берут их в руки).

С ними поиграем —

На место уберем

(играют со своими игрушками: качают куклу, катают машину).

Я своей игрушкой

(показывают жестом на себя)

Поделюсь с тобой

(показывают жестом на товарища).

Ну, а ты своею

(показывают жестом на товарища)

Поделись со мной

(показывают жестом на себя).

РЕКЛАМЫ НЕТ

А.Шупикова

Воспитатель предлагает детям поделиться игрушками. Педагог добивается, чтобы дети просили друг у друга игрушку: «Дай мне свою куклу», «Я хочу поиграть с твоей машинкой», «Мне нравится твоя пирамидка, дай мне ее поиграть». Взрослый следит, чтобы дети отвечали: «Возьми мою куклу», «Поиграй с моей машинкой», «Вот тебе моя пирамидка».

Игра «Наша елка».

Задачи: воспитывать желание украшать комнату к празднику; способствовать освоению грамматического оформления высказывания: изменения существительного по числам.

Материал: елка, коробка, елочные игрушки: шары, сосульки, шишки в коробочках,  вата, стихотворение М.Ивенсен «Елочка».

Ход игры

Дети сидят на ковре. Воспитатель просит закрыть глаза и понюхать воздух. Помощник воспитателя тихо вносит елку. Дети открывают глаза, подходят к елке, трогают веточки, нюхают их.

— Елочка, елка,

Колкая иголка,

Где ты выросла?

— В лесу.

— Что ты видела?

— Лису.

— Что в лесу?

— Морозы,

Голые березы,

Волки да медведи —

Вот и все соседи.

— А у нас под Новый год

Каждый песенку поет.

Воспитатель предлагает нарядить елочку, чтобы ей стало веселей. Педагог достает из шкафа большую коробку.

В. Что это? (Коробка.) Что в коробке?

Воспитатель берет одну из коробочек и достает из нее шар.

В. Что я достала из коробки? (Шар.) Что лежит в коробке?

Воспитатель показывает открытую коробку. Дети берут по одному шару, рассматривают.

В. Что у тебя в руках, Петя (Вася, Саша)? (Шар.)

С помощью взрослых дети вешают шары на елку.

В. Что мы повесили на елку? (Шары.)

Аналогично рассматривают шишки и сосульки.

Игра «Веселый день».

Задачи: вызывать у детей радость, создавать веселое, эмоционально приподнятое настроение; способствовать освоению грамматического оформления высказывания: изменение глаголов по времени (прошедшее время).

Материал: новогодняя елка, новогодний подарок, стихотворение З.Александровой «Елочка».

Ход игры

Воспитатель рассматривает фантики от конфет. Дети узнают в них конфеты из подарка, который им вчера вручил Дед Мороз.

— Кто приходил к нам на праздник? (Дед Мороз.)

Воспитатель приглашает детей в зал. Малыши заходят в зал, снова любуются елкой.

Маленькой елочке

Холодно зимой.

Из лесу елочку

Взяли мы домой.

Сколько на елочке

Шариков цветных,

Розовых пряников,

Шишек золотых!

Сколько под елочкой

Маленьких ребят!

Топают, хлопают,

Весело кричат.

Дети топают ногами, хлопают в ладоши.

В. Где росла елка? (В лесу.) Что мы сделали с елочкой? (Украсили.) Как мы украшали елку? (Повесили шары, сосульки, шишки.) Что мы делали вчера под елочкой? (Пели песни, играли, водили хороводы.)

Дети водят хоровод, играют в игру, в которую играли на утреннике с Дедом Морозом.

В. Вы играли в эту игру? (Играли.) С кем вы играли? (Мы играли с Дедом Морозом.) Что вам подарил Дед Мороз? (Конфеты.)

Воспитатель обращает внимание детей на уголок коробки, виднеющейся из-под елки, говорит о том, что Дед Мороз оставил для детей подарок. Малыши берут конфеты, едят их, благодарят Деда Мороза.

Чтобы прокомментировать, надо войти в Яндекс

Пожалуйста, зарегистрируйтесь на МААМ. Копировать можно только зарегистрированным пользователям МААМ. Адрес публикации: https://www.maam.ru/detskijsad/igry-i-uprazhnenija-dlja-formirovanija-gramaticheskogo-strИгры и упражнения для формирования грамматического строя речи во второй группе раннего возраста

1. Игра «Непослушный колобок»

Задачи: знакомить детей с дикими животными, упражнять детей в изменении существительных по падежам (родительный падеж с предлогом и без, употреблении имён прилагательных в именительном падеже.

Оборудование: картинки с изображением медведя, волка, лисы, зайца, настольный театр по сказке «Колобок».

Предварительная работа: чтение сказки «Колобок».

Ход игры: В группу вкатывается Колобок. Дети здороваются с ним, усаживаются на ковре. Воспитатель помогает малышам вспомнить сказку, затем просит детей ответить на вопрос: «Кого встретил Колобок в лесу?»

Воспитатель показывает картинку с изображением зайца. Дети рассматривают её, называют части тела, отмечая характерные признаки: длинные уши, короткий хвост, имитируют движения зайца.

Аналогичная работа проводится с картинками волка, медведя и лисы.

