Конспект НОД по речевому развитию в средней группе "Дикие животные"
план-конспект занятия по развитию речи (младшая группа)

Перепелицына Наталья Альбертовна

Ведущая образовательная область: речевое развитие.
Цель: расширение представления о диких животных.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект НОД по речевому развитию в средней группе

Воспитатель : Перепелицына.Н.А

Возрастная группа 4-5 лет
Тема «Дикие животные»
Ведущая образовательная область: речевое развитие.
Цель: расширение представления о диких животных.
Задачи:
Обучающие:
- использовать в речи предлоги и описательные прилагательные;
- упражнять в словообразовании существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами;
- упражнять в подборе антонимов и синонимов.
Развивающие:
- способствовать развитию эмоциональной лексики;
- развивать самостоятельную связную речь с опорой на дидактический материал;
- развивать речь детей, память, зрительное восприятие, внимание, любознательность;
Воспитательные:
- воспитывать любовь и бережное отношение к природе.
Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, двигательная
Методы и приемы: словесный (вопросы, загадки, беседа); наглядный (картинки и иллюстрации, игрушка заяц); практический (дидактические игры)
Предварительная работа:
- рассматривание картинок с изображением диких животных
- уточнение представлений о диких животных (беседа)
- чтение рассказов о животных
Материалы и оборудование: картинки с изображением диких животных: белки, медведя, лисы, волка, лося; доска, игрушка заяц.

Ход НОД:

  1. Мотивационно – побудительная:
    Орг. Момент:

Воспитатель: Здравствуйте ребята у нас сегодня необычное занятие , к нам пришли гости , давайте с ними поздороваемся....

Дети : Здороваются

Воспитатель: Ребята становитесь в кружок.
Приветствие (дети стоят в кругу).
Встанем рядышком, по кругу,
Скажем «Здравствуйте» друг другу.
Ручками похлопаем,
Ножками потопаем.
Если каждый улыбнётся –
Утро доброе начнётся.
Доброе утро, мальчики и девочки!

Воспитатель: Ну вот мы поздоровались , теперь проходим на стульчики присаживаемся.
(дети садятся на стулья)
Воспитатель: Ребята, слышите, кто-то под дверью стучит и тихонечко шуршит. Сейчас я посмотрю, кто это? (заглядывает за дверь). Ребятки, наши гость просил  его не называть, он предлогает чтобы вы  попробовали отгадать кто он.  Послушайте загадку.
II. Основная часть:
Загадка.

Кто любит морковку
И прыгает ловко.
Портит в огороде грядки,
Убегает без оглядки. (Заяц)

Воспитатель: (заглядывает за дверь и достает игрушечного зайца). Правильно ребята.

Зайчонок: Здравствуйте ребята.

 Воспитатель:Потрогайте нашего зайчонка. Какая у него шубка?

Дети. Мягкая, пушистая, теплая.

Воспитатель: Какие у зайки ушки?

Дети. Длинные

Зайчонок: Ребята, я пришел к вам из леса где все животные живут дружно.

А вы дружно живете?

Дети: Да

Зайчонок: Ребята в  нашем лесу много диких животных  и я хочу вас с ними познакомить. Отгадайте пожалуйста  мои загадки и узнайте кто живет со мной в лесу:

-Очень хитрая она,
Съела в сказке колобка.
Кур ворует, петухов.
Кто назвать её готов. (Лиса)

(Воспитатель ставит картинку Лисы на магнитную доску)
-Съел он семерых козлят,

Съесть хотел трёх поросят.
Он в лесу ночами рыщет,
Пропитанье себе ищет.
Страшно слышать пасти щёлк.
Он, свирепый, серый … (Волк)

(Воспитатель ставит картинку Волка)
-Кто в корзине Машу нёс
И садился на пенёк,
И хотел съесть пирожок.
Кто зимой в берлоге спит,
От его рёва лес дрожит? (Медведь)

(Воспитатель ставит картинку Медведя)
-Трав копытами касаясь,
Ходит по лесу красавец.
Ходит смело и легко,
Рога раскинув высоко. (Лось)

(Воспитатель ставит картинку Лося)
-Кто по ёлкам ловко скачет
И взлетает на дубы?
Кто в дупле орешки прячет,
Сушит на зиму грибы? (Белка)

(Воспитатель ставит картинку Белки)

Зайчонок: Молодцы, ребята !Вы правильно отгадали все загадки.

