Главные вкладки

    Конспект организованной образовательной деятельности по образовательной области «Развитие речи» в подготовительной к школе группе по теме: «В поисках запутанных сказок»
    план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

    Цель: совершенствовать речь детей на материале русских народных сказок.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Конспект организованной образовательной деятельности по образовательной области «Развитие речи» в подготовительной к школе группе по теме: «В поисках запутанных сказок»

    Цель: совершенствовать речь детей на материале русских народных сказок.
    Задачи:
    Образовательные:
    - совершенствование навыка словообразования имен существительных с именами прилагательных в винительном падеже;
    - закреплять умение детей правильно называть слова на заданный звук;
    - закрепить знания детей о знакомых сказках, узнавать их по фрагментам, иллюстрациям, предметам и т.д.
    Развивающие:
    - развивать речевую и познавательную активность детей, умение сравнивать, обобщать, делать выводы и умозаключения;
    - развивать мышление, воображение, зрительную память, наблюдательность.
    Воспитательные:
    - воспитывать интерес к сказкам;
    - совершенствование умения взаимодействовать в коллективе;
    - воспитывать стремление к познанию нового; формировать умение грамотно излагать свое мнение.
    Предварительная работа: чтение сказок, рассматривание иллюстраций, разучивание пословиц, поговорок, скороговорок, отгадывание сказок.
    Материалы и оборудование: сундучок, клубок ниток, иллюстрации к сказкам, картинки сказочных героев, буквы для составления слова, картинки с изображение времен года, замочки, письмо, смайлики и сердечки.

    Ход образовательной деятельности

    1. Орг. момент.
    Воспитатель: - Ребята, сегодня к нам пришли гости давайте с ними поздороваемся.
    Ребята, а как ещё можно поприветствовать друг друга? (ответы детей) Можно ли взрослому незнакомому человеку сказать «привет»? Ребята, мы с вами знаем, что кроме слов приветствия существует много других приятных, ласковых слов, которые называются как …? (комплименты).

    Игра «Комплименты»
    Воспитатель: - Давайте с вами подарим друг другу комплименты. Вставайте в круг.
    (Дети, передавая игрушку «сердечко», говорят друг другу комплименты)
    Ребята, от теплых слов настроение стало у всех радостное, мы вместе и нам хорошо!

    2. Мотивационно – ориентировочный этап.
    Стук в дверь. Письмо. Дети вместе с воспитателем рассматривают конверт. Читают письмо.

    «Дорогие ребята! Волшебница-путаница проникла в нашу страну и принесла нам много бед. Помогите нам, пожалуйста. Она все у нас перепутала, и мы не знаем, как нам избавиться от её чар…».

    Воспитатель: - Ребята, как вы думаете, письмо закончено? Почему? (мы знаем, кто нам прислал письмо)
    - Как же нам узнать от кого письмо и кому нужно помочь?
    - Кажется, в конверте еще что-то есть.
    В конверте лежат буквы, из которых дети собирают слово СКАЗКА
    Воспитатель: - Ребята, а на чём мы можем туда отправиться? (на поезде, на самолёте и т.д.) Страна у нас сказочная, ну и транспорт должен быть сказочный. Какой? (ковёр-самолёт, сапоги скороходы, облако)
    - А вот и ковер-самолет. А что это на нем за буквы? Что они могут означать? (варианты ответов). Правильно. Буквы означают первый звук, с которого начинается ваше имя. Это и будет ваше место на ковре-самолете.
    - Садитесь на ковер-самолет, он донесет нас в страну сказок.

    3. Поисковый этап
    Воспитатель:
    -Отправляемся друзья,
    В чудо сказку - вы и я.
    Звучит сказочная музыка

    Игра «Звукоподражание»
    Воспитатель: - Пока мы летим, мы будем повторять звуки животных и предметов, над которыми пролетаем.
    1. Пролетаем над городом, шумят машины: ш-ш-ш.
    2. Лопнули шины: с-с-с.
    3. Пролетаем над лесом. Волки воют: у-у-у
    4. Жуки жужжат: ж-ж-ж.
    5. Комары летят: з-з-з.
    6. Мы сейчас поднимемся высоко, где воздух холодный, погреем ладошки: х-х-х.

    Воспитатель: - Вот мы и прибыли (дети повернулись и увидели ворота, а на них большой замок).

    https://kladraz.ru/upload/blogs2/2020/7/26053_5f7dd860719fcb7362f104d1f6c99b03.jpg


    - Посмотрите, ребята, что это? Ворота. – А на воротах – замок. Давайте, его откроем.