В конце занятия воспитатель поясняет, что Колобок поступил плохо – без разрешения ушёл из дома и поэтому попал в беду – его скушала хитрая Лиса.

2. Игра «Наши игрушки».

Задачи: упражнять детей в согласовании существительного и местоимения в роде и числе.

Оборудование: любимые домашние игрушки детей.

Ход игры: Накануне воспитатель просит родителей принести любимые игрушки детей.

Дети играют с воспитателем. В группу входит помощник воспитателя и вносит игрушки, которые она «встретила» в коридоре. Дети подбегают к ним. Каждый из детей узнаёт свою любимую игрушку.

Воспитатель: «Дети, чья это кукла?» («Это моя кукла» - отвечает Аня). «Дима, чья это кукла?» («Это Анина кукла»).

Аналогично дети рассматривают и разбирают остальные игрушки. Во время беседы необходимо следить, чтобы в своих ответах дети использовали местоимения.

В конце занятия дети убирают свои игрушки.

3. Упражнение «Я даю тебе…»

Задачи: тренировать детей согласовывать слова в предложении, правильно подбирать прилагательные к существительным, узнавать предметы и правильно называть их, определять их цвет.

Оборудование: карточки с изображением предметов разных цветов (ведёрки красного, зелёного, жёлтого, синего цветов). Ход игры: дети обмениваются выбранными картинками: «Дима, я даю тебе красное ведёрко». «Спасибо, Женя, а я даю тебе жёлтое». Подобным образом можно использовать карточки с изображением других предметов, при выборе можно ориентироваться на тематику занятия в целом (Тематические недели, например, фрукты/овощи/осень и т. п.).

4. Упражнение «Правильно или неправильно»

Задачи: учить детей согласовывать слова в предложении, правильно подбирать прилагательные к существительным, узнавать предметы и правильно называть их, определять их цвет.

Оборудование: игрушка – котёнок, игрушечные блюдце и кувшин, мячик, кукла.

Ход упражнения: воспитатель предлагает детям решить ситуацию: «Помогите мне, пожалуйста, разобраться. Правильно ли поступает кукла Маша?». «Почему котёнок не хочет есть мячик? Что предпочитают есть кошки?» (молоко).

«Вы правильно ответили на вопрос, что любят кушать кошки. Кукла Маша «убирает» мячик и «наливает» молоко из кувшина в блюдце».

«Правильно ли поступает кукла Маша теперь?» (да). Совершенно верно, кукла Маша поступает правильно, она налила котёнку молока».

Воспитатель берёт игрушечного котёнка и предлагает детям самим покормить его молоком (воображаемая ситуация).

5. Игра «Курочка и цыплятки»

Задачи: тренировать детей в словообразовании, используя новые слова в сочетании со знакомыми.

Оборудование: игрушки - курочка и цыплятки, зёрнышки.

Ход игры: воспитатель на столе насыпает зёрнышки, приглашает детей посмотреть на курочку, которая вышла с цыплятками погулять.

«Курочка с цыплятками вышли погулять. У курочки большой клюв. А у цыплят маленькие клювики. Курочка клюёт. И цыплятки клюют. Курочка клюёт быстро. И цыплятки стараются клевать быстро».

Далее повторить с детьми предложения с использованием новых слов, сначала всем вместе, затем с каждым ребёнком индивидуально.

В завершении предложить детям поиграть с курочкой и цыплятами – покормить их воображаемыми зёрнышками.

6. Упражнение «Дикие звери и их детёныши»

Задачи: тренировать детей в словообразовании, составлении словосочетаний, предложений, определении размера, путём сравнения.

Оборудование: фланелеграф, изображения животных и их детёнышей, лесных деревьев.

Ход упражнения: «Сегодня мы отправимся с вами в лес и узнаем, кто же живёт в лесу». Воспитатель прикрепляет на фланелеграф изображение медведя и просит детей назвать, кто это. (медведь) «Правильно, это медведь. А теперь посмотрите сюда и скажите, кто это?» - прикрепляет изображение медвежонка (медвежонок). «Правильно, это медвежонок». «Медведь какой?» (большой). «А медвежонок какой?» (маленький). Правильно. Давайте скажем вместе «Медведь большой», «А медвежонок маленький» «Где живут медведи?» (в лесу, скажем вместе: «Медведи живут в лесу».

Таким же образом проводим дальше упражнение, используя картинки с изображением других животных (волк, заяц, лиса).

7. Игра «Кого нет?»

Задачи: упражнять детей в употреблении родительного падежа имён существительных в единственном числе, составлении словосочетаний и предложений.

Оборудование: игрушки – кошка, собака, уточка, курочка, корова, лошадь.

Ход игры: «К нам в гости пришли разные животные. Посмотрите, какие» (по одной показывает детям, просит назвать животных).

«Это кошка. Давайте скажем – это кошка. (дети повторяют). Но кошка захотела кушать и убежала домой» (убирает кошку, «кого нет?» (кошки). «Нет кошки, давайте скажем вместе – нет кошки».

Тоже самое повторяем с другими игрушками.

8. Упражнение «Кто как говорит»

Задачи: научить детей правильному согласованию слов в предложении, звукоподражанию, употреблению глаголов.

