Конспект НОД "Узнавание речевых звуков"
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа)

Станислав Светлана Евгеньевна

Цель: формирование понятий «Звук», «Речевые звуки», «Неречевые звуки».

 

Задачи:

Обучающие:

- познакомить детей с понятием звук;

- познакомить детей с неречевыми звуками;

- научить дифференцировать речевые и неречевые звуки.

 

Развивающие:

- развивать слуховое внимание, восприятие, память;

- развивать артикуляционную моторику;

- развивать дыхание;

- развивать чувство ритма;

- развивать фонематические процессы.

Воспитательные:

- воспитывать умение слушать и слышать воспитателя, других детей;

- воспитывать навык сотрудничества, самостоятельность, инициативность.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nod_uznavanie_rechevyh_zvukov.docx46.66 КБ

Предварительный просмотр:

                                                             

Конспект

НОД по формированию

фонематических представлений

на тему: «Узнавание речевых звуков»

(средняя группа)

                                                                                                     

                                       

2021 г.

Цель: формирование понятий «Звук», «Речевые звуки», «Неречевые звуки».

Задачи:

Обучающие:

- познакомить детей с понятием звук;

- познакомить детей с неречевыми звуками;

- научить дифференцировать речевые и неречевые звуки.

Развивающие:

- развивать слуховое внимание, восприятие, память;

- развивать артикуляционную моторику;

- развивать дыхание;

- развивать чувство ритма;

- развивать фонематические процессы.

Воспитательные:

- воспитывать умение слушать и слышать воспитателя, других детей;

- воспитывать навык сотрудничества, самостоятельность, инициативность.

Оборудование: игрушка – медведь, картинки – ослик, кот, уточка, мышка, лягушка, картинка-схема к стихотворению, колокольчик, погремушка, свисток, ключи,  бумага, молоточек, презентация «Артикуляционная гимнастика».

Ход НОД:

1. Организационный момент.

Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Сегодня мы отправимся в царство звуков и будем слушать, узнавать и произносить разные звуки.

 (Проводится игра на развитие слухового восприятия.  «Волшебный мешочек»).

 - В волшебном мешочке спрятались разные звуки. Попробуйте отгадать, но только по звуку.

(Дети закрывают глаза. Звучат следующие предметы: колокольчик, погремушка, свисток, ключи, шелест бумаги, стук молоточка).

(Ответы детей) 

 Молодцы!

- Как вы угадали, что за предметы лежат в мешочке? (Ответы детей) 

(По звуку).

-Что помогло нам слушать звуки? (Ответы детей) 

 (Уши).

- Скажите, пожалуйста, кто ещё может издавать звуки? (Ответы детей) 

(Звуки могут издавать животные, птицы, природа, транспорт). 

- А какие звуки могут издавать люди? (Ответы детей) 

(Мы можем издавать звуки, например, хлопать в ладоши, топать ногами, щелкать пальцами).

- Эти звуки  называются  - неречевые, звуки окружающего нас мира.

2. Основная часть.

 Знакомство с речевыми звуками.

Воспитатель: Девочки и мальчики послушайте, пожалуйста, как я произнесу звуки (а, о, у, и…).

-Как вы думаете, звуки, которые издают предметы, и звуки, которые я произнесла одинаковые или разные?  (Ответы детей) 

 (Звуки разные).

Звуки, которые произносит человек, называются звуками речи или речевые звуки.

(Воспитатель показывает картинку-схема к стихотворению).

https://ds04.infourok.ru/uploads/ex/0ceb/00168ea2-c2cba3e5/img3.jpg

Мы не можем звук увидеть

И не можем в руки взять.

Звук мы можем только слышать,

А еще его сказать.

С помощью чего мы произносим звуки? (Ответы детей) 

Человек произносит различные звуки с помощью органов речи, а именно языка, губ.

(Показать на Медвежонке и на себе органы артикуляции и назвать).