Воспитатель: Ребята , наш заяц очень робкий, несмелый, он всегда чего- то боится, его так и называют: «зайчишка-трусишка».А чтобы показать, что мы с вами добрые и никого не обидим, давайте поиграем в игру «Назови ласково».
Дидактическая игра « Назови ласково»
(воспитатель показывает на доске и называет животное, а дети называют его ласково)
Лиса – лисичка, лисонька
Белка – белочка
Волк – волчок
Медведь – медведушка
Лось – лосик
Заяц – зайчик, зайчишка, заинька, зайка.
Воспитатель: Молодцы, ребята! Зайчонок видишь какие наши детки добрые .

 Ребята давайте посмотрим на доску и скажем, как можно всех животных назвать одним словом! (ответы детей) Правильно,  дикие животные!

Их называются « дикие животные» (дети повторяют хором)
А где живут эти животные? (в лесу)
Ребята мы с вами хорошо поработали пора отдохнуть , становитесь в кружок .

Давайте покажем Зайчонку как мы умеем играть с ветерком.

Физ. Минутка:

Музыкальная игра « Зайки и ветерок».

Молодцы! Ребята!
Ребята проходите к столу .

Зайчонок : Ой ребята посмотрите, звери перепутали свои хвосты , давайте поможем им найти свои хвосты..

Дидактическая игра «Чей хвост»

Воспитатель: Молодцы! Вы помогли животным, и я предлагаю вам поиграть . Вышли на лужок и сделали кружок. (дети встают в круг)
Дидактическая игра с мячом «Какая? Какой?»
(Воспитатель бросает по очереди мяч, а дети подбирают слова, описывающие это животное)
Лиса какая? (хитрая, рыжая, пушистая, красивая)
Заяц какой? (трусливый, длинноухий, маленький, пушистый, серый)
Медведь какой? (косолапый, неуклюжий, большой, сильный, коричневый)
Белка какая? (проворная, быстрая, пушистая, рыжая)
Волк какой? (злой, сердитый, зубастый, страшный, серый)

Воспитатель: Ребята,какие вы молодцы! А  нашим животным пора домой в лес! Ведь они дикие животные и не могут жить с человеком. Давайте поможем им .У каждого животного есть в лесу свой дом, и эти дома разные. Чтобы отправить всех диких животных в лес, нужно правильно назвать дом каждого животного (при правильном ответе воспитатель накрывает животное картинкой)

Дидактическая игра «Кто где живёт»
Лиса живёт в … норе (картинку Лисы накрываем сверху картинкой норки).
Медведь живёт в … берлоге (…....... берлоги).
Белка живёт в … дупле (…....... дупла)
Волк живет в….логове(.......... логова)
Заяц живёт под …кустиком ( …...... кустарника)
Лось живёт в лесу . Он лежит прямо на земле, под деревом.(............ леса)
И нашему Зайчонку пора  в лес его там ждет мама.

Давайте  поблагодарим нашего гостя , за то что он нам рассказал о диких животных , и угостим его сладкой моркровкой  (корзинка с морковкой)

Зайчонок : Досвидание ребята ,мне у вас очень понравилось.

Дети: Досвиданья Зайчонок.

III. Рефлексия

Ребята , а теперь давайте вспомним про каких животных мы с вами сегодня говорили?
Что вам больше всего запомнилось?
Что больше всего понравилось?



Предварительный просмотр:

Технологическая карта  (матрица)  образовательной деятельности

Вводная часть (мотивационный, подготовительный этап)

Этап

деятельности

Содержание совместной деятельности

детей и педагога

Образовательная область

Форма работы

Образовательные и развивающие  задачи

Планируемый результат

(целевые ориентиры)

Вводная часть (мотивационный, подготовительный этап)

 Приветствие (дети стоят в кругу).
Встанем рядышком, по кругу,
Скажем «Здравствуйте» друг другу.
Ручками похлопаем,
Ножками потопаем.
Если каждый улыбнётся –
Утро доброе начнётся.
Доброе утро, мальчики и девочки!
(дети садятся на стулья)
Воспитатель: Ребята, слышите, кто-то под дверью стучит и тихонечко шуршит. Сейчас я посмотрю, кто это? (заглядывает за дверь). Ребятки, наши гости просили не называть себя, а попробовать вам отгадать кто они. Если разгадаем все загадки, к нам придёт гость из леса. Послушайте загадки. (По мере угадывания картинки с животными, кроме зайца) выставляются на доску.

Социально-коммуникативное развитие

Коммуникативная (общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками)

Развивать эмоциональную отзывчивость

Ребёнок обладает установкой положительного отношения к людям, интересуется окружающими предметами  активно действует ,эмоционально вовлечён в действия с игрушкой.

