Итоговое занятие по развитию речи в старшей группе " В поисках клада"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Калинина Наталья Викторовна

 Итоговое занятие по развитию речи в старшей группе " В поисках клада"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Итоговое занятие20.77 КБ

Предварительный просмотр:

Итоговое занятие в старшей группе по развитию речи

«В поисках клада»

Цель: в увлекательной форме путешествия повторить и обобщить знания детей по темам, пройденным за учебный год.

Задачи: 
Образовательные: формировать умения обобщать, классифицировать;
закрепить умение использовать все части речи; закреплять умение проводить звуковой анализ слова, определять местонахождение звуков в слове, количество слогов в слове; упражнять в словообразовании и употреблении существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами; закреплять умение детей использовать синонимы и антонимы; обогащать словарный запас через участие в словесно-речевых играх; формировать навыки сотрудничества на занятии. 
Развивающие: развивать зрительное и слуховое восприятие; способствовать развитию познавательных интересов, мыслительных операций, воображения в процессе отгадывания загадок; добиваться полных ответов на вопросы; развивать у детей умение ориентироваться на местности по словесному описанию, определять направление маршрута.
Воспитательные: воспитывать самостоятельность, активность, целеустремлённость, культуру общения, чувство коллективизма и взаимопомощи. 
Методы: словесный, наглядный, практический, игровой.
Приемы: лексико-грамматические упражнения, беседа, логические вопросы, загадки; дидактические игры, физминутка, иллюстрации, сюрпризный момент.
Здоровьесберегающие технологии: физкультминутка.
Материалы: конверт (с письмом и разрезной картинкой волшебника), солнце с лучиками, картинки животных (волк, лиса, заяц и медведь), картинка для звукового анализа слова КЛАД, буквы с цифрами (СОЛНЫШКО), мяч, шкатулка со сладкими призами.
Интеграция образовательных областей: Познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое развитие.
Ход НООД:

Воспитатель: Ребята, подойдите ко мне. Посмотрите, сколько гостей к нам сегодня пришло. Давайте улыбнёмся гостям и друг другу и встретим сегодняшний день с улыбкой, хорошим настроением и со словами:
Что за чудо – чудеса:
Вот тебе моя рука,
Вот ладошка правая,
Вот ладошка левая!

Крепко за руки возьмемся

 И друг другу улыбнемся.
В группу залетает воздушный шар (наполненный гелием), а к ниточке привязан конверт.

- Ребята, посмотрите, что это такое? (конверт не подписан). Странный какой-то конверт, на нём ничего не написано.

 - Давайте откроем конверт и посмотрим что там, (Воспитатель открывает конверт, в конверте лежит разрезная картинка и письмо).

 давайте мы их сейчас соберём и тогда может быть узнаем от кого оно.
(Дети собирают картинки – пазл на магнитной доске (на картинке изображен волшебник).
-Всё ясно, значит, письмо нам прислал Волшебник. Теперь мы можем с вами его прочесть. (Воспитатель читает письмо).
«Здравствуйте дорогие ребята! Хочу поздравить вас, ведь скоро вы переходите в подготовительную группу. И по такому замечательному поводу, я приготовил для вас сюрприз, вы сможете его найти, если пройдёте все испытания. Задания будут сложными, но интересными; выполнив их, вы узнаете, где лежит клад. Вы готовы к путешествию в волшебную страну? Тогда удачи».

Основная часть:
Воспитатель: Прежде, чем отправимся в это путешествие, нам нужно с вами настроиться:

Запоминает наша голова

Важные поступки, умные слова

Слушаем внимательно,

Смотрим обязательно,

Друг друга не перебиваем,

Для ответа руку поднимаем

Знаний много получаем

-Итак, мы отправляемся в волшебную страну . (Включается сказочная музыка)

Закройте пожалуйста глаза. Представьте себе, что мы летим на воздушном шаре сквозь облака. Сверху видим мы леса, поля, слышим журчание реки, чувствуем запах свежего воздуха после дождя.

2. Основная часть.