    - А поможет нам пальчиковая гимнастика «Замок»
    На дверях висит замок (пальцы в "замочек")
    Да никто открыть не мог!
    Мы замочком постучали, (постучать об стол или коленки)
    Мы замочек повертели, (круговые движения "замочком")
    Мы замочек покрутили –
    И замочек мы открыли! (показать ладошки)
    - Замочков в этой стране я вижу очень много. Как вы думаете, что спрятано за этими замками? (ответы детей)

    1 замок
    Дидактическая игра «Сказочный сундук»
    - Ребята, в сундуке хитрые сказки, имена героев написаны неверно, только вы и сможете помочь исправить все ошибки.
    1. «Царевна — индюшка»;
    2. «По-собачьему велению»;
    3. «Сивка - будка»;
    4. «Иван-царевич и зелёный волк»;
    5. «Сестрица Алёнушка и братец Никитушка»;
    6. «Мальчик-с-кулачок»;
    7. «Курочка в полосочку»;
    8. «Петушок— золотой пастушок»;
    9. «Заюшкина сумочка»;
    10. «Лапша из топора».


    2 замок
    Дидактическая игра «Живые слова».
    - Давайте выберем четырёх человек. Один будет словом «козлят», второй – «7», третий «волк», четвертый – коротким словом «и». Теперь дети – «слова», постройте название сказки «Волк и 7 козлят».
    - Следующая сказка, которую мы должны угадать:
    1-Иванушка, 2-Аленушка, 3-братец, 4 –и, 5- сестрица

    Воспитатель: - Вот и 3 замок. Чтобы попасть в другую сказку:
    Гимнастика для глаз
    Терем- терем - теремок! ( Движение глазами вправо- влево)
    Он не низок, не высок, (Движение глазами вверх- вниз)
    Наверху петух сидит,
    Кукареку он кричит. (Моргают глазами)

    Воспитатель: - Герои еще одной сказки просят у вас помощи. Посмотрите и скажите, что это за сказка?
    (Выставлен настольный театр)
    Воспитатель: - Посмотрите, ребята, никак звери не могу договориться, какой теремок им лучше построить. Точно без чар волшебницы-путаницы и здесь не обошлось. Не договориться им никак потому, что они все время друг перед другом хвастаются.

    3 замок
    Игра «Подражание герою» (подражание голосам животных)
    Мышка говорит: У меня не усы, а усищи.
    Лягушка говорит: У меня не глаза, а….
    Заяц говорит: У меня не уши, а….
    Волк говорит: У меня не зубы, а ….
    Лиса говорит: У меня не хвост, а…
    Медведь говорит: У меня не лапы, а…


    Воспитатель: - Интересно, в какой сказке мы оказались? (на столе лежит загадка). Давайте отгадаем.

    4 замок
    Загадка:
    Двенадцать братьев
    Друг за другом бродят,
    Друг друга не обходят.
    В какой сказке мы оказались? (12 месяцев)

    Воспитатель: - Волшебница-путаница так сильно дунула, что все времена года и месяцы поменялись местами. Давайте разложим времена года по порядку. (Дети расставляют картинки-символы).

    https://kladraz.ru/upload/blogs2/2020/7/26053_1327bf64c3cd203a2826b86d7e685693.jpg


    Какое сейчас время года? Какое было до весны? Какое будет после весны? Какое между летом и зимой? А названия весенних месяцев вы знаете? Молодцы! Этим сказочным героям мы помогли, навели порядок.
    - С этой сказкой мы прощаемся и в другую отправляемся.

    5 замок
    Игра «Назови животного»
    (Появляется картинка с частями тела животных)
    Воспитатель: - Ребята, вы узнаете эту сказку? Волшебница-путаница и здесь побывала и всех животных заколдовала. Посмотрите, что с ними стало. Как же нам их расколдовать?
    (Назвать что изображено на картинке)
    Хвост лисы (чей?)
    Уши зайца (чьи?)
    Гребешок петуха (чей?)
    Морда собаки (чья?)
    Лапы медведя (чьи?)

    -Из какой сказки эти герои? («Заюшкина избушка»)
    (Появляется картинка с расколдованными героями)

    6 замок
    Игра «Назовите сказочного героя, название которого начинается на звук [З]»
    (Заяц, Змей Горыныч, Золушка, Золотая рыбка…)
    На звук [К]
    (Кот в сапогах, Карлсон, Крошка Енот, Конёк-Горбунок, Кощей Бессмертный, Колобок, Красная Шапочка, домовенок Кузя, папа Карло, Кай, Карабас-Барабас)
    На звук [М]
    (Морозко, Муха-Цокотуха, Маугли, Мальчик-с-пальчик, Мальвина, Мойдодыр, Маленький Мук).