                                                                                                                                           

                                                                 

Основная часть (содержательный деятельностный этап)

Этап

деятельности

Содержание совместной деятельности

детей и педагога

Образовательная область

Деятельность детей

Образовательные и развивающие задачи

Планируемый результат(целевые ориентиры)

Основная часть (содержательный деятель-ностный этап)

Чтение загадок.

1. Очень хитрая она,
Съела в сказке колобка.
Кур ворует, петухов.
Кто назвать её готов. (Лиса)

2. Съел он семерых козлят, 

Съесть хотел трёх поросят.
Он в лесу ночами рыщет, 
Пропитанье себе ищет.
Страшно слышать пасти щёлк.
Он, свирепый, серый … (Волк)

3. Кто в корзине Машу нёс 
И садился на пенёк, 
И хотел съесть пирожок.
Кто зимой в берлоге спит,
От его рёва лес дрожит? (Медведь)

4. Трав копытами касаясь, 
Ходит по лесу красавец.
Ходит смело и легко, 
Рога раскинув высоко. (Лось)

5. Кто по ёлкам ловко скачет
И взлетает на дубы?
Кто в дупле орешки прячет,
Сушит на зиму грибы? (Белка)

6. Кто любит морковку
И прыгает ловко.
Портит в огороде грядки, 
Убегает без оглядки. (Заяц)

Воспитатель: (заглядывает за дверь и достает игрушечного зайца). Ребятки, наш заяц очень робкий, несмелый, он чего- то боится, его так и называют: «зайчишка-трусишка». А чтобы показать, что мы с вами добрые и никого не обидим, давайте поиграем в игру «Назови ласково».

Дидактическая игра « Назови ласково»
(воспитатель показывает на доске и называет животное, а дети называют его ласково)
Лиса – лисичка, лисонька
Белка – белочка
Волк – волчок
Медведь – медведушка
Лось – лосик
Заяц – зайчик, зайчишка, заинька, зайка.
Воспитатель: Молодцы, ребята! Давайте посмотрим на доску и скажем, как можно всех назвать одним словом! (ответы детей) Правильно, животные!
А где живут эти животные? (в лесу)
Их называются « дикие животные» (дети повторяют хором)

Физ. Минутка:

Музыкальная игра « Зайки и ветерок».
Пальчиковая гимнастика «Пальчики- зверюшки»
Пальчик-зайчик, (загибают мизинец на правой руке)
Пальчик-волк, (загибают безымянный палец на правой руке)
Серый волк зубами щёлк,
Пальчик -рыжая лиса,
Лиска -лисонька лиса, (загибают средний палец на правой руке)
Пальчик - ёжик, (загибают указательный палец на правой руке)
Пальчик-мишка, (загибают большой палец на правой руке)
А кулак похож на шишку, (поднимают вверх правую руку, зажатую в кулак).
Воспитатель: Ребята, мне зайчик на ушко сказал, что все животные хотят с вами поиграть. Игра называется «Скажи наоборот».

Дидактическая игра «Скажи наоборот»
Лось большой, а зайчик … маленький.
Белка слабая, а волк … сильный.
У лисы хвост длинный, а у зайца … короткий.
Зайчик, трусливый, а медведь … смелый.
Белка маленькая, а медведь …большой.
Волк сильный, а зайчик … слабый.
Воспитатель: Вы немного устали, я вам предлагаю поиграть. Вышли на лужок и сделали кружок. (дети встают в круг)
Дидактическая игра с мячом «Какая? Какой?»
(Воспитатель бросает по очереди мяч, а дети подбирают слова, описывающие это животное)
Лиса какая? (хитрая, рыжая, пушистая, красивая)
Заяц какой? (трусливый, длинноухий, маленький, пушистый, серый)
Медведь какой? (косолапый, неуклюжий, большой, сильный, коричневый)
Белка какая? (проворная, быстрая, пушистая, рыжая)
Волк какой? (злой, сердитый, зубастый, страшный, серый)

Воспитатель: Ребята, нашим животным пора домой в лес! Ведь они дикие животные и не могут жить с человеком. Давайте поможем им найти дорогу домой. У каждого животного есть в лесу свой дом, и эти дома разные. Чтобы отправить всех диких животных в лес, нужно правильно назвать дом каждого животного (при правильном ответе воспитатель убирает с доски изображение животного)

Дидактическая игра «Кто где живёт»
Лиса живёт в … норе (убирает изображение лисы).
Медведь живёт в … берлоге (убирает изображение медведя).
Белка живёт в … дупле (убирает изображение белки)
Волк живет в….логове
Заяц живёт под …кустиком.
Воспитатель: А лось живёт в лесу, но у него нет жилища. Он лежит прямо на земле, под деревом.
Ребята, все животные уже в лесу и говорят вам большое спасибо за помощь. И ещё им очень понравилось с вами играть. Я думаю, что они не раз ещё придут к нам в гости.

