Консультация для родителей "Общение - средство развития речи"
консультация по развитию речи (старшая группа)

Буренина Елена Геннадьевна

 Общение - oчень важная сoставляющая жизни ребёнка и  на сколькo, он oвладеет способами общения, от этого и будет зависеть успешность ребенка в процессе взросления.

Основным средством общения является речь. Но она возникает лишь на определенном этапе общения. Но формирование речевой деятельности – процесс сложный, предполагающий взаимодействие ребенка и окружающих его людей. Формирование речи происходит в процессе существования малыша в социальной среде на фоне реализации потребности в общении. Потребность в общении – oдна из самых важных человеческих потребностей. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_obshchenie_-_sredstvo_razvitiya_rechi.docx26.17 КБ

Предварительный просмотр:

Общение -  средство развития речи ребенка.

2слайд

Специалисты и родители все чаще замечают, что многие дети дошкольного возраста, замыкаясь на компьютере и телевизоре, не умеют правильно общаться с ровесниками и взрослыми. Они не способны вежливо попросить о чем-то, достойно ответить на просьбу и обращение к ним, не могут сопереживать, часто недружелюбны или вообще отказываются от коммуникации.

Однако без общения детская жизнь становится скучной и маловыразительной, да и умение взаимодействовать является залогом успешного развития личности.

3 слайд

 Вот почему воспитание коммуникативных способностей у дошкольников – основная цель родителей, желающих подготовить малыша к взрослой жизни. Со стороны,  кажется, что социализация и процесс развития коммуникативных навыков должны идти сами собой, без участия мамы с папой. На практике же дети сталкиваются с большим числом сложностей и неоднозначностей – начиная со стремления стать лидером и заканчивая неумением (или нежеланием) подчиняться правилам поведения в коллективе.

Нередко дети, не имеющие проблем в умственном и психическом развитии, испытывают трудности в овладении речью. Этому есть несколько причин, одна из них недостаточность опыта общения.

Современные родители в быстроменяющемся современном информационном мире, просто не находят времени для своих детей. Родители озабочены обеспечить детей всем необходимым, удовлетворить их физиологические жизненно-важные потребности, забывая о такой важной потребности, как общение.  

Дефицит общения – проблема развития речи детей.

От того, насколько ребёнок чётко и красиво говорит, умеет ли выразить свои мысли, зависит его успешность в дальнейшей жизни, в учебной и профессиональной деятельности.

4 слайд

      Начало формирования коммуникативных способностей у детей.

 Ребенок общителен с самого рождения – он вступает в контакт с матерью и другими значимыми родственниками, внимательно отслеживает все способы коммуникации и проявляет характер – плачет, требуя внимания, начинает гулить в ответ на мамины слова. Взаимодействуя с родителями, малыш узнает принципы плохого и хорошего общения с окружающими людьми. Поскольку дети восприимчивы, подобное обучение происходит порой незаметно, однако его результаты можно увидеть уже к дошкольному возрасту. 

5 слайд

Коммуникативные навыки старшего дошкольника

 должны включать в себя:

  • умение и желание вступать в контакт и вести беседу

 как со сверстниками, так  и  со взрослыми;

  •  умение выражать свои мыли самостоятельно;
  • способность слышать  собеседника и понимать( т.е. перерабатывать полученную информацию);
  • умение доверять, помогать и поддерживать тех, с кем

общаешься;

  • умение делиться своими чувствами, интересами, настроением

 с партнером по общению;

  • оценивать эмоциональное поведение друг друга

6 слайд

          Развитие коммуникативных навыков

 О формировании коммуникативных умений написано много книг и докладов, но не будем повторять сложные связи и схемы ученых - психологов и постараемся конкретно поговорить о том, как Вы, сами родители и, в первую очередь, мамы могут в домашних условиях научить своих чад правильно и продуктивно общаться.

*  Постепенно расширяйте круг общения малышей. Если полуторагодовалому крохе было достаточно играть и взаимодействовать с родителями, то старшим детям ограниченное пространство противопоказано. Важно реализовать их потребность в социализации и стремление расширить кругозор.

 Конфликты – еще один способ обучения коммуникативным умениям, так сказать в «полевых условиях». Не бросайтесь сразу же разводить маленьких забияк по разным сторонам детской площадки или песочницы. Дайте им немного времени самим разрешить конфликтную ситуацию, конечно, если она не переходит в драку. Ребенку необходимо учиться решать конфликты самостоятельно.

  Общайтесь с детьми, учитывая их возраст – так, трехлетним карапузам еще можно делать замечания в присутствии других детей, а вот более старшим лучше высказать претензии наедине. Возрастной фактор следует учитывать и при знакомстве с ровесниками – младшим дошкольникам можно порекомендовать приятеля, а вот дети постарше сами должны выбирать, с кем им интересно общаться.

