Занятие по развитию речи в подготовительной группе «В сказочном лесу»
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Бауэр Елена Александровна

Расширять представления детей о разнообразии русского фольклора. Активизировать речевое развитие детей с помощью лексических и грамматических упражнений.  Развивать интонационную выразительность. Воспитывать интерес к языковому богатству.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_po_razvitiyu_rechi_v_podgotovitelnoy_gruppe.docx19 КБ

Предварительный просмотр:

Занятие по развитию речи в подготовительной группе

 «В сказочном лесу»

 Расширять представления детей о разнообразии русского фольклора. Активизировать речевое развитие детей с помощью лексических и грамматических упражнений.  Развивать интонационную выразительность. Воспитывать интерес к языковому богатству.

                                           Ход занятия

Музыкальный зал,  оформлен как сказочный лес (деревья, ручей, избушка бабы Яги и т.п.)

Воспитатель  встречает детей у входа: Вы любите сказки? (да). Хотите отправиться в сказочный лес, не за грибами, не за цветами, а за лесными чудесами?

Тогда повторяйте за мной:

Вокруг себя повернись и в сказке очутись. (Звучит волшебная музыка)

Дети проходят в зал и осматриваются.

Воспитатель : Что это? Куда мы попали?  (В лес) В какой лес мы с вами попали? (Таинственный, сказочный, чудесный, дремучий, волшебный, красивый.) А кто живёт в лесу? (Ответы детей). 

Как вы думаете, о чем между собой могли бы разговаривать звери?

                                            Заяц: Белка, где твой склад грибов?

                                           Белка: По карманам у дубов!

                                                   --- Где домишко твой?

                                                    --- В сосне.

                                                    --- А постель?

                                                    --- Постель на мне.

                                           Белка: Зайчик, зайчик, где ты был?

                                           Заяц: Я на речке хвостик мыл.

                                                    Вымыл, вымыл, да упал,

                                                    Снова хвостик замарал!

Ёж: Ты куда идёшь  медведь

Мишка: Да на пчёлок поглядеть.

  ---: А зачем несёшь бочёк?

  ---  Так… Повешу на сучёк.

Лиса: Был бы ёж, ты хорош,

          Только в лапы не возьмёшь.

Ёж: Не хорош? Ну и что ж…

        Без иголок я не ёж.

 Воспитатель : Серый волк в густом лесу встретил рыжую лису.

Волк: Лизавета, здравствуй!

Лиса: Как дела, зубастый?

                       --- Ничего идут дела, голова ещё цела.

                                                         --- Где ты был?

                                                        --- На рынке.

                                                        --- Что купил?

                                                        --- Свежинки.

                                                        -- Сколько взяли?

                       --- Шерсти клок, оборвали правый бок,

                        хвост отгрызли в    драке.

                                                        --- Кто отгрыз?

                                                        --- Собаки.

   -- Жив ли милый куманёк?

                                                        --- Еле ноги уволок.

 

Назовите сказки, в которых живёт лиса. («Лисичка сестричка и серый волк», «заюшкина избушка», «Лиса и журавель», «Лиса и дрозд»)

 А как лису называют в разных сказках? (Лиса Патрикеевна, Лисичка- сестричка, кумушка, плутовка)

Молодцы! Как много вы знаете.

А кто ещё живёт в сказочном лесу? (Леший, Баба Яга, Кикимора и др.)

 Появляется сорока:

Я сорока белобока

Я летала так далеко

Весть такую вам несу

В нашем сказочном лесу

Обронил почтовый голубь

Необычную коробку

Подняла ее Баба Яга

А что с ней делать не знает

Ведь она не грамотная

Ой, ой, ой кошмар, какой!!!

Да, ребята, слышали  чудеса то какие, но что-то никого не видно. Может, мы их позовём Бабу Ягу и спросим, что за коробочка такая! Как обычно в лесу зовут друг друга? (ау) А что нам вторит, когда мы громко кричим в лесу? (ЭХО)

***Игра «ЭХО»

 Воспитатель   произносит слова, дети повторяют за ним громко, а потом тихо.

