Консультация для воспитателей массовых дошкольных учреждений "Звуковая культура речи"(младший и средний возраст)
консультация по развитию речи (младшая, средняя группа)

Данная консультация  имеет цель напомнить, какую важную роль имеет звуковая культура речи в развитии детей  дошкольного возраста.  В консультации систематизированы игры и упражнения, которые можно использовать в различных деятельности  в ДОУ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zvukovaya_kultura_rechi.docx24.83 КБ

Предварительный просмотр:

 Консультация для воспитателей массовых дошкольных                          учреждений.

«Звуковая культура речи»

                                                             

Младшая группа

В этой группе речевые занятия проводятся фронтально. Подготовительные упражнения для развития пластичности и подвижности языка в этой группе даются профилактически, чтобы развить речевую моторику и предупредить неправильное формирование звуков. Подготовительные упражнения проводятся со всей группой. Некоторые из них даже можно включить в утреннюю гимнастику. Например:

Полакаем как котёнок – быстрое выбрасывание и втягивание языка (распластывание языка).

Поклокочем как индюк – такие же движения с раздуванием щёк и включением голоса (подготовка к артикуляции Л).

Поиграем на губах – упражнение для артикуляции звука Б.  

Поцокаем как лошадки – прищёлкивание языком (подготовка для артикуляции звука Р).

Закроем и откроем домик – ротик – смыкание и размыкание обнажённых зубов (подготовительные упражнения для артикуляции С, З, Ц, Ш, Т, Ч)

В начале учебного года воспитательница знакомит детей с артикуляцией гласных, с артикуляторным аппаратом: домик – ротик открывается и закрывается зубами, в нём живёт Весёлый Язычок, который умеет петь разные песенки: А, У ,О, И.

Каждая гласная разрабатывается в отдельном рассказе.

Перед детьми этого возраста не ставится задача узнавания гласной в слове. Звуковой анализ делает воспитательница. Например, после ознакомления с гласной А и её артикуляцией воспитательница говорит: «Сейчас я вам назову имя девочки, а вы послушайте, какая песенка слышится». Воспитательница произносит: А –ня. При этом выделяет и протягивает гласную А и говорит: смотрите, как я широко открываю рот.. В слове А –ня слышится песенка Язычка-А.

Таким образом дети начинают постепенно усваивать, что в словах нашей речи слышатся различные песенки Язычка( гласные А, У, О, И).

Раздел гласных в младшей группе служит, главным образом, для выработки чёткой артикуляции, достаточно громкого голоса и длительности речевого выдоха.

Маленькие дети, страдающие недоразвитием речи, часто говорят беззвучно. Речевое дыхание у них резко укорочено, голос слабый, тихий, рот плохо открывается и речь невнятна. Они не могут звонко и длительно протянуть гласную. Голос и выдох у них быстро обрывается. Для развития голоса и выдоха даются специальные упражнения. Воспитательница предлагает детям спеть песенку –А и вытянуть длинную ниточку. Вытянув руки на уровне груди вперёд, воспитательница плотно смыкает большие и указательные пальцы обеих рук, как будто держит ими ниточку. Громко и длительно произнося звук А, воспитательница медленно раздвигает руки по горизонтали. Движения заканчиваются тогда, когда прерывается звук. Дети повторяют упражнения за воспитательницей.

В качестве упражнения речи на высоком голосе можно произнести инсценировку сказки «Волк и семеро козлят». Слова козы произносятся высоким, тоненьким голосом. Слова волка сначала произносятся низким, грубым голосом, затем, когда кузнец выковал ему язык, «волк» переключается на высокий голос.

После того, как дети усвоили длительное звонкое произношение гласных, можно перейти к произношению коротких предложений (сначала из 2-х, затем из3-х, 4-х слов) звонким голосом на одном выдохе.

С йотированными гласными Я, Е, Ё, Ю дети знакомятся в рассказах, где встречаются слова на эти звуки. Слова эти выделяются и проговариваются. Воспитательница произносит слова на Я, Ю, Ё, чётко выделяя йотированную гласную и говорит: в слове Я -ша слышится песенка – Я и т.д.

Если в группе есть дети, которые заменяют йотированные гласные звуком ЛЬ (Я – ЛЯ, Ё –ЛЕ, Ю – ЛЮ), то с ними проводится индивидуальная работа над правильной артикуляцией.

Для закрепления чёткой артикуляции гласных и их звукового восприятия рекомендуется иметь в группе набор картинок на гласные в начале слова под ударением (аист, арка, арфа, осы, окна, осень, утка, улей, улица, ива, Инна, яблоко, якорь, змея, семья, ёлка, ёжик, юбка, Юра).

Изолированное произношение звуков Б-п, Д-Т, Г-К, нельзя связать с конкретным, чувственным образом. Поэтому дети знакомятся с ними в рассказах, где эти звуки даются в звукоподражательных словах, например: би-би-би – сигналит машина; пи-пи-пи – пищит птенчик; ду-ду-ду – поёт дудочка; ту-ту-ту – поёт труба. В этих рассказах звукоподражательные слова выделяются и проговариваются.