    7 замок
    Игра «Назови сказки»
    Воспитатель: - Во многих русских народных сказках есть один волшебный предмет, который указывает путь героям. Вспомните, что это за предмет? Это – волшебный клубок. - Хранится он в этом чудесном мешочке. (Открываю мешочек, нахожу там размотанный клубок)
    - Ой, ребята, волшебница-путаница и здесь успела навредить нам, размотала весь клубок. Что же делать, как вернуть волшебную силу клубка? Я знаю один способ – делаем один моток, а вы при этом называем русские народные сказки. Чем больше назовем, тем больше волшебных сил будет у клубочка.
    Воспитатель: - Клубок должен показать дорогу к следующему замочку. Он прикатился к сказочному камню. На камне, какие-то схемы. Что это? Как вы думаете? (Это схема синквейна) А что такое синквейн?
    Дети: - Синквейн – это нескладное стихотворение из 5 строк, составленное по определенным правилам.

    8 замок
    Схема – синквейн

    https://kladraz.ru/upload/blogs2/2020/7/26053_64fecb718e71ec19caaa012298b9259a.jpg


    1 строка. Герой – Колобок.
    2 строка. Слова признаки: желтый, круглый.
    3 строка. Слова действия: убежал, катится, поет.
    4 строка. Предложение о герое: Колобка съела лиса.
    5 строка. Обобщающее слово о герое: сказочный персонаж.

    Воспитатель: - По схеме составьте синквейн о нашем сказочном герое: Петушок, Баба-Яга, Буратино. Какие вы молодцы!

    9 замок
    Игра « Где прячутся противоположности?»
    Дети стоят у столов. На столах картинки: заяц, лиса, Золушка, Емеля, Фея, Баба-Яга и т. д.
    Воспитатель: ребята, на столах лежат картинки с изображением различных предметов. Я буду называть признаки предмета, а вы искать предмет с этим признаком.
    Длинные - короткие;
    Добрая - злая;
    Трудолюбивая – ленивый;

    (Заяц – уши длинные, у лисы - короткие; Золушка – трудолюбивая, Емеля - ленивый; Фея-добрая, Баба-Яга-злая и т.д)

    4. Практический этап.
    10 замок
    Воспитатель: - Посмотрите какие интересные куклы. (Воспитатель обращает внимание детей на театр Тантамареска). Да только они не живые. Как же можно их оживить? (Высказывания детей). Подготовленные дети читают стихотворение в виде диалога.

    https://kladraz.ru/upload/blogs2/2020/7/26053_3cda00cdbe430c88e18b7326a7c58644.jpg


    Девочка. Непослушный мой котёнок,
    Что ж ты в кухне натворил!
    Чашку мамину разбил.
    За такое поведенье
    Будешь завтра без конфет,
    Без печенья, без варенья,
    Без сосиски на обед,
    Котенок. Я люблю побезобразить!
    и побегать и полазить.
    Вмиг взлечу по занавескам,
    Правда рвутся они с треском
    Не люблю пустую миску
    и кастрюльку без сосиски.
    Девочка.
    Виноват - теперь не плачь,
    Надо было маму слушать
    И вести себя получше!
    Воспитатель: - Ну, что ребята мы помогли героям и исправили все плохие поступки волшебницы - путаницы, и нам пора отправляться в детский сад.
    - Садитесь все на ковёр - самолет, и он отвезёт вас обратно в группу.
    1,2,3 взлетаем, глазки закрываем
    1,2,3,4,5 вот и в группе мы опять, можно глазки открывать.

    Воспитатель: - Молодцы, всем сказочным героям помогли, а теперь давайте вспомним в каких сказках и у каких сказочных героев мы сегодня побывали.

    5. Рефлексивно-оценочный этап.
    Воспитатель: - Вам понравилось путешествие? Ребята, я хочу узнать, какое настроение у вас осталось после нашего путешествия в сказку. Для этого выберите картинку с эмоцией, соответствующую вашему настроению.
    Герои сказок говорят вам спасибо и дарят сердечки за вашу доброту и за вашу активность!


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект организованной образовательной деятельности по образовательной области «Развитие речи» в подготовительной к школе группе по теме: «В поисках запутанных сказок»

    Конспект организованной образовательной деятельности по образовательной области «Развитие речи» в подготовительной к школе группе...

    Конспект организованной образовательной деятельности по образовательной области «Развитие речи» в подготовительной к школе группе по теме: «В поисках запутанных сказок»

    Конспект организованной образовательной деятельности по образовательной области «Развитие речи» в подготовительной к школе группе по теме: «В поисках запутанных сказок» ...