Игры и упражнения по развитию речи на тему "Весна. Прилёт птиц" для детей старшей группы ДОУ
методическая разработка по развитию речи (старшая группа)

Игры и упражнения по развитию речи на тему "Весна. Прилёт птиц"  для детей старшей группы ДОУ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 3l.t.-vesna.prilet_ptits.-st.gr_.docx23.71 КБ

Предварительный просмотр:

Лексическая тема "Весна. Прилет птиц" (старшая группа)

Утренний сбор детей

(игры)

Динамическая пауза

(развитие общей моторики)

«Я превращаюсь»

Назвать перелетных птиц: лебедь, скворец, журавль, аист, грач, кукушка, соловей,  иволга, жаворонок, утка, цапля, ласточка...

«Весна пришла»

Солнце, солнце высоко (На цыпочках руки тянем вверх)

Нам от солнышка тепло (Легкие поглаживания руками по лицу).

Тает снег от лучей, (Приседание)

Звонко побежал ручей, (Бег по кругу).

Вы за ручейком бегите,

Лужи все перешагните, (Ходьба по кругу).

Пальчиковая гимнастика

(развитие мелкой моторики)

Дыхательная гимнастика

«Скворечник»

Мы построили скворечню

Для веселого скворца.

Попеременно постукивать кулачками друг о друга и по столу.

Мы повесили скворечник

Возле самого крыльца.

Свести руки над головой.

Все семейство вчетвером

Проживает в доме том:

Попеременно постукивать кулак о кулак и ладонь о ладонь.

Мать, отец и скворушки –

Черненькие перышки.

Соединять каждый палец с большим пальцем на обеих руках одновременно, по 2 раза.

«Листочки»

Для игры нужны вырезанные из бумаги зелёные листья деревьев. Ребёнок держит листок в правой руке, подносит ко рту, делает вдох, затем спокойно дует на листок. Листок шевелится в руке. Следить, чтобы щёки не надувались.

Артикуляционная гимнастика

(развитие артикуляционной моторики)

Мимическая разминка

(развитие мимических мышц)

Упражнения для щёк и губ

«Голодные птенчики»

Максимально широко открывать рот (язык лежит на дне ротовой полости, кончик упирается в нижние зубы) и произносить слоги: «Ам-ам-ам-ам-ам-ам».

«Птенчики глотают пищу»

Сглатывание слюны. (5 раз)

«Клювы разных птиц»

Медленно всасывать щёки в зазор между зубами. Губы плотно сомкнуты и вытянуты вперёд.

«Мама птица прогоняет от птенцов куницу» 

Всасывать верхнюю губу под нижнюю, а потом резко выбрасывать её при раскрытом рте (чмоканье).

«Солнышко проснулось»: похлопать глазками, потянуться, зевнуть.

«Солнышко – тучка»: улыбнуться, - нахмуриться (чередовать).

Речевая зарядка

Скороговорки

«Закончи предложение»

На дереве гнездо, а на деревьях  … (гнезда). На ветке сук, а на ветках … В гнезде птенец, а в гнездах - …Во дворе дерево, а в лесу - …

В, л

Валин валенок, провалился в проталинок.

П, к

Поникли метели под аккомпанемент капели.

К, с

Пестренькая сойка, о весне мне спой-ка!

Чистоговорки

Стихотворения

НА – НА – НА - наступила вновь весна

НЕ – НЕ – НЕ - очень рады мы весне

НЕ – НЕ – НЕ - много песен о весне

ХИ – ХИ – ХИ - о весне стихи

ЛО – ЛО – ЛО - на улице тепло

НУ – НУ – НУ - очень ждали мы весну

«Весна»

Снова к нам пришла весна,

Сколько света и тепла!

Тает снег, журчат ручьи,

Скачут в лужах воробьи.

Слышен звонкий птичий крик:

«Чик-чирик, чик-чирик!»

                          Н. Нищева

Считалка

Начинается считалка:

На дубу скворец и галка.

Улетел домой скворец,

И считалочке конец.

Загадки

Зрительная гимнастика

Верст не считали,

По дорогам не езжали,

А за морем бывали.

                        (Перелетные птицы)

Гости приходят весной,

А уходят осенью.

                        (Перелетные птицы)

На шесте -дворец,

Во дворце – певец,

А зовут его…

                         (Скворец)

Гнездо свое он в поле вьет,

Где тянутся растения.

Его и песни и полет

Вошли в стихотворения!

                               (Жаворонок)

Вот какое солнышко

На моей ладошке.  Посмотреть на руку перед собой.

Поднесу поближе,

Посмотрю немножко.

Бывает солнце далеко,

А бывает – близко.  Отвести руку далеко, приблизить.

Солнце в небе высоко, Поднять руку и посмотреть вверх.

Опустилось низко. Опустить, посмотреть вниз.

Вправо руку отвожу

И на солнышко гляжу. Отвести руку вправо, проследить взором.

Влево руку отведу,

Следом взгляд переведу. То же влево.

Вправо – влево смотрят глазки, На каждое слово переводить взгляд вправо – влево.