Хорошим упражнением для развития фонематического восприятия в этой группе является дополнение предложений со словами, отличающимся только одним звуком. Воспитательница, предварительно предупредив детей слушать внимательно и запоминать, читает предложения. Например: В лесу – мишка. В норке – мышка.

Затем говорит детям:

- Теперь я начну. А вы закончите. \

Воспитательница                                Дети:

В лесу ……                                          мишка

В норке ….                                           Мышка

Так же прорабатываются упражнения на дифференциацию оппозиционных звуков Б-П, Д-Т, Г-К, В-Ф, З-С.

В этой группе должны быть проработаны следующие звуки: звонкие – Б, Д, язычно-нёбные – Г, К, Х, звуки Л, ЛЬ, свистящие – С, З, Ц и звуки Ф, В.

Большое внимание следует уделять воспитанию у малышей правильного произношения звонких согласных. В младших и средних группах мы говорим детям «приложи руку к горлышку и включи музыку».

Озвончение согласных даётся в такой последовательности: Б, Д, Г, а потом З, Ж, потому что в этом возрасте дети часто совсем не произносят свистящие и шипящие – ни звонких, ни глухих.

В процессе работы над артикуляцией звонких согласных разучиваются соответствующие шутки-чистоговорки.

Во втором полугодии мы знакомим детей с артикуляцией звуков: Ф, В, С, З, Ц, ЛЬ,Л, связывая их с конкретными образами звуков, а также с соответствующими цветовыми сигналами.

Работу над свистящими звуками С,Ц, З, в зависимости от общего уровня речевого развития детей, рекомендуем начинать в младшей группе.

По усвоению данных звуков проводятся разнообразные игры, в которых детям часто приходится, подражая воспитателю, произносить С, З, Ц. Например:

  1. «Поезд». «Паровоз» выпускает пар – с-с-с…
  2. «Пошли за водой». Дети со стаканчиками подходят к крану, и имитируют звук льющейся воды.
  3. 3.»Насос». Имитируем наполнение велосипедной шины или «шина лопнула» - с-с-с .
  4. «Пильщики». Дети парами, взявшись накрест руками, «пилят» бревно, имитируя звук пилы = з-з-з
  5. «Песня комара». Дети хором поют з-з-з. Затем разбиваются га две группы. Комары с пением гоняются за собирающими грибы, затем меняются.      
  6. «Поймай комара». Ребёнок ловит, комары «улетают» со звуком з-з-з
  7. «Зимняя вьюга». После маленького рассказа воспитателя о вьюге или произнесения подходящего стихотворения детям показывается картина вьюги(метели),а затем они изображают эту вьюгу, произнося вместе с воспитателем з-з-з, то повышая, то понижая голос.
  8. «Телефон». Дети тихо передают вперемежку звуки С-З.
  9. После усвоения изолированного звука дети включают его в слоги, фразы, стишки. Например, кто на одном вдохе скажет больше: са-са-са или са-за-са-за и не собьётся? Или воспитатель говорит: «Какое слово я хочу сказать: са? Дети заканчивают(-ша, -жа, -хар), за -? (-мок, -бор, - ря). Затем роли меняются – дети начинают слово на заданный звук, а воспитатель заканчивает его. Наконец то и другое выполняется самими детьми.

Для обучения правильному произношению звука Ц пользуются следующими дидактическими приёмами.

  1. Игра а «лошадки». Дети в упряжке бегают и, сильно прижимая кончик языка к верхним дёснам, ритмично цокают языком – Ц-Ц-Ц
  2. Отгадывание загадок:

Два кольца, два конца,             На шесте дворец,

А посередине гвоздик.             Во дворце певец.

            (ножницы)                      ( скворец и скворечник)

Красная девица сидит в темнице,

А коса на улице.

            ( морковь)

Эту птицу каждый знает.

На шесте её дворец.

Червяков птенцам таскает

Царства птичьего певец.

               (скворец)

  1. дифференцировка звука Ц со сходными с ним звуками Т, С, Ч:

а) в словах: цель – тень, птенец – птенчики, яйцо (лицо) – пальто, цепи – сети, цапля – чибис, цветок – челнок;

б) в связном тексте.

Дети охотно играют в речевое лото

  Средняя группа.

Основным упражнением для развития фонематического восприятия в этой группе является узнавание звука в слове. Произношение каждого нового звука связывается с узнаванием этого звука в слове.

В начале учебного года воспитательница повторяет артикуляцию всех гласных. Она подчёркивает звонкость этих песенок, обращает внимание детей на то, что песенки можно протягивать, пропеть. Затем воспитательница произносит слово А –ля, выделяя и протягивая гласную А и говорит: «Дети, послушайте внимательно, посмотрите на мой рот и угадайте, какая песенка звучит в слове А –ля». На одном занятии надо давать для звукового анализа сначала одну, затем две-три гласных. В начале каждого занятия воспитательница обязательно повторяет артикуляцию тех гласных, которые дети будут угадывать. Это упражнение можно проделать с картинками на гласные звуки в начале слова.

