«Рекомендации родителям детей старшего дошкольного возраста по изготовлению и использованию различных тренажеров для проведения артикуляционной и дыхательной гимнастики дома»
статья по развитию речи (старшая группа)

Сабанова Ольга Николаевна

Выполнение упражнений по артикуляционной и дыхательной гимнастике сами по себе не интересны, проходят без желания выполнять рекомендации и упражнения педагогов.Если использовать тренажеры, изготовленные своими руками - это более эффективно скажется  на проведениие упражненияй дома. Работа, которая проводится и игровых и нетрациционных формах, повысит эмоциональный настрой детей на выполнение таких упражнений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx19.81 КБ

Предварительный просмотр:

«Рекомендации родителям детей старшего дошкольного возраста по изготовлению и использованию различных тренажеров для проведения артикуляционной и дыхательной гимнастики дома»

                                                     Учитель-логопед Переверзева Олеся Олеговна,        

                                    первая квалификационная категория;

                                       воспитатели группы компенсирующей      

   направленности:

                                               Михалевская Вера Александровна, высшая      

                         квалификационная категория,

                                              Сабанова Ольга Николаевна, соответствие    

               занимаемой должности.

                                         г. Краснокаменск, Забайкальский край,

                                        МАДОУ детский сад № 8 «Малышок»

Аннотация:Выполнение упражнений по артикуляционной и дыхательной гимнастке сами по себе не интересны, проходят без желания выполнять рекомендации и упражнения педагогов. Если использовать тренажеры, изготовленные своими руками – это более эффективно скажется на проведение упражнений дома. Работа, которая проводится в игровых и нетрадиционных формах, повысит эмоциональный настрой детей на выполнение таких упражнений.

Артикуляционная и дыхательная гимнастика – метод воспитания звукопроизношения признанный целым рядом известных теоретиков и практиков (М.Е. Хватцев, О.В. Правдина, М.В. Фомичева и др.).
        Ведущая роль в работе по исправлению дефектов речи принадлежит логопеду и воспитателю группы. Но только занятий с педагогами недостаточно для выработки прочных навыков правильного звукопроизношения, необходимы дополнительные упражнения для закрепления полученных детьми навыков с родителями дома.
        Поэтому для достижения положительных результатов в коррекционной деятельности не только детям, но  и родителям, необходимо иметь представление о строении речевого аппарата, о назначении каждого его органа, о необходимости сохранять органы речи здоровыми, уметь правильно выполнять упражнения артикуляционной и дыхательной гимнастики.
         Важную роль для развития артикуляционного аппарата и органов дыхания играет систематическое и  правильное выполнение упражнений.  Выполнение упражнений  по артикуляционной и дыхательной  гимнастке  сами по себе не интересны, проходят без желания выполнять рекомендации и  упражнения  педагогов. Поэтому, если использовать для  артикуляционной и дыхательной гимнастики тренажеры, изготовленные совместно с детьми и родителями своими руками, то это более эффективно скажется на проведение упражнений дома, воспитании правильного звукопроизношения и развития правильного дыхания. Работа, которая проводится в игровых и нетрадиционных формах, повысит эмоциональный настрой детей на выполнение таких упражнений.

Все чаще в нашей работе мы сталкиваемся с тем, что не каждый родитель умеет увлечь ребенка и правильно показать выполнение упражнений артикуляционной и дыхательной гимнастики. Задача педагогов детского сада научить родителей, как привлечь ребенка в игровой форме выполнять упражнения.

 Ведь игра – ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста. Поэтому предлагаем вам различные варианты изготовления и использования тренажеров для выполнения упражнений артикуляционной, дыхательной гимнастики.

Цель данного видеоролика  - Сформировать у родителей представление о значимости артикуляционной и дыхательной гимнастики для развития правильного дыхания и артикуляционной моторики дошкольников, о правильности её выполнения с использованием различных тренажеров, изготовленных своими руками.

Мы поставили перед собой следующие задачи:

- В доступной форме объяснить родителям значимость проведения упражнений артикуляционной и дыхательной гимнастики.
- Дать родителям рекомендации по правильному  выполнению артикуляционных и дыхательных упражнений с использованием тренажеров, изготовленных своими руками совместно с детьми.
-  Показать родителям работу по изготовлению и  использованию тренажеров для проведения артикуляционной и дыхательной гимнастики.
- Привлечь родителей к сотрудничеству с ДОУ по коррекционно-логопедическому направлению.
-  Развивать заинтересованность и   инициативность родителей.

Рекомендации к проведению артикуляционной и дыхательной гимнастики:

1. Артикуляционная гимнастика проводится ежедневно по 3-5 мин несколько раз в день:

• в детском саду с логопедом и воспитателями во время групповых и индивидуальных занятий;

• с родителями дома.