Оборудование: картинки, изображающие разных животных и птиц (собака, кошка, корова, свинья, гусь, утка)

Ход упражнения: воспитатель показывает поочерёдно картинки с изображением животных, спрашивает, как разговаривает каждое животное.

Необходимо обращать внимание на правильность построения предложений детьми: «Как разговаривает кошка?» (мяукает)

«Кошка мяукает, давайте повторим – кошка мяукает» «А как кошка мяукает?» (мяу-мяу). «Кошка мяукает вот так – мяу» (дети повторяют)

Аналогично продолжаем упражнение, используя изображение других животных и птиц.



Предварительный просмотр:

Волкова Ирина Анатольевна 
Картотека «Колыбельные песни»

Картотека "Колыбельные песни"

Висит колыбель

На высоком на крюку.

Крюк золотой,

Ремни бархатные,

Колечки витые,

Крюки золотые.

___

У котика, у кота

Колыбель хороша,

У моего Сашеньки

Лучше его.

У кота, кота

Перинушка мягка,

У моего Сашеньки

Мягче его.

У кота, у кота

Подушечка бела,

У моего Сашеньки

Соболиное лежит.

___

Как у Вани колыбель

Во высоком терему,

Шитом, браном пологу,

Кольца-пробойца серебряные…

___

Ой, ляльки-ляльки-ляльки,

В изголовье крендельки,

В ручках яблочки,

В ножках прянички,

По бокам конфеточки,

Винограду веточки.

___

О качи, качи, качи

Под подушкой калачи,

В ручках прянички,

В щечках яблочки,

О лю-лю, лю-лю, лю-лю.

___

Баю-баюшки-баю,

Не ложися на краю:

Придет серенький волчок,

Он ухватит за бочок

И потащит во лесок,

И положит под кусток.

___

Вырастешь большой,

Будешь хороший да баской,

Будешь в людушки ходить,

Будешь денежки носить,

Станешь работку работать,

Станешь пашенку пахать.

___

Баю-баю,

Живет мужик на краю,

Он не беден, не богат,

Полна горница ребят,

Все по лавочкам сидят,

Кашу маслену едят.

Каша масленая,

Ложка крашеная.

___

Баюшки-баю!

Спи по ночам,

Расти по часам!

Вырастешь велик,

Будешь в золоте ходить,

Нянюшкам, мамушкам

Обновки дарить,

Красным девушкам —

По ленточке.

Нянюшки, мамушки,

Качайте дитя!

___

С Угомоновною,

С красной девицею,

И ты спи по ночам,

Ты расти по часам.

А как вырастешь велик,

Стану в золоте водить,

Станешь серебро носить,

А нянюшкам, мамушкам

Обносочки дарить,

А сенным девушкам —

Новые пошить,

Моему Ванюшке носить.

___

Баю-баюшки-бай-бай!

Поди, бука, под сарай,

Моего Ваню не пугай!

Я за веником схожу,

Тебя, бука, прогоню.

Поди, бука, куда хошь,

Моего Ваню не тревожь.

___

Баю-баю, баю-бай

Ты собачка не лай,

Белолоба не скули,

Нашу Любу не буди.

___

Баю-баю

Петушок -золотой гребешок.

Что ты рано встаешь,

Голосисто поешь

Маше спать не даешь?

___

Люли-люли, ай-люли

Прилетели журавли.

Журавли-то из болота

И садились на ворота.

А воротички скрипят,

Спать Ванюше не велят.

Вы ворота не скрипите —

Вы Ванюшу не будите.

___

Все по лавочкам сидят,

Кашку масляну едят.

Ложка гнется, нос трясется,

Сердце радуется.

Люли-люли-люлюшки,

Прилетели гулюшки

Стали гули ворковать:

Чем нам Машеньку питать?

— Чайком, молочком.

Молочком и с сахарком.

Залетели в уголок,

Зажигали огонек.

Стали кашу варить,

Стали Машеньку кормить.

___

Дитя любит рожок,

А пестунъя — пирожок.

Пирога-то нету,

Дам тебе конфету.

___

Спи-ко, Маша-солнышко,

Спи-ко, житно зернышко.

Спи, моя родная,

Рыбка золотая.

Ты, сугрева теплая,

Расти, замена легкая,

Уж ты легонький посол,

Куда пошлешь, туда пошел.

Свечушка, усни,

Моя светлая, поспи.

___

Ой лю-лю, мое дитятко,

Спи-тка усни, дитя материно,

Все ласточки спят,

И касатки спят,

Куницы спят,

И лисицы спят.

Нашему Ванюшке

Спать велят.

Для чего, зачем

Ванюше не спать?

Ласточки спят

Все по гнездышкам,

Касаточки спят

Все по кусточкам,

Лисицы спят

Все по подкусточкам,

Куницы спят

Все по норочкам,

Соколы спят,

Все по гнездышкам,

Соболи спят

Где им вздумалось,

Маленькие детки

В колыбельках спят.

Спи-тко, Ванюша,

Спи-тко, дитятко родное!

___

Как у котика-кота

Была мачеха люта

Она била кота, колотила кота.