-Вот мы и прибыли. Посмотрите, ребята, что это? Ворота. – А на воротах – замок. Давайте, его откроем. А поможет нам пальчиковая гимнастика «Замок»  Дети  выполняют пальчиковую гимнастику.

- Замок, мы открыли, молодцы! Дети садятся на стульчики.

Ребята в волшебной стране, кто-то попал в беду, хотите узнать кто?

- Тогда, отгадайте загадку:

Среди поля голубого яркий блеск огня большого

Не спеша огонь тот ходит, землю – матушку обходит,

Светит весело в оконце. Догадались это… Солнце.

- Посмотрите на доску, на ней солнышко.( на магнитной доске изображение солнца и разбросанных в разные стороны лучей)
-Только почему-то оно грустное?
Дети: У него нет лучиков.
Воспитатель: Наш волшебник его заколдовал, а лучики разбросал в разные стороны. Чтобы солнышко освещало наш путь надо расколдовать лучики. Для этого мы должны выполнить задания.
(Воспитатель зачитывает задания, записанные на лучиках и выполнив задания, прикрепляет лучики к солнышку).
Задание № 1 Игра "Загадки-отгадки"
( Воспитатель читает загадки, дети отгадывают их)
1."Летом бродит без дороги 
Между сосен и берёз,
А зимой он спит в берлоге,
От мороза прячет нос". (Медведь)

2. "Не барашек и не кот,
Носит шубу круглый год.
Шуба серая - для лета,
Для зимы - другого цвета". (Заяц)

3. "Серый, зубастый,
По угодьям рыщет,
Кого съесть ищет". (Волк)

4. "Хвост пушистый, 
Мех золотистый,
В лесу живёт,
В деревне кур крадёт". (Лиса)
(по мере того как дети отгадывают загадки, воспитатель выставляет картинку с этим животным, затем дети считают сколько они отгадали животных)

Молодцы ребята. Правильно все отгадали. А как вы думаете, про каких животных мы с вами отгадали загадки? Правильно про диких. А почему они так называются? Конечно, потому что они живут в лесу.

( Воспитатель берет следующий лучик, зачитывает задание)

Задание № 2 Игра «Назови ласково» 

(Воспитатель называет слово, а ребенок должен назвать его ласково.)
Примерные слова. Обезьяна- обезьянка, бегемот- бегемотик, собака- собачка, бык- бычок, кабан- кабанчик, жук- жучок, стол – столик, кошка – кошечка, мама – мамочка, и т. д.

 Задание №3. «Что лишнее?»

(Воспитатель называет группу слов, дети называют слово, которое они считают лишним в этой группе)
- яблоко, груша, картофель, персик. (Картофель)
-Заяц, комар, медведь, волк.

-серьги, ожерелье, бусы, кузнечик.

- самолет, машина, корабль, стол.

Задание №4 «Наоборот»

(Воспитатель кидает ребёнку мяч и называет слово, а ребёнок, поймавший мяч, должен сказать антоним этому слову (большой - маленький) и бросить мяч воспитателю.)

День- ночь

Сахар-соль

Чистота-грязь

Зима-лето

Узкий-широкий

Длинный-короткий

Сильный –слабый

Веселый-грустный

Черный – белый

Сухой – мокрый

Тишина – шум

Светло – темно

Один – много

Открыто – закрыто

Горячий – холодный

Задание №5. «Один- много»

Один карандаш- много…

Одна книга много (и т. д.)

(Яблоко, мяч, цыплёнок, ёлка, игрушка, стол, медвежонок, дерево, зверь, лист, птица, цветок, машина, кубик, ягода)

Вот и с этим заданием мы справились.

Молодцы!!! Устали путешествовать, давайте немного отдохнём

Музыкальная Физкультминутка. 

Солнце, солнце высоко

(На цыпочках руки тянем вверх)

Нам от солнышка тепло

(Легкие поглаживания руками по лицу).

Тает снег от лучей, (Приседание)

Звонко побежал ручей,

(Бег по кругу).

Вы за ручейком бегите,

Лужи все перешагните,

(Ходьба по кругу).

 А теперь ребята тихонечко сядем на свои места.

- Я тут смотрю на вас какие вы молодцы, как вы хорошо справляетесь со всеми заданиями. Но на этом задания не заканчиваются.