2. Выполняется артикуляционная и дыхательная гимнастика, сидя перед зеркалом, с обязательным соблюдением правильной осанки.

3. Необходимо добиваться четкого, точного, плавного выполнения движений.

4. Каждое упражнение выполняется от 5 до 10 раз.

5. Возможно и желательно выполнять гимнастику под счет, под музыку, с хлопками и т.д.

Предлагаем вашему вниманию изготовление и использование тренажеров, которые мы используем в своей работе с детьми при проведении артикуляционной гимнастики. Эти пособия помогут вам в игровой форме привлечь ребенка к качественному проведению упражнений. Эти игровые пособия вы можете сделать сами.

Тренажер «Лягушка» связан крючком из разноцветных ниток. Это мягкая игрушка с четко выделенными артикуляционными органами. Надев игрушку на руку, можно «управлять» языком, нижней и верхней челюстью.Такой оживленный и интересный тренажер понравится не только детям, но и взрослым.

        Тренажер «Клоун» сделан из пластмассовой бутылки, украшен разноцветной тонкой резины «фоамиран», который можно купить в магазине канцелярских товаров. Такой яркий, необычный и веселый тренажер, поможет в игровой форме провести  артикуляционные упражнения.

Тренажеры «Бегемотик и Мальчик» имеют основу от футляра для планшета, к ним добавлен язычок, сшитый из ткани. Такие занимательные тренажеры помогут с легкостью освоить артикуляционные упражнения.

Тренажеры в виде варежки на руку «Язычки» сшита из ткани и для привлечения детского внимания украшена в виде лица. Гораздо легче, интереснее, увлекательнее для детей проделывать артикуляционные манипуляции с язычком, используя подобные приспособления.Ребёнок может надеть такой язычок на руку и попробовать поставить свой собственный язычок в нужное положение, контролируя себя в зеркале

        Пособие «Помоги любимому герою» поможет вам и вашим детям  без труда выполнять упражнения.

Тренажеры для дыхательной гимнастики можно сделать вместе с детьми своими руками. Предлагаем вашему вниманию несколько вариантов работы с тренажерами: разнообразные игрушки в виде забавных зверушек, выполнены из бумаги, когда ребенок дует в трубочку (прикреплена к игрушке), то язычок двигается;  трубочки с дождиком сделаны из картонных втулок.

Уважаемые родители! Надеемся, что наши советы будут интересны и полезны вам. Удачи, успехов и удовольствия в совместном досуге с ребёнком! Уверены, что наше сотрудничество окажется результативным!

Список литературы

1. Евдокимова Е.С. «Педагогическая поддержка семьи в воспитании дошкольника». М.: Творческий Центр, 2005 г.

2. Краузе, Е. Н. Логопедический массаж и артикуляционная гимнастика: практическое пособие / Е.Н. Краузе.- Санкт-Петербург.: Издательство: Корона-Принт, 2014г. -80с.

3. Лавров Н. Н. «Дыхание по Стрельниковой». – Ростов-на-Дону. – Феникс. – 2003.  

4. Пожиленко Е. А. «Артикуляционная гимнастика: методические рекомендации по развитиюмоторики, дыхания и голоса у детей...» -Издательство: Каро Год издания: 20062.

5. «Тра-ля-ля для язычка. Артикуляционная гимнастика. Для детей 5-7 лет» -Издательство: Карапуз Год издания: 2003

6. Электронные ресурсы / Режим доступа: infourok.ru,  www.maam.ru,  nsportal.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рекомендации для педагогов и родителей детей старшего дошкольного возраста для проведения речевой гимнастики

Цель речевой гимнастики: - упражнять и совершенствовать все стороны речи: произностительную сторону речи (четкое и выразительное произнесение звуков, слов и фраз); лексический состав и грамматическую ...

Рекомендации родителям детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет). Тема: «Развитие интереса к книгам и чтению художественной литературы у старших дошкольников».

Данные рекомендации помогут родителям старших  дошкольников подобрать необходимую литературу для чтения, активизировать их на совместное чтение....

Рекомендации родителям детей старшего дошкольного возраста по развитию зрительного внимания

Автором представлены рекомендации родителям старшего дошкольного возраста по развитию зрительного внимания детей...

Консультация для родителей детей старшего дошкольного возраста с ТНР на тему : «Роль артикуляционной гимнастики в формировании правильного звукопроизношения»

Грамотная, чёткая, чистая и ритмичная речь ребёнка — это не дар, она приобретается благодаря совместным усилиям родителей, педагогов и многих других людей, в окружении которых малыш растёт и раз...

Консультация для родителей детей старшего дошкольного возраста «Межличностные отношения детей дошкольного возраста в группе». Игры дома и в детском саду по пожарной безопасности.

Тема зарождения и  становления межличностных отношений чрезвычайно актуальна. игры - соревнования по пожарной безопасности....