«Использование проблемно-поискового метода в работе с детьми до-школьного возраста, имеющими речевые нарушения»
методическая разработка по развитию речи (старшая, подготовительная группа)

Мною представлен план работы по развитию связной речи при помощи проблемно - поисковых методов: тематика занятий, упражнения, игры, наблюдения. В основе организации занятий лежит комплексный подход, направленный на решение на одном занятии разных, но взаимосвязанных задач, охватывающих разные стороны речевого развития (лексическую, грамматическую, эмоционально - выразительную), и на их основе  - на решение главной задачи - развитие связной речи. Занятия построены по тематическому принципу и проводятся один раз в неделю в завершении лексической темы недели. 

В документе формата PDF, представлены методические рекомендации.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Индивидуальный план работы по самообразованию

Ф.И.О: Юрышева Лариса Николаевна;

Сведения об образовании и категории: специальное (дефектологическое) образование; категории нет; аттестация на соответствие занимаемой должности.

Сроки реализации: 2020 – 2021 г.;

Стаж работы: 2 года;

Тема: «Использование проблемно-поискового метода в работе с детьми дошкольного возраста, имеющими речевые нарушения»;

Цель: развитие умения связно, выразительно и грамматически правильно строить предложение, используя наглядную основу в виде картинно-графического материала.

Задачи:

  • Активизировать и расширять словарь детей о характерных признаках времен года;
  • Закреплять умение составлять рассказ-рассуждение с опорой на наглядность;
  • Закреплять навык подбора синонимов, антонимов, родственных слов.
  • Развивать коммуникативные и речевые навыки, навык сотрудничества при работе в команде;
  • Развивать у детей умение логически выстраивать свое высказывание;
  • Формировать доброжелательность, инициативность, активность и умение слушать ответы других детей.

Актуальность темы:

Проблема  развития  речи  является  одной  из актуальных. В современном мире невмешательство в процесс формирования детской речи почти всегда влечет за собой отставание в развитии. Речевые недостатки, закрепившись в детстве, с большим трудом преодолеваются в последующие годы. К сожалению, занятые родители мало уделяют внимания своим детям. С дошкольниками мало разговаривают. Все свободное время своих детей, родители заполняют различными гаджетами, виртуальными играми, просмотрами телевизора и т.д. У ребенка не возникает стимула к разговорной речи, поэтому к 6-7 годам у ребенка появляются проблемы с речью. Ребенок не умеет строить распространенные предложения. У него бедный словарный запас. Речь засорена нелитературными словами и выражениями. Ребенок не умеет поставить правильно вопрос и дать полный развернутый ответ. Возникают проблемы в построении диалогов и сочинении рассказов.  

Поэтому развитие речи в этом возрасте ложится на плечи педагогов дошкольного образования, так как дети большую часть времени находятся в ДОУ. Не всегда у родителей имеется возможность отдать ребенка на занятия к логопеду. Поэтому необходима слаженная работа учителей-логопедов с воспитателями, чтобы велась активная работа по развитию речи.

Предполагаемый результат: 

Дети:

Родители:

Педагоги:

1. Повышение самостоятельности детей;

2. Формирование познавательного интереса;

3. Формирование личностной мотивации ребенка;

4. Развитие мыслительных процессов в процессе деятельности у ребенка.

.

  1. Вовлечение в процесс речевого развития детей;

2. Приобретение знаний о приемах и методах развития речи детей;

3. Ознакомление с рекомендациями по созданию в домашних условиях речевой предметно - развивающей среды.

1. Повышение профессиональной компетенции в развитии речи детей дошкольного возраста;

2. Получение педагогами представления о проблемно-поисковом методе обучения;

3. Внедрение в образовательный процесс проблемно-поискового метода, для развития речи детей-дошкольников.

 Практический выход:

- написание Рабочей программы учителя-логопеда;

- написание индивидуальных карт для детей с нарушениями речи;

- создание методических рекомендаций по развитию речи с помощью проблемно-поискового метода.

 Отчет о проделанной работе:

- сообщение на педсовете;

- написание аналитического отчёта за учебный год.