Закончив работу над артикуляцией гласных и узнаванием гласных в начале слова, воспитательница переходит к артикуляции согласных звуков. Подготовительные упражнения в этой группе проделываются так же фронтально, как и в младшей группе. Сначала повторяется артикуляция свистящих, а затем переходят к произношению шипящих Ш,Ж,Ч,Щ и звука Р Артикуляция каждого звука связывается с упражнениями по узнаванию звука в слове. Артикуляция согласных прорабатывается на фронтальных занятиях по рассказам и по сказкам Весёлого Язычка. Звуки связываются с символами.

Хорошим пособием для закрепления произношения звуков-песенок в игровой форме является «волшебный кубик». На гранях кубика расположены символы звуков С, З, Ш, Ж, Р, Л.

Остановимся  подробнее на методике занятий «Узнавание согласного звука в словах».

Перед упражнением на  узнавание звука напоминаем детям артикуляцию звука. После этого уже переходят к узнаванию звука в слове. Упражнение по узнаванию  звука в слове можно проводить на слух и по картинкам. В первом случае  четко и медленно произносится слово, утрированно  произнося данный звук. Например: сссуп, миссска, квассс. Предлагаем внимательно послушать и посмотреть на рот воспитательницы, как она произносит слово, и определить, слышится в нём песенка водички – С или нет. Воспитательница попеременно произносит слова, в которых имеется  данный звук и в которых его нет. Дети узнают звук и поднимают руку или хлопают в ладоши. Аналогично проводится работа по картинкам.

Большое значение имеет работа над опознаванием оппозиционных звуков в этой группе. Сначала даётся артикуляция обоих звуков, а затем переходят к узнаванию звуков в словах.

Так как шипящие звуки произносятся напряжёнными выдохом, то на первых порах обучения полезно проводить игры, развивающие дыхание (Выбирая из них те, которые требуют сильного и быстрого выдоха):

  1. «Лес шумит». Дети в кругу раскачиваются и произносят ш-ш-ш-…. Хорошо при этом показать картинку леса, ещё лучше проделать на прогулке.
  2. «Пузырь лопнул». Дети сначала «раздувают» пузырь (раздвигают круг), а потом приседают, сжимаются в комок с шипением ш-ш-ш
  3.  «Курочки». Дети прогоняют курочек (сдувают бумажки) со стола, с ладони со звуком кш-кш-кш
  4.  «Баюкание». Дети укачивают кукол ш-ш-ш
  5.  «Поезд». Изображая движущийся поезд, дети произносят ш-ш-ш , а при остановке, разводя руками в стороны, выпускают пар со звуком с-с-с
  6.  «Пчёлки». Вокруг ребёнка с цветком в руке кружатся «пчёлки» и жужжат ж-ж-ж.
  7.  «Змейка». Дети по очереди вытягивают из предложенной им колоды карточки. Кто вытянет карточку со змейкой (остальные – без картинок), тот  - «змейка» и должен 5-6 раз правильно прошипеть по-змеиному ш-ш-ш


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей "Развитие звуковой, интонационной культуры речи. фонематического слуха"

Консультация для воспитателей "Развитие звуковой, интонационной культуры речи, фонематического слуха"...

Консультация для воспитателей «Профилактика речевых нарушений у детей младшего и среднего дошкольного возраста»

В настоящее время количество детей, имеющих нарушения речи, увеличивается. Поэтому возрастает необходимость по предупреждению (профилактике) речевых нарушений у дошкольников. Важную роль в профилактик...

Консультация для воспитателей «Профилактика речевых нарушений у детей младшего и среднего дошкольного возраста»

Консультация для воспитателей «Профилактика речевых нарушений у детей младшего и среднего дошкольного возраста»...

Консультация для воспитателей ДОУ "Воспитание звуковой культуры речи в различных формах образовательного процесса"

Воспитание звуковой культуры речи в различных формах образовательного процесса...

консультация для воспитателей «Основные показатели познавательного развития ребенка младшего и среднего дошкольного возраста»

консультация дляпедагогов "Основные показатели познавательного развития ребенка младшего м среднего лошкольного возраста"...

Консультация для воспитателей «Профилактика речевых нарушений у детей младшего и среднего дошкольного возраста»

Консультация для воспитателей «Профилактика речевых нарушений у детей младшего и среднего дошкольного возраста»...

Консультация для воспитателей «Профилактика речевых нарушений у детей младшего и среднего дошкольного возраста»

В настоящее время количество детей, имеющих нарушения речи, увеличивается. Поэтому возрастает необходимость по предупреждению (профилактике) речевых нарушений у дошкольников. Важную роль в профилактик...