Физминутка (музыкальная)

Воспитатель:  Чтобы мы проговаривали все речевые звуки чётко и правильно, необходимо выполнять специальную гимнастику. Медвежонок Умка, придумал интересные упражнения для ваших язычков.

 «Улыбка», «Заборчик», «Хоботок», «Блинчик», «Месим тесто», «Чистим зубки», «Часики», «Иголочка», «Качели», «Вкусное варенье».

(Артикуляционная гимнастика с использованием презентации.

Дети совместно с воспитателем выполняют упражнения).

Произношение отдельных звуков. Развитие просодики.


- Однажды на лесной полянке собрались: Ослик, кот Мурлыка, уточка, мышка, лягушка.
(Выставляются картинки животных).
Решили спеть песню. А петь они совсем не умеют.

Научим зверей произносить речевые звуки? (Ответы детей) 

Ослика научим петь звук О-О-О.
Уточку: У-У-У.
Лягушку: И-И-И.
Мышку и кота Мурлыку: А-А-А.
Давайте споем вместе с ними.

(Дети произносят звуки).

- Каким разным звукам мы научили зверей? (Ответы детей) 

- Звуки речи звучат по-разному:
Р-Р-Р, Д-Д-Д
(громко)
П-П-П, Т-Т-Т (тихо)
Ж-Ж-Ж, Ж-Ж-Ж 
(с голосом)
Ш-Ш-Ш, Ш-Ш-Ш (без голоса)
(Дети произносят звуки).

3. Заключительная часть.

Воспитатель: 

- Чем мы сегодня занимались? (Ответы детей) 

- Что вы слушали? (Ответы детей) 

- Чем вы слушали? (Ответы детей) 

- Чем произносили звуки? (Ответы детей) 

-Как называются звуки природы? (Ответы детей) 

-Как называются звуки окружающего нас мира, звуки, которые могут издавать разные предметы? (Ответы детей) 

-Как называются звуки, которые произносит человек? (Ответы детей) 

Молодцы!

Рефлексия.

- Ребята, если вам понравилось сегодня играть со звуками -

 похлопайте в ладоши, если нет, то потопайте ногами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе. Тема: "В мире звуков. Не речевые звуки"

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе. Тема: "В мире звуков. Не речевые звуки"...

Игры на узнавание неречевых звуков

Игры на узнавание неречевых звуков...

Оформление папки-передвижки "Этапы развития фонематического восприятия. Первый уровень- узнавание неречевых звуков"

Познакомить родителей и воспитателей с играми и упражнениями, применяемыми на первом этапе развития фонематического восприятия- узнавание неречевых звуков. Цель: развитие слухового внимания и слуховой...

Конспект НОД по речевому развитию в средней группе «Звуковая культура речи. Знакомство со звуком [Т]» Тема: «Звуковая культура речи: звук [Т]»

Конспект НОД по речевому развитию в средней группе «Звуковая культура речи. Знакомство со звуком [Т]»Тема: «Звуковая культура речи: звук [Т]»Цель :Формировать способность чётко...

Конспект НОД по речевому развитию (обучение грамоте) Звук [П]. Звук [П`]

Конспект НОД по речевому развитию (обучение грамоте)Подготовила воспитатель группы общеразвивающей направленности детей 6-7 лет Сидорова Д.АДата проведения: 19.10.2022Тема: Звук [П]. Звук[П']Цель:...

Конспект НОД по речевому развитию (обучение грамоте) Тема: Звук [К]. Звук [К\']

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Солнышко»Конспект НОД по речевому развитию (обучение грамоте) группы номер 8 «Мозаика» общераз...

Конспект занятия в старшей группе для детей с ТНР "Речевые звуки. Гласные звуки"

Речевые звуки. Гласные звуки.Цель: познакомить детей с речевыми звуками.Задачи:1.     Коррекционно-образовательные: учить составлять простое предложение, учить различать речевые и ...