План работы

Мною представлен план работы по развитию связной речи при помощи проблемно - поисковых методов: тематика занятий, упражнения, игры, наблюдения. В основе организации занятий лежит комплексный подход, направленный на решение на одном занятии разных, но взаимосвязанных задач, охватывающих разные стороны речевого развития (лексическую, грамматическую, эмоционально - выразительную), и на их основе  - на решение главной задачи - развитие связной речи. Занятия построены по тематическому принципу и проводятся один раз в неделю в завершении лексической темы недели.

 

Месяц, неделя

Лексическая тема

Работа над связной речью, с помощью проблемно-поискового метода

Сентябрь, 1-2-3 -я недели

Праздник

«День знаний»

Обследование детей учителем - логопедом. Заполнение речевых карт. Диагностика индивидуального развития детей воспитателями и педагогом-психологом. Заполнение диагностических альбомов

Сентябрь, 4-я неделя

«Осень. Осенние месяцы.

Деревья осенью»

Постановка проблемных задач.

Составление, детьми рассказа, опираясь на мнемотаблицу.

Октябрь, 1-я неделя

«Овощи. Труд взрослых на полях и

огородах»

Постановка конкретных вопросов (на обобщение, обоснование, конкретизацию, логику рассуждения).

Работа с наглядным материалом.

Октябрь, 2-я неделя

«Фрукты. Труд взрослых в садах»

Постановка конкретных вопросов (на обобщение, обоснование, конкретизацию, логику рассуждения).

Работа с наглядным материалом.

 

Октябрь, 3-я неделя

«Насекомые. Подготовка насекомых к

зиме»

Постановка проблемных задач.

Предварительная работа: ознакомление с рассказом: «Как божья коровка готовится к зиме?»

Работа над текстом. Исправление ошибок и составление нового рассказа, на основе полученных раннее знаний.

Октябрь, 4-я неделя

«Перелетные птицы, водоплавающи е птицы.

Подготовка птиц к отлету»

Изложение различных точек зрения на один и тот же вопрос.

Работа по картине «Отлёт птиц», художник Т. П. Петрова

Ноябрь, 1-я неделя

«Поздняя осень. Грибы, ягоды»

Изложение различных точек зрения на один и тот же вопрос.

Работа с текстом И. Павловой «Последние ягоды»

Ноябрь, 2-я неделя

«Домашние животные и их детеныши.

Содержание домашних животных»

Изложение различных точек зрения на один и тот же вопрос.

Наглядный материал «Домашние животные»

Ноябрь, 3-я неделя

«Дикие животные и их детеныши.

Подготовка животных к зиме»

Постановка конкретных вопросов (на обобщение,обоснование, конкретизацию, логику рассуждения);

Серия сюжетных картинок

Работа с наглядным материалом. Составление рассказа.

Ноябрь, 4-я неделя

«Осенние одежда, обувь, головные

уборы»

Постановка конкретных вопросов (на обобщение,обоснование, конкретизацию, логику рассуждения.

Методика «Нелепица»

Декабрь, 1-я неделя

«Зима. Зимние месяцы.

Зимующие птицы. Дикие животные

зимой»

1) Постановка конкретных вопросов (на обобщение, обоснование, конкретизацию, логику рассуждения.

Работа с наглядным материалом

2) Подведение  детей  к  противоречию, предложение  найти самим способ  его разрешения 
Методика «Нелепицы»

Декабрь, 2-я неделя

«Мебель. Назначение мебели. Части мебели.

Материалы, из которых сделана мебель»

Побуждение  детей  осуществлять  сравнения,  обобщения,  выводы  из  ситуаций, сопоставлять факты

Работа с наглядным материалом. Изображения дивана и кровати. Найти отличия и сходства.

Декабрь, 3-я неделя

«Посуда, виды посуды.

Материалы, из которых

сделана посуда»

Побуждение  детей  осуществлять  сравнения,  обобщения,  выводы  из  ситуаций, сопоставлять факты

Работа с наглядным материалом. Изображения столовой тарелки и чайного блюдца. Найти отличия и сходства.

Декабрь, 4-я неделя

«Новый год»

Постановка конкретных вопросов на обобщение, обоснование, конкретизацию, логику рассуждения.

