Семинар-практикум для педагогов ДОО по теме: «Игры и упражнения по нравственному воспитанию как способ развития речи детей»
методическая разработка по развитию речи (старшая, подготовительная группа)

 Кошелева Татьяна Алексеевна

В последнее время педагоги и родители все чаще с тревогой отмечают, что многие дети дошкольного возраста испытывают серьезные трудности в общении с окружающими, особенно со сверстниками. Многие дети не умеют по собственной инициативе обратиться друг к другу, порой даже стесняются ответить, если к ним кто-то обращается.Они не могут поддерживать и развивать установившийся контакт, адекватно выражать симпатию, сопереживание, поэтому часто конфликтуют или замыкаются в одиночестве. Большую практическую помощь в социализации детей оказывают коммуникативные игры. Именно через сюжет игры педагог вводит в сферу представления ребенка знания о нормах общественного поведения. В игровой ситуации происходит закрепление представлений детей посредством реализации игровых действий. Представленные игры и примеры их использования помогут начинающему воспитателю формировать коммуникативные навыки детей и одновременно развивать их речевые способности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon seminar_igry_po_nravstvennomu_vospitaniyu.doc55 КБ

Предварительный просмотр:

Структурное подразделение детский сад   «Гнёздышко» ГБОУ СОШ № 1 г. Кинеля

Семинар-практикум  для педагогов ДОО по теме:

«Игры и упражнения по нравственному воспитанию как способ развития речи детей»

Подготовила:  Учитель-логопед Кошелева Т.А.

  Кинель

 Ноябрь 2020

«Никто не может быть красноречивым, не быв добродетельным.

Красноречие и есть голос внутреннего совершенства».

Виноградов В.В.

1. Теоретическая часть

Умение контактировать с окружающими – необходимая составляющая самореализации человека, его успешности в различных видах деятельности, расположенности и любви к нему окружающих людей. В последнее время педагоги и родители все чаще с тревогой отмечают, что многие дети дошкольного возраста испытывают серьезные трудности в общении с окружающими, особенно со сверстниками. Многие дети не умеют по собственной инициативе обратиться друг к другу, порой даже стесняются ответить, если к ним кто-то обращается. Они не могут поддерживать и развивать установившийся контакт, адекватно выражать симпатию, сопереживание, поэтому часто конфликтуют или замыкаются в одиночестве. Детей с ОНР отличает то, что практически у всех воспитанников существуют проблемы во взаимоотношениях с окружающими, низкая самооценка, повышенная тревожность, неустойчивость эмоциональных состояний и даже агрессивность.

Большую практическую помощь в социализации детей оказывают коммуникативные игры. Игра является ведущей деятельностью дошкольника. Принимая в игре на себя какие-то роли, дети вступают в определенные взаимоотношения с окружающими. Именно через сюжет игры педагог вводит в сферу представления ребенка знания о нормах общественного поведения. В игровой ситуации происходит закрепление представлений детей посредством реализации игровых действий. Основные задачи коммуникативных игр:

- совершенствовать умение общаться: отвечать и задавать вопросы собеседнику, выслушивать собеседника до конца, поддерживать беседу;

- развивать все стороны речи: обогащать и активизировать словарный запас, формировать грамматический строй и навыки связной речи;

- формировать навыки сотрудничества;

- развивать эмоционально-волевую сферу детей;

- развивать креативность, самостоятельность, ответственность;

- формировать положительную самооценку, уверенность в собственных силах.

Для формирования коммуникативных умений и навыков воспитанников педагогам дошкольной образовательной организации необходимо:

•         включать в педагогический процесс интересные, привлекательные для детей  игровые методы и приемы,  направленные на взаимодействие в совместной деятельности;

•         создавать предметно-пространственную среду в группе, обеспечивающую возможность совместной деятельности детей и взрослых, уделять большое внимание ее оснащению и своевременному обновлению;

•         осуществлять взаимодействие педагогов дошкольной образовательной организации с семьями воспитанников.

