Консультация для родителей "Общение - средство развития речи"
консультация по развитию речи (старшая группа)
Общение - oчень важная сoставляющая жизни ребёнка и на сколькo, он oвладеет способами общения, от этого и будет зависеть успешность ребенка в процессе взросления.
Основным средством общения является речь. Но она возникает лишь на определенном этапе общения. Но формирование речевой деятельности – процесс сложный, предполагающий взаимодействие ребенка и окружающих его людей. Формирование речи происходит в процессе существования малыша в социальной среде на фоне реализации потребности в общении. Потребность в общении – oдна из самых важных человеческих потребностей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 26.17 КБ |
Предварительный просмотр:
Общение - средство развития речи ребенка.
2слайд
Специалисты и родители все чаще замечают, что многие дети дошкольного возраста, замыкаясь на компьютере и телевизоре, не умеют правильно общаться с ровесниками и взрослыми. Они не способны вежливо попросить о чем-то, достойно ответить на просьбу и обращение к ним, не могут сопереживать, часто недружелюбны или вообще отказываются от коммуникации.
Однако без общения детская жизнь становится скучной и маловыразительной, да и умение взаимодействовать является залогом успешного развития личности.
3 слайд
Вот почему воспитание коммуникативных способностей у дошкольников – основная цель родителей, желающих подготовить малыша к взрослой жизни. Со стороны, кажется, что социализация и процесс развития коммуникативных навыков должны идти сами собой, без участия мамы с папой. На практике же дети сталкиваются с большим числом сложностей и неоднозначностей – начиная со стремления стать лидером и заканчивая неумением (или нежеланием) подчиняться правилам поведения в коллективе.
Нередко дети, не имеющие проблем в умственном и психическом развитии, испытывают трудности в овладении речью. Этому есть несколько причин, одна из них недостаточность опыта общения.
Современные родители в быстроменяющемся современном информационном мире, просто не находят времени для своих детей. Родители озабочены обеспечить детей всем необходимым, удовлетворить их физиологические жизненно-важные потребности, забывая о такой важной потребности, как общение.
Дефицит общения – проблема развития речи детей.
От того, насколько ребёнок чётко и красиво говорит, умеет ли выразить свои мысли, зависит его успешность в дальнейшей жизни, в учебной и профессиональной деятельности.
4 слайд
Начало формирования коммуникативных способностей у детей.
Ребенок общителен с самого рождения – он вступает в контакт с матерью и другими значимыми родственниками, внимательно отслеживает все способы коммуникации и проявляет характер – плачет, требуя внимания, начинает гулить в ответ на мамины слова. Взаимодействуя с родителями, малыш узнает принципы плохого и хорошего общения с окружающими людьми. Поскольку дети восприимчивы, подобное обучение происходит порой незаметно, однако его результаты можно увидеть уже к дошкольному возрасту.
5 слайд
Коммуникативные навыки старшего дошкольника
должны включать в себя:
- умение и желание вступать в контакт и вести беседу
как со сверстниками, так и со взрослыми;
- умение выражать свои мыли самостоятельно;
- способность слышать собеседника и понимать( т.е. перерабатывать полученную информацию);
- умение доверять, помогать и поддерживать тех, с кем
общаешься;
- умение делиться своими чувствами, интересами, настроением
с партнером по общению;
- оценивать эмоциональное поведение друг друга
6 слайд
Развитие коммуникативных навыков
О формировании коммуникативных умений написано много книг и докладов, но не будем повторять сложные связи и схемы ученых - психологов и постараемся конкретно поговорить о том, как Вы, сами родители и, в первую очередь, мамы могут в домашних условиях научить своих чад правильно и продуктивно общаться.
* Постепенно расширяйте круг общения малышей. Если полуторагодовалому крохе было достаточно играть и взаимодействовать с родителями, то старшим детям ограниченное пространство противопоказано. Важно реализовать их потребность в социализации и стремление расширить кругозор.
* Конфликты – еще один способ обучения коммуникативным умениям, так сказать в «полевых условиях». Не бросайтесь сразу же разводить маленьких забияк по разным сторонам детской площадки или песочницы. Дайте им немного времени самим разрешить конфликтную ситуацию, конечно, если она не переходит в драку. Ребенку необходимо учиться решать конфликты самостоятельно.
* Общайтесь с детьми, учитывая их возраст – так, трехлетним карапузам еще можно делать замечания в присутствии других детей, а вот более старшим лучше высказать претензии наедине. Возрастной фактор следует учитывать и при знакомстве с ровесниками – младшим дошкольникам можно порекомендовать приятеля, а вот дети постарше сами должны выбирать, с кем им интересно общаться.
* Научите ребенка находить в каждом собеседнике приятные и интересные черты характера. Обращайте внимание на плюсы другого человека, к примеру, если ребенок не хочет играть с одногруппником, потому что тот «некрасиво одевается», приведите другой довод: «Зато он рассказывает любопытные истории, которые очень интересно слушать».