Серия сюжетных картинок «Как дети нарядили ёлку»

Январь, 1-я неделя

У детей зимние

каникулы

-

Январь, 2-я неделя

«Транспорт. Виды транспорта. Профессии на транспорте.

Трудовые действия»

Побуждение  детей  осуществлять  сравнения,  обобщения,  выводы  из  ситуаций, сопоставлять факты

Работа с наглядным материалом.  Изображения автобуса и пассажирского самолета. Найти отличия и сходства.

Январь, 3-я неделя

«Профессии взрослых.

Трудовые действия»

Постановка конкретных вопросов на обобщение, обоснование, конкретизацию, логику рассуждения.

Серия сюжетных картинок «У стоматолога»

Январь, 4-я

Неделя

«Труд на селе

зимой»

Постановка конкретных вопросов на обобщение, обоснование, конкретизацию, логику рассуждения.

Составление  рассказа по картине «Жизнь в селе зимой»

Февраль, 1-я неделя

«Орудия труда.

Инструменты»

Побуждение  детей  осуществлять  сравнения,  обобщения,  выводы  из  ситуаций, сопоставлять факты

Работа с наглядным материалом.  Изображения детской игровой лопатки и лопаты – орудия труда.

Февраль, 2-я неделя

«Животные жарких стран, повадки,

детеныши»

Постановка конкретных вопросов на обобщение, обоснование, конкретизацию, логику рассуждения.

Серия сюжетных картинок «3 зайца и слон». Составление рассказа

Февраль, 3-я неделя

«23 февраля»

Побуждение  детей  осуществлять  сравнения,  обобщения,  выводы  из  ситуаций, сопоставлять факты

Работа с наглядным материалом. Изображения танкиста с танком и летчика с самолетом. Найти отличия и сходства.

Февраль, 4-я неделя

«Животный мир морей и океанов.

Пресноводные

и аквариумные рыбы»

Побуждение  детей  осуществлять  сравнения,  обобщения,  выводы  из  ситуаций, сопоставлять факты

Работа с наглядным материалом. Изображения акулы и аквариумной рыбки. Найти отличия и сходства.

Март, 1-я неделя

«Ранняя весна, весенние месяцы.

Первые весенние цветы. Мамин праздник»

1) Постановка конкретных вопросов на обобщение, обоснование, конкретизацию, логику рассуждения.

Наглядный материал «Ранняя весна». Составление рассказа.

2) Подведение  детей  к  противоречию, предложение  найти самим способ  его разрешения 
Методика «Нелепицы»

Март, 2-я неделя

«Наша Родина Россия»

Постановка конкретных вопросов на обобщение, обоснование, конкретизацию, логику рассуждения.

Составление рассказа при помощи мнемотаблицы.

Март, 3-я неделя

«Москва -

столица России»

Постановка конкретных вопросов на обобщение, обоснование, конкретизацию, логику рассуждения.

Через игру, среди набора изображений найти лишнее изображение, показать и доказать, что именно не подходит.

Март, 4-я неделя

«Наш родной край»

Постановка конкретных вопросов на обобщение, обоснование, конкретизацию, логику рассуждения.

Беседа по рассказу. Ознакомление с различными точками зрения. Постановка проблемы – нахождение путей решения.

Апрель, 1-я неделя

«Человек. Здоровье»

Изложение различных точек зрения на один и тот же вопрос.

Беседа по рассказу. Ознакомление с различными точками зрения. Постановка проблемы – нахождение путей решения.

Апрель, 2-я неделя

«Космос»

Постановка конкретных вопросов на обобщение, обоснование, конкретизацию, логику рассуждения.

Работа с текстом «Космос». пересказ с помощью мнемотаблицы.

Апрель, 3-я неделя

«Хлеб всему голова»

Постановка конкретных вопросов на обобщение, обоснование, конкретизацию, логику рассуждения.

Озвучивание различных точек зрения при составлении рассказа по серии сюжетных картин.

Апрель, 4-я неделя

«Садовые, полевые и лесные цветы»

Побуждение  детей  осуществлять  сравнения,  обобщения,  выводы  из  ситуаций, сопоставлять факты

Работа с наглядным материалом. Изображения василька и незабудки. Найти отличия и сходства.

