Развитие связной речи дошкольников через обучение составлению рассказа по серии сюжетных картин
презентация по развитию речи

Ильяшенко Татьяна Владимировна

К.Д. Ушинский писал: «Если вы работаете с детьми, от которых трудно добиться слова… - начните показывать картинки, и они заговорят свободно, непринужденно…»

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Развитие связной речи дошкольников через обучение составлению рассказа по серии сюжетных картин

Слайд 2

Связная речь — это единое смысловое и структурное целое, включающее связанные между собой и тематически объединенные, законченные отрезки. Основная функция связной речи — коммуникативная . Она осуществляется в двух основных формах— диалоге и монологе .

Слайд 3

Значение связной речи в жизни дошкольника очень велико: 1. от уровня развития связной речи зависит успеваемость будущего ученика . 2. без умения четко формулировать свои мысли, образно и логично рассуждать невозможно полноценное общение, творчество, самопознание и саморазвитие личности.

Слайд 4

Связная речь ребенка – итог его речевого развития. Базируется связная речь на: 1. обогащении и активизации его словарного запаса 2. формировании грамматического строя речи 3. воспитании её звуковой культуры.

Слайд 5

Одним из средств развития связной речи является картина . Учить ребенка рассказывать по картинам - это значит, формировать его связную речь.

Слайд 6

В дошкольном возрасте ставится задача учить детей самостоятельно составлять повествовательный рассказ по содержанию картины. Использование серий сюжетных картин, объединенных общим сюжетом, способствует: 1. формированию у детей умений развивать сюжетную линию 2. придумывать к рассказу название, соответствующее его содержанию 3. соединять отдельные предложения и части высказывания в повествовательный текст.

Слайд 7

Составление устного рассказа требует большой подготовительной работы. Педагогу необходимо помочь дошкольникам: -собрать, -систематизировать , -композиционно оформить материал, -обогатить лексический словарь детей новыми словами и синтаксическими конструкциями. Выполнению этих задач способствует работа с картиной. Красочная содержательная картина оказывает на ребенка глубокое эмоциональное воздействие, обогащает его мыслями и чувствами, побуждает к высказыванию . К.Д. Ушинский писал: « Если вы работаете с детьми, от которых трудно добиться слова… - начните показывать картинки, и они заговорят свободно, непринужденно …»

Слайд 8

Дети учатся: 1. рассказывать в определенной последовательности, логически связывая одно событие с другим. 2. овладевать структурой повествования, в котором есть начало, середина и конец . Всеми этими умениям дети должны овладеть до поступления в школу.

Слайд 9

При выборе сюжетных картин в целях обогащения представлений, понятий и развития языка следует соблюдать: строгую постепенность , переходя от доступных, простых сюжетов к более трудным и сложным.

Слайд 10

По своему содержанию картина должна : 1. соответствовать возрасту детей и уровню их развития. 2. предоставлять простор для расширения их умственного кругозора и для увеличения запаса слов. Дети проявляют исключительную любовь к картинам: они напоминают им виденное, ими лично пережитое, возбуждают их воображение . Этой любовью следует широко пользоваться для развития наблюдательности, ясности мышления и языка детей.

Слайд 11

На занятиях по развитию речи можно использовать картины из серий: «Мы играем» (автор Е. Батурина ), «Наша Таня»(автор О.И. Соловьева ) «Картины для развития речи и расширения представлений детей» (автор Б.И. Радина и В.А. Езикеева ) и др.

Слайд 12

Наглядность - необходимое условие развития грамотной связной речи ребенка. Громадное значение имеют опыт и личное наблюдение ребенка для развития его мыслительной способности и речи. Картины раздвигают поле непосредственного наблюдения. Образы , представления, ими вызываемые, конечно, менее ярки, чем те, которые дает реальная жизнь, но, во всяком случае, они несравненно более ярки и определенны, чем образы, вызываемые голым словом. Видеть жизнь во всех ее проявлениях собственными глазами нет никакой возможности. Потому-то картины так ценны и значение их так велико.