 Задание№6 Игра "Буквы заблудились"

Ребята, давайте выполним следующее задание

(На магнитной доске карточки, на которых нарисованы буквы, под ними цифры)
Воспитатель: Ребята, здесь написано какое-то слово, я не могу его прочитать, помогите мне, пожалуйста. Расставьте цифры по порядку от 1 до 8, и прочитаем, что получится, (дети расставляют цифры вместе с буквой по порядку).
Воспитатель: А получилось слово - СОЛНЫШКО. 
- Сколько слогов в слове - СОЛНЫШКО? (3 слога)
- Какой мы слышим первый звук в этом слове? (звук [С]). Назовите слова в которых есть звук [С].
А какой последний звук в этом слове? (звук [О]). Назовите слова со звуком [О].
Воспитатель: Ребята, вот и прошли мы почти все испытания

 вот и засияло наше солнышко. Какое оно?

- Закройте глаза и представьте, как согревают лучи наши щеки, нос, руки, пальчики. Совсем стало тепло, и вы сами стали теплыми и ласковыми. Лучики побежали по облакам, по полям, по лесам, по цветам

Вот мы с вами и добрались до нашего клада. Посмотрите, что это? Ответы детей. ( сундучок, клад)

Чтобы открыть наш сундучок и узнать что за сюрприз нас ожидает, мы должны выполнить последнее задание сделать звуковой анализ слова «Клад»

(На доске висит картинка, обозначающая слово КЛАД. Воспитатель предлагает детям сделать звуковой анализ слова КЛАД).

- Сколько звуков мы слышим в слове КЛАД?

- Какой первый звук в этом слове?

(Ответ детей – звук "К", твердый согласный звук)

- Какой фишкой мы обозначаем этот звук?

(Ответ детей – синей фишкой)

- Какой второй звук в этом слове?

(Ответ детей – звук"Л")

- Какой третий звук в слове клад?

(Ответ детей – звук"А", гласный звук, обозначается красной фишкой)

- Какой четвертый звук мы слышим в этом слове?

(Ответ детей – звук"Т", твердый согласный, обозначается синей фишкой)

- Ребята, я хочу открыть вам секрет, что в слове КЛАД мы слышим звук"Т" а писать будем букву Д.

«Ребята! Вы просто молодцы! пора возвращаться нам в детский сад.

закрываем глаза и представьте себе, что мы летим на воздушном шаре сквозь облака. Сверху видим мы леса, поля, слышим журчание реки, чувствуем запах свежего воздуха после дождя. (Звучит музыка.)

-Вот и прибыли мы в детский сад и наше занятие закончилось.

-Что вам больше всего понравилось?

- Что было особенно трудно?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Итоговое занятие по развитию речи в старшей группе "В поисках клада"

На занятиях по развитию речи у детей формируются умения обобщать, классифицировать; закрепляется умение проводить звуковой анализ слова, определять местонахождение звуков в слове, количество слогов в ...

Конспект итоговой ООД по развитию речи в старшей группе «В поисках клада»

Конспект итоговой ООД по развитию речи в старшей группе «В поисках клада»...

Конспект итогового занятия по развитию речи в старшей группe «В поисках клада»

Цель: в увлекательной форме путешествия повторить и обобщить знаниядетей по темам, пройденным за учебный год....

Конспект итогового занятия по развитию речи в старшей группе «В поисках клада»

Цель. Развитие речи дошкольников посредством дидактических игр-заданий.Конспект итогового занятия по развитию речи в старшей группеЗадачи:Образовательные:- формировать умения обобщать, классифицироват...

Конспект итогового занятия по развитию речи в старшей группе «В поисках клада»

Цель. Развитие речи дошкольников посредством дидактических игр-заданий.Конспект итогового занятия по развитию речи в старшей группеЗадачи:Образовательные:- формировать умения обобщать, классифицироват...

Конспект итогового занятия по развитию речи в старшей группе «В поисках клада»

Конспект итогового занятия по развитию речи в старшей группе «В поисках клада» способствует в увлекательной форме путешествия повторению и обобщению знаний детей по темам, пройденным ...