Май, 1-я неделя

«День победы»

Постановка конкретных вопросов на обобщение, обоснование, конкретизацию, логику рассуждения.

Беседа по плакату времён Великой Отечественной войны, созданный художником Ираклием Тоидзе «Родина-мать зовет!»

Май, 2-я неделя

«Комнатные растения, размножение, Уход»

Постановка проблемных задач.

Беседа по рассказу «Прекрасная роза и Кактус»

Май, 3-я неделя

«Школа. Школьные принадлежности»

Постановка конкретных вопросов на обобщение, обоснование, конкретизацию, логику рассуждения.

Игра «Собери» портфель. Озвучивание различных точек зрения.

Май, 4-я неделя

«Лето»

Подведение  детей  к  противоречию, предложение  найти самим способ  его разрешения 
Методика «Нелепицы»

параллельно основной темы самообразования ведется активная работа с родителями и педагогами МБДОУ.

«Педагогическая поддержка родителей детей с речевыми нарушениями»

Актуальность данной темы:

Число речевых нарушений год от года все возрастает, и эта проблема становится все актуальней. В связи с этим возрастает необходимость совместной работы логопедов и воспитателей детских дошкольных учреждений по предупреждению речевых нарушений у дошкольников. Речь ребенка формируется в процессе общения с окружающими его взрослыми. В этой связи одной из главных задач логопеда дошкольного образовательного учреждения становится организация взаимодействия различных специалистов (логопеда, воспитателей, психолога, музыкального работника) и родителей с целью создания эффективных условий для правильного развития речи детей.

Очень важно, чтобы родители были вооружены необходимым инструментарием для предстоящей работы, основную часть которого составляют специальные знания, необходимые для понимания важности и механизма своего влияния на развитие ребенка, и практические умения по оказанию ребенку действенной помощи в коррекции его развития.

Результатом взаимодействия являются достижение качества дошкольной подготовки, прогнозирование школьных успехов ребенка и выработка рекомендаций для родителей по его дальнейшему сопровождению.

Задачи:

  • изучить теоретический и практический материал по данной теме;
  • повышение мотивационно - ценностной и коррекционно-логопедической направленности родителей на профилактику и коррекцию речевых нарушений в дошкольном возрасте, а также профилактику речевых нарушений в школе;
  • дать рекомендации родителям по формированию правильного звукопроизношения, совершенствованию связной речи у детей с ОНР;
  • Раскрыть родителям актуальность совершенствования лексико-грамматических категорий, познакомить их с особенностями, принципами технологии, этапами работы;
  • показать на наглядном практическом материале методы и приёмы развития артикуляционной моторики, формирования речевого дыхания, развития звукового анализа и синтеза.

месяц

формы работы

мероприятие

работа с детьми

работа с педагогами

работа с родителями

предполагаемый результат

В течение года

Изучение научно-методической, учебной литературы и интернет ресурсов

В течение года

Разработка информационных листов по лексическим темам недели.

Проведение различных игр на развитие координации движений рук.

Информационные брошюрки по данной теме.

1.Проведение консультаций, пятиминуток по данной теме.

2. Разработать индивидуальные задания для выполнения в домашних условиях.

1. Обогащение словарного запаса детей с речевыми нарушениями .

2. Развитие

произвольного внимания и саморегуляции.
 

В течение учебного года

Оформление наглядной просветительской информации для родителей (стендовая информация, памятки, буклеты, стенгазета)

Проведение логопедической НОД.

Информирование педагогов по работе учителя-логопеда и родителей.

1.Разработать индивидуальные консультации.

2.Оформить информационные стенды на различные темы.

3. Оформить почтовый ящик для учителя-логопеда, в который родители помещают записки с интересующими вопросами.

Коррекция устной речи у детей с нарушениями речи.

В течение года.

Он-лайн общение с родителями посредством интернет ресурсов.

Консультация родителей по интересующим темам.

Преемственность родителей и учителя-логопеда.

