Технология моделирования В.Я. Проппа в развитии речи детей.
консультация по развитию речи

Баранова Юлия Валентиновна

 Владимир Яковлевич Пропп - известный филолог, фольклорист.Тщательно изучив и проанализировав сказки народов мира, Владимир Пропп обнаружил, что волшебная сказка строится из набора сказочных ситуаций. Использование карт Проппа подразумевает использование карточек, на которых изображен условный рисунок, по которым дети узнают события и эпизоды сказки.Одна карта – это определенное событие сказки. таким образом методика В. Я. Проппа заключается в пересказе сказок и построении своих рассказов с использованием символических картинок, своего рода кубиков, из которых можно собрать любую сказку.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование технологий моделирования
В.Я. Проппа в развитии речи детей

Владимир Яковлевич Пропп был известным филологом, фольклористом. Карты Проппа подразумевают несколько этапов работы с ними. На первом этапе  знакомим детей с жанром литературного произведения – сказкой. Выявляем ее  отличие от других жанров и вычленяем структуру сказки. Изготавливаем вместе с детьми сами карты. Таким образом, дети лучше запоминают  функции сказки, т. к. при совместном обсуждении они сами решают, как их  обозначить.

На втором этапе  играем с детьми в игры, которые помогут освоить карты. «Волшебные имена» -  перечисляем с детьми всех волшебных героев и стараемся понять, почему их так зовут. Почему Золушку назвали  Золушкой, а Кощея Бессмертного именно Кощеем Бессмертным.  «Кто на свете всех злее (милее, умнее)?» - выявление злых и коварных сказочных героев, описание их облика, характера, образа жизни. Также можно анализировать и положительных героев.  «Хороший-плохой» -  в этой игре мы проводим сравнительный анализ положительных и отрицательных качеств любого героя. Например, Емеля, его отрицательные качества-он ленивый, положительные -  добрый и отзывчивый.  «Что в дороге пригодится?» - вспоминаем с детьми различные волшебные вещи из разных сказок, как русских народных, так и зарубежных.

Можно предложить детям выбрать любого сказочного героя. Например, придумываем вещь для Ивана-Царевича. Нам выпал телефон, он металлический, умеет плавать, умеет мычать и пахнет кофе.  Рассмотрим, что хорошего может сделать такой телефон для ИванаЦаревича.  -Ивана-Царевич может плавать на таком телефоне.  -Может связаться с другими сказочными героями.  -Может подозвать с помощью мычания коров, чтобы напиться молока.  -Если Ивана-Царевич устал, он может взбодриться при помощи запаха кофе.  Какие недостатки есть у этой вещи и как их можно исправить?  - Он металлический, значит тяжелый, но можно уменьшить его размеры или приделать сбоку воздушные шарики. - Он может уплыть сам от Ивана-Царевича, нужно приделать якорь, чтобы телефон не уплыл.  - Мычанием телефон может привлечь волка, нужно сделать кнопку убавления звука.  - От постоянного запаха кофе у Ивана-Царевича может заболеть голова, нужно придумать кнопку выключения запаха. На третьем этапе читаем сказку и сопровождаем ее выкладыванием карт.  

 Для начала мы используем 5-8 карт, также стоит подбирать небольшие сказки, состоящие из 5 -8 функций и постепенно изготавливать и добавлять остальные карты.  На четвертом этапе мы предлагаем пересказать детям сказку, опираясь на карты Проппа.  

          (Данные карты подписаны для удобства их освоения взрослыми, для детей карты делают без подписей). На пятом этапе происходит самая интересная работа - дети сочиняют сказку сами, используя карты Проппа.  Можно сочинить сказку опираясь, на схематические изображения, но не все дети принимают абстракцию, им могут помочь сюжетные картинки, которые должны находиться в коробочках или в панно, которые можно перемещать по группе в любой из центров.  

На этом этапе ребенок может сам выбрать героя, причем можно героем сделать антигероя, наделив его положительными качествами. Ребенок может изменить место действия придумать свое. Придумать волшебный предмет, наделив повседневную вещь волшебными свойствами.  Карты Проппа развивают не только монологическую речь, но и стимулируют развитие диалога. Ребенок может выступать в качестве презентатора собственной сказки, а также можно развернуть сюжетно ролевую игру «Репортер», когда несколько детей презентуют свои сказки.  Давайте попробуем сочинить свою сказку, количество используемых карт не ограничено.  