 

Речевое развитие

Речевое развитие

Речевое развитие

Физическое развитие

Художественно-эстетическое развитие

Беседа

Развитие диалогической и монологической форм речи.

Дидактическая игра:

«Вопрос-ответ»

Беседа

Двигательное упражнение «Пальчиковая гимнастика»

Нетрадиционная форма рисование

 (ватными палочками)

Продолжать развивать речь как средство общения.

Вызывать эмоциональную отзывчивость у детей

Совершенствовать диалогическую речь.

 Вызывать эмоциональную отзывчивость у детей

Развивать двигательную активность у детей.

Вызывать эмоциональную отзывчивость у детей

Активизировать речевую активность детей. Побуждать к речевой активности через наводящие вопросы.

Вызывать эмоциональную отзывчивость у детей

Учить равномерно наносить кружочки-горошки на чашку пальчиком;

Совершенствовать умение рисовать ватными палочками, стараясь равномерно

расположить рисунки (горошинки)

Владеет активной речью,включенной в общение,может обращаться с вопросами и просьбами,понимает речь взрослых,знает названия окружающих предметов и игрушек.

 

Речь становится полноценным средством общения с другими детьми.

Ребёнок стремится осваивать различные виды движений. С интересом участвуют в физминутке с простым содержанием ,несложными

движениями.

Владеет активной речью,включенной в общение,может обращаться с вопросами и просьбами,понимает речь взрослых,знает названия окружающих предметов и игрушек.Речь становится полноценным средством общения с другими детьми.

Вызывать у детей интерес к действиям с ватной палочкой,

 учить рисовать горошенки, закреплять умение правильно держать ватную палочку, закреплять цвета: синий и красный, воспитывать эстетические чувства.

Заключительная часть (рефлексивный этап)

Этап

деятельности

Содержание совместной деятельности

детей и педагога

Образовательная область

Деятельность детей

Образовательные и развивающие задачи

Планируемый результат

(целевые ориентиры)

Заключительная часть (рефлексивный этап)

Поделки  детей выставляются на поднос и подарим бабушке Марусе.

Воспитатель. Какие красивые чашки! Покажите мне каждый свою чашечку. Дети

показывают чашечки. Воспитатель просит назвать цвет горошин и оценивает     рисунок.

Социально –коммуникативное развитие

 

Речевое развитие

Коммуникативная (общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками)

Развитие эмоциональной отзывчивости, общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками.

Развивать речь, как средство общения.

Ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, другим людям и самому себе.

Ребенок достаточно хорошо владеет устной речью.

Способностью оценивать свою работу,



Предварительный просмотр:

Самоанализ непосредственно-образовательной деятельности  

С детьми  средней группы .

 Интегрированное занятие «Путешествие в песочную страну»

Перепелицына Наталья Альбертовна

По требованиям ФГОС в НОД использовался процесс интеграции по пяти образовательным областям «Познавательная», «Речевая», «Социально-коммуникативная», «Художественно-эстетическая», «Физическая».

Длительность НОД 20 минут, что соответствует требованиям САНпИНа.

Цель НОД:

Развитие интереса детей, любопытность и позновательные мативации;

Формировать позновательные действия, развитие вооброжения и творческой активности.

Задачи:

-познакомить детей с подводным миром и его обитателями,

  • развивать фантазию и умение рисовать на песке, обучить аппликации с помощью песка, развивать чувство ритма.
  • формировать основы безопасного поведения во время работы с песком.
  • Побуждать детей к диалогу. Словарная работа: Подводное царство, морские обитатели.
  • Обогощение двигательного опыта,укрепление физического и психологического здоровья, развитие меелкой моторики рук.
  • воспитывать любовь и бережное отношение к природе.
  • доставить детям удовольствие и радость.

Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, двигательная.

 Методы и формы : словесный (вопросы, беседа); наглядный показ  (видеоролик); практический (аппликация), обобщение, оценка, физкультминутка, сюрпризный момент.

Оборудование: проектор, видеоролик «Песочный мир», шарики с силуэт облака, шум ветра, песочный центр, аквариум с рыбкой, столы, дощечки для работы с клеем, шаблон рыбок, розетки с цветным песок, клей, кисти, подставки для кисточек, поднос с ракушками, двусторонний скотч, музыка для работы детей медленная.

Структура занятия соответствовала поставленным задачам. Оно построено в логической последовательности и взаимосвязи частей занятия. Целесообразно разделила время по всем частям занятия. Темп занятия выбран оптимальный. Темп речи умеренный. Материал излагала эмоционально.

