Сценарий организованной образовательной деятельности с детьми 5-6 лет на тему "Мир профессий. Рассказ Е. Пермяка "Для чего руки нужны"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Надежда Анатольевна Прохорова

Материал представляет собой сценарий организованной образовательной деятельности, направленной на общее речевое развитие детей 5-6 лет, обогащение их активного словарного запаса по теме "Профессии", развитие грамматического и синтаксического строя речи дошкольников. Особый интерес к данной методической разработке должен вызвать тот факт, что её наполнение позволит активизировать не только речевую, творческую (в конспекте есть задания на составление, переложение литературных текстов), но и познавательную, поисковую активности участников образовательного процесса. Дети вместе с воспитателем разберутся в сути некоторых неизвестных им профессий, выяснят, почему им удалось узнать о них только теперь: в силу возраста, в связи с изменением названия (цирюльник-парикмахер), по причине исчезновения самого вида деятельности (кучер, колесник, фонарщик, трубочист).  

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pereskaz_rasskaza_e._permyaka_dlya_chego_ruki_nuzhny.doc57 КБ

Предварительный просмотр:

Сценарий

организации образовательной деятельности

с детьми 5-6 лет

Тема: «Мир профессий. Пересказ рассказа Е. Пермяка «Для чего руки    нужны»

Название: «Все профессии нужны, все профессии важны»

Программные задачи:

  1. Пополнять словарь воспитанников названиями современных профессий, активизировать глагольную лексику, познакомить с понятием «устаревшие» слова.
  2. Тренировать в суффиксальном способе образования существительных.
  3. Вовлекать дошкольников в коллективный разговор.
  4. Совершенствовать умение детей находить и понимать основную мысль литературного текста, передавать содержание рассказа своими словами, изменять финал произведения.
  5. Закреплять навыки построения противительных высказываний с использованием союзов «а», «но», «однако» и т.д., навыки составления повествовательных рассказов.
  6. Развивать творческое воображение, произносительную и интонационную стороны речи.
  7. Воспитывать уважение к людям разных профессий, бережное отношение к труду окружающих.

Форма проведения: традиционная

Используемые технологии: ТРИЗ, РТВ

Методы и приёмы:  

  • создание проблемной ситуации;
  • чтение художественной литературы;
  • повторное чтение с помощью детей (договаривание);
  • толкование (разъяснение) понятий;
  • работа со словарём;
  • вопросы к детям;
  • анализ ситуации;
  • творческий пересказ;
  • составление коротких рассказов по общей теме;
  • оценка детских рассказов;
  • словесные дидактические игры;
  • установление соответствий;
  • морфологический анализ (метод психологической активизации мышления).

Задания, направленные на развитие творческого воображения:

творческий пересказ с изменением финала произведения; составление рассказа на тему «Если бы у меня было сто рук»; сочинение продолжения рассказа.

Особенности ООД:

  • развивающий характер;
  • разнообразие предложенных заданий;
  • наличие словарной работы, работы над грамматическим строем языка и связной речью;
  • есть условия для обращения дошкольников к морфологическому анализу языка.

Виды деятельности:

Восприятие художественной литературы, коммуникативная, продуктивная, познавательно-исследовательская, игровая.

Материал: 

1.  Текст рассказа Е.Пермяка «Для чего руки нужны».

2.  Толковый словарь русского языка С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведовой (любое издание).

3.  Иллюстрации на тему «Профессии» («Люди мужественных профессий» и т.д.).

4. Предметные карточки с изображениями различных рабочих инструментов.

Сценарий

Воспитатель предлагает детям послушать рассказ Евгения Пермяка «Для чего руки нужны».

«Петя с дедушкой были большими друзьями и любили задавать друг другу вопросы. Спросил как-то дедушка внука:

‒ А для чего, Петенька, людям руки нужны?

‒ Чтобы в мячик играть, −  ответил Петя.

‒ А ещё для чего? – спросил дед.

‒ Чтобы ложку держать.

‒ А ещё?

‒ Чтобы камешки в речку бросать…

Весь вечер отвечал Петя дедушке. Правильно отвечал. Только он маленьким был и обо всех других людях по своим рукам судил, а не по трудовым, рабочим рукам, которыми вся жизнь, весь белый свет держится».

Воспит.:  Ребята, а как бы вы ответили на вопрос петиного дедушки? Что умеют делать руки?

Свободные высказывания детей.

Творческий пересказ содержания произведения

После повторного чтения рассказа воспитатель предлагает детям пересказать его, представив, что Петя немного подрос и отвечает на вопросы дедушки, судя уже не только по своим маленьким рукам.

Воспит.:  Дети, как вы думаете, от чего ещё, кроме возраста, может зависеть  то, что делают руки человека?

Ответы детей.

Воспит.: Конечно же, ещё и от профессии.

Словесная игра «Закончи предложение»

  • Варит нам обед… (повар);
  • А печёт вкусные торты и пирожные… (кондитер);
  • Шьёт  новую модную одежду… (швея, портной);
  • Красивые украшения делает… (ювелир);
  • Картины, иллюстрации рисует… (художник);
  • Возводит статуи, изготавливает памятники… (скульптор);
  • Сваривает железные конструкции… (сварщик);
  • А стены из камня выкладывает… (каменщик).

Отгадывание загадок

  1. Мастер, мастер, помоги –

Прохудились сапоги.

Забивай покрепче гвозди,

Мы пойдём сегодня в гости.

                            (Сапожник)

     2.  Он бревно отешет ловко,

          Стены сделает, навес.

          У него смолой спецовка

          Как сосновый пахнет лес.

                                                 (Плотник)

     3.  Железо огненное взял

          И превратил умело

          В деталь бесформенный металл,

          Рассыпав бисер белый.

