Доклад из опыта работы на тему "Развитие мелкой моторики, как средство развития речи детей младшего дошкольного возраста"
презентация урока для интерактивной доски (младшая группа)

Авжанова Сайран Курмантаевна

Развитие речи - это самое актуальное, очень важное место в работе с детьми. Ведь развивая речь, мы учим ребенка осмысленно говорить, обогащаем его речь, прививаем любовь к чтению, книге, даем первоначальное понятие о языке.
    У детей довольно часто наблюдается задержка в развитии речи, хотя они здоровы, не страдают нарушениями слуха или поражениями центральной нервной системы. В чем причины задержки речи? Считается, что главное от чего зависит речь,- это степень речевого общения детей с окружающими людьми: родители обычно получают совет- больше разговаривайте с ребенком. Они стараются говорить с малышом при каждой возможности, но он продолжает объяснятся отдельными звуками и жестами.
Наблюдения показали, что уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени  сформированности  тонких движений  пальцев рук.
 О том, что движения пальцев тесно связаны с речью, было известно давно. Талантливые люди из народа бессознательно понимали это. Играя с маленькими, еще не говорящими детьми, сопровождали слова песни, игры движениями пальцев ребенка, отсюда появились известные «Ладушки», «Сорока-ворона» и т.д.
Такие ученые, как Э.Г.Пилюгина, Н.П.Павлова, М.М.Кольцова считают, что на развитие речи влияет развитие моторики руки. Вот почему я считаю выбранную мной тему актуальной.
 Считалось, что главное, от чего зависит развитие речи - это степень общения детей с окружающими взрослыми людьми. Конечно, это важно, но проведенные исследования и наблюдения показали, что степень развития движения пальцев совпадает со степенью развития речи детей.
Движения пальцев рук настолько положительно влияют на развитие нашей речи, что стали вспомогательной частью нашего языка. Вот почему проблема развития мелкой моторики и координации пальцев рук детей дошкольного возраста, остается актуальной и сегодня.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Тема: «Развитие мелкой моторики, как средство развития речи детей младшего дошкольного возраста»

Слайд 2

«Движения руки всегда тесно связаны с речью и способствуют ее развитию» В.М.Бехтерев

Слайд 3

Актуальность проблемы Сегодня я хотела бы раскрыть тему : «Развитие мелкой моторики, как средство развития речи детей младшего дошкольного возраста»Почему?На мой взгляд я думаю,что вы со мной согласитесь,почему такая тема на данный момент актуальна. Развитие речи - это самое актуальное, очень важное место в работе с детьми. Ведь развивая речь, мы учим ребенка осмысленно говорить, обогащаем его речь, прививаем любовь к чтению, книге, даем первоначальное понятие о языке. У детей довольно часто наблюдается задержка в развитии речи, хотя они здоровы, не страдают нарушениями слуха или поражениями центральной нервной системы. В чем причины задержки речи? Считается, что главное от чего зависит речь,- это степень речевого общения детей с окружающими людьми: родители обычно получают совет- больше разговаривайте с ребенком. Они стараются говорить с малышом при каждой возможности, но он продолжает объяснятся отдельными звуками и жестами. Наблюдения показали, что уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. О том, что движения пальцев тесно связаны с речью, было известно давно. Талантливые люди из народа бессознательно понимали это. Играя с маленькими, еще не говорящими детьми, сопровождали слова песни, игры движениями пальцев ребенка, отсюда появились известные «Ладушки», «Сорока-ворона» и т.д. Такие ученые, как Э.Г.Пилюгина , Н.П.Павлова , М.М.Кольцова считают, что на развитие речи влияет развитие моторики руки. Вот почему я считаю выбранную мной тему актуальной. Считалось, что главное, от чего зависит развитие речи - это степень общения детей с окружающими взрослыми людьми. Конечно, это важно, но проведенные исследования и наблюдения показали, что степень развития движения пальцев совпадает со степенью развития речи детей. Движения пальцев рук настолько положительно влияют на развитие нашей речи, что стали вспомогательной частью нашего языка. Вот почему проблема развития мелкой моторики и координации пальцев рук детей дошкольного возраста, остается актуальной и сегодня. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно хорошо развиты память, мышление, внимание, связная речь. Уровень развития мелкой моторики - один из показателей интеллектуальной готовности ребенка к школьному обучению. И поэтому в своей работе, стараюсь уделять больше внимания развитию мелкой моторики рук.

Слайд 4

Целью моей педагогической работы является создание условий для развития и совершенствования мелкой моторики рук для непосредственного развития речи детей младшего дошкольного возраста. Для достижения цели были обозначены задачи: 1.Улучшение мелкой моторики пальцев, кистей рук, координации и точности движений руки , гибкости рук, ритмичности; 2.Развитие воображения, логического мышления, произвольного внимания, зрительного и слухового восприятия, творческой активности; 3.Способствование совершенствованию речи и расширению словарного запаса посредством пальчиковых игр и гимнастик. 4.Обогащение предметно - развивающей среды для развития у детей мелкой моторики рук, речи; 5.Повышение компетентности родителей в вопросе развития речи детей, мелкой моторики с использованием разнообразных форм, методов и приемов. 6.Способствование формированию благоприятного эмоционального фона в детском коллективе . .