Колотушек надаю

Колотушек двадцать пять

Будет дитя крепко спать.

___

Бай да лю-лю,

Володю спать укладу.

Кошки, котята

По очепу бежат,

Володе сна тащат.

Сон да дрема —

Володе в глаза!

Сон ходит по сеням,

Дрема ходит по новым.

Сон говорит,

Володе спать велит.

Сон в сапогах,

Дрема в катанках.

Сон говорит:

«Володю укладу».

Дрема говорит:

«Ему спать велю».

___

Уж ты котинька-коток,

Котик — серенький хвосток,

Приди, котик, ночевать,

Мое дитятко качать.

Я тебе то, коту,

Я тебе, воркоту,

За работу уплачу:

Бел платочек повяжу,

Наряжу тебя в сапожки,

Носки лаковые,

Будешь, котик,

Ты плясать,

Колю будешь забавлять.

___

Котя-котенька коток,

Котя-серенький хвосток,

Приходи к нам ночевать,

Нашу Светочку качать.

Уж как я тебе коту за работу заплачу —

Дам кусок пирога, да кувшин молока,

Да каши горшок, сладких яблочек мешок.

Уж ты котик поскучай,

Нашу детку покачай.



Предварительный просмотр:

Картотека пестушек

Полина Комарова 
Картотека пестушек

***

«Потягунюшки,

Порастунюшки,

Поперек толстунюшки,

А в ножки - ходунюшки

А в ручки - хватунюшки,

А в роток - говорок,

А в головку - разумок».

***

«Потягушечки!

Порастушечки!

Поперек толстушечки,

Руки - хватушечки.

Ноги - бегушечки».

***

«Мешу, мешу тесто,

Есть в печи место,

Пеку, пеку каравай!

Головоньку - валяй, валяй!» -

Поехали, поехали

С орехами, с орехами!

Поскакали, поскакали

С калачами, с калачами!

Вприпрыжку, вприскочку

По кочкам, по кочкам -

В ямку - бух!

***

Хороша дорога,

Хороша дорога,

Вот стала что-то хуже,

Вот стала что-то хуже,

Шаляет, валяет,

Шаляет, валяет,

На мостике, под мостиком,

На мостике, под мостиком,

Бух в ямку!

***

Токи-токи-тошки,

Кую, кую ножки.

Ножки у Антошки

Едут по дорожке,

Дорожка кривая,

Ни конца, ни края.

***

Та-та-та, та-та-та,

Вышла кошка за кота;

Кот ходит по лавочке,

Водит кошку за лапочки,

Топы-топы по лавочке,

Цапы-цапы за лапочки.

Большие ноги

Шли по дороге:

Топ-топ-топ,

Топ-топ-топ.

Маленькие ножки

Бежали по дорожке:

Топ-топ-топ, топ - топ-топ!

Топ-топ-топ, топ-топ-топ!

***

«Ладушки-ладушки,

Где были?

- У Аннушки.

Что ели?

- Оладушки.

Где оладушки?

- Съели.

Нет оладушек!» (Руки ребенка разводятся в стороны).

Игра продолжается. Взрослый предлагает пойти к Паничке:

Ладушки-ладушки,

Где были?

- У Панечки.

Что ели?

-Прянички!

Где прянички?

Съели.

Нет пряничков! (Руки ребенка разводятся в стороны).

***

Г. Лагздынь

Потягушечки

Вот проснулись.

Потянулись!

С боку на бок

Повернулись.

Потягушечки!

Потягушечки!

Где игрушечки?

Погремушечки?

Ты, игрушка, погреми!

Нашу дочку подними!

***

Топ-топ-топотушки,

Пляшет зайка у ворот,

Ходят ушки на макушке,

Глазки смотрят в огород.

Раз шажок!

Раз шажок! Два шажок!

Левый! Правый сапожок!

Я учу Алёшку

Топать понемножку!

***

Три-та-туш-ки

Три-та-туш-ки! Три-та-туш-ки!

Едет Маша на подушке!

На подушечке верхом!

Бух! С подушки кувырком!

Положили на подушки

Положили на подушки:

Куклы – щёчки,

Зайки – ушки,

Козлик – рожки,

Свинка – ножки.

Балалайка

Балалайка, балалайка!

Ну-ка, песенку сыграй-ка!

***

Ладушки

Ладушки, ладушки,

С мылом моем лапушки!

Чистые ладошки,

Вот вам хлеб да ложки!

***

Сорока, сорока,

Кашу варила, гостей манила,

На порог скакала, гостей созывала.

Этому дала, и этому дала,

И этому дала, и этому дала,

А этому не досталось.

Якимка, Якимка, сходи за мякинкой,

Дам тебе я кашки

На красной ложке,

На пешным (печном) окошке.

Кы-ы-ш, на головушку, кы-ы-ш!

***

- Сорока, сорока, где была?

- Далёко.

Кашу варила,

Гостей манила.

Кашу на стол,

Гости за стол.

Кашу со стола,

Гости со двора.

Вариант:

Гости на двор,

Кашу за стол,

Гости со двора,

Кашу со стола.

Ши-и-ш, полетели,

На головку сели,

Песенку спели,

Опять улетели.