Характер игровой ситуации ставит ребенка в положение, которое требует от него высокого уровня сформированности социальных навыков по выбору способов и форм воздействия, согласования целей, совместного планирования, распределения ролей, достижения общего результата, а также умения договариваться, уступать, разрешать конфликты.

Современные формы и методы активизирующего общения, основанные на использовании игр и игровых упражнений, создают детскую мотивацию на конструктивное межличностное общение в процессе совместной деятельности.

Например, создание проблемных игровых ситуаций типа: «Позвони другу», «Вызови скорую помощь», «Пригласи друга в гости», «Поздравление с днем рождения» и т.д. С помощью этих упражнений ребята учатся вести диалог по телефону, закрепляют свой адрес, осваивают навыки объяснительной речи (как пройти к моему дому и т.п.).

Интересный прием -  создание лингвистических коллекций. Дома вместе с родителями или в группе с воспитателем  дети записывают  вежливые слова и выражения, с помощью которых можно обратиться с просьбой к другому человеку, задать вопрос, поздороваться или попрощаться. Затем в группе, в игровой, реальной ситуации побуждаем детей использовать эти   выражения: «Будьте добры…», «Скажите, пожалуйста…», «Я очень  благодарен…», «Извини, я сожалею…», «Не будете ли Вы так любезны..», «Могу я чем-нибудь помочь?» и т.д.

Желание играть возникает у всех детей группы, но не каждый умеет организовать игру, предложить тему, придумать интересный сюжет. Поэтому вместе с ребятами можно разработать технологическую карту «Хочу играть!», которая содержит пошаговую инструкцию в виде картинок — символов: «Пригласи друзей», «Распределите роли», «Выбери игрушки», «Поиграйте», «Уберите игрушки на место».

Коммуникативные игры – совместная деятельность детей, в которой воспитанники учатся учитывать интересы других детей, согласовывать свои действия, знакомятся с разными  способами общения. Такие коммуникативные игры, как «Доброе утро», «Телеграмма», «Комплименты» — создают положительный эмоциональный настрой на целый день, формируют доброжелательное отношение к окружающим людям. Для детей старшего дошкольного возраста будет интересна сюжетно-ролевая игра «Журналисты».  Журналисты берут интервью у сверстников, интересных людей. В рамках лексической темы или в ходе реализации какого-либо мероприятия у детей возникает множество вопросов, и интервью – один из способов получить  полезную интересную информацию об окружающем мире. Эта игра учит детей общению, умению вести беседу, формулировать вопросы, отвечать на них. В игре закрепляются  словесные формулировки вежливости, дети приобретают навыки культуры общения.

Для развития сферы общения организуются игры типа «Волшебный сон», «Улиточка», «Комплименты», «Ладонь в ладонь», «Слепой и поводырь». Эти игры также способствуют развитию у детей доверия друг к другу. Причём использовать можно  не только игру в собственном смысле слова, но и все виды деятельности, которые в народной традиции имеют характер игры (обряды, праздники…), такие как Рождество, Масленица и др.. Их особенность – нравственная основа, обучающая детей социальной гармонизации. Проживая с детьми, любимые в народе праздники, педагоги воздействуют на эмоциональную сферу детей, оставляя в их памяти глубокий след. Например, занятия «Помоги Незнайке», «В гости к бабушке и дедушке», «Федорино горе», «В гости к Лесовичку», «Вечная слава, Вечная память», «Поможем птицам» и другие воспитывают у детей чувства ответственности, сопереживания, любви к родным, своей Родине.

Практическая часть. 

Примеры игр на нравственное развитие старших дошкольников:

Игра «Палочка-выручалочка»

Цель: воспитание  в детях чувства взаимопомощи и сотрудничества, развитие связной речи.

Ход игры:

  Дети встают в круг и по очереди вспоминают какую-либо ситуацию, когда им нужна была помощь.