Слайд 5

Задачи работы с детьми по развитию мелкой моторики: активизировать активные и пассивные движения пальцев формировать умения выполнять задания по образцу, ориентироваться на плоскости формировать зрительно-двигательную координацию и ловкость пальцев, обучать ловкости в обращении с различным материалом, тренировать мышцы рук детей, воспитывать усидчивость, аккуратность, доброжелательность, умение работать в коллективе и индивидуально, тренировать тонкие движения пальцев рук, развивать навыки ручной умелости, формировать координацию движений пальцев и кистей рук способствовать развитию памяти, мышления , связной речи. Принципы и формы работы по развитию мелкой моторики Принципы : - наглядность и учет возрастных и индивидуальных особенностей - развивающий характер обучения - систематичность и последовательность Формы работы : совместная работа с детьми и ндивидуальная работа с вободная самостоятельная деятельность

Слайд 6

В своей педагогической работе я использую следующие виды упражнений и тренировок на развитие мелкой моторики у детей: Самомассаж рук для детей важно проводить регулярно, чтобы активизировать определенные зоны в головном мозге. Так как каждый пальчик, как на ручках , так и на ножках детей отвечает за определенный орган, рекомендуется выполнять такие упражнения вместе с детьми. Самомассаж пальцев рук для детей позволяет улучшать мозговую активность и ускоряет психологиче ское развитие малыша . «Растирание ладоней », «Браслетик », «Снятие перчатки », «Водичка, водичка -умой моё личко », «Пальчики». Игры с массажными мячиками очень полезны для стимуляции нервных окончаний на ручках и теле малыша, а также для улучшения циркуляции крови. Занятия подходят для развития мелкой моторики и речевой активности детей . Для этого , я использую такие упражнения как: «Иголки», «Ласковый ёж», «Непростой шарик», «Мячик ».

Слайд 7

Пальчиковый театр Способствует овладению – навыками мелкой моторики; Развивает внимание , память , мышление , воображение; Снимает тревожность ;Повышает работоспособность головного мозга. Пальчиковый театр- это уникальная возможность расположить сказку на ладошке у ребенка, в которой он сможет занять роль любого героя. Пальчиковые театры очень хороши для театрализованной деятельности, т. к. театрализованные игры повышают эмоциональный подъем, жизненный тонус ребенка и ребенок чувствует себя раскованно, свободно. Давно доказано, чтобы сказка запомнилась и произвела впечатление на ребенка, необходимо воспользоваться игрушкой. Игрушки для пальчикового театра небольшого размера, они одеваются на палец. Хороши они тем, что одновременно можно управлять несколькими персонажами на одной руке. Игры с пальчиковым театром приносят ребенку радость и повышают настроение.

Слайд 8

Игры с крышками Для развития мелкой моторики и тактильных ощущений я изготовила игры (с крышками) «Собери по схеме», «Раскрути закрути», «Собери и расскажи сказку» В таких играх развивается соотносящиеся действия рук, закрепляют умение подбирать (шарики)по цвету, развивается речь, воображение

Слайд 9

Игры с прищепками Прищепки – прекрасный способ тренировать щипковый захват у детей. Кроме того, система заданий, направленная на развитие речи, делает упражнения с прищепками интересными, познавательными. Для этого мною были изготовлены игры: «Вешаем бельё», «Веселые прищепочки ». Необходимо иметь 50 – 70 прищепок разного цвета, различные фигуры из картона: ( желтый круг – солнышко, коричневая полоска – земля; фигура ежика (без иголок, дерево (без листьев,. На этом этапе работы ребенок прикрепляет прищепки к одной из фигур для получения образа.

Слайд 12

Работа с родителями Для достижения положительных результатов в развитии ребёнка невозможно ограничиться только работой, проводимой в стенах детского сада. Работа с родителями – это одно из важнейших направлений в работе по созданию благоприятных условий для развития мелкой моторики и координации движений пальцев рук детей раннего возраста. Мной применяются разнообразные формы работы с родителями, нацеленные на решение данной проблемы: Родительские собрания Практические рекомендации Анкетирование Консультации, наглядная информация Вечера досугов Считаю, что удалось достигнуть хороших результатов взаимодействия педагог – родители. Родители принимают активное участие в реализации проекта:также принимают активное участие в оформлении, обогощении развивающей среды в группе,для развития у детей мелкой моторики рук,речи . Понимание родителями значимости и сущности современной диагностики кистевой моторики и педагогической коррекции сохранит не только физическое и психическое здоровье ребёнка, но и оградит его от дополнительных трудностей обучения .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Развитие мелкой моторики как средство формирования речи детей младшего дошкольного возраста"

Развитие мелкой моторики как средство формирования речи детей младшего дошкольного возраста....

Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики как средство формирование речи детей младшего дошкольного возраста»

познакомить родителей с приёмами развития мелкой моторики у детей в процессе использования дидактической игры. Дать рекомендации для родителей по применению дидактических игр для развития мелкой мотор...

Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики, как средство формирование речи детей младшего дошкольного возраста»

Почему мы развиваем мелкую моторику рук у детей.У большинства современных детей отмечается общее моторное отставание, в особенности у детей городских. Сейчас вся обувь у детей на липучках, куртки на м...

«Развитие мелкой моторики как средство формирование речи детей младшего дошкольного возраста»

Вопрос развития  речи и мелкой моторики рук  детей очень актуален. У большинства современных детей отмечается общее моторное отставание. Сейчас вся обувь у детей на липучках, куртки на молни...

Консультация для родителей « Развитие мелкой моторики , как средство формирование речи детей младшего дошкольного возраста.

Консультация для родителей « Развитие мелкой моторики , как средство формирование речи детей младшего дошкольного возраста.Цель: познакомить родителей с приёмами развития мелкой моторики у детей ...

Развитие мелкой моторики как средство формирование речи детей младшего дошкольного возраста

Консультация для родителей по развитию у детей мелкой моторики....

Доклад по теме самообразования «Пальчиковые игры и упражнения, как средство развития речи детей младшего дошкольного возраста» (обобщение опыта работы)

Известно, что в последние годы уровень речевого развития детей заметно снизился. Одной из причин тому является то, что родители меньше говорят с детьми из-за своей занятости. Дети и сами меньше говоря...