Конспект НОД по развитию речи
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа)

Хужина Регина Эдуардовна

Источник: Гербова В.В. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие речи

Тема:  Чтение  сказки «Петушок и бобовое зернышко»- русская народная сказка».

Источник: Развитие речи в детском саду Гербова В.В. (страница 71)

Образовательная область:  «Речевое развитие»

Интеграция образовательных областей: «Социально–коммуникативное    развитие», «Познавательное развитие».

Виды детской деятельности: игровая, восприятие художественной литературы, двигательная, коммуникативная, продуктивная.

Цель: закрепить знания о русских народных сказках, развивать речь, память, воображение в процессе знакомства со сказкой «Петушок и бобовое зернышко».

Задачи:

Образовательные:

-упражнять детей в умении пересказывать наиболее выразительные и динамические отрывки из сказки.

- познакомить с зерновой культурой – бобами.

-добиваться четкого произношения звуков в слогах и фразах;

Развивающие:

-развивать связную речь, интонационную выразительность речи, мелкую моторику кистей рук; развивать внимание, наблюдательность, умение делать выводы, устанавливать причинно - следственные связи.

Воспитывающие:

-воспитывать взаимопомощь, любовь к русским народным сказкам, доброжелательное взаимодействие со сверстниками.

Словарная работа: ввести в активный словарь детей слова: боб, бобы, бобовое зернышко;

Методы и приемы:

Наглядный: рассказывание сказки с опорой на презентацию.

Словесный: обобщающая  беседа. Игра- викторина.

Практический: физкультминутка «Солнышко», Игра – классификация «Разложи по тарелочкам».

Предварительная работа: Разгадывание загадок, чтение художественной литературы сказка «Петушок и бобовое зёрнышко», рассматривание картинок из сказки.

Материалы и оборудование: телевизор, ноутбук, магнитная доска, ширма, игрушки (петушок и курочка) материал для сенсорики (тарелочки с зернами гороха и бобов)

Ход НОД:

I часть. Вводная:

Воспитатель: Ребята, к нам сегодня в гости пришли герои из сказки.  Хотите узнать кто? ( петушок и курочка, находятся за ширмой)

Воспитатель: Для этого нам нужно разгадать загадки. Вы готовы?

Разгадывание загадок:

В: Птица ходит по двору,

Будет деток поутру,

На макушке гребешок,

Кто же это?

Дети: петушок

( появляется из- за ширмы петушок)

В:  Вроде птица - не летает,

Ходит, зерна собирает.

И цыпляток подзывает

Дети: Курица

 (появляется курочка)

В: А петушок и курочка – это кто? (одним словом)

Дети: птицы

В: А какие это птицы домашние или дикие?

Дети: домашние

В: А какие птицы называются домашними?

Ответы детей.

В: Они принесли нам подарки.

II часть. Основная:

В:Вот первый подарок: Вы любите сказки? А знаете ли вы, почему сказки называются русскими народными? Я вам сейчас расскажу. Русский народ сочинял сказки, чтобы рассказывать своим детям, учить в жизни различать добро и зло. Когда дети вырастали, они рассказывали своим детям эти же сказки. И так сказки переходили от взрослых к детям.

В: Я, сейчас прочитаю вам сказку «Петушок и бобовое зернышко», а вы будите слушать и рассматривать картинки к сказке.

Чтение сказки с опорой на электронную презентацию.

В: Бобовые зернышки очень любят клевать курочки и петушки. Люди тоже едят бобы, но только специально приготовленные, сваренные. А вот вам и второй подарок от наших гостей: (открываю поднос на подносе тарелочки с горохом и бобами)

В. … что лежит? Вы верно назвали горох. Он хорошо вам знаком. А вот эти зернышки называются «бобы». Много бобов. (Повтор слова все вместе и по одному) А один – боб. Или можно сказать – бобовое зернышко – проговаривание.

В. Давайте мы сейчас  смешаем зернышки  и поиграем с ними в игру «Разложи по тарелочкам. (определение цвета тарелок)

Игра – классификация «Разложи по тарелочкам»

В. Вам нужно в белую тарелочку выбрать и положить только горох, а в красную только - бобовые зернышки. (дети выполняют задание)

В. Молодцы, ребята. Вы справились с этим заданием.

В. А теперь, чтобы наши бобы проросли надо, чтобы их погрело и подарило свою улыбку кто?

- Солнышко!

В. Давайте с вами сделаем солнышко сами!

   Физкультминутка «Солнышко»

   Вот как солнышко встает,
      Выше, выше, выше.  (Поднять руки вверх. Потянуться)
       К ночи солнышко зайдет
       Ниже, ниже, ниже.  (Присесть на корточки. Руки опустить на пол)
      Хорошо, хорошо,
      Солнышко смеется.
      А под солнышком нам
      Весело живется.  (Хлопать в ладоши. Улыбаться) Аверина И.Е.

В. Молодцы. (дети присаживаются)

Беседа:

В: А вы внимательно слушали сказку?

1. Какие слова говорила курочка петушку, когда просила его не торопиться?

Д: Петя, не торопись. Петя, не торопись. (Нескольким детям предлагается взять в руки игрушку «Курочка» и произнести эту фразу. Затем ее произносят все дети хором)

2. К кому курочка обращалась за помощью?

Д: К хозяйке, коровушке, хозяину, кузнецу.

3. О чем курочка просила коровушку? (хозяйку, хозяина, кузнеца)

В: Как она просила? 

Д: Коровушка, голубушка, дай скорее молока.