При планировании  занятия были учтены возрастные особенности детей. Материал подобран на доступном для детей уровне. Учитывая возрастные особенности, поддерживали разговор, с интересом наблюдали, рассматривали, охотно отвечали на вопросы, . Дети были довольно активные, чувствовали себя комфортно, охотно принимали участие в занятии.

Содержание занятия соответствовало поставленным целям.

Для успешного решения обозначенных задач подготовила следующий наглядно-демонстрационный материал: видеоролик «Песочный мир» , облака, песочный центр ,   мнемотаблица «Рыбка» для организации игровой деятельности, аквариум с рыбкой для сюрпризного момента. На занятии использовалась музыкальное сопровождение, которая усиливала эмоциональное восприятие.

В свое занятие я внесла:

Игровую мотивацию:Посещение Песочного царства.

Проблемную ситуацию: Помощь рыбке в приобритении друзей.

 .

Занятие состояло из трёх этапов:

1. Вводный-  В водной части я мотивировала детей на освоение темы, используя художественное слово.Это способствовало переключению внимания детей на предстоящую деятельность ,создание эмоционального настроя, установку на предстоящую деятельность, объяснение.

  1. Основной:

В основной части занятия решались задачи приоритетной образовательной области: позновательное развитие.Организуя просмотр видеозаписи «Подводный мир» я продолжала обогащать музыкальные и визуальные впечатления детей, вызывая яркий эмоциональный отклик при просмотре,  ролик создал настрой на знакомсто детей с подводным миром. Гимнастика для глаз помогла детям расслаить глазки .Облака с силуэтами морских обитателей напомнили детям знакомых морских обитателей и перенесли их в сказочный мир Подводного царства.

В игровой ситуации с песочным центром , дети получили инструктаж по работе с песком , в игровой форме прошло задание по рисованию на песке с элементами позновательного общения.В данной игровой ситуации я создавала условия для формирования  знаний детей о подводном мире.Содействовала развитию эмоциональной отзывчивости, готовности к совместной деятельности со сверстниками . Работа с  мнемотаблицей была направлена на совершенствование расказа о обекте живой природы (рыба). Сюрпризный момент был объигран с помощью скрытого от детских глаз аквариуми в которо плавала рыбка. С элементами ФЭМП была дана установка на  творческую работу по аппликации при помощи песка (один,много, сделать друзей для рыбки),

Для настройки детей на позитивное творчество я провела пальчиковую гимнастику. Весь творческий процесс сопровождался легкой классической музыкой (Фредерик Шопен «Музыка рая»)

Для заполнения времени ожидания высыхания аппликации , я провела отвлекающий прием по изучению  звуковых эфектов в морской раковины. После высыания аппликации с детьми ,  объиграли ситуацию по рамещению рыбок в аквариуме .

.

3. Заключительный- Рефлексия

Структура занятия соответствовала поставленным задачам. Оно построено в логической последовательности и взаимосвязи частей занятия. Целесообразно разделила время по всем частям занятия. Темп занятия выбран оптимальный. Темп речи умеренный. Материал излагала эмоционально.

Выводы: заявленная тема полностью соответствовала содержанию занятия, мне удалось полностью реализовать поставленные цели и задачи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по речевому развитию в средней группе «Дикие животные»

Формировать первоначальные реалистические знания о том, что в лесу живут разные животные, усвоить названия животных, познакомить со средой обитания, особенностями внешнего вида и образа жизни....

Конспект занятия по речевому развитию в средней группе «Дикие животные зимой»

Цель:Усвоить названия животных, познакомить со средой обитания, особенностями внешнего вида и образа жизни.Развитие связной речи, совершенствование грамматического строя речи. Активизация предме...

конспект занятия по речевому развитию в средней группе "Описание внешнего вида животных"

Конспект по речевому развитию в средней группе«Описание внешнего вида животных»Целевой ориентир: ребенок описывает внешний вид животного по алгоритму, находит в словах звук [л] и [л\'], составляет схем...

Конспект НОД по речевому развитию в средней группе Возрастная группа 4-5 лет Тема «Дикие животные» Ведущая образовательная область: речевое развитие. Цель: расширение представления о диких животных.

Конспект НОД по речевому развитию в средней группеВозрастная группа 4-5 летТема «Дикие животные»Ведущая образовательная область: речевое развитие.Цель: расширение предс...

Конспект НОД по речевому развитию в средней группе с использованием дидактических игр "Дикие животные"

Конспект НОД по речевому развитию в средней группе с использованием дидактических игр "Дикие животные"...