Использование модельных схем и опорных картинок в речевом развитии детей подготовительной к школе группы.
консультация по развитию речи (подготовительная группа)

Четвергова Наталья Николаевна

консультация для педагогов детского сада об эффективности применения мнемотехники для развития речи детей дошкольного возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ispolzovanie_modelnyh_shem.docx17.17 КБ

Предварительный просмотр:

Использование модельных схем и опорных картинок в речевом развитии детей подготовительной к школе группы.

  Все мы знаем, как трудно бывает ребенку построить связный рассказ,  даже просто пересказать знакомый текст. Дело тут не только в уровне развития речи. Детей  часто сбивают детали произведения, которые на их взгляд показались  наиболее важными, и они могут повторить их неоднократно. Например "А у волка были большие зубы", "У него была пасть страшная" и тд., забывая о дальнейшем развитии событий . А ведь основное для рассказчика - это передать сюжет произведения, быть понятым другим человеком, а не просто выразить свои чувства.

 Иными словами , ребенок должен научиться выделять самое главное в повествовании, последовательно излагать основные действия и события.

 Иногда на занятиях педагогу приходится  использовать различные методы и приёмы. Напоминать, подсказывать, задавать вопросы "А что, дальше?", "А как это произошло?", "Почему это случилось?".

 Приходится вмешиваться в рассказ, пересказ ребенка, задавая ему массу вопросов.

 Что же делать? Можно помочь ребенку при рассказывании использовать модельные схемы.

Что же такое модельные схемы? Это схематичное изображение предмета или события. Наглядные модели широко используются в деятельности взрослых. Это макеты, чертежи, карты, планы и графики.

В области развития мышления основным является овладение действиями наглядного моделирования. Что же такое моделирование?

 Моделирование рассматривается  как совместная деятельность воспитателя и детей по построению , выбору и конструированию моделей.

 Цель моделирования - обеспечить успешное освоение  детьми знаний об особенностях объектов природы, окружающем мире, их структуре, связях и отношениях, существующих между ними.       Моделирование основано на принципе замещения реальных предметов, предметами,  схематично изображенными или знаками. Модель даёт возможность создать образ наиболее существенных сторон объекта и отвлечься  от  несущественных в данном конкретном случае.

 По мере осознания детьми  способа замещения признаков, связей между реальными объектами, их моделями становится возможным привлекать детей к совместному с воспитателем, а затем и к собственному моделированию.

 Любое моделирование  начинается с простого замещения предметов, ведущего к использованию символов и знаков.  Оказалось , что именно наглядные модели  наиболее применимы  и для занятий с детьми дошкольного возраста, потому, что ребенку намного легче представить предмет,  выявить отношения между предметами, их связями, видя их зрительно, а часто принимая участие в их создании.

 Наиболее разнообразна и продуктивна работа с модельными схемами по развитию связной речи и творческому рассказыванию. В подготовительной к школе группе дети  должны уметь:

пользоваться  диалогической  и монологической речью;

 вести координированный диалог с  воспитателем;

 содержательно и выразительно пересказывать литературные тексты;

составлять рассказы о предметах  с последовательно развивающимися действиями, составлять план рассказа и придерживаться его,  сочинять короткие сказки на заданную тему;

пробовать составлять простые небылицы, загадки.

   Из чего же строится речевое развитие ребёнка?

 Это беседы со взрослым, чтение литературных произведений, игры - драматизации, заучивание стихов и их чтение.

 Когда педагог беседует с ребёнком или  читает литературный текст, он должен подчеркнуть новые слова, выделить средства художественной выразительности( сравнение), особенности сказочной стилистики, а затем помочь использовать всё это богатство родного языка в речи дошкольника.

Работа с модельными схемами начинается со средней группы. Вначале это разыгрывание литературных произведений  с помощью наглядных моделей и предметов - заместителей, что позволяло немного отодвинуть эмоции детей  и обратить их  внимание на строение произведения. Заместители , соответствующие основным персонажам, помогают детям  установить смысловые связи между ними.

Параллельно  с этой работой необходимо обязательное  использование  настольно- печатных игр , которые помогают  детям научиться классифицировать предметы, развивать речь, зрительное восприятие, образное и логическое мышление, внимание, наблюдательность,  интерес к окружающему миру, навыки самопроверки.

Это такие игры как: "Узнай по контуру", "На что похоже", "Забывчивый художник", "Аналогии", "Временам года".

В старшей и подготовительной к школе группе  начинается  работа  по построению и использованию наглядных схем, моделей.

 Первым этапом работы идет прослушивание выразительного чтения произведения, ответы  на вопросы , разыгрывание  сюжета   в настольном театре или по ролям, рассматривание иллюстраций к произведению.

