Консультация для воспитателей "Творческое рассказывание"
консультация по развитию речи

Кабанова Марина Владимировна

Возможность развития творческой речевой деятельности возникает в старшем дошкольном возрасте, когда появляется достаточный запас знаний об окружающем мире. Дети овладевают сложными формами связной речи, словарем; возникает возможность действовать по замыслу. Воображение из репродуктивного превращается в творческое (Л.С. Выготский).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tvorcheskoe_rasskazyvanie.docx22.39 КБ

Предварительный просмотр:

Творческое рассказывание.

Возможность развития творческой речевой деятельности возникает в старшем дошкольном возрасте, когда появляется достаточный запас знаний об окружающем мире. Дети овладевают сложными формами связной речи, словарем; возникает возможность действовать по замыслу. Воображение из репродуктивного превращается в творческое (Л.С. Выготский).

Вопросы формирования детского словесного творчества исследовались                Е.И. Тихеевой, Е.А. Флериной, М.М. Кониной, Л.А. Пеньевской, Н.А. Орлановой, О.С. Ушаковой, Л.М. Ворошниной, Э.П. Коротковой, А.Е. Шибицкой и др., разработавшими тематику и виды творческого рассказывания, приемы                                   и последовательность обучения. Творческое рассказывание детей требует активной работы воображения, мышления, речи, проявления наблюдательности, волевых усилий, участия положительных эмоций.

Словесное творчество - наиболее сложный вид творческой деятельности ребенка. Особенности творческого рассказывания в том, что ребенок должен самостоятельно придумывать содержание (сюжет, воображаемые действующие лица), опираясь на свой прошлый опыт, облекать его в форму связного повествования. Требуется также умение придумывать завязку, ход события, кульминацию и развязку; точно, выразительно и занимательно передавать свой замысел. В основе словесного творчества, отмечает О.С. Ушакова, лежит восприятие произведений художественной литературы, устного народного творчества, в том числе и малых фольклорных форм (пословицы, поговорки, загадки, фразеологизмы) в единстве содержания и художественной формы. Словесное творчество она рассматривает как деятельность, возникающую                         под влиянием произведений искусства и впечатлений от окружающей жизни                         и выражающуюся в создании устных сочинений - рассказов, сказок, стихов.

Словесное творчество детей выражается в различных формах: сочинении рассказов, сказок, описаний; сочинении стихотворений, загадок, небылиц; словотворчестве (создании новых слов - новообразований).

Условия успеха детей в творческой деятельности: постоянное обогащение опыта детей впечатлениями из жизни; обогащение и активизацию словаря; умение детей владеть культурой связного высказывания, знать композицию повествования; правильное  понимание детьми задания: создать нечто новое, рассказать о том, чего на самом деле не было или ребенок этого сам не видел, но «придумал»                            (хотя в опыте других подобный факт мог быть).

Виды классификации творческих рассказов: сказки; описания природы, сочинение рассказов по аналогии с литературным образцом (замена героев                          с сохранением сюжета; изменение сюжета с сохранением героев). Чаще всего дети создают контаминированные тексты, поскольку им трудно давать описание,                       не включая в него действие, а описание сочетается с сюжетным действием.

Начинать обучение творческому рассказыванию лучше с придумывания рассказов реалистического характера. Наиболее сложным заданием является создание текстов описательного характера о природе, поскольку выразить в связном тексте свое отношение к природе ребенку сложно.

Развитие словесного творчества детей под влиянием русской народной сказки происходит поэтапно.

- На первом этапе в речевой деятельности дошкольников активизируется запас известных указок с целью усвоения их содержания, образов и сюжетов.

- На втором этапе под руководством воспитателя осуществляется анализ схемы построения сказочного повествования сюжета (композиция, традиционный зачин и концовка). Воспитатель обращается к приемам совместного творчества: выбирает тему, называет персонажей - героев будущей сказки, советует план, начинает сказку, помогает вопросами, подсказывает развитие сюжета.

- На третьем этапе предлагается придумать сказку по готовым темам, сюжету, персонажам; самостоятельно выбрать тему, сюжет, персонажей.

Связные высказывания типа рассуждений.

Рассуждение является наиболее сложным типом монологической речи                         и характеризуется использованием достаточно сложных языковых средств. Основой рассуждения является логическое мышление, отражающее многообразные связи                         и отношения реального мира. В исследованиях С.Л. Рубинштейна, А.Р. Лурия показано, что ребенок рано начинает подмечать элементарные причинные зависимости и делать выводы. Уже в 4 года 4 мес. у некоторых детей наблюдается понимание причин и следствия явлений. Развитие понимания причинности связано             с наблюдением конкретных ситуаций, объяснением содержания картинок.                            В старшем дошкольном возрасте дети пользуются простейшими речевыми формами рассуждений, главным образом в виде сложноподчиненного предложения                          с придаточным причины с союзом потому что.

Формы работы с детьми:

- обучение их целостным связным рассуждениям, состоящим из тезиса, доказательства и выводов;

- формирование умений вычленять существенные признаки предметов для доказательства выдвинутых тезисов;

- использование различных языковых средств для связи смысловых частей (потому что, так как, поэтому, значит, следовательно);

- употреблять при доказательстве слова во-первых, во-вторых, включать элементы рассуждения в другие типы высказываний (контаминация).