Жили были Иван да Марья. Однажды Иван отправился на охоту, и наказал Марье Бабу-ягу на порог не пускать. А Баба-яга была хитрой, обернулась в красную девицу и уговорила Марью пойти в лес гулять. В лесу Баба-яга заманила Марью в озеро и утопила ее. А сама обернулась Марьюшкой, и пошла в избушку  Ивана дожидаться. Вернулся Иван, не заметил подмены, но кот Мурлыка подсказал, что это не настоящая Марьюшка это  Баба-яга. И вступил Иван в бой  с лже - Марьей и победил он Бабу-ягу. Подсказал Мурлыка – кот, где настоящая Марьюшка спрятана. Пошел Иван на озеро вызволять свою настоящую жену.  Мораль сказки - слушайся мужа. В заключение небольшой совет. При работе с детьми лучше использовать диктофон, так как сказки собственного сочинения могут перетечь в проект «Моя книга», где дети могут выступать не только в качестве авторов, но и в качестве художниковиллюстраторов, оформителей, декораторов.

1. Жили-были. Создаем сказочное пространство. (Каждая сказка начинается с вводных слов «давным-давно», «жили-были», «в тридесятом царстве»).  

2. Особое обстоятельство («умер отец», «солнце исчезло с небосклона», «дожди перестали лить, и наступила засуха»).  

3. Запрет («не открывай оконца», «не отлучайся со двора», «не пей водицы»).  

4. Нарушение запрета (персонажи сказок и в оконце выглядывают, и со двора отлучаются, и из лужи водицу пьют; при этом в сказке появляется новое лицо — антагонист, вредитель).  

5. Герой покидает дом (при этом герой может либо отправляться, отсылаться из дома, скажем, с благословения родителей разыскивать сестренку, либо изгоняться, например, отец увозит изгнанную мачехой дочь в лес, либо уходить из дома, превратившись в козлика после того, как запрет нарушен).

6. Появление друга-помощника (серый волк, кот в сапогах). 7. Способ достижения цели (это может быть полет на ковресамолете, использование меча-кладенца и т.п.).

 8. Враг начинает действовать (змей похищает царевну, колдунья отравляет яблоко).

9. Одержание победы (разрушение злых чар, физическое уничтожение антагониста — Змея, Кощея Бессмертного, победа в состязании).

10. Преследование (какая сказка, как и детектив, обходится без погони? Героев могут преследовать гуси-лебеди, Змей Горыныч, Баба-яга, Лихо Окаянное и прочие, не менее «симпатичные» персонажи).

11. Герой спасается от преследования (прячась в печку, превращаясь в кого-то или с помощью волшебных средств и преодолевая огромные расстояния).

12. Даритель испытывает героя. И тут появляется новый персонаж – волшебник, гном, старушка, которой нужна помощь или нищий. Баба-яга дает девушке задание выполнить домашнюю работу, Змей предлагает герою поднять тяжелый камень.

13. Герой выдерживает испытание дарителя (все очевидно).

14. Получение волшебного средства (оно может передаваться, изготовляться, покупаться, появляться неведомо откуда, похищаться).

15. Отлучка дарителя (Баба яга отпускает с миром, волшебник исчезает, дракон прячется обратно в пещеру).

16. Герой вступает в битву с врагом (иногда это открытый бой - со Змеем Горынычем, иногда состязание или игра в карты).

17. Враг оказывается поверженным (в сказках антагониста не только побеждают в бою или состязании, но и изгоняют или уничтожают с помощью хитрости).

18. Героя метят (метку наносят на тело или дают особый предмет - кольцо, полотенце, образок, он что-то забирает у поверженного врага).

19. Герою дают сложное задание (достать перстень со дна моря; соткать ковер; построить дворец за одну ночь; принести то, не знаю что).

20. Герой исполняет задание (а как же иначе?).

21. Герою дается новый облик (частый прием -погружение в кипящую воду или горячее молоко, которое делает героя еще краше).