Слайд 13

В качестве дидактического материала, для развития связной речи, можно использовать : - сюжетные картинки; - диафильмы; - иллюстрации в книге; - диапозитивы; - собственные работы детей на заданную тему и т.д.

Слайд 14

Сочинения по картине делятся на три вида: - повествовательные сочинения по серии картин или по картинному плану; - повествовательные сочинения по одной картине, где картина дает толчок воображению, отражая лишь один момент сюжета; - описание картины;

Слайд 15

Существует определенный порядок работы с сюжетными картинками : - рассматривание сюжетных картинок с целью усвоения содержания; - чтение воспитателем деформированного текста; - беседа, в которой выясняется, что предложенные педагогом предложения это не рассказ; - определение порядка следования предложений; - чтение педагогом текста в восстановленном виде.

Слайд 16

Рассматривая сюжетную картину, ребенок все время говорит. Педагог должен: -поддерживать этот детский разговор, -сам говорить с детьми -путем наводящих вопросов руководить их вниманием и языком. По своему содержанию картина должна соответствовать возрасту детей и уровню их развития

Слайд 17

Для развития связной речи рекомендовано проведение следующих видов занятий с сериями сюжетных картин: 1.Занятия с использованием заданий по серии сюжетных картин, на которых изображены несколько сценок с известным детям сюжетом; 2. Составление рассказов описательного характера по картинам с местом действия, предметами, событиями, изображенными на первом плане; 3. Составление рассказов по сериям сюжетных картинок, на которых подробно изображено развитие сюжета.

Слайд 18

В процессе работы с сюжетными изображениями используются следующие приемы : - зрительное выделение всех объектов на сюжетном изображении ; - восприятие картины по плану; - выделение первого, второго, третьего планов сюжетного изображения ; - детальное рассматривание одного объекта; - узнавание предметов в различных взаимозависимостях между ними; - определение взаимоположения объектов на картине и пространственных соотношений между изображёнными объектами ; - моделирование картины игрушками, предметными изображениями, силуэтами, схемами, фишками; - моделирование удаленности предметов в пространстве на подставках с прорезями и перфорированных досках; - « оживление» сюжетного изображения, моделирование картины детьми ; - нахождение несоответствий ; - установление причинно-следственных связей; - анализ сюжетного изображения с точки зрения восприятия изображенного различными анализаторами (слухового, тактильного, вкусового и обонятельного): узнавание объектов, изображенных на картине, по информативным признакам на полисенсорной основе ; - использование приёмов «вхождения» в картину (восприятие с подключением слуховых, тактильных, кинестетических ощущений ); - соотнесение натуральных объектов и их деталей, эталонов цвета, формы, величины, качества поверхности с объектами изображения ; - переведение объектов сюжетного изображения через кальку, по трафарету; - подбор идентичного объекта: наложи, положи рядом; − составление рассказов.

Слайд 19

В дидактических играх можно научить детей способам обследования предметов и их изображений, различения, узнавания и сравнения. Таковы игры “Подбери такой же, как на картине”, “Найди такого же цвета, как на картине”, “Узнай по вкусу тот предмет, который изображен на картине” и другие, в которых дети не только учатся анализировать признаки, но и дифференцировать объекты по сходству и различию, а это способствует обогащению словаря ребенка, формированию семантической стороны речи.

Слайд 20

Вниманию детей можно предложить дидактические игры, способствующие обогащению и систематизации представлений детей об объектах сюжетного изображения: « Четвертый лишний » « Найди сходства », «Что сначала, что потом ?» « Найди отличия » « Части целого» и др . В книжном и театральном уголках можно разместить плоскостные фигурки для моделирования картины на фланелеграфе , фигурки на штырьках для моделирования сюжета картины на перфорированной доске, мелкие игрушки для обыгрывания сюжета.