Б.Я.  Ну чего вы раскричались в моём лесу! Я не глухая! Чего надо?

Воспитатель : Мы пришли сказочный лес посмотреть, а нам сорока рассказала, что у тебя Баба Яга коробочка необычная есть. Может, ты нам ее покажешь?

Б.Я.. Ага! Размечтались.  В гости, значит пожаловали! Быстрые какие. Гости первым делом поздороваться должны, а потом уже просить чего-нибудь.

(Дети здороваются)

Б.Я: Ну, здравствуйте, здравствуйте! Ишь, какие вежливые! И много вы слов таких знаете? Или только одно?

Воспитатель : Наши дети много вежливых слов знают!

Б.Я: Ну что ж, тогда помогите мне через этот ручей к вам перебраться. А нужно мостик из вежливых слов построить, а я посмотрю, как это у вас получится.

*** Игровая ситуация «Дорожка вежливых слов».

Воспитатель  выдает по одной дощечке за каждое вежливое слово, дети  выкладывают мостик через ручей.

Б.Я: Ладно, ладно, молодцы! Много хороших слов знаете. Я тоже постараюсь запомнить на всякий случай.

Воспитатель : Бабу Яга, а где это ты была? Почему так долго не отзывалась?

Б.Я. Да здесь прогуливалась. Собирала в свой кузовок слова, в которых на конце  – ок.

Воспитатель : И много слов набрала? 

 Б.Я: Да нет, вот только свисток, да ещё моток. А что?

*** Игра «Кузовок».

(садится на пенек, а ребята подходят к ней и называют слова на конце у которых –ок)

 Б.Я: А вы в лес то не боитесь ходить? Храбрецы.

Воспитатель : Конечно. Чего бояться? Мы и пословицы про храбрость знаем.

Волков бояться в лес не ходить.

Трус и таракана принимает за великана.

У страха глаза велики.

Б.Я: Ой-ой-ой, какие вы умные! И что это такое- пословица?

С чем её едят?

(Это короткое высказывание, которое нас чему-то учит, даёт совет. Оно известно многим людям. Пословицы придумывает народ, они передаются из уста в уста, от человека к человеку)

***Лексическое упражнение «назови и объясни пословицу».

 

Б.Я: Ох, засиделась я с вами, все бока затекли,… Выходите-ка на полянку, косточки разомнём

.*** Динамическая пауза.

В тёмном лесе есть избушка,          (домик над головой)

Стоит задом наперёд.                (Поворот вокруг себя)

А в избушке той старушка-         (наклон, завяз. платок)

Бабушка Яга живёт.

Нос крючком,                    (согнуть палец у носа)

Глаза, как плошки             (очки)

Словно угольки горят      (шевелят пальцами)

И сердитая, и злая          (взмах правой, затем левой)

Дыбом волосы стоят!     (пальцы растоп. над головой)

Когти остры, как у кошки           (показ. когти)

И поломана нога                (стоят на одной ноге)

Не простая, костяная      (грозят пальцем)

Вот так бабушка               (три удара по коленям)

Яга                                    (руки вперёд)

 Воспитатель : ну, что бабуленька, Покажешь нам теперь коробочку ?

Б.Я. Ой , ой  это вы про меня хорошо сказали- бабуленька. А мне это очень-очень понравилось. Давайте-ка ещё разок скажите  что-нибудь такое про меня  А я пока подумаю показывать или нет.

***. « Сложные слова».

 Да, пожалуйста.  (Голубоглазая, седоволосая, острозубая, длинноносая, быстроногая, краснощекая, большеглазая, длинноухая, кривоногая)

Воспитатель : Вот сколько слов мы про тебя сказали, а ты надумала чего-нибудь?

Б.Я:  Я лесная бабушка,   противная, люблю всё делать наоборот. А ну-ка, где моя большая шишка? Я буду говорить слова, а тот, кому я эту шишку брошу, должен сказать наоборот. Вот, например, скажу я слово далеко, а ты ответишь…(близко)

*** Игра « Наоборот». ( Подбор антонимов)

Воспитатель : Да, Б.Я., ты и правда противная. Сама не знаешь, что тебе с коробочкой делать и нам не показываешь

Б.Я:  Она мне самой пригодиться.  Весело мне с вами.  Хочу еще поиграть. А там видно будет.

