Роль движений рук в становлении речи.
статья по развитию речи

Закирова Валентина Сергеевна

Роль движений рук в становлении речи.

 

Согласно общим психологическим представлениям речь, как и все высшие психические функции человека, является продуктом длительного культурно-исторического развития.

Движения пальцев рук исторически тесно связанны с речевой функцией. Первой формой общения первобытных людей были жесты, особенно велика была роль руки. Развитие функций руки и речи у людей шло параллельно. Примерно таков же ход развития речи ребёнка. Сначала развиваются тонкие движения пальцев рук, затем появляется артикуляция слогов.

В раннем детстве движения руки несут коммуникативную функцию. Движения и речевые звуки становятся средством общения ребёнка не только со взрослым , но и с другими детьми. Ребёнок произносит звуки и производит движения в качестве средства заставить взрослого обратить на себя внимание и «выразить» ему свои желания. В движениях руки выделяются большой активностью указательные пальцы, которыми ребёнок щупает, ковыряет мелкие предметы и обводит их вогнутые части. Одному из таких движений пальцев рук, Л. С. Выготский  уделил большое  внимание в формировании детской речи, « указательный жест ребёнка». Он считал его развитие основной для всех внешних форм поведения. На первых этапах развития указательный жест представляет собой просто неудавшееся хватательное движение, направленное на предмет. Когда же взрослый приходит на помощь ребёнку и осмысливает его движение как указание, в ответ следует его реакция. Затем ребёнок, на основе сложившейся связи, сам начинает относиться  к своему движению как к указательному. Так же по мысли Л. С. Выготского развивается и слово. Сначала оно должно указывать на вещь, которую обозначает. Затем слово становится осмысленным  и для самого ребёнка, приобретает и для него знакомую функцию.

В. И. Дресвянников указывал на параллельность и взаимосвязанность речевого и общемоторного  онтогенеза, подчеркивая , что развитие моторики и экспрессивной речи происходит у ребёнка в тесном единстве.

Анализируя данные невропатологии, было выдвинуто предположение , что раз двигательная речевая область расположена в непосредственной анатомической близости от области двигательных проекций тела, то возможно развитие моторной речи зависит от развития общей моторики ребёнка в целом.

 А вот электрофизиологические  исследования проводимые Т. П. Хризман доказали ,что когда ребёнок производит ритмические движения  пальцами, у него резко усиливается согласованная деятельность лобных и височных отделов мозга, где находятся двигательная и сенсорная речевые зоны, а систематические упражнения улучшают качественные показатели межцентральных связей в коре головного мозга.

Морфологическое и функциональное формирование речевых областей совершается под влиянием кинестетических импульсов от рук. И влияние проприоцептивной импульсации с мышц руки так значительно только в детском возрасте, пока идёт формирование речевой моторной области. ( Е. М. Мастюкова )

Рука с её тонкими и дифференцированными движениями является наиболее эффективным стимулятором в развитии моторной речи. Речь онтогенетически, анатомически и функционально связана с двигательной функциональной системой.

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rol_dvizheniy_ruk_v_stanovlenii_rechi.docx14.26 КБ

Предварительный просмотр:

Роль движений рук в становлении речи.

Согласно общим психологическим представлениям речь, как и все высшие психические функции человека, является продуктом длительного культурно-исторического развития.

Движения пальцев рук исторически тесно связанны с речевой функцией. Первой формой общения первобытных людей были жесты, особенно велика была роль руки. Развитие функций руки и речи у людей шло параллельно. Примерно таков же ход развития речи ребёнка. Сначала развиваются тонкие движения пальцев рук, затем появляется артикуляция слогов.

В раннем детстве движения руки несут коммуникативную функцию. Движения и речевые звуки становятся средством общения ребёнка не только со взрослым , но и с другими детьми. Ребёнок произносит звуки и производит движения в качестве средства заставить взрослого обратить на себя внимание и «выразить» ему свои желания. В движениях руки выделяются большой активностью указательные пальцы, которыми ребёнок щупает, ковыряет мелкие предметы и обводит их вогнутые части. Одному из таких движений пальцев рук, Л. С. Выготский  уделил большое  внимание в формировании детской речи, « указательный жест ребёнка». Он считал его развитие основной для всех внешних форм поведения. На первых этапах развития указательный жест представляет собой просто неудавшееся хватательное движение, направленное на предмет. Когда же взрослый приходит на помощь ребёнку и осмысливает его движение как указание, в ответ следует его реакция. Затем ребёнок, на основе сложившейся связи, сам начинает относиться  к своему движению как к указательному. Так же по мысли Л. С. Выготского развивается и слово. Сначала оно должно указывать на вещь, которую обозначает. Затем слово становится осмысленным  и для самого ребёнка, приобретает и для него знакомую функцию.

В. И. Дресвянников указывал на параллельность и взаимосвязанность речевого и общемоторного  онтогенеза, подчеркивая , что развитие моторики и экспрессивной речи происходит у ребёнка в тесном единстве.

Анализируя данные невропатологии, было выдвинуто предположение , что раз двигательная речевая область расположена в непосредственной анатомической близости от области двигательных проекций тела, то возможно развитие моторной речи зависит от развития общей моторики ребёнка в целом.

 А вот электрофизиологические  исследования проводимые Т. П. Хризман доказали ,что когда ребёнок производит ритмические движения  пальцами, у него резко усиливается согласованная деятельность лобных и височных отделов мозга, где находятся двигательная и сенсорная речевые зоны, а систематические упражнения улучшают качественные показатели межцентральных связей в коре головного мозга.

Морфологическое и функциональное формирование речевых областей совершается под влиянием кинестетических импульсов от рук. И влияние проприоцептивной импульсации с мышц руки так значительно только в детском возрасте, пока идёт формирование речевой моторной области. ( Е. М. Мастюкова )

Рука с её тонкими и дифференцированными движениями является наиболее эффективным стимулятором в развитии моторной речи. Речь онтогенетически, анатомически и функционально связана с двигательной функциональной системой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль воспитателя в становлении речи детей

       Характерной особенностью детей дошкольного возраста является подражательная речь, которая обусловлена своеобразием их восприятия и мышления. Дети этого возраста подра...

Роль взрослого в становлении речи ребенка

Консультация для родителей на тему: "Роль взрослого в становлении речи ребенка"....

Роль развития мелкой моторики для становления речи детей дошкольного возраста.

Ученые – нейробиологи и психологи, занимающиеся исследованиями головного мозга и психического развития детей, давно доказали связь между мелкой моторикой руки и развитием речи. Дети, у которых л...

Роль семьи в становлении речи ребенка

Хорошая речь - важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окруж...

Роль пальчиковых игр и упражнений в становлении речи и развитии мыслительной деятельности у детей дошкольного возраста.

Пальчиковая гимнастика - залог успешного становления речи. Важно, начиная с раннего возраста, использовать элементы пальчиковой гимнастики. Учёные, изучавшие деятельность головного мозга, психику...

Роль артикуляционной гимнастики в становлении речи

Значение артикуляционной гимнастики...