Использование нетрадиционных технологий в работе по развитию речи старших дошкольников. Технология "синквейн".
консультация по развитию речи

Ахметшина Елена Шамыкаевна

 Использование нетрадиционных технологий в работе по развитию речи старших дошкольников. Технология "синквейн".

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

 детский сад № 6 «Василек» г. Янаул

муниципального района Янаульский район Республики Башкортостан

Консультация для педагогов

на тему:

«Использование нетрадиционных технологий в работе по развитию речи старших дошкольников.

 Технология «синквейн»

Выполнила: воспитатель Ахметшина Е.Ш.

Янаул, 2021

 Использование нетрадиционных технологий в работе по развитию речи старших дошкольников. Технология «синквейн.

Говорить умеют все, но говорить правильно, умеют лишь единицы из нас. Разговаривая с другими, мы пользуемся речью, как средством передачи своих мыслей. Речь для нас является одной из главных потребностей и функций человека. Именно речь отличает человека от других представителей живого мира. Именно через общение с другими людьми человек реализует себя как личность.

Судить о начале развития личности ребенка дошкольного возраста без оценки его речевого развития невозможно.

Проблема формирования речи у детей дошкольного возраста актуальна на сегодняшний день. Формирование речи у дошкольников является важной и трудно решаемой задачей. Успешное решение этой задачи необходимо как для подготовки детей к предстоящему школьному обучению, так и для комфортного общения с окружающими. Однако развитие речи у детей в настоящем времени представляет собой актуальную проблему, что обусловлено значимостью связной речи для дошкольников.

Традиционная методика обучения дошкольников рекомендует использовать в качестве основного приема обучения образец рассказа педагога. Но опыт показывает, что дети воспроизводят рассказ воспитателя с незначительными изменениями, рассказы бедны выразительными средствами, лексический запас слов мал, в текстах практически отсутствуют простые распространенные и сложные предложения. Но главным недостатком является то, что ребенок сам не строит рассказ, а повторяет уже только  что услышанное. За одно занятие детям приходится выслушивать несколько однообразных однотипных рассказов. Детям этот вид деятельности становится скучным и неинтересным, они начинают отвлекаться. Доказано, что чем активнее ребенок, чем больше он вовлечен в интересную для себя деятельность, тем лучше результат. Воспитателю нужно побуждать детей к речевой деятельности, а также важно стимулировать речевую активность в процессе свободного общения.

Стало очевидно, что необходимо изменение способов работы воспитателя на занятиях по развитию речи дошкольников. В последнее время все чаще поднимается вопрос о применении нетрадиционных или инновационных  технологий в ДОУ, так как внедрение инноваций в работу образовательного учреждения – важнейшее условие совершенствования и реформирования системы дошкольного образования.

Использование в воспитательно-образовательном процессе ДОУ современных педагогических технологий, таких как, обучение в сотрудничестве, проектная методика, интерактивное взаимодействие, использование новых информационных технологий, помогают нам реализовать личностно - ориентированный подход к детям, обеспечивая индивидуализацию и дифференциацию педагогического процесса с учетом их способностей и уровня развития.

Инновация — это результат инвестирования интеллектуального решения в разработку и получение нового знания, ранее не применявшейся идеи по обновлению сфер жизни людей.

Нетрадиционные или инновационные технологии – это система методов, способов, приёмов обучения, воспитательных средств, направленных на достижение позитивного результата за счёт динамичных изменений в личностном развитии ребёнка в современных социокультурных условиях. Педагогические инновации могут либо изменять процессы воспитания и обучения, либо совершенствовать. Инновационные технологии сочетают прогрессивные креативные технологии и стереотипные элементы образования, доказавшие свою эффективность в процессе педагогической деятельности.

При выборе технологии необходимо ориентироваться на следующие требования:

ориентация технологии не на обучение, а на развитие коммуникативных умений детей, воспитание культуры общения и речи;

содержание технологии сориентировано на становление позиции субъекта в общении и речевой деятельности;

технология должна носить здоровьесберегающий характер;

основу технологии составляет личностно-ориентированное взаимодействие с ребенком;

реализация принципа взаимосвязи познавательного и речевого развития детей;

организация активной речевой практики каждого ребенка в разных видах деятельности с учетом его возрастных и индивидуальных особенностей.

Рассмотрим технологии речевого развития дошкольников

Технология – это совокупность приёмов, применяемых в каком либо деле, искусстве, мастерстве (толковый словарь).

Технологии речевого развития:

  1. Проектная деятельность.
  2. Технология портфолио
  3. Технология исследовательской деятельности, коллекционирование
  4. Игровые технологии:

-Мнемотехника

-Моделирование

-LEGO-технология

  1. Информационно – коммуникационные технологии
  2. Технология проблемного обучения
  3. Альтернативные технологии:

-Технологии обучения образной речи

-Технология обучения детей составлению метафор.

-Технология ТРИЗ

-Технология синквейн.