Ноябрь

Круглый стол «Развиваем речь, играя» (подбор дидактических игр, которые можно использовать в домашних условиях)

Использование дидактических игр на логопедической НОД.

Оформление брошурок по тебе «Дидактические игры, как средство коррекции речи у детей дошкольного возраста»

Ознакомление родителей с дидактическими играми по коррекции речи у детей дошкольного возраста.

1.Преемственность в коррекционном процессе учителя-логопеда и родителей.

2. Научить родителей использовать дидактические игры в повседневной жизни.

Январь

Семинар-практикум «Формирование навыков звукобуквенного анализа и синтеза»

Развитие звукобуквенного анализа и синтеза через различные игры.

Информационный лист по данной теме.

1.Рассказать родителям, что такое звукобуквенный анализ и синтез.

2. Рассказать родителям для чего нужно в дошкольном возрасте развивать звукобуквенный анализ и синтез.

3.Познакомить родителей с различными методами и приемами по формированию звукобуквенного анализа и синтеза.

1. Развитие фонематического слуха у детей с речевыми нарушениями.

2.Развитие звукобуквенного анализа и синтеза у детей с речевыми нарушениями.

3.Просвящение родителей по данной теме.

Февраль

Консультация для родителей

«Роль детской книги и гаджетов в речевом развитии ребенка»

1.Приобщение детей к литературному чтению.

2. Познакомить детей с различной литературой.

1.Педагоги оформляют выставку книг в группе.

2. Провести беседу с детьми на тему «Моя любимая книга»

Показать родителям значение книги и гаджета в развитии ребенка.

Приобщение родителей и детей к литературному чтению.

Март

Консультация на тему

«Профилактика дисграфии и дислексии у детей 5-7 лет»

1. Развитие графоомоторных навыков.

2.Игры по профилактики дисграфии и дислексии.

Оформить брошюрку для педагогов по данной теме.

1.Дать понятие родителям, что такое дисграфия и дислексия.

2.Рассказать о разнообразных методах и приемах профилактики дисграфии и дислексии в дошкольном возрасте.

Предупреждение дисграфии и дислексии у детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями.

Апрель

Семинар-практикум «Работа с ребенком по развитию правильного речевого дыхания»

1.Развитие правильного речевого и физиологического дыхания.

2.Использование в работе с детьми разнообразных пособий на развитие правильного дыхания.

Мастер-класс по изготовление пособий по развитие правильного речевого дыхания.

1.Рассказать родителям, что такое речевое дыхание и как оно влияет на постановку звуков.

2.Продемонстрировать различные пособия по развитию дыхания.

1.Ознакомление родителей с данной темой.

2.Развитие у детей правильного дыхания.

Май

Итоговые индивидуальные консультации

«Успехи ребенка за год»

Проведение в течение учебного года коррекционной НОД.

Ведение тетради взаимодействия учителя-логопеда и педагогов.

Преемственность в работе учителя-логопеда и родителей через различные формы.

Высокий результат у детей посещающих логопедический пункт.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Проблемно-поисковый метод, как средство развития связной речи дошкольников» Выполнила учитель-логопед: Юрышева Л.Н.

Слайд 2

«Родной язык можно считать центральным предметом в начальной школе, так как он «проникает» во все другие предметы, объединяет и обобщает их результаты. По существу речь является основой, на которой строится вся учебная деятельность » А.С. Обухов

Слайд 3

Цель : развитие умения связно, выразительно и грамматически правильно строить предложение, используя наглядную основу в виде картинно-графического материала. Задачи : Активизировать и расширять словарь детей о характерных признаках времен года; Закреплять умение составлять рассказ-рассуждение с опорой на наглядность; Закреплять навык подбора синонимов, антонимов, родственных слов. Развивать коммуникативные и речевые навыки, навык сотрудничества при работе в команде; Развивать у детей умение логически выстраивать свое высказывание; Формировать доброжелательность, инициативность, активность и умение слушать ответы других детей.