   Например: плохое настроение, болел зуб, кто-то обидел, не купили новую игрушку. У педагога в руках красивая палочка-выручалочка.

   Когда первый ребенок расскажет о своей проблеме, педагог говорит: «Палочка-выручалочка, помогай! Друга из беды выручай!». Тот из детей, кто знает, как помочь другу в беде, поднимает руку, и педагог передаёт ему палочку-выручалочку. Этот ребенок прикасается палочкой к своему другу и рассказывает, как можно помочь ему.  

   Если никто из детей не знает, как помочь своим друзьям, педагог сам прикасается палочкой-выручалочкой к тому или иному человеку и рассказывает детям, как можно выручить друга из беды.

Игра «Как надо заботиться»

Цель:  формирование представлений о добре, любви и заботе.

Ход игры:

 Дети встают в круг. Педагог обходит круг и вкладывает в руки детей разных игрушечных зверей, а затем называет одного игрушечного зверя, например, кошку. Тот, у кого в руках оказывается кошка, выходит на середину круга и просит детей по очереди рассказать, как нужно заботиться о кошке. Ребенок в центре круга дарит свою игрушку тому, чей рассказ понравился ему больше.

Игра «Только хорошее»

Цель: формирование у детей  представление о добре; развитие устной речи: творческого мышления, воображения.

Ход игры:

   Педагог с мячом в руках встает перед детьми, просит их выстроиться в ряд, а затем каждому из них бросает мяч. Дети ловят мяч только тогда, когда воспитателем произносится какое-либо хорошее качество (правдивость, доброта, аккуратность).

    В этом случае они делают шаг в сторону педагога. Если дети случайно «поймают плохое качество» (нетерпимость, жадность, злость), они делают шаг назад. Побеждает тот, кто первым дойдет до педагога. Этот человек становится ведущим.

Игра «Любимое качество»

Цель: развитие в детях понимания явлений действительности с позиций нравственно-этических норм.

Ход игры:

Попросить детей сесть в круг и предложить им подумать о своем любимом качестве. Затем по очереди дети называют свое любимое качество.

 Если какое-либо качество нравится большинству детей, этому качеству предлагается поселиться в группе. Ему выделяется красивый стул, который становится стулом доброты, заботливости, наблюдательности или храбрости.

   В дальнейшем на стуле того или иного качества может посидеть любой ребенок, который хочет, чтобы в нем выросло это качество.

 Также, если кто-либо из детей плохо себя ведет, плачет, плохо слушает, педагог предлагает ему посидеть на стуле того или иного качества.

 Дети могут выбирать каждую неделю новое качество и предлагать ему поселиться в своей группе.

Игра «Колечко красоты»

Цель: помощь в формировании личности ребенка, его социальных и нравственных отношений с окружающим миром через развитие лучших качеств.

Ход игры:

  Сказать детям, что у вас есть колечко красоты. Стоит направить колечко на любого человека, как в нем сразу же становится видно все самое красивое. Дети встают в круг и вытягивают сложенные ладошки вперед. Педагог незаметно вкладывает колечко кому-нибудь в ладошки. Потом дети хором кричат: «Колечко, колечко, выйди на крылечко». Получивший колечко выбегает на середину круга. Он должен прикоснуться к своим друзьям колечком и рассказать о том, что красивого он видит в них. Тот, кто больше всех увидел красивого в своих друзьях, получает колечко красоты в подарок.

«Мешок плохих поступков»

Ход игры: Дети получают чёрные бумажные кляксы, воспитатель предлагает их сложить в мешок, при этом рассказать какие плохие поступки он сегодня совершил, а так же сложить в этот мешок отрицательные эмоции: злость, обиду, грусть. И когда дети идут гулять, этот мешок выбрасывается.

 «Цветок добрых дел»

Материал: цветок из разноцветного картона, лепестки съемные, вставляются в серединку.