22. Герой возвращается домой (обычно это происходит в тех же формах, что и прибытие, но это может быть и победный прилет на поверженном драконе).

23. Героя не узнают дома (иногда вследствие произошедших с ним внешних изменений, наведенного заклятья, увечья, взросления).

24. Появляется ложный герой (то есть тот, кто выдает себя за героя или присваивает себе его заслуги).

25. Разоблачение ложного героя (это может произойти в результате специальных испытаний или свидетельства авторитетных лиц).

26. Узнавание героя. (И тут обнаруживается подмена. Ложный герой с позором изгоняется, а нашего персонажа принимает в объятия любящая королевская чета)

27. Счастливый конец (пир на весь мир, свадьба, пол царства в придачу).

28. Мораль (какой вывод можно сделать из случившейся истории).

 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Использование технологий моделирования В.Я . Проппа в развитии речи детей Муниципальное автономное дошкольное учреждение Детский сад № 16 « Дюймовочка » Подготовила: учитель-логопед Баранова Ю.В.

Слайд 2

Игровая технология «Карты Проппа » Функции волшебной сказки по В.Я. Проппу отлучка кого-либо из членов семьи; запрет, обращённый к герою; нарушение запрета; выведывание; выдача; подвох; невольное пособничество; вредительство (или недостача); посредничество; начинающееся противодействие; герой покидает дом; даритель испытывает героя; герой реагирует на действия будущего дарителя; получение волшебного средства; герой переносится к месту нахождения предмета поисков; герой и антагонист вступают в борьбу; героя метят; антагонист побеждён; беда или недостача ликвидируется; возвращение героя; герой подвергается преследованиям; герой спасается от преследования; герой неузнанным прибывает домой ложный герой предъявляет необоснованные притязания; герою предлагается трудная задача; задача решается; героя узнают; ложный герой изобличается; герою даётся новый облик; враг наказывается; герой вступает в брак. 7 действующих лиц сказки: Герой; Антагонист (вредитель); Даритель волшебных средств герою сказки; Волшебный помощник; Царевна или её отец; - Отправитель; Ложный герой. Владимир Яковлевич Пропп

Слайд 3

Конструирование сказок по картам Проппа

Слайд 4

№1.Отлучка (уход) кого-либо из членов семьи Русская народная сказка «Волк и семеро козлят» Русская народная сказка «Колобок» Русская народная сказка «Петушок-золотой гребешок»

Слайд 5

№2. Запрет, обращенный к герою Русская народная сказка «Гуси-лебеди» Русская народная сказка «Петушок-золотой гребешок»

Слайд 6

№3. Нарушение запрета Русская народная сказка «Гуси-лебеди»

Слайд 7

№ 4. Вредительство (или недостача) Русская народная сказка «Лиса и волк»

Слайд 8

Русская народная сказка « Заюшкина избушка» №6. Наказание антигероя

Слайд 9

27. Победа, радость, подарок

Слайд 10

Спасибо за внимание… До новых встреч!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация "Моделирование как форма работы по развитию речи детей дошкольного возраста"

В презентации представлены способы использования метода моделирования для развития связной речи дошкольников....

Мастер – класс для педагогов «Использование технологии мнемотехники в работе педагога по развитию речи детей»

Цель:ознакомить педагогов с методом мнемотехники как способом развития речи, памяти и мышления дошкольников, обеспечивающего эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации; повысить ...

«Здоровьесберегающие технологии, как средство укрепления здоровья и развития речи детей дошкольного возраста» Опыт работы

laquo;Здоровьесберегающие технологии, как средство укрепления здоровья и развития речи детей дошкольного возраста» 1 слайдВ соответствии с Законом “Об образовании” здоровь...

ПЛАН и ОТЧЕТ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ НА ТЕМУ «Моделирование как средство активизации и развития речи детей дошкольного возраста»

    Понимая важность этой проблемы, я выбрала актуальную тему для самообразования «Моделирование как средство активизации и развития речи детей дошкольного возраста»Цель с...

«Метод наглядного моделирования и его роль в развитии речи детей дошкольного возраста»

Цель применения наглядного моделирования: изложить изучаемый материал так, чтобы на основе логических связей материала (темы) он стал доступным, отпечатался в долговременной памяти ребенка....