***

Как у дедушки Петра

Нет ни печки, ни шестка,

Одна липова доска.

Как на этой на доске

Лежал серенький коток,

Лежал серенький коток,

Раскудрявенький лобок.

Вот повадился коток

К двум старушкам в полгребок,

К двум старушкам в погребок

Красть сметану и творог.

Как заметили кота

Две старушки из окна,

Побежали за котом

С дубиною, с батогом.

Как ударили кота

Поперек да живота,

Повернулся наш коток

С боку на бок раз пяток.

***

Ах ты, котенька-коток,

Кудреватый твой лобок.

Вот повадился коток

Лазить в чужой погребок.

Лазитьв чужой погребок

По сметанку и творог.

Вот споймали кота,

Отлупили и бока

И повесили кота

На шабровы ворота.

Вот те, котенька-коток,

И сметанка, и творог,

И сметанка, и творог,

И парное молоко!

***

Сказка – побаска

Ехала по лавке,

Задком, задком, на боярский двор.

Там и шапочки пушат, перепушивают,

Одна шапочка упала,

А татарочка украла.

Татарочка маненька,

Ударила в доску,

Поехала в Москву

А в Москве калачи.

Как огонь горячи.

А в Петербурге вино

По копейке ведро.

Хошь пей, хошь лей,

Хошь укачивайся,

С боку на бок перворачивайся.

***

Как у бабушки Варвары

Сидят курочки в амбаре.

Они росются, в избу просются.

Надо бабушке вставать,

Пашенца курам давать.

Напоила, накормила,

Полетели на дубок.

А дубок сломился,

Другой укоротился.

Маленьки татарочки

Взяли все по палочке,

Стукнули в доску,

Поехали в Москву.

А в Москве не рано

Убили барана.

У барана попа драна,

У быка под бока.

У быка под бока

Надоили молока,

Кринку да юнку

Серому котенку.

Хошь пей, хошь лей,

Хошь окачивайся,

С боку на бок, на бочок

Перворачивайся.

***

Летели две птички,

Собой невелички.

Шуба рвана, без кармана,

Без подметок сапоги,

Нахлобучена фуражка,

А в карманах пироги.

Как они летели,

Все люди глядели.

Шуба рвана без кармана,

Без подметок сапоги.

Нахлобучена

Как они садились,

Все люди дивились.

Шуба рвана без кармана,

Без подметок сапоги.

Нахлобучена фуражка,

А в карманах пироги.

***

Потягу-тягунюшки.

Порасту-растунюшки!

Ножки ходунюшки!

Ручки хватунюшки!

В роток говорок,

А в голову разумок.

***

Тяги, тяги, потягушеньки!

На Катю порастушеньки!

Расти, доченька, здоровая,

Как яблонька садовая!

***

Ах, ты, моя девочка,

Пушистая белочка,

Сладкая конфеточка,

Сиреневая веточка.

Ой, ты, мой сыночек,

Пшеничный колосочек,

Лазоревый цветочек,

Сиреневый кусточек.

***

Ой ладки-ладок,

Скоро Ванечке годок,

Вырастай с дубок,

Достанешь потолок;

Расти и повыше -

Достанешь до крыши.

Вот такой расти,

Чтоб все видеть могли!

***

Ване-соколочку,

дам я три цветочка.

Один цветок игривый,

Другой цветок сонливый,

А третий - счастливый.

Чтобы Ваня не болел,

На сердечко не скорбел.

А в роток говорусеньки,

А в ножки - ходусеньки,

А в ручки - ладусеньки.

Вырастай здоровенький,

Хорошенький, пригоженький,

Матушке - на забаву,

Батюшке - на славу.

***

Вода текучая,

Дитя растучее,

С гуся вода,

С тебя худоба,

Вода книзу,

А дитя кверху.

***

С гуся вода,

С лебедя вода,

С моего дитя -

Вся худоба

На пустой лес,

На большую воду,

Под гнилую колоду.

***

У волка - боли.

У зайца - боли,

У медведя - боли,

У Павлуши - заживи!

***

Ай, не плачь, ты не плач!

Я куплю тебе калач.

Ой, не вой, ты не вой!

Я куплю тебе другой.

Не реви, не реви,

Куплю сухари!

***

Ладушки,ладушки,

Где были? - У бабушки.

А у нашей бабушки

На столе оладушки

И с малиной пирожок -

Ну-ка съешь его, дружок!

***

Тпрушки, тпрушки,

На столе преснушки,

На столе преснушки,

А в печи ватрушки.

Тпрушки, тпрушки

Пекла баба ватрушки.

Всем по преснушке,

А Андрюшке - ватрушку.

Тпрушки, тпрушки,

Всем - по ватрушке,

А две - Андрюшке.

***

Ну-ка, ну-ка, ну-ка, ну-ли!

Не ворчите вы, кастрюли!

Не ворчите, не ш ипите,

Кашу сладкую варите,

Кашу сладкую варите.

Наших деток (нашу детку) накормите.

***

Пришел кисель,

На залавочке присел.

На залавочке присел

Поесть (есть.) Ванечке велел.

***

Пышка-лепешка

В печи сидела,

На тебя глядела-

В рот захотела.