Ход игры: Можно проводить игру индивидуально с ребенком, можно с группой детей. Детям предлагается собрать «Цветок добрых дел», для этого нужно каждому ребенку взять лепесток и говорить, какие - либо добрые дела. Дети перечисляют положительные поступки по очереди, а взрослый соединяет лепестки с серединкой. Когда цветок собран, дети аплодируют друг другу.

«Давайте говорить друг другу комплименты»

Цели: Научить детей быть внимательными друг к другу, уметь проявлять  симпатии к детям своего и противоположного пола. Закреплять знания о качествах мужественности и женственности.

Материал: Любой цветок (лучше, если он будет не искусственный, а живой).

Ход игры:  Педагог приносит «Волшебный Цветок», который поможет ребятам выразить свои чувства. Детям предлагается передавать цветок любому ребенку и делать ему комплимент. Если, кто-то, окажется без внимания, воспитатель делает комплимент этим детям.

«Пожелания»

Цели: Научить детей быть внимательными друг к другу, уметь проявлять  симпатии к детям своего и противоположного пола. Закреплять знания о качествах мужественности и женственности.

Материал: игрушка-сердечко (любая игрушка)

Ход игры: Дети встают в круг. Передавая друг другу игрушку, говорят  свои пожелания: « Я желаю тебе….»

Литература:

1. Богуславская З. М., Смирнова Е.О. «Роль игры в нравственном развитии ребёнка». М.: «Просвещение», 1991.

2.  Н.В. Клюева, Ю.В. Касаткина «Учим детей общению», Академия развития, Ярославль, 2005;

3.Михайленко Н.Я., Короткова Н.А. Как играть с ребенком. Москва, обруч, 2012.

4.Скородумова Л.С. Использование технологии сотрудничества для развития коммуникативных способностей дошкольников.// Дошкольная педагогика № 1-2020.

5. Удова О.В., Чапчикова О.И. Особенности поддержки инициативы дошкольников в специфических  видах детской деятельности.// Детский сад: теория и практика. № 6- 2016.

   6. Шорыгина Т.А. «Беседы о хорошем и плохом поведении», Творческий центр, Москва, 2011

 Интернет ресурсы:

https://mdobuds5.edusite.ru/p188aa1.html

https://www.vospitatelds.ru/conference_notes/142


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы по теме "Дидактическая игра как способ развития речи детей в условиях ДОУ"

Есть множество методик обучения детей раннего возраста, детей дошкольного возраста и подготовки их к учебной деятельности.  Считаю, что полноценную учебную деятельность можно сформировать л...

«Пальчиковые игры как способ развития речи детей младшего дошкольного возраста ».

Пальчиковые игры как способ развития речи детей младшего дошкольного возраста.Содержание.ВведениеОсновная частьЗаключениеЛитератураПриложенияВведение. Одним из показателей хорошего физического и...

Мастер-класс на тему: «Пальчиковые игры как способ развития речи детей дошкольного возраста»

Мастер-класс на тему:«Пальчиковые игры как способ развития речи детей дошкольного возраста»...

Статья на тему: "Пальчиковые игры - как способ развития речи детей дошкольного возраста."

Пальчиковые игры - как способ развития речи детей дошкольного возраста. О пальчиковых играх можно говорить как о великолепном универсальном, дидактическом и развивающем материале. Смысл и методик...

Консультация на тему: ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ - ЭФФЕКТИВНЫЙ СПОСОБ РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Пальчиковая гимнастика в стихах и пальчиковые игры не только влияют на развитие речи, но прелесть их еще и в том, что они мгновенно переключают внимание малыша с капризов или нервозности на телесные о...

Семинар – практикум для родителей «Нейропсихологические игры и упражнения – их значение для коррекции и развития речи детей дошкольного возраста»

Семинар - практикум имеет практическую направленность. Целью данного семинара является активизация родителей в процессе коррекции и развития речи детей с ТНР. Одним из средств коррекции и развития реч...