Солнце будто бы из сказки.

Солнышку уж спать пора,

Глазки закрываю. Закрыть глаза без напряжения.

Посчитаю: раз, два, три, На раз-два-три – зажмурить глаза.

Быстро поморгаю.

Раз, два, три, четыре, пять, Моргать глазками.

Солнышку пора вставать!

Показать ладошки. Потянуться.

Рече-двигательные упражнения

Массаж (лица, ушей и т.д.)

«Подснежник»

(Дети выполняют движения в соответствии со словами педагога)

В руки вы  цветы возьмите,

И на них вы посмотрите.

А теперь их поднимите

Вверх, на них вы посмотрите.

Вниз  цветы вы опустите,

И опять на них взгляните.

Цветок вправо,

Цветок влево.

«Нарисуйте» круг умело.

Цветок близко, вот вдали,

Ты внимательно смотри.

Вот такой у нас  цветок,

Улыбнись ему, дружок.

Быстро, быстро вы моргайте,

И команды выполняйте.

Цель: повышает функциональную деятельность головного мозга, тонизирует весь организм.

Массаж пальцев «Грачи»

Мы лепили куличи,                  «Лепить пирожки».

Прилетели к нам грачи.            Помахать крыльями – ладошками.

Первый грач испек пирог,        Поочередно массировать каждый палец, начиная с большого

А второй ему помог,                

Третий грач накрыл на стол,

А четвертый вымыл пол.

Пятый долго не зевал

И пирог у них склевал.             Постучать пальцами по коленям.

Раз, два, три четыре, пять,          Поочередно загибать пальчики.

Выходи грачей считать.

Игры (на развитие

фонетико-фонематического восприятия)

Игры (на развитие

лексико-грамматического строя речи)

«Поймай слог» 

Условия обговариваются так: поймай слог ЧУ. Педагог произносит ряд слогов, стараясь запутать воспитанника: ЧА, ШУ, ЧУ, ЩУ и так далее. Ребенок должен ловить только слог ЧУ.

«Продолжи предложение»

На дереве гнездо, а на деревьях? (гнёзда)

На ветке почка, а на ветках? (почки)

Поет птица, а поют? (птицы)

Сосулька капает, а сосульки? (капают)

Подснежник красивый, а подснежники? (красивые)

Бежит ручей, а бегут? (ручьи)

 «Скажи наоборот»

Предложите малышу сказать наоборот:

Погода солнечная – погода какая? (пасмурная)

Весна ранняя – весна …? (поздняя)

Весна нежданная – весна ….? (долгожданная)

Ручей мелкий – ручей… ? (глубокий)

Зимой снег чистый, а весной он…? (грязный)

Зимой дни холодные, а весной дни…? (теплые)

Зимой солнце тусклое, а весной солнце…? (яркое)

Психоэмоциональные и

релаксационные упражнения

Чтение художественной литературы

(развитие связной речи)

«Поймай бабочку»

Цель: нервно-мышечная релаксация через чередование сильного напряжения и быстрого расслабления.

Процедура проведения. Ведущий показывает летящую бабочку, пробует ее поймать - выполняет хватательные движения над головой одной рукой, потом другой, обеими руками одновременно. Дети повторяют показанные движения. Затем медленно разжимают кулачки, смотрят, поймали бабочку или нет. Затем соединяют раскрытые ладони, представляя, что держат ее.

В. Бианки «Синичкин календарь», «Апрель»

А. Шевченко «Гнезда»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

28.05.2020 г Конспект НОД по развитию речи: «Игры на обогащение и активизацию речи дошкольников синонимами и антонимами» для детей старшей группы

Известный всем нам писатель Джанни Родари утверждал, что «именно в игре ребёнок свободно владеет речью, говорит то, что думает, а не то, что надо. Не поучать и обучать, а играть с ним, фантазиро...

Игры и упражнения по развитию речи на тему "Подводный мир" для детей старшей группы ДОУ

Игры и упражнения по развитию речи на тему "Подводный мир" для детей старшей группы ДОУ...

Игры и упражнения по развитию речи на тему "Подводный мир" для детей подготовительной к школе группы ДОУ

Игры и упражнения по развитию речи на тему "Подводный мир" для детей подготовительной к школе группы ДОУ...

Игры и упражнения по развитию речи на тему "Поздняя осень" для детей старшей группы ДОУ

Игры и упражнения по развитию речи на тему "Поздняя осень" для детей старшей группы ДОУ...

Игры и упражнения по развитию речи на тему "Поздняя осень" для детей подготовительной к школе группы ДОУ

Игры и упражнения по развитию речи на тему "Поздняя осень" для детей подготовительной к школе группы ДОУ...

Игры и упражнения по развитию речи на тему "Перелетные птицы" для детей младшей группы ДОУ

Игры и упражнения по развитию речи на тему "Перелетные птицы" для детей младшей группы ДОУ...

Игры и упражнения по развитию речи на тему "Перелетные птицы" для детей средней группы ДОУ

Игры и упражнения по развитию речи на тему "Перелетные птицы" для детей средней группы ДОУ...