 Научите ребенка находить в каждом собеседнике приятные и интересные черты характера. Обращайте внимание на плюсы другого человека, к примеру, если ребенок не хочет играть с одногруппником, потому что тот «некрасиво одевается», приведите другой довод: «Зато он рассказывает любопытные истории, которые очень интересно слушать».

*    Введите правило авторитета, то есть расскажите (а еще лучше – покажите на своем примере), почему нужно уважать взрослых. Это раньше можно было просто сказать малышу: «Слушайся тетю Машу, потому что она знает больше тебя». Подросшему же ребенку следует подробнее, но доступно и понятно растолковать, почему взрослые люди авторитетнее – они мудрее, опытнее, заслуживают уважения.

*  учите  ребенка быть тактичным,  «гибким» в общении

 Объясните, что все люди разные, со своими желаниями, чувствами и особенностями. Например, один человек любит, когда его обнимают, а другой хочет находиться на расстоянии. И это совсем не означает, что первый лучше второго. К каждому нужно найти свой особенный подход. Пусть кроха с детства знает, что нужно быть гибким и подбирать нужные слова для разных собеседников.

И еще один важный совет – не перегните палку с коммуникабельностью.

1. Недопустимо ставить малышей в неловкое положение, заставляя выполнять ваши поручения или насильно знакомя со сверстниками на детской площадке.

2. Старайтесь проявлять терпение и чуткость – лишь в этом случае ваше чадо проявит инициативу.

Самым лучшим способом налаживания коммуникации психологи считают игровую деятельность.

Именно в игре малыши не только общаются, но и развивают речь, фантазию, учатся сопереживать, повышают самооценку. Во что поиграть с ребенком?

7,8 слайды

На примере игры «Кто я?» (Закрытые вопросы)

В процессе игры ребенок учится   задавать вопросы, слушать собеседника, развивается логическое  мышление,  ребенок учится устанавливать причинно-следственные связи.  В игре  создаётся атмосфера свободы выбора,  партнерская позиция взрослого способствует развитию у ребенка активности, самостоятельности, умения принимать решение, стремления что-то делать не боясь, что получится не так, вызывает стремление к достижениям, способствует эмоциональному комфорту.

Взрослый не контролирует действия, а побуждает к обсуждению, вместе с ними  анализирует вопросы, сам рассуждает вслух прежде,  чем задать свой вопрос(  устанавливает причинно-следственные связи) своим примером поддерживает у ребёнка желание двигаться дальше не боятся.

9,10 слайды

Игра Джинго-фанты

Игра,  которая  тоже  учит детей общаться, договариваться, а также способствует повышению интереса к чтению, формирует осознанность чтения и создает положительный эмоциональный настрой. Те дети, родители которых жалуются на то, что они не хотят читать…брали с удовольствием фанты и читали задания.

11,12,13 слайды

Современные дети хотят общаться с родителями. Обычно, приходя с работы,  взрослые находят всевозможные отговорки от общения: надо приготовить ужин, подготовиться к трудному дню, позвонить, сделать важные дела и т.д.. Наивно полагая, что дети просто не хотят общаться с нами. Начните с себя и начните сегодня!  Спросите, как прошел день у вашего ребенка, расскажите о том, как прошел – ваш.

 И тогда откроется мир детской души: со своими проблемами, волнениями, переживаниями, радостными минутами… Вы поймете, что очень ценно и интересно быть другом своему  ребенку.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

консультация"фольклор ,как средство развития речи детей дошкольного возраста"

консультация"фольклор ,как средство развития речи детей дошкольного возраста"...

Консультация "Сказкотерапия как средство развития речи старших дошкольников"

Консультация "Сказкотерапия как средство развития речи старших дошкольников"...

консультация " Игра как средство развития речи"

консультация " Игра как средство развития речи"Консультация для педагогов  " Дидактическая игра, как средство детей дошкольного возраста№Консультация для родителей "«Игр...

Консультация "Сказкотерапия как средство развития речи дошкольников"

     Находясь на границе соприкосновения педагогики, психологии и медицины, логопедия использует в своей практике, адаптируя к своим потребностям, наиболее эффективные, не традиц...

Консультация "Игра как средство развития речи"

В консультации приведены примеры игр и игровых упражнений, направленных на развитие связной речи....

Консультация. Аппликация, как средство развития речи.

Исключительные возможности для обогащения детского словаря создаёт художественная деятельность....

Консультация «Логоритмика, как средство развития речи у детей»

laquo;Логоритмика, как средство развития речи у детей»  В настоящее время проблема развития, обучения и воспитания детей дошкольного возраста становится особенно значимой. По статисти...