Консультация для родителей ВОЗМОЖНОСТИ СЕМЬИ В РЕЧЕВОМ РАЗВИТИИ РЕБЁНКА
консультация по развитию речи

Галина Александровна Ферару

В мир компьютерных гаджетов мы за бываем о беседах с нашими детьми. давайте начинать общаться.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vozmozhnosti_semi_v_rechevom_razvitii_rebyonka.docx17.08 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

ВОЗМОЖНОСТИ СЕМЬИ В РЕЧЕВОМ РАЗВИТИИ РЕБЁНКА

Особую роль в развитии ребенка дошкольного возраста играет семья, поскольку это первая среда, формирующая личность ребенка. Вспомните свое детство, то, что осталось в вашей памяти

Именно психологическая атмосфера в доме во многом определяет роль семьи в развитие ребенка. Семью, как фактор воспитания, характеризует благоприятная среда, в которой организуется жизнь и деятельность ребёнка. Именно среда является для ребёнка условием и источником развития. Ребёнок становится личностью. От того, как организована воспитательная среда в семье, зависят и методы воздействия на ребёнка, их эффективность для его развития.

Семейное воспитание более разнообразно в отличие от воспитания в дошкольном учреждении. Программа воспитания и обучения сосредотачивает внимание ребёнка в основном на положительном, что есть в окружающем мире. Это снижает адаптационные способности ребёнка к реальной жизни.

В семье же ребёнок является свидетелем различных жизненных ситуаций, порою даже не совсем позитивного содержания. Поэтому реальный опыт, приобретаемый ребёнком в семье, отличается реализмом, а, наблюдая поведение взрослых, у него выстраивается собственное отношение к миру и формируются представления о ценности тех или иных явлениях и объектах.

Таким образом, семья знакомит ребёнка с разнообразными моделями поведения, на которые он будет ориентироваться, приобретая собственный социальный опыт.

Семейное воспитание не всегда бывает «идеальным», так как одни родители не умеют способствовать развитию речи своих детей, другие не хотят делать этого, а третьи не могут развивать ребёнка в силу каких-либо жизненных обстоятельств (потеря работы и средств к существованию, тяжёлые заболевания, аморальное поведение), другие просто не придают этому должного значения.

В семье для ребёнка нужно создавать такие условия, чтобы он испытывал удовлетворение от общения со взрослыми, старшими братьями и сёстрами, получал от них не только новые знания, но и обогащал свой словарный запас, учился верно строить предложения, правильно и чётко произносить звуки и слова, интересно пересказывать.

В дошкольном возрасте можно выделить разные направления воспитания и развития ребенка - физическое, нравственное, интеллектуальное, эстетическое, трудовое, экономическое, социальное, половое и другие направления. Одним из наиболее значимых направлений развития ребенка в дошкольный период детства является речевое развитие.

Основная задача речевого развития детей в дошкольном возрасте – это овладение нормами и правилами родного языка, определяемыми для каждого возрастного этапа, и развитие его коммуникативных способностей (при этом индивидуальные различия речевого развития у детей одного возраста могут значительно отличаться). Результаты исследований психологов, педагогов, лингвистов (Выготский Л.С., Леонтьев А.Н., Виноградов В.В., Ушинский К.Д., Тихеева Е.И. и др.) создали предпосылки для комплексного подхода в решении задач речевого развития детей. Работы педагогов и психологов показывают, насколько велика в этом процессе роль семьи.

 Речь не является врожденной способностью, а развивается в процессе онтогенеза, параллельно с физическим и умственным развитием ребенка и служит показателем общего его развития. Она формируется под влиянием речи взрослых; от того, насколько полноценным является речевое общение ребенка, насколько достаточна его речевая практика, каково речевое окружение, условия воспитания, зависит и речевая культура маленького человека. Родители пользуются авторитетом у детей, и дети стараются подражать своим родителям. Поэтому с самого раннего возраста с ребенком надо правильно говорить, речь родителей должна быть грамотной.