Далее при рассказывании сказки, её обыгрывании воспитатель может заменить какой - нибудь сюжет, или героя сказки  на предмет -  заместитель.   Например,  если в сказке есть дом или избушка, то их можно заменить на  геометрическую форму - квадрат, и т.д.

Следующим этапом работы  будет отслеживание ребенком последовательности готовой модели к данному произведению, т.е предлагается ребёнку прослушать рассказ. Беседуем по тексту, рассматриваем иллюстрации, и предлагаем в помощь готовую модельную схему  и показываем,  как можно последовательно составить рассказ.

Далее идет цикл совместной работы педагога и ребенка по соотношению последовательности готовой модели и текста. Здесь под руководством взрослого дети учатся выбирать  нужные элементы модели, последовательно их располагать  в единую модельную цепь . При этом взрослый ни в коем случае не предлагает что- то конкретное, а только советует, направляет, предлагает, и даёт возможность ребёнку  самому проявить инициативу.

 Следующим этапом работы по использованию схем это - самостоятельный  выбор ребенком тех моделей , которые необходимы для пересказа литературного произведения.  Наглядные  модели многофункциональны. На основе их можно создать разнообразные дидактические игры. Продумывая разнообразные модели с детьми, необходимо придерживаться следующих требований:

 - модель должна отображать обобщённый образ предмета;

 - раскрывать существенное в объекте;

 - замысел по созданию модели следует обсуждать с детьми, что бы она была им понятна.

И заключительным пунктом этапа работы педагога и ребёнка  является самостоятельное изображение модели на бумаге данного произведения. Например, воспитатель читает литературный текст , а ребенок самостоятельно создаёт (рисует) элементы модельной схемы к произведению.

Таким образом, постепенно осуществляется переход от совместного творчества ребенка со взрослым к его собственному творчеству.  Если на начальном этапе работы коллективно выдвигаются и обсуждаются различные версии и отбираются наиболее удачные варианты, то на следующем этапе педагог выступает как равноправный партнер. Он незаметно помогает ребенку находить и выбирать наиболее удачные решения, оформлять их в целостное произведение.  Постепенно ребенок начинает проявлять творческую самостоятельность.

 И только к концу дошкольного возраста , дети начинают сами составлять модельные схемы.

 Безусловно,  в дошкольном возрасте ребенок вряд ли создаст волшебную сказку со всей последовательностью её событий. В сочинении должны присутствовать основные её части: завязка, кульминация и развязка.

Отсутствие подобной, даже упрощенной  структуры ведет к хаотичности событий, и здесь на помощь приходят наглядные модели. В данном случае, модель представляет собой как бы "план сочинения", который поможет детям отдельные события  организовать в единый сюжет.

Также модельные схемы можно применять  при загадывании и отгадывании загадок, пословиц, поговорок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование модельных схем и опорных картинок в речевом развитии детей подготовительной к школе группы

Сообщение из опыта работы воспитателя по развитию речи  у детей старших возрастных групп....

Из опыта работы. Консультация для воспитателей ДОУ на тему: " ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МОДЕЛЬНЫХ СХЕМ И ОПОРНЫХ КАРТОЧЕК В РЕЧЕВОМ РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА".

Рекомендации воспитателям ДОУ  об использование опорных схем в непосредственно образовательной деятельности и в режимных моментах для развития связной речи у детей дошкольного возраста....

Диагностика речевого развития детей подготовительной к школе группе в соответствии с ФГОС

Предлагаю диагностику речевого развития детей подготовительной группы. Работая по речевому направлению, я заметила, что у детей улучшается связная речь, дети становятся более эмоциональными и общитель...

Конспект НОД речевого развития детей подготовительной к школе группы

Конспект непосредственно образовательной деятельности речевого развития детей подготовительной к школе группы на тему  "Если б не было зимы …". Цель: Развитие умения составл...

Мастер -класс: "Использование модельных схем и опорных картинок в речевом развитии детей подготовительной к школе группы"

Использование модельных схем и опорных картинок в речевом развитии детей подготовительной к школе группы....

КОНСПЕКТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО РЕЧЕВОМУ РАЗВИТИЮ ДЕТЕЙ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЫ «Я И МОЯ СЕМЬЯ» с использованием: (личностно-ориентированной технологии).

Формировать умение осознавать себя как человека, как неповторимую личность, чувствовать свой организм, тело.  Формировать представление о семье как о людях, которые живут вместе, любят друг друга...

Сообщение из опыта работы для воспитателей ДОУ «Использование модельных схем и опорных картинок в речевом развитии детей дошкольного возраста»

Использование модельных схем и опорных картинок в речевом развитии детей дошкольного возраста...