***

Пошел Степа на бережок.

Нашел каши горшок.

Толоконца комок.

Каша масленая,

Ложка красненькая.

Ложка гнется!

Степка смеется,

Душа радуется!

***

Ой, ладушки ладушки,

Испечем оладушки.

На окно поставим,

Остывать оставим.

А остынут - поедим

И воробышкам дадим.

***

Водичка, водичка,

Умой мое личико,

Чтобы глазки блестели,

Чтобы щечки алели,

Чтоб смеялся роток,

Чтоб кусался зубок.

***

На моей тарелочке

Рыженькая белочка.

Чтоб она была видна,

Все съедаю я до дна!

***

Колокольчик голубой

Поклонился нам с тобой.

Колокольчики-цветы

Очень вежливы. А ты?

***

Носит одуванчик

Желтый сарафанчик.

Подрастет - нарядится

В беленькое платьице.

Легкое, воздушное,

Ветерку послушное.

***

Потягунюшки, порастунюшки,

Поперек толстунюшки,

А в ножки - ходунюшки,

А вручки - хватунюшки,

А в роток - говорок,

А в умок - разумок!

***

Птички, птички полетели,

На головку сели.

Сели, сели, посидели

Да опять полетели.

***

Чку, чук, чучки,

На горе - стручки,

Под горой - лопатки,

Бегают ребятки.

***

Вода текучая,

Дите растучее,

С гуся вода -

С тебя худоба.

Вода книзу,

В дитя кверху.

С гуся - вода,

С лебедя - вода,

А с тебя худоба.

***

У кошки болит,

У собаки болит,

У лошадки болит,

А у Ванюши не болит.

***

У лисы болит,

У волка болит,

От Катюши боль

На березу в лес улети!

***

Та-та-та-та-та-та-та,

Вышла кошка за кота.

Кот ходит по лавочке,

Водит кошку за лапочки,

Топы-топы по лавочке,

Цапы-цапы за лапочки.

***

Большие ноги

Шагали по дороге:

ТОП, ТОП, ТОП!

Маленькие ножки

Бежали по дорожке:

Топ-топ-топ-топ-топ!

***

- Ладушки, ладушки,

Где были?

- У бабушки.

- Что ели?

- Кашку.

- Что пили?

- Бражку.

- Что на закуску?

- Щи да капустку.

- Что на заедку?

- Сладенькую репку.

- Шуу, полетели,

На головку сели,

Ладушки запели!

***

Сорока, сорока,

Где была?

- Далеко:

В лесу на опушке,

На попрядушке,

Кашу варила,

на порог становила,

Деток кормила,

Гостей собирала,

Всех угощала:

Одному - ложечку,

Другому - ложечку,

А третьему - целую поварежечку!

***

Сорока-белобока

Кашу варила,

Деток кормила:

- Этому дала,

Этому дала,

- Этому дала,

А этому не дала:

Ты в лес не ходил,

Дров не рубил,

Воды не носил,

Печь не топил -

Не дам тебе кашки!

***

- Пальчик-пальчик,

Где ты был?

- С этим пальцем

В лес ходил,

С этим пальцем

Щи варил,

С этим пальцем

Кашу ел,

С этим пальцем

Песни пел.

***

Идет коза рогатая,

Идет коза бодатая,

Ножками - топ-топ,

Глазками - хлоп, хлоп.

- Кто каши не ест, молока не пьет -

Забодаю, забодаю, забодаю!

***

Ваня, Ваня-простота,

Купил лошадь без хвоста.

Сел задом наперед

И поехал в огород.

***

От моей Оли

Уйдите, боли,

На чистое поле,

На синее море,

На темный лес,

На калину, на малину,

На горькую мать-осину.

***

Не плачь, не плачь, детка,

Прискачет к тебе белка,

Принесет орешки -

Для Машиной потешки.

***

С гуся вода,

С лебедя вода,

А с моего дитятки

Вся худоба -

На пустой лес,

На большую воду

Под гнилую колоду!

***

Ах, ты моя девочка,

Золотая белочка,

Сладкая конфеточка,

Сиреневая веточка!

Ой ты, мой сыночек,

Пшеничный колосочек,

Лазоревый цветочек,

Сиреневый кусточек!

***

Чики-чики-чикалочки,

Сидит зайчик на палочке,

Белка на тележке,

Щелкает орешки.

Иди зайчик, не проси,

Сам орешком натруси.

***

Дыбочек-дыбок,

Скоро Ванечке годок,

Вырастай с дубок,

Достанешь потолок,

Расти и повыше -

Достанешь до крыши,

Вот такой расти,

Чтобы видеть все могли!

***

А лады, лады, лады,

Не посажены сады.

А мой Сашенька пойдет,

Он посадит и польет,

Топ, топ, топ.

***

Ладушки, ладушки!

Где были?

У бабушки.

Что вы ели?

Кашку.

Пили?

Простоквашку.

Простоквашка вкусненька,

Кашка сладенька,

Бабушка добренька!

Попили, поели, шу-у-у…

Домой полетели,

На головку сели,

Ладушки запели. (Малыш вскидывает ручки, делает взмахивания и прикладывает ладошки к головке).