Слайд 21

Эффективность обучения умению составлять рассказ будет зависеть также от: - соблюдения принципов: систематичности и последовательности; -связи теории с практикой ; -доступности ; -непрерывности ; -организации процесса обучения (прохождение материала строится по -принципу : от простого к сложному, постоянно опираясь на усвоенные знания ); -своевременного выявления и устранения затруднений, которые испытывают дошкольники; - сформированности у дошкольников умения работать самостоятельно; -умения работать с серией картинок (правильно определять последовательность картинок, рассматривать, анализировать картину, подбирать заголовки к каждой картинке, понимать композицию картины, улавливать идею картины, умения составлять мини-рассказ по каждой картинке); -понимания детьми общей темы, которой объединены все картинки; -восприятия картинки как структурной части целого; -активной деятельности ребят; - сформированности мотивации; -умения воспитателя грамотно задавать вопросы и продумывать систему работы по формированию умения составлять рассказ; -умения создать благоприятные условия для использования разнообразных методов, приемов, средств, форм работы; -умения правильно организовать процесс усвоения теоретических сведений (все изучение строится на практическом уровне); -учета психологических особенностей детей дошкольного возраста и т.д.

Слайд 22

В обучении детей рассказыванию по картине выделяют несколько этапов. В младшем дошкольном возрасте осуществляется подготовительный этап, который ставит своей целью обогатить словарь, активизировать речь детей, научить их рассматривать картины и отвечать на вопросы по их содержанию. В среднем дошкольном возрасте детей учат рассматривать и описывать предметные и сюжетные картины сначала по вопросам воспитателя, а затем по его образцу. В старшем дошкольном возрасте возрастает мыслительная и речевая активность детей. Дети самостоятельно или с небольшой помощью воспитателя описывают предметные и сюжетные картины, составляют сюжетные рассказы по серии картин, придумывают начало и конец сюжету картины.

Слайд 23

В младшем дошкольном возрасте ( 3-4 года ) при обучении связной речи : 1. широко применяются игрушки и предметы . Занятия по рассматриванию и описанию игрушек – одни из самых любимых и интересных занятий по родному языку . Обычно они проходят в эмоциональной игровой форме, очень оживлённо. Дети рассказывают об игрушке и о действиях с ней . 2. рассказывание по картинке осуществляется лишь подготовительный этап обучения рассказыванию по картине. Дети этого возраста еще не могут самостоятельно составить связное описание, поэтому педагог учит их с помощью вопросов называть то, что нарисовано на картине. Можно сказать, что полнота и последовательность передачи ребенком содержания картины целиком определяется предложенными ему вопросами.

Слайд 24

В среднем дошкольном возрасте ( 4-5 лет ) при обучении связной речи : 1 . на занятиях широко используются картины , изданные в качестве учебных наглядных пособий. Дети учатся описывать изображенное на картине. У них формируют навыки самостоятельного описания картины, которые будут развиваться и совершенствоваться в старшей группе. Появляются возможности для самостоятельного составления рассказов по картинам. Дети, воспринимая речевой образец, учатся обобщенно подражать ему. Описание педагога раскрывает в основном наиболее трудную или менее заметную часть картины. Об остальном дети высказываются сами . 2. значительное место занимают рассказы детей о себе , о дружбе со сверстниками, об интересных прогулках и играх, о трудовых делах. Рассказам на темы из детского игрового опыта должно быть уделено большое внимание, так как при этом создаются условия для возникновения живой непосредственной связи между занятиями и игровым творчеством детей. Часто рассказы из опыта связаны с наблюдениями природы. 3. детей учат описывать игрушки, предметы , используя распространённые предложения или высказывания, состоящие из 2-3 предложений.