          Движенья плавны и ловки −

          Не занимать сноровки.

          Для лошади подковы?

     Мгновенье – и готовы.

                                 (Кузнец)

                 

Воспит.:  Вот мы с вами и выяснили, что руки человека могут сделать очень      многое.

Без чего

Нельзя построить новый дом?

Без чего

Сосну не срубишь топором?

Без чего

Хлеба в полях не зашумят?

Без чего

Ракеты к звёздам не взлетят?

Ты запомни это, ты запомни, друг:

В каждом деле

Обойтись нельзя

Без РУК!

(М. Пляцковский)

Игра «О чём говорится?»

Воспит.: Ребята, а как вы понимаете выражения:

  1. Наши руки не для скуки.
  2. У него золотые руки?

Приходилось ли вам, когда-нибудь слышать от мамы или других людей: «У меня не сто рук»? В каких ситуациях это происходило?

Высказывания детей по впечатлениям из личного опыта.

Воспит.:   А теперь давайте представим, что у нас действительно появилось сто рук. Что в этом хорошего и что плохого?

Игра «Хорошо – плохо» (с элементами фантазирования)

Воспит.:    Наверное, с таким количеством рук мы могли бы освоить много различных специальностей, но далеко не все. Ведь их даже сложно сосчитать. Есть и такие, которые поменяли своё название или исчезли совсем. Попробуйте найти среди названых мной профессий те, которые уже не существуют.

Игра «Четвёртый лишний»

  •  Дирижёр, ветеринар, садовник, цирюльник;
  •  Певец, кучер, дворник, милиционер;
  •  Ключник, слесарь, космонавт, стюардесса.

После того, как дети определят «лишнюю» профессию, воспитатель предлагает им обратиться к толковому словарю.

Работа со словарём

Цирюльник. Раньше так называли парикмахера. А работал он в цирюльне, т.е. в парикмахерской.

Кучер – слуга, который правит лошадьми в экипаже (например, в сказке «Золушка»).

Ключник. (Обратив внимание на морфологический состав слова, предложить детям самим подумать над тем, чем бы мог заниматься этот человек). В старину: слуга, ведающий продовольственными запасами дома, хранитель ключей.

Игра «Найди соответствие»

Воспит.:  Давайте попробуем определить: профессии, о которых мы с вами только что говорили, поменяли своё название или исчезли совсем? И, если исчезли, то, какие другие пришли на их место?

(Цирюльника переименовали в парикмахера.  Кучер исчез, так как исчезли экипажи, но вместо них появились автомобили, автобусы, троллейбусы и т.д. Следовательно, кучеру сейчас соответствуют водители и таксисты. Обязанности ключника поделили завхоз и вахтёр).

Игра на развитие творческого воображения

«Как Петя профессию себе выбирал»

Игра проводится в форме составления коллективного рассказа о встречах героя Е. Пермяка с представителями современных профессий. Во время занятия Петя так много узнал о людях различных специальностей, что тоже решил выбрать себе дело по душе. Выйдя из дома, он встречает на улице продавца мороженого, почтальона, постового и т.д. Начало рассказа может подсказать воспитатель, а затем воображение дошкольников заводит героя и в цирк, и в магазин, и в больницу, и в школу. Два главных условия игры:  1) назвать как можно больше профессий, относящихся к той или иной сфере деятельности (в случае затруднения воспитатель может подсказать следующую «остановку», предложив вниманию детей карточку с изображением чьих-то рабочих инструментов), и 2) не оборвать повествование, придумав причину, по которой Петя продолжает своё путешествие по увлекательному миру профессий.

Подведение итога

Размышления дошкольников о том, чем бы они сами хотели заниматься в будущем, рисование на эту тему.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий организованной образовательной деятельности с детьми 3-4 лет по познавательному направлению.

Тема: «Утро, день, вечер, ночь. Логическая задача». (По рабочим тетрадям Е.В. Колесниковой «Я начинаю считать: математика для детей 3-4 лет»)...

Сценарий организованной образовательной деятельности с детьми 5-6 лет "Рассказывание по картине С.Н. Николаевой, Н.Н. Мешковой "Кошка с котятами"

Материал представляет собой организованную деятельность с дошкольниками, имеющую речевую направленность и отличающуюся развивающим характером, разнообразием предложенных заданий, высоким процентом игр...

Сценарий организованной образовательной деятельности с детьми 5-6 лет "Пересказывание рассказа Л.Н. Толстого "Пожарные собаки"

Данная педагогическая разработка направлена на приобретение дошкольниками умения всесторонне, максимально целостно воспринимать произведения художественной литературы, и одновременно на развитие их св...

Сценарий организованной образовательной деятельности с детьми 5-6 лет на тему: "Рассказывание по картине И. Левитана "Золотая осень"

Материал представляет собой вариант организованной образовательной деятельности с дошкольниками по рассматриванию и обсуждению картины И. Левитана "Золотая осень". Конспект занятия изобилует...

Сценарий организованной образовательной деятельности с детьми 4-5 лет

Методический материал представляет собой синтез работы педагога по речевому развитию дошкольников и формированию у них предпосылок грамотности. В игровой форме отрабатываются такие дидактические задач...

Сценарий организованной образовательной деятельности с детьми 4-5 лет на тему: "Пересказ произведения Л.Пантелеева "Две лягушки"

Материал представляет собой сценарий организации занятия с детьми познавательного цикла. Основное внимание воспитателя уделяется умению детей анализировать прочитанный текст, сопоставлять сюжетные лин...

Конспект организованной образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста «Знакомство с профессией почтальона»

Конспект организованной образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста«Знакомство с профессией почтальона»Образовательная область: «Познавательное...