Поподробнее остановимся на технологии синквейн

Синквейн (слово франц.) в переводе означает нерифмованное стихотворение из пяти строк. Родиной синквейна можно считать США в начале XX века. Американская поэтесса Аделаида Крэпси разработала эту форму.

Синквейн, который используется с дидактическими целями, называется дидактическим. В дидактическом синквейне самое главное -это смысловое содержание и часть речи, которая используется в каждой строке.

В педагогических и образовательных целях, может использоваться как результативный метод развития образной речи, интеллектуальных и аналитических способностей.

Существуют определенные правила написания синквейна. Он состоит из 5-ти строк. Его форма напоминает «елочку».

Правила написания синквейна.

1-я строка (вершина «елочки») – заголовок, тема, состоящая из одного слова, обычно это явление или предмет, о котором идет речь. Части речи - это существительное или местоимение, и отвечает на вопросы: кто? что?

2-я строка – два слова, которые описывают свойства и признаки этого предмета или явления, раскрывающие тему синквейна. Часть речи - чаще прилагательное, реже причастие, отвечающее на вопрос: какой? какая? какое? какие?

3-я строка – состоит из трёх слов (глаголов или деепричастий, описывающих действия предмета и отвечающие на вопрос: что делает? что делают?

4-я строка – четыре слова; ребенок выражает уже непосредственно свое мнение о затронутой теме. Это фраза или предложение, состоящее из нескольких слов. Самый традиционный вариант, когда предложение состоит из четырех слов.

5-я строка (основание «елочки») – одно слово, (существительное) для выражения своих чувств, ассоциаций, связанных с предметом, о котором говорится в синквейне, или повторение сути, синоним,обобщающееслово.

Алгоритм синквейна для детей, которые пока не умеют читать:

Условные обозначения:

  • слова-предметы (существительные),
  • слова-признаки (прилагательные),
  • слова-действия (глаголы),
  • слова-предметы (существительные).

Работа по обучению дошкольников составлению синквейна ведется поэтапно:

I этап – подготовительный 

Для того чтобы правильно, полно, грамотно выразить свою мысль, ребенок должен иметь достаточный словарный запас. Поэтому работу необходимо начинать с уточнения, расширения и совершенствования словаря.

Цель этапа: знакомство и обогащение словаря дошкольников словами-понятиями«слово-предмет»«слово-определение»«слово-действие»«слово-ассоциация»«предложение», введение символов этих слов.

Через какие формы образовательной деятельности дошкольников проводится обогащение и активизация словаря:

- Словесные игры и упражнения («Кто это? Что это?»«Отгадай загадки»«Узнай по описанию»«Скажи, какой? какая? какое? какие?»«Подбери признаки»«Кто что делает?» и другие.)

- Дидактические игры «Найди пару»«Кто что делает?»«Слова с противоположным значением» и др.

- Речевые тренинги. (Собрана картотека речевого материала для речевых тренингов.)

- Игры малой подвижности («У Маланьи, у старушки»«Что мы делаем – не скажем»«Живые слова» и другие.)

II этап – основной.

Цель: знакомство с алгоритмом составления синквейна, формирование первоначального умения составлять синквейн (с помощью педагога).

Существует алгоритм синквейна для детей-дошкольников, которые пока не умеют читать. Предполагается, что с детьми дошкольного возраста строгое, четкое соблюдение правил составления синквейна необязательно. Так в четвертой строке синквейна предложение может состоять не из четырех слов, а из трех. Также можно вспомнить с детьми пословицу, крылатое выражение или афоризм на заданную тему. А в пятой строке тоже одно слово необязательно, может быть два или три.

Для успешного овладения детьми данной технологии можно использовать разные способы работы с синквейном:

  1. «Синквейн-загадка». Педагог читает стихотворение, не называя первой строки, предлагая ребенку догадаться по содержанию текста, о каком предмете или явлении идет речь.
  2. «Нарисуй предмет-отгадку». Все дети одновременно рисуют отгадку. Затем рисунки вывешиваются на доске, и педагог может видеть насколько у каждого ребенка есть знания о данном предмете. Насколько он правильно понимает смысл и значение слов. Хорошо ли он усвоил словарь лексической темы.
  3. Составь «Синквейн по образцу»
  4. «Закончи стихотворение». Ребенок называет слово последней строчки. Как правило – это обобщающее слово.
  5. «Найди ошибки в стихотворении». В третьей и четвертой строчке педагог намеренно допускает ошибку в подборе признака или действие нехарактерное для данного предмета.
  6. «Чужое слово». Аналогичное задание.
  7. «Один начинает, другой продолжает». Называется предмет. Один ребенок составляет вторую строку стихотворения, второй – третью. Третью. Третий –четвертую, четвертый-пятую.

Эти игровые приемы помогают детям составлять более качественные тексты и поддерживать интерес к работе. После того, как дети научатся составлять нерифмованные стихи, можно переходить к третьему этапу работы.

III этап практический. Самостоятельное составление синквейнов детьми.