Слайд 25

В старшем дошкольном возрасте ( 5-6 лет ) при обучении связной речи : 1. ребёнок делает описание игрушек, уже начинает употреблять в своей речи сложные синтаксические конструкции, состоящие из двух простых предложений, связанных между собой сочинительной или подчинительной связью. Высказывания его приобретают характер рассказа. Интерес к составлению описательных рассказов становится все устойчивее. Дети учатся описывать игрушки , предметы, проявляя все большую самостоятельность и активность . 2 . активность ребенка возрастает, а речь совершенствуется, появляются возможности для самостоятельного составления рассказов по картинам. Дети, воспринимая речевой образец, учатся обобщенно подражать ему. Описание педагога раскрывает в основном наиболее трудную или менее заметную часть картины. Об остальном дети высказываются сами.

Слайд 26

В старшем дошкольном возрасте ( 6-7 лет-подготовительная группа ) при обучении связной речи : 1. продолжается обучение рассказыванию на основе восприятия – дети учатся наблюдать и отражать наблюдаемое в рассказах – описаниях. На занятиях по описанию игрушек и предметов выбор объектов для показа и составления рассказов несколько усложняется, следовательно, усложняется и языковой материал, которым оперируют дети . 2. при обучении рассказыванию продолжают широко использовать картины. На протяжении всего учебного года идет работа по совершенствованию и закреплению речевых умений и навыков. Повышаются требования к детским рассказам с точки зрения содержания, логической последовательности изложения, точности описания, выразительности речи. Дети учатся описывать события, указывая место и время действия, самостоятельно придумывают события, предшествовавшие изображенным на картине и последующие . 3. продуктивно осуществляется обучение рассказыванию на материале накопленного детьми опыта, которое входит в общую систему занятий по развитию связной речи. Используются все разновидности рассказов по картине: описательный рассказ по предметной и сюжетной картинам, повествовательный рассказ по одной картине или серии сюжетных картин . В этом возрасте очень важно учить детей видеть не только то, что изображено на картине, но и воображать "додумывать" предыдущие или последующие события.

Слайд 27

Дошкольники в процессе формирования умения составлять рассказ по серии сюжетных картинок должны практически овладеть: - признаками текста (текст имеет тему, главную мысль; его можно разделить на части, озаглавить; предложения текста связаны общей темой); - речевыми средствами выразительности (темп, громкость, тон, логические паузы и ударения), а также о мимике, жестах – как невербальных средствах выразительности речи; - умением рассматривать, анализировать предложенные картинки; - умением видеть сюжетную линию в предложенной серии картинок, соотносить свой текст с содержанием картинок, отражать в своем тексте идею картинок; - умением озаглавливать рассказ по картинке, серию картинок и каждую в отдельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Развитие связной речи старших дошкольников через обучение составлению рассказов по серии сюжетных картинок»

Проблема развития связной речи детей хорошо известна широкому кругу педагогических работников: воспитателям, узким специалистам, психологам.     Своевременное и полноценное формировани...

«Развитие связной речи старших дошкольников через обучение составлению рассказов по серии сюжетных картинок»

Проблема развития связной речи детей хорошо известна широкому кругу педагогических работников: воспитателям, узким специалистам, психологам.Своевременное и полноценное формирование речи в дошкол...

«Развитие связной речи дошкольников через обучение составлению рассказа по серии сюжетных картин»

Одним из средств развития связной речи является картина. Учить ребенка рассказывать по картинам – это значит, формировать его связную речь. Картина не только расширяет и углубляет детские представлени...

Развитие связной речи старших дошкольников через обучение составлению рассказов по серии сюжетных картинок.

Развитие связной речи является важнейшей задачей в овладении ребенком родным языком. Это объясняется рядом обстоятельств. В связной речи реализуется коммуникативное  общение,  ярче выступает...

Технологическая карта занятия по развитию речевых умений дошкольников старшего возраста Составление рассказа по серии сюжетных картин

Технологическая карта  занятия по развитию речевых умений дошкольников старшего возраста...