В процессе общения создаются ситуации, требующие разрешения определенных проблем, побуждающие детей пользоваться объяснительно-доказательной речью. Для этого можно использовать:

- труд детей в природе (в уголке природы дети определяют состояние почвы, листьев комнатных растений и выясняют необходимость их полива; определяют влияние влаги и света на рост и развитие растений);

- наблюдения за сезонными изменениями в природе, объяснение зависимостей, существующих в природе;

-  обследование предметов, их качеств, свойств (что тонет в воде и почему?             из какой ткани шьют летнюю, зимнюю одежду и почему?);

- конструктивно-строительные задания (собрать по схеме конструкцию                        и объяснить, как собирал, что получилось; построить мост через реку, железную дорогу, объяснить, какие детали отобрал и почему);

- классификацию иллюстраций и картинок в книжном уголке, объединение картинок в одну группу;

- объяснение правил настольно-печатных, подвижных, словесных игр.

Обучение высказываниям типа рассуждений на занятиях целесообразно начинать с опорой на предметные действия, наглядный материал, постепенно переходя к заданиям на вербальной основе. Можно использовать:

1. Создание проблемных ситуаций с опорой на наглядный материал:

а)  складывание детьми разрезных картинок и объяснение своих действий. Цель задания: развивать логическое мышление, закреплять умение составлять целое из частей; упражнять в объяснительной речи;

б) выстраивание серии сюжетных картинок в определенной последовательности в зависимости от развития сюжета, времени суток и др. Игры типа «Разложи и объясни». Цель: учить устанавливать логическую последовательность событий, пользоваться при доказательстве союзами так как, если - то, словами во-первых, во-вторых, заканчивать рассуждение выводом, начинающимся словами значит, поэтому;

в) определение несоответствия явлений, изображенных на картинке, выделение нелогичных ситуаций (игра «Небылицы в картинках»). Цель: учить определять нарушения в логике событий, делать умозаключения, используя для выражения логических связей сложноподчиненные предложения, в процессе аргументирования использовать слова во-первых, во-вторых. Детям предлагают картинки с изображением несуществующих животных, с нарушением закономерностей сезонных явлений; они рассуждают, бывает так или нет, почему;

г) выявление причинно-следственных отношений между объектами, изображенными на картинке. Цель: учить устанавливать причинно-следственные отношения между объектами, выражать эти отношения соответствующими средствами связи (потому что, так как, если - то), для перечисления аргументов использовать во-первых, во-вторых. Детям предлагаются картинки,                                   они рассказывают, что случилось, почему, можно так делать или нет, почему;

д) классификация картинок по родам и видам в играх типа «Убери лишнюю». Цель задания: продолжать учить доказательству и способам связей смысловых частей рассуждений;

е) отгадывание загадок с опорой на картинку в играх «Найди отгадку».                Цель: выделять все признаки, указанные в загадке, объединять их в доказательстве, последовательно располагать аргументы, использовать необходимые средства внутритекстовой связи.

2. Задания на вербальной основе:

а)  беседы по содержанию произведений художественной литературы                              с обсуждением положительных и отрицательных поступков героев, их мотивов;

б)  речевые логические задачи. Цель: развивать умение устанавливать зависимость, рассказывать об этом, определять цель рассуждения, выделять                      его структурно-смысловые части; продолжать учить пользоваться способами связи смысловых частей рассуждения;

в)  объяснение пословиц, загадывание и отгадывание загадок без опоры                      на наглядный материал. Цель: закреплять умение строить целостное рассуждение, состоящее из тезиса, доказательств и выводов, использовать разные способы связи смысловых частей;

г) составление высказываний-рассуждений на предложенную тему («Почему улетают перелетные птицы?»).

В процессе обучения используют образец построения рассуждения, план, отражающий его структуру, модель, подсказ способов связи фраз и смысловых частей.

Целесообразно также использовать приемы из системы ТРИЗ (теория решения изобретательских задач). Такие ее элементы, как системность (часть - целое), развитие (было - не было), противоречие (хороший - плохой), вовлекают детей                      в поиски доказательств, направлены на развитие их логического мышления                           и творческих способностей. Положительное влияние на развитие речи - рассуждения оказывают алгоритмы и модели разрешения противоречий.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация "УЧИМ ДЕТЕЙ РАССКАЗЫВАНИЮ!"

Связная речь - общая задача развития речи детей дошкольного возраста. Обучая ребёнка рассказыванию, самостоятельному связному и последовательному изложению своих мыслей, взрослый помогает ему находить...

Консультация для воспитателей Рассказывание сказки детям используя прием "Выворачивание наизнанку"

Рассказывание сказки используя прием "Выворачивание наизнанку"Автор: Белоногая Юлия АркадьевнаОписание: "Выворачивание наизнанку" - прием, который включает в себя переиначивание известной ск...

Консультация для воспитателей "Рассказывание сказок"

В консультации рассказывается как воспитатель готовиться к рассказыванию произведенний художественой литературы детям дошкольного возраста....

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ «РАССКАЗЫВАНИЕ ПО КАРТИНЕ»

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ «РАССКАЗЫВАНИЕ ПО КАРТИНЕ»...

Консультация "Обучение детей рассказыванию по картинке"

Цель: Научить рассматривать картину, формировать умение замечать в ней самое главное....

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ «РАССКАЗЫВАНИЕ ПО КАРТИНЕ»

Составление рассказов по картине относится к рассказыванию с иллюстративным материалом. В детском саду для обучения детей рассказыванию используются как предметные («Куры», «Козы&raq...