***

Киска, киска, киска, брысь!

На дорожку не садись:

Наша куколка пойдет,

Через киску упадет!

Или:

Уходи с дороги кот!

Кукла Танечка идет,

Кукла Танечка идет,

Ни за что не упадет!

***

«Дыбок, дыбок,

Скоро Сашеньке годок!

Дыбок-дыбок! Целый годок!»

***

Умывая, можно сказать:

Водичка-водичка,

Умой наше личико,

Чтобы глазоньки блестели,

Чтобы щечки краснели,

Чтоб смеялся роток,

Чтоб кусался зубок.

Купая малютку, мама ласково произносит:

«Вода текучая,

Дитя растучее.

С гуся вода,

С дитя худоба!

Вода книзу,

А дитя кверху!»

Одевая ребенка на прогулку, мама может его развлечь следующими строчками:

Наша Маша (Даша, Саша, Катя) маленька,

На ней шубка аленька,

Опушка бобровая,

Маша чернобровая.

***

Пришел кисель,

На лавочке присел,

На лавочке присел,

Поесть Оленьке велел.

Возможен и совсем короткий вариант:

Будем кашку варить,

Будем Сашеньку кормить.

Наша деточка в саду,

Словно яблочко в меду!

***

На дубочке, на дубочке

Тут сидят два голубочка.

У них шейки голубые,

У них перья золотые,

Красные кафтанчики,

Синие карманчики

На дубу они сидят,

Меж собою говорят:

Все про Галеньку

Все про маленьку.

***

В светлом теремочке

Выросла Лизуша!

Люди ее любят,

Все ее голубят.

Вариант для мальчика:

Кто у нас хороший?

Кто у нас пригожий?

Коленька хороший,

Коленька пригожий.

***

Ладушки, ладушки,

Курочки-рябушки.

Ладушки, ладушки,

Курочки-кладушки.

Петушок с хвостом,

Гребешок торчком.

Крылышками - хлоп-хлоп!

Ну а мы их - хоп-хоп!

И поймали!

***

Прилетели, прилетели

Воробышки в огород.

Загалдели, загалдели:

- Чей горох, чей горох?

Прибежал старик хромой:

- Мой, мой, мой, мой!

А воробышки клюют -

- Чик да чок! Чик да Чок!

За стручком стручок

Рассердился старичок:

- Ишь!

Размахнулся старичок:

- Кыш!

***

Эх топни, нога,

Топни правенькая,

Пошла деточка плясать -

Хоть и маленькая!

***

Гоп-гоп, гули, гоп,

Кто сел Машеньке на лоб,

Крылышками хлоп, хлоп!

Маша ножкой топ, топ!

***

Летела пчела около чела -ж-ж-ж!

Летела оса около носа - дз-дз-дз!

Летела мушка около ушка - бз-бз-бз!

Летел жук - в голову - бух!

***

Ивану-большаку - дрова рубить,

Ваське-указке - воду носить,

Мишке-среднему - печку топить,

Гришке-сиротке - кашу варить.

А крошке Тимошке- песенки петь.

Песни петь да плясать,

Родных братьев потешать.

***

Ехали дрожки

По стежке-дорожке,

По стежке-дорожке

Ровнее ладошки,

Лугом, лесочком

С кочки на кочку.

Вприпрыжку, вприскочку.

По оврагам, по камням,

По ухабам, по корням.

Прямо в яму - БАМ!

***

Ехали мы, ехали

К белке за орехами.

По кочкам, по кочкам,

По маленьким пенечкам,

Да в ямку бух!

Раздавили сорок мух!

***

Поскакали, поскакали,

С румянными калачами.

В три прыжка, вприскочку

По пенькам, по кочкам.

На молоденькой лошадке -

Трюх, трюх, рюх, трюх!

На усталой старой кляче -

В ямку - бух!

***

Тюшки, тю-тюшки,

Веселы все душки.

Подыму Егорку

На крутую горку.

Бух, покатился,

С горки свалился!

***

Шла веселая собака,

чики-брики-гав!

А за ней бежали гуси,

голову задрав,

А за ними поросенок,

чики-брики-хрю!

Чики-брики, повтори-ка, что я говорю!

***

Ай, ай, айчик!

Приходи к нам зайчик!

И Ванюшу забирай,

Непослушненького,

Балавушненького.

***

Не плачь, не плачь, детка,

Прискачет к тебе белка,

Принесет орешки -

Тебе для потешки.

Если будешь плакать -

Дадим рваный лапоть.

***

Уходите, боли, в пол.

Уходите, боли, в лес.

К лисе хитрющей,

К волку в пущу,

К вороне в гнездо,

К рыбке на дно,

К медведю в берлогу,

Ко всем по-немногу.

Улетели боли,

Не вернутся боле.

***

Вода текучая,

Дитя растучее,

С гуся вода,

С тебя худоба,

Вода книзу,

А дитя кверху.

***

Глубоко - не мелко!

Корабли в тарелках:

Луку головка,

Красная марковка,

Петрушка, картошка

И крупки немножко.

Вот кораблик плывет,

Заплывает прямо в рот!