Цель: Формирование умения и совершенствование навыка составления дидактического синквейна по лексическим темам.

Сначала все дети составляют синквейн об одном предмете или природном явлении. После приобретения навыка самостоятельного выполнения такого рода задания можно давать детям индивидуальные темы.

Для того чтобы разнообразить занятия по составлению нерифмованного стихотворения на этом этапе используем следующие игровые приемы:

  1. «Чей синквейн Лучше?» Составляется дидактический синквейн к разным словам-предметам, связанных между собой одной лексической темой (например, разные виды одежды). А затем обсуждается, чей текст был наиболее удачным и почему.
  2. «Речецветик». Детям предлагается цветок с несколькими лепестками. На каждом лепестке изображен предмет по определенной лексической теме. Каждый ребенок, не глядя на картинку, отрывает лепесток и составляет синквейн.
  3. «Занимательный кубик». На каждой стороне кубика картинка с изображением предмета или явления. Дети по очереди бросают кубик, выпавшая картинка и есть тема синквейна.
  4. «Волчок». Круглое поле делится на несколько секторов. В каждом секторе изображен предмет изучаемой лексической темы. Ребенок вращает волчок на какой предмет попадет стрелка волчка, после окончания вращения, о том предмете составляется синквейн.
  5. «Отгадай загадку, и на отгадку составь синквейн»

При составлении синквейна с дошкольниками нужно помнить, что необходимо составлять синквейн только на темы, хорошо известные детям, и обязательно показывать образец.

Если составление синквейна вызывает затруднение, то можно помочь наводящими вопросами.

Педагогическая ценность синквейна.

  1. Синквейн является игровым приемом.
  2. Позволяет почувствовать себя хоть на мгновение творцом.
  3. Получается у всех, каждый ребенок может реализовать свои интеллектуальные      возможности.
  4. Облегчает процесс усвоения понятий и их содержания;
  5. Способствует расширению и актуализации словарного запаса; закрепляет знания по изученным лексическим темам.
  6. Учит находить и выделять в большом объеме информации главную мысль, учит коротко, но точно выражать свои мысли;
  7. Активизирует  и развивает мыслительную деятельность.
  8. Повышается интерес к изучаемому материалу.
  9. Синквейн — это также способ контроля и самоконтроля (дети могут сравнить синквейны и оценивать их).
  10. Способствует формированию коммуникативных действий - воспитывает  умение сотрудничества с педагогом и  со сверстниками.
  11. Изученный на занятии материал приобретает  эмоциональную окраску, что способствует его более глубокому усвоению.
  12. Отрабатываются знания о частях речи, о предложении.
  13. Дети учатся соблюдать интонацию.
  14. Значительно активизируется словарный запас .
  15. Совершенствуется навык использования в речи синонимов, антонимов.
  16. Активизируется и развивается мыслительная деятельность.
  17. Совершенствуется умение высказывать собственное отношение к чему-либо, осуществляется подготовка к краткому пересказу.
  18. Дети учатся определять грамматическую основу предложений.

Что дает использование данной технологии педагогу?

  1. Является диагностическим инструментом.
  2. Дает возможность педагогу оценить уровень усвоения ребенком пройденного материала. И скорректировать дальнейшее обучение..
  3. Поддерживает интерес к обучению.
  4. Простота построения синквейна позволяет быстро получить результат.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование песочной терапии в работе по развитию речи старших дошкольников.

Нарушение речи в той или иной степени всегда отражается на поведении и деятельности ребенка. Дети, страдающие задержкой речевого развития, начиная осознавать недостатки своей речи, нередко стано...

Консультация для воспитателей «Использование песочной терапии в работе по развитию речи старших дошкольников»

Не секрет, что развитие мелкой моторики руки как нельзя лучше способствует развитию речи у ребенка. В этой связи песочная терапия является незаменимым методом в профилактике речевых нарушений у дошкол...

Мастер -класс "Использование метода "Синквейн" в работе по развитию речи старших дошкольников"

Решение проблем речи является актуальной темой в дошкольном возрасте. Специалисты и педагоги, работающие в детском саду, отмечают, что у старших дошкольников часто имеются нарушения речи, бедный слова...

Мастер-класс "Использование метода "Синквейн" в работе по развитию речи старших дошкольников"

Данный материал будет полезен педагогам в образвательной работе с детьми как эффективный метод для   развития образной речи, который позволяет быстро получить результат. "Синквейн"...

Опыт работы. Использование технологии «Синквейн» в работе по развитию речи старших дошкольников

Одной из главных задач дошкольного образования является развитие речевых способнотей у детей дошкольного возраста. Одним из эффективных и интересных методов, помогающим активизировать познаватель...

Использование песочной терапии в работе по развитию речи старших дошкольников

Автор: Поспелова Ирина Геннадьевна, воспитатель ГБДОУ Детский сад № 2 общеразвивающего вида, Кронштадтский район Санкт-Петербурга.Речь – важнейшая функция психики. От того, насколько развита, бо...