В:  Скажите так же. Нескольким детям предлагается взять в руки игрушку «Курочка» и произнести эту фразу. Затем ее произносят все дети хором.

В. Ребята, а как мы можем ласково назвать корову?.

Д:  Коровушка

В: А как хозяйку? –

Д: Хозяюшка (уменьшительно - ласкательно)

4. В: Кто - нибудь отказал курочке в ее просьбе?

Д:  Все, как могли, помогали курочке достать маслица.

5. В: Смогла ли, курочка,  вылечить петушка? 

Д:  Да

В: А почему смогла?

Д: Потому,  что ей помогали и курочка знала чем помочь петушку.

      Мини-викторина.

      В: Мы познакомились с новой сказкой. А какие еще русские народные сказки вы можете назвать? Сейчас мы посмотрим, узнаете ли вы сказки по отрывкам из них?

Детям предлагается назвать сказку.

-«Жили-были в избушке кот, петух, да маленький человечек...» («Жихарка»);

-«Тяжел камень на дно тянет, шелкова трава ноги спутала...» («Сестрица Аленушка и братец Иванушка»);

-«-Попей моего киселька, скажу!...» («Гуси-лебеди»);

-«-Битый не битого везет!...» («Лисичка-сестричка и волк»);

-«-А я сяду в середину ели, одно крыло постелю, а другим оденусь, меня никакой холод не возьмет; я и так прозимую...» («Зимовье зверей»);

-«-Как выскочу, как выпрыгну, пойдут клочки по закоулочкам!..» («Заюшкина избушка»).

-Молодцы! Хорошо знаете русские народные сказки!

III часть. Заключительная:

В:  Понравилась вам сказка «Петушок и бобовое зернышко»? Чем?

Д: Эта сказка учит всех не торопиться во время еды и помогать другу, если он попал в беду

В: Молодцы, ребята. За ваше правильное поведение, внимательность, активность петушок и курочка дарят вам картинки, которые вам надо будет раскрасить (раздача картинок).


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

Жили-были петушок и курочка. Петушок все торопился, а курочка приговаривает: -Петя, не торопись. Петя не торопись.

Слайд 3

Клевал как-то петушок бобовые зернышки да в торопях и подавился. Подавился, не дышит, словно мертвый лежит .

Слайд 4

Перепугалась курочка, бросилась к хозяйке, кричит: -Ох, хозяюшка, дай скорей маслица, горлышко смазать: подавился он бобовым зернышком. -Беги скорей к коровушке, проси у нее молока, а я тогда собью маслица.

Слайд 5

Бросилась курочка к корове. -Коровушка, голубушка , дай скорей молока, из молока хозяюшка собьет маслица, маслицем смажу петушку горлышко: подавился петушок бобовым зернышком. -Ступай скорей к хозяину. Пусть он принесет мне свежей травы.

Слайд 6

Бежит курочка к хозяину. -Хозяин! Дай скорей коровушке свежей травы, она даст молока, из молока хозяюшка собьет маслица, маслицем я смажу петушку горлышко: подавился он, лежит не дышит. -Беги скорей к кузнецу за косой.

Слайд 7

Со всех ног бросилась курочка к кузнецу. -Кузнец, дай скорей хозяину хорошую косу. Хозяин даст коровушке травы, коровушка даст молока, хозяюшка даст мне маслица, я смажу петушку горлышко: подавился петушок бобовым зернышком.

Слайд 8

Кузнец дал хозяину новую косу,

Слайд 9

хозяин накосил свежей травы,

Слайд 10

коровушка дала молока, хозяюшка сбила масло, дала маслице курочке.

Слайд 11

Смазала курочка петушку горлышко. Бобовое зернышко проскочило. Петушок вскочил и во все горло закричал:"Ку-ка-ре-ку!"


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект нод "Развитие речи" "Звуковая культура речи: звук "и"

Конспект нод "Развитие речи" во второй младшей группе "Звуковая культура речи, звук "и"...

Конспект по развитию речи для детей с тяжелыми нарушениями речи по сюжету русской народной сказки «Гуси-лебеди»

Цель:Развитие лексико-грамматических категорий и связной речи с использованием опорных схем на материале русской народной сказки «Гуси- лебеди».Задачи:1. Содействовать приобщению к истокам русской нар...

Конспект занятия по развитию речи «Обучение рассказыванию по картине «Зайцы» (старшая группа) Конспект по развитию речи Обучение рассказыванию по картине «Зайцы» Тема: Обучение рассказыванию по картине «Зайцы»

Это занятие направлено на формирование у детей умения рассказывать по картине «Зайцы» (из серии «Дикие животные» П. Меньшиковой), придерживаясь плана.В перв...

Конспект НОД (развитие речи) по развитию речи в старшей группе "Путешествие по сказкам"

Данный конспект поможет уточнить и обогатить знания старших дошкольников о русских народных сказках, поможет в развитие речи посредствам художественной литературы....

Конспект по развитию речи "Развитие всех компонентов устной речи через русские народные сказки"

Отправляемся в удивительный мир русских народных сказок. Вспомним названия русских народных сказок и их  героев. К конспекту идет презентация...

Конспект по развитию речи в старшей группе : "НОД Развитие речи. Путешествие по русским народным сказкам"

Конспект по развитию речи в старшей группе : "НОД Развитие речи. Путешествие по русским народным сказкам".Сценарий квеста для детей 5-6 лет.  p { margin-bottom: 0.25cm; direction: lt...