Воспитатель : Вот шишка у тебя очень замечательная. А наши ребята умеют играть в игру «Цепочка слов». Только им для этого какой-нибудь предмет нужен. Хочешь с нами поиграть.  Кто объяснит Бабе Яге правила игры?

*** Игра «Цепочка слов»

.

 Воспитатель : Подожди немного. Мы тебе подарим красивый цветок, ведь всем известно, что от красоты добреют.

Б.Я. Ну-ка, ну-ка, что за цветок такой?

Воспитатель : Сейчас мы с ребятами его для тебя вырастим.

*** Игра «Слово – цвет».

Дети говорят, что бывает белым, желтым, красным, синим, зелёным, а логопед на фланелеграфе составляет цветок.

Б.Я.  Согласна, красивый цветок расцвёл у меня на поляне, редкий. (Подходит к березке)

 Вот ещё. Все  люди, которые к нам в сказочный лес приходят в гости, потом своими впечатлениями делятся и узелки завязывают. Вот это Иван Царевич был, а это Василиса Премудрая. Возьмите и вы по ленточке, скажите, что вам понравилось и завяжите узелок.

(дети завязывают ленточки)

Б.Я: Так и быть  покажу я вам эту коробочку.  Леший его знает, зачем я ее берегла. Это я недавно в молочной реке с кисельными берегами выловила. Сороки говорили, что почтовый голубь ее в речку уронил. Думала, что она мне в хозяйстве пригодиться, а проку от нее нет никакого.

Забирайте вы ее на память обо мне (отдает детям коробочку).

Воспитатель : Ребята посмотрите, что это написано.

(Разбираются, что посылка, для них и открыть ее нужно на занятии по обучению грамоте)

 

Б.Я: Ну, вот и всё. Не поминайте лихом!

Воспитатель : Дети и нам пришла пора возвращаться из нашего путешествия домой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного занятия по развитию речи детей подготовительной группы с использованием сказкотерапии. Путешествие по сказочному осеннему лесу. Сочинение сказки на тему: Как ёжик выручил зайца.

Конспект занятия по развитию речи с использованием  интерактивной технологии сказкотерапии. Решает несколько задач: позновательную, коммуникативно-развивающую, социально-ориентированную, создание...

Интегрированное занятие по развитию речи в подготовительной группы по теме "Деревья наших лесов"

Расширить представление детей о деревьях;  учить согласовывать прилагательные с сущуствительными....

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе для детей с ОНР по формированию лексико-грамматического строя речи "Дикие животные наших лесов"

МБДОУ детский сад № 1 г. Правдинска Конспект  занятия по развитию речи в подготовительной группе для детей с ОНР по формированию лексико-грамматического строя речи"Дикие животные наших лесов...

Конспект интегрированного занятия по развитию речи детей подготовительной группы с использованием сказкотерапии. Путешествие по сказочному осеннему лесу. Сочинение сказки на тему: «Как ёжик выручил зайца».

Конспект интегрированного занятия по развитию речи детей подготовительной группы с использованием сказкотерапии.Путешествие по сказочному осеннему лесу.Сочинение сказки на тему: «Как ёжик в...

КОНСПЕКТ открытого занятия по развитию речи в подготовительной группе Тема: «Сказочное путешествие».

КОНСПЕКТ открытого занятия по развитию речи в подготовительной группе Тема: «Сказочное путешествие»....

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе для детей с нарушением речи по картине И. Шишкина «Утро в сосновом лесу»

Занятие по развитию речи в подготовительной группе для детей с нарушением речи по картине И. Шишкина «Утро в сосновом лесу»...

КОНСПЕКТ открытого занятия по развитию речи в подготовительной группе Тема: «Сказочное путешествие».

КОНСПЕКТ открытого занятия по развитию речи в подготовительной группе Тема: «Сказочное путешествие». ...