***

Гу-ту-ту, гу-ту-ту,

На зеленом на лугу

Стоит чашка творогу.

Прилетели две тетери,

Поклевали, улетели.

Как они летели,

Мы на них глядели,

Как они садились,

Все на них дивились.

Ам, ам, ам, ам.

Ах, ах, ах, ах.

***

Ладушки, ладушки,

Испекли оладушки,

На окно поставили,

Остывать оставили.

Остынут, поедим

И воробышкам дадим.

Воробышки сели,

Все оладьи съели.

Кыш, кыш - полетели!

На головку сели.

***

Идет коза рогатая,

Идет коза бодатая.

Ножками топ-топ!

Глазками хлоп-хлоп!

Кто кашки не ест,

Молока не пьет,

Того забодает, забодает, ЗАБОДАЕТ!

***

Идет коза рогатая,

Идет по боку дратая!

Кто молочка не пьет,

Того рогом бьет -

Пыр, пыр, пыр!

***

Гроза идет!

Коза бредет!

Травку жует!

Молочко дает!

Кто кашку не ест,

Молочко не пьет?

Того забодает,

На рогах унесет!

***

Люли, люли, люленьки.

Прилетели гуленьки.

Стали гули говорить,

Чем Танюшу накормить.

Один скажет - кашкою,

Другой - простоквашкою,

Третий скажет - молочком

И румяным пирожком.

***

Водица-царица,

Всем помошница!

Помогала лугам,

Помогай и нам!

***

Котик-коток

Просыпался ранешенько,

Бежал на мосток,

Умывался белешенько.

Носик мыл, хвостик мыл,

И про лапки не забыл.

***

Тили-тили-тили-тили,

Мы по воду не ходили.

Приходил Егорка,

Приносил ведерко.

Мыли-мыли-мыли-мыли,

Бело-набело отмыли.

Лишь головушка одна

Все-равно черным-черна!

***

Заинька, приди к нам,

Серенький, приди к нам.

И так и сяк, приди к нам,

И так и сяк, приди к нам!

Заинька, умойся,

Серенький, умойся.

И так и сяк, умойся,

И так и сяк, умойся!

Заинька, причешись,

Серенький, причешись.

И так и сяк, причешись,

И так и сяк, причешись!

Заинька, попляши,

Серенький, попляши.

И так и сяк, попляши,

Серенький, попляши!

***

Кран,

Откройся!

Нос,

Умойся!

Мойтесь

Сразу,

Оба

Глаза!

Мойтесь,

Уши,

Мойся,

Шейка!

Шейка, мойся

Хорошенько!

Мойся,

Мойся,

Обливайся!

Грязь,

Смывайся!

Грязь,

Смывайся!

***

Водичка-водичка,

Умой Настино личико,

Настя кушала кашку,

Испачкала мордашку.

Чтобы девочка была

Самой чистенькой всегда,

Помоги, водичка,

Умыть Настино личико.

***

Водичка, водичка,

Умой мое личико,

Чтобы глазки блестели,

Чтобы щечки краснели,

Чтоб смеялся роток,

Чтоб кусался зубок!

***

Буль, буль, буль, карасики.

Моемся мы в тазике.

Рядом лягушата, рыбки и утята.

Кто тут будет куп-куп,

По водичке - хлюп-хлюп?

В ванну быстро - прыг, прыг,

В ванне ножкой - дрыг, дрыг!

Будет мыло пениться,

И грязь куда-то денется.

***

Расти, коса, до пояса,

Не вырани ни волоса.

Расти, косонька, до пят -

Все волосоньки в ряд.

Расти, коса, не путайся -

Маму, дочка, слушайся.

***

Уж я косу заплету,

Уж я русу заплету,

Я плету, плету, плету,

Приговариваю:

ты расти,расти, коса,

Всему городу краса


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рекомендации для родителей по выбору книг и формированию интереса к активному слушанию литературных произведений у детей раннего возраста.

Сегодня, в эру компьютерных технологий, чтение стало, мягко говоря, не популярным занятием. Но оно, безусловно, является очень полезным навыком. Чтение позволяет детям расширить свой кругозор и получи...

Фольклорное развлечение для детей раннего возраста " Сорока - белобока"

Развлечение способствует   формированию у детей интонационной выразительности речи;  развивать эстетические чувства, приобщая детей к произведениям фольклора, музыкального народно...

Картотека утренней гимнастики для детей раннего возраста (дети 2-3 лет).

Картотека утренней гимнастики для детей раннего возраста (дети 2-3 лет)....

КАРТОТЕКА МАЛЫХ ФОЛЬКЛОРНЫХ ФОРМ ДЛЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА

КАРТОТЕКА МАЛЫХ ФОЛЬКЛОРНЫХ ФОРМ  ДЛЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА...

Картотека малых фольклорных форм для детей раннего возраста

Фольклор помагает в развитии различных средств интонационной выразительности,у детей накапливается  и обогащается активный словарь, память,мышления.Знакомство с народными произведениями обогащает...

Картотека анимационных произведений для детей дошкольного возраста (с пяти лет) по ФОП (ФОП ДО)

Педагог может выбирать их в соответствии с образовательными задачами, которые нужно решить....