Слайд 4

Четыре уровня проблемности в обучении: 1 . Воспитатель сам ставит проблему (задачу) и сам решает её при активном слушании и обсуждении детьми ; 2. Воспитатель ставит проблему, дети самостоятельно или под его руководством находят решение. Воспитатель направляет ребёнка на самостоятельные поиски путей решения ; 3. Ребёнок ставит проблему, воспитатель помогает её решить. У ребёнка воспитывается способность самостоятельно формулировать проблему ; 4. Ребёнок сам ставит проблему и сам её решает. Воспитатель даже не указывает на проблему: ребёнок должен увидеть её самостоятельно, а увидев, сформулировать и исследовать возможности и способы её решения.

Слайд 5

Подведение детей к противоречию, предложение найти самим способ его разрешения Методика «Нелепицы»

Слайд 6

Методика «Нелепицы»

Слайд 7

Изложение различных точек зрения на один и тот же вопрос

Слайд 8

Побуждение детей осуществлять сравнения, обобщения, выводы из ситуаций, сопоставлять факты

Слайд 9

Постановка конкретных вопросов (на обобщение, обоснование, конкретизацию, логику рассуждения)

Слайд 10

Серия сюжетных картинок

Слайд 11

Постановка проблемных задач

Слайд 12

Постановка проблемных задач. Маша дружила с медведем и часто ходила к нему в гости. В очередной раз собираясь навестить своего друга, Маша напекла пирожков и положила их в узелок. Она долго шла через густой лес, случайно зацепилась узелком за куст — он порвался, и пирожки рассыпались. Как Маше донести их до места, где живет медведь? ***** Кот Матроскин надоил так много молока, что заполнил им все имеющиеся в доме емкости. Как Матроскин может использовать такое большое количествое молока?

Слайд 13

Правила для смелых и упорных педагогов Если вы испытываете затруднения в работе по развитию речи, то планируйте этот вид деятельности не иногда, не часто, а очень часто. Через 5 лет станет легче; Никогда не отвечайте сами на свой же вопрос. Терпите, и вы дождетесь того, что на него станут отвечать ваши дети. Помогать можно только ещё одним вопросом, или двумя, или десятью... Но знайте: количество вопросов обратно пропорционально уровню мастерства ; Никогда не задавайте вопрос, на который можно ответить «да», или «нет». Это не имеет смысла; После проведения занятия просмотрите конспект еще раз, вспомните все вопросы, которые вы задавали детям, и замените его одним более точным ; Если рассказ не получился или получился с трудом - улыбнитесь, ведь это здорово, потому что успех впереди!

Слайд 14

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Использование слуховых диктантов в работе с детьми старшего дошкольного возраста, имеющими речевые нарушения»

Характерными особенностями внимания у детей с ОНР является нарушения произвольного слухового внимания: дети не слушают, не вслушиваются в звуки, быстро утомляются, отвлекаются, теряют интерес к звучан...

Методическая разработка " Взаимосвязь учителя логопеда и специалистов ДОУ в коррекционной работе с детьми старшего дошкольного возраста, имеющие речевые нарушения"

Систематизация совместной деятельности педагогов ДОУ с целью коррекции и профилактики нарушений речи у детей старшего дошкольного возраста....

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕРАКТИВНОГО КОМПЛЕКСА «УМНОЕ ЗЕРКАЛО ARTIKME» В КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА, ИМЕЮЩИМИ РЕЧЕВЫЕ НАРУШЕНИЯ

Умное зеркало ArtikMe совмещает в себе компьютер с выходом в Интернет и программным обеспечением, конструктор и хранилище для занятий и домашнего задания, видеокамеру для фиксации занятий, ж...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕРАКТИВНОГО КОМПЛЕКСА «УМНОЕ ЗЕРКАЛО ARTIKME» В КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА, ИМЕЮЩИМИ РЕЧЕВЫЕ НАРУШЕНИЯ

Включение информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в воспитательно-образовательный процесс в ДОУ - это одна из новых и актуальных проблем в педагогике. В условиях современного развит...

Использование интерактивного комплекса «Умное зеркало ArtikMe» в коррекционной работе с детьми старшего дошкольного возраста, имеющими речевые нарушения

Включение информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в коррекционно-образовательный процесс в ДОУ - это одна из новых и актуальных проблем в педагогике. Умное зеркало ArtikMe совмещает в себе ком...