Картотека дидактических игр по речевому развитию в средней группе
методическая разработка по развитию речи (средняя группа)

Каданцева Екатерина Александровна

Картотека дидактических игр

по речевому развитию в средней группе

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartoteka_igr_po_rechevomu_razvitiyu_2.docx16.56 КБ

Предварительный просмотр:

Подготовила воспитатель Каданцева Е.А.

Картотека дидактических игр

по речевому развитию в средней группе

«Что бывает весной?»

 Цель: учить временам года, их последовательности и основным признакам.

 Ход: на столе лежат вперемешку картинки с изображением различных сезонных явлений (идёт снег, цветущий луг, осенний лес, люди в плащах и с зонтами, первые цветы, Новый год, капель и т.д.). Ребёнок выбирает картинки, где изображены только весенние явления и называет их.

(Картинки могут быть любого времени года).

«Четвёртый лишний»

Цель: закрепление умения детей выделять общий признак в словах, развивать способность к обобщению.

 Ход: педагог, бросает мяч ребёнку, называет четыре слова и просит определить, какое слово лишнее. Например: ромашка, колокольчик, роза, береза. Кабачок, огурец, тыква, абрикос. Пасмурно, ненастно, хмуро, ясно.

«Один – много»

Цель: закрепление в речи детей различных типов окончаний имён существительных.

 Ход: педагог бросает мяч детям, называя имена существительные в единственном числе. Дети бросают мяч обратно, называя существительные во множественном числе. Пример: Стол – столы, стул – стулья,  гора – горы, лист – листья,  дом – дома,  носок – носки,  глаз – глаза,  кусок – куски,  день – дни,  прыжок – прыжки,  сон – сны,  гусёнок – гусята,  лоб – лбы,  тигрёнок – тигрята.

«Чего не стало?»

Цель: развитие внимания и наблюдательности.

Ход: педагог на столе выкладывает 4 овоща (фрукта или предмета): Дети смотрят на стол.  Затем закрывают глаза, а педагог убирает один овощ. «Чего не стало?» Дети вспоминают и называют овощ.

«Из чего сделано?»

 Цель: закрепление в речи детей употребления относительных прилагательных и способов их образования.

Ход: педагог, бросая мяч ребёнку, говорит: «Сапоги из кожи», а ребёнок, возвращая мяч, отвечает: «Кожаные».  Педагог: - Рукавички из меха-меховые.  Таз из меди-медный.  Ваза из хрусталя-хрустальная.  Шапка из шерсти-шерстяная.

«Животные и их детёныши»

 Цель: закрепление в речи детей названии детёнышей животных, закрепление навыков словообразования, развитие ловкости, внимания, памяти.

 Ход: бросая мяч ребёнку, педагог называет какое-либо животное, а ребёнок, возвращая мяч, называет детёныша этого животного. Слова скомпонованы в три группы по способу их образования. Третья группа требует запоминания названий детёнышей. Группа 1. У тигра – тигрёнок, у льва – львёнок, у слона – слонёнок, у оленя – оленёнок, у лося – лосёнок, у лисы – лисёнок. Группа 2. У медведя – медвежонок, у верблюда – верблюжонок, у зайца – зайчонок, у кролика – крольчонок, у белки – бельчонок. Группа 3. У коровы – телёнок, у лошади – жеребёнок, у свиньи – поросёнок, у овцы – ягнёнок, у курицы – цыплёнок, у собаки – щенок.

«Назови одним словом»

Цель: расширение словарного запаса за счёт употребления обобщающих слов, развитие внимания и памяти, умение соотносить родовые и видовые понятия.

Ход:

Вариант 1. педагог называет обобщающее понятие и бросает мяч поочерёдно каждому ребёнку. Ребёнок, возвращая мяч, должен назвать относящиеся к тому обобщающему понятию предметы. Например: Овощи – картофель, капуста, помидор, огурец, редиска.

Вариант 2. Педагог называет видовые понятия, а дети – обобщающие слова. Например:  Огурец, помидор-Овощи.

«Назови ласково»

Цель: закрепление умения образовывать существительные при помощи уменьшительно-ласкательных суффиксов, развитие ловкости, быстроты реакции.

Ход: педагог, бросая мяч ребёнку, называет первое слово (например, шар), а ребёнок, возвращая мяч обратно педагогу, называет второе слово (шарик). Слова можно сгруппировать по сходству окончаний. Кукла-куколка, свёкла-свёколка. Стол-столик, ключ-ключик. Платье-платьице, кресло-креслице. Шапка-шапочка, белка-белочка. Книга-книжечка, ложка-ложечка. Вишня-вишенка, башня-башенка. Голова-головка, картина-картинка. Мыло-мыльце, зеркало-зеркальце. Коса-косичка, вода-водичка. Жук-жучок, дуб-дубок.

«Что бывает круглым?»

 Цель: расширение словаря детей за счёт прилагательных, развитие воображения, памяти, ловкости.

Ход: педагог, бросая мяч детям, задаёт вопрос, ребёнок, поймавший мяч, должен на него ответить и вернуть мяч. – Например: Что бывает круглым? (мяч, шар, колесо, солнце, луна, вишня, яблоко…) – что бывает высоким? (гора, дерево, скала, человек, столб, дом, шкаф…) – что бывает длинным? (дорога, река, верёвка, лента, шнур, нитка…)  – что бывает колючим? (ёж, роза, кактус, иголки, ёлка, проволока…) и т.д.

«Длинный - короткий»

Цель: закрепление в представлении и словаре ребёнка противоположных признаков предметов или слов-антонимов.

Ход: педагог, бросая мяч ребёнку, произносит одно прилагательное, а ребёнок, возвращая мяч, называет другое – с противоположным значением. Например: горячий-холодный,  хороший-плохой,  умный-глупый,  весёлый-грустный,  острый-тупой,  длинный - короткий.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека дидактических игр(речевое развитие). Первая младшая группа.

Картотека дидактических игр, направленных на речевое развитие. Для детей 2-3  лет....

Картотека игр по речевому развитию в средней группе

Данные игры способствуют развитию связной речи,активизации словаря,формируют у детей умение подбирать противоположные по смыслу слова,развивают внимание, сообразительность....

Картотека игр по речевому развитию детей средней группы

Картотека игр по речевому развитию детей средней группы...

картотека игр по речевому развитию в средней группе

дидактические игры по речевому развитию...

Картотеки игр по речевому развитию в средней группе

Цель: различать разные интонации и пользоваться ими в соответствии с содержанием высказывания....

Картотека игр по речевому развитию в средней группе

Картотека игр по речевому развитию (средняя группа)...