Конспект занятия «Образ героя в произведении С. Я. Маршака «Рассказ о неизвестном герое»
учебно-методический материал по развитию речи (подготовительная группа)

Грязнова Ольга Геннадьевна

 

 

Цель: знакомство с новым произведением С. Я. Маршака «Рассказ о неизвестном герое»

Задачи:

Обучающие

•Способствовать формированию целостного представления об идее произведения;

• Формировать умение находить в тексте слова, характеризующие главного героя;

• Определять жанр произведения;

Развивающие

• Развивать эмоциональную отзывчивость на произведение;

• Развивать умение давать оценку поступкам героя произведения;

• Развивать интонационную выразительность речи;

Воспитательные

• Воспитывать умение работать в коллективе;

• Воспитывать интерес к героическим профессиям.

Планируемые результаты: дети умеют оценивать поступки героев; эмоционально откликаются на идею произведения; у детей развиты коммуникативные качества; называют жанр произведения.

Материал и оборудование: презентационные слайды с произведениями С. Я. Маршака; игрушки – зверушки, спортивные снаряды для игры - эстафеты; книга С. Я. Маршака «Рассказ о неизвестном герое», толковый словарь Ожегова.

Ход занятия:

Организационный момент: дети, в спортивной форме, под веселую музыку заходят в зал

Воспитатель: Ребята, сегодня не обычный день, сегодня юбилей (а что такое юбилей). У одного замечательного детского писателя есть много интересных, поучительных детских сказок, стихов, и у одного из его стихотворений в этом году день рождения, ровно 80 лет назад оно было написано. А кто этот автор вы мне это сами скажете, если посмотрите на экран.

Сегодня я предлагаю вам работать с сигнальными карточками: вспомним, что обозначают сигналы наших карточек (красный – знаем ответ, синий – не знаем). За каждый правильный ответ получаете фишки.

На экране презентация с фрагментами из произведений С. Я. Маршака «Человек Рассеянный», «Багаж», «Пудель», «Сказка о глупом мышонке», и др. известные детям, дети поднимают карточки, называют произведение, за правильный ответ получают фишки.

            Что общего у этих произведений? (если дети затрудняются,воспитатель задает наводящий вопрос: Кто автор этих произведений)

             Я предлагаю вам самим сказать о ком мы сегодня будем говорить. (ответы детей). Правильно, мы сегодня поговорим о творчестве С. Я. Маршака. С. Я. Маршак написал много детских стихов. Всю жизнь он был другом для детей, все его стихи учат детей радоваться красоте поэтического слова. Самуил Яковлевич показал, что стихами можно рисовать цветные картинки мира, рассказывать увлекательные, занимательные и поучительные истории, научить мечтать о будущем. Маршак уже в 4 года (представляете) пробует писать детские стихи. Первые стихи появились более 80 лет назад. Сегодня я вам прочитаю одно из таких произведений, написанных ровно 80 лет назад - «Рассказ о неизвестном герое», но сначала ответьте мне на вопрос: Кого можно назвать героем? (ответы детей).

(Воспитатель достает словарь Ожегова, знакомый детям, и зачитывает – герой – человек, совершающий подвиг, необычный по своей храбрости, доблести, самоотверженности).

     Приведите примеры поступков, за которые человека можно назвать героем (ответы детей). А перебежать дорогу на глазах у людей перед мчащейся машиной? (ответы детей). Это глупое геройство, можно погибнуть самому, и пострадает водитель. А героический поступок это тогда, когда он совершается для чего-то хорошего, например, если человек, рискуя своей жизнью, спасает другого. В своем названии автор использует выражение «неизвестный». Почему герой может быть неизвестным? (ответы детей).

(Воспитатель зачитывает произведение, на экране демонстрируются иллюстрации к нему).

Вопросы к детям: (дети работают с сигнальными карточками).

• К какому жанру можно отнести это произведение? Почему автор назвал его «Рассказ»? Потому, что Самуил Яковлевич видел это происшествие на самом деле, его настолько потряс поступок этого парня, что он решил рассказать его своим читателям, и сделал это так, как очень хорошо умеет - в стихах.

• Понравилось вам стихотворение?

• Кто главный герой этого произведения? …кто он, откуда и что он за птица, парень которого ищет столица. Что натворил он и в чем виноват?Вот что в народе о нем говорят: Ехал один гражданин по Москве, белая кепка на голове, ехал весной на площадке трамвая, что то под грохот колес напевая.)

• Можно ли считать этот поступок подвигом? Почему?

• Как автор описывает парня – героя? …среднего роста плечистый и крепкий, ходит он в белой футболке и кепке, знак ГТО на груди у него, больше не знают о нем ничего)

• Почему этого парня не могли найти не пожарные ни милиция, ни фотографы? …многие парни плечисты и крепки, многие носят футболки и кепки, много в столице таких же значков, каждый к труду, обороне готов)

• А зачем они его искали?

• Почему парень не стал ждать пожарных, а бросился спасать ребенка?

А сейчас я попрошу вас встать врассыпную, чтобы всем было удобно и проведем с вами физминутку:

Если мы чуть-чуть устанем,

Мы на две минутки встанем

Мы потянемся сначала,

Повернемся влево, вправо,

Мы наклонимся разок

И достанем свой носок.

Раз – два, присели вниз,

Три – четыре, поднялись.

Кто присел раз шесть ил пять,

Может тихо постоять,

А теперь шагаем вместе

На одном и том же месте,

Раз, два, не зевай,

Ноги выше поднимай.