* Введите правило авторитета, то есть расскажите (а еще лучше – покажите на своем примере), почему нужно уважать взрослых. Это раньше можно было просто сказать малышу: «Слушайся тетю Машу, потому что она знает больше тебя». Подросшему же ребенку следует подробнее, но доступно и понятно растолковать, почему взрослые люди авторитетнее – они мудрее, опытнее, заслуживают уважения.
* учите ребенка быть тактичным, «гибким» в общении
Объясните, что все люди разные, со своими желаниями, чувствами и особенностями. Например, один человек любит, когда его обнимают, а другой хочет находиться на расстоянии. И это совсем не означает, что первый лучше второго. К каждому нужно найти свой особенный подход. Пусть кроха с детства знает, что нужно быть гибким и подбирать нужные слова для разных собеседников.
И еще один важный совет – не перегните палку с коммуникабельностью.
1. Недопустимо ставить малышей в неловкое положение, заставляя выполнять ваши поручения или насильно знакомя со сверстниками на детской площадке.
2. Старайтесь проявлять терпение и чуткость – лишь в этом случае ваше чадо проявит инициативу.
Самым лучшим способом налаживания коммуникации психологи считают игровую деятельность.
Именно в игре малыши не только общаются, но и развивают речь, фантазию, учатся сопереживать, повышают самооценку. Во что поиграть с ребенком?
7,8 слайды
На примере игры «Кто я?» (Закрытые вопросы)
В процессе игры ребенок учится задавать вопросы, слушать собеседника, развивается логическое мышление, ребенок учится устанавливать причинно-следственные связи. В игре создаётся атмосфера свободы выбора, партнерская позиция взрослого способствует развитию у ребенка активности, самостоятельности, умения принимать решение, стремления что-то делать не боясь, что получится не так, вызывает стремление к достижениям, способствует эмоциональному комфорту.
Взрослый не контролирует действия, а побуждает к обсуждению, вместе с ними анализирует вопросы, сам рассуждает вслух прежде, чем задать свой вопрос( устанавливает причинно-следственные связи) своим примером поддерживает у ребёнка желание двигаться дальше не боятся.
9,10 слайды
Игра Джинго-фанты
Игра, которая тоже учит детей общаться, договариваться, а также способствует повышению интереса к чтению, формирует осознанность чтения и создает положительный эмоциональный настрой. Те дети, родители которых жалуются на то, что они не хотят читать…брали с удовольствием фанты и читали задания.
11,12,13 слайды
Современные дети хотят общаться с родителями. Обычно, приходя с работы, взрослые находят всевозможные отговорки от общения: надо приготовить ужин, подготовиться к трудному дню, позвонить, сделать важные дела и т.д.. Наивно полагая, что дети просто не хотят общаться с нами. Начните с себя и начните сегодня! Спросите, как прошел день у вашего ребенка, расскажите о том, как прошел – ваш.
И тогда откроется мир детской души: со своими проблемами, волнениями, переживаниями, радостными минутами… Вы поймете, что очень ценно и интересно быть другом своему ребенку.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2018/03/14/picture-1020776-1521052316.jpg)
консультация"фольклор ,как средство развития речи детей дошкольного возраста"
консультация"фольклор ,как средство развития речи детей дошкольного возраста"...
![](/sites/default/files/pictures/2016/02/04/picture-749843-1454610252.jpg)
Консультация "Сказкотерапия как средство развития речи старших дошкольников"
Консультация "Сказкотерапия как средство развития речи старших дошкольников"...
![](/sites/default/files/pictures/2018/06/16/picture-414870-1529139648.jpg)
консультация " Игра как средство развития речи"
консультация " Игра как средство развития речи"Консультация для педагогов " Дидактическая игра, как средство детей дошкольного возраста№Консультация для родителей "«Игр...
![](/sites/default/files/pictures/2016/01/31/picture-746855-1454266604.jpg)
Консультация "Сказкотерапия как средство развития речи дошкольников"
Находясь на границе соприкосновения педагогики, психологии и медицины, логопедия использует в своей практике, адаптируя к своим потребностям, наиболее эффективные, не традиц...
![](/sites/default/files/pictures/2022/04/06/picture-1399742-1649246832.jpg)
Консультация "Игра как средство развития речи"
В консультации приведены примеры игр и игровых упражнений, направленных на развитие связной речи....
![](/sites/default/files/pictures/2021/12/04/picture-1301055-1638632972.jpg)
Консультация. Аппликация, как средство развития речи.
Исключительные возможности для обогащения детского словаря создаёт художественная деятельность....
![](/sites/default/files/pictures/2023/01/29/picture-1122020-1675022744.jpg)
Консультация «Логоритмика, как средство развития речи у детей»
laquo;Логоритмика, как средство развития речи у детей» В настоящее время проблема развития, обучения и воспитания детей дошкольного возраста становится особенно значимой. По статисти...