В современном мире нельзя обойтись без телевизора, компьютера, телефона, калькулятора, но важно, чтобы они были средством обучения, а не заменяли собой общение с самыми близкими, дорогими людьми. Родители должны помнить, что именно на них лежит ответственность за развитие речи ребенка, особенно в первые годы жизни.

И нельзя забывать, что большую роль в обогащении духовного мира ребенка играет литература. Книга является кладовой для развития речи, мышления, воображения, чувств. Ребенка необходимо привлекать к обсуждению прочитанного, анализировать поступки героев, просить пересказать, так как именно во время пересказа идет прямой контакт с ребенком. Чтение, рассказывание сказок, стихов должны стать семейной традицией.

Речь ребенка развивается, если его жизнь наполнена разнообразными и интересными делами, событиями, мероприятиями. Поэтому чаще посещайте с ним концерты, выставки, гуляйте, занимайтесь спортом. Замечено, что если родители сами творческие личности: например рисуют, лепят, сочиняют сказки, поют, танцуют то и дети в таких семьях, как правило, полностью развиваются. Очень важно, чтобы в тот момент, когда у ребенка происходит становление речи, с ним были любящие, заботливые, понимающие родители. Родители просто обязаны знать, какое огромное значение для ребенка имеет речь взрослых, и как именно нужно разговаривать с маленькими детьми.

Игры дома

«Рассказывание сказки по очереди»

Начинает взрослый. Стоит прерывать малыша на интересном месте, чтобы предложить неожиданный поворот событий. Кроме того, родителю следует активнее вмешиваться в процесс сочинительства, если рассказ ребенка слишком однообразен или неоригинален (ребенок не сочиняет, а рассказывает известную сказку).

«Я задумал слово со...?» – говорит взрослый. «Со-вок, со-да, со-кол»,- угадывает малыш. «Нет. Со-ро...?» Со-ро-ка.

«Говорим по-разному»

 Попробуйте один и тот же детский стишок прочитать сначала обычным голосом, потом очень быстро и очень медленно, басом и тоненьким голоском, делая ударение не на тех словах, на которых нужно. Изменив интонацию, можно безобидное стихотворение прочитать как страшную историю или как телевизионный репортаж. Если получится, попробуйте использовать иностранный акцент. Да мало ли что можно придумать!

«Чем закончилось?»

Одним из способов развития связной речи может стать просмотр мультфильмов. Начните вместе с малышом смотреть интересный мультфильм, а на самом захватывающем месте «вспомните» про неотложное дело, которое вы должны сделать именно сейчас, но попросите ребенка рассказать вам позже, что произойдет дальше в мультфильме и чем он закончится. Не забудьте поблагодарить вашего рассказчика!

«Заучиваем стихи с малышами»

Ребенку интересно не только услышать стихотворение, но и показать в нем каждое слово жестом, как бы оживить текст с помощью рук. Для успешного заучивания с детьми стихов и потешек предлагаем воспользоваться нашими советами. Занимайтесь с ребенком только тогда, когда он здоров и спокоен. Сначала прочитайте два три стихотворения. Предложите выбрать одно, которое больше понравилось, и прочитайте его три-четыре раза. Покажите, как можно связать стихотворные строки с движениями рук и пальцев. Повторите все движения вместе с ребенком. Хвалите малыша, даже если у него получается лишь одно – два движения. Главное, чтобы ему было интересно рассказывать стишок, руками и пальцами рисовать к нему картинки. Тогда и текст легче запоминается.  

«Картинки-загадки»

 Подойдут любые карточки из любой игры. Игрок описывает предмет, изображенный на карточке, не называя его. Задача другого игрока угадать, что же изображено на картинке.

 «Скажи наоборот»

Один называет слово, а другой подбирает к нему антоним.

Горячий – холодный

Много – мало

Быстро – медленно

Старый – молодой

 Высокий – низкий

Длинный – короткий

 Прямо – криво

Больной – здоровый

Важно находить время и регулярно проводить время с детьми и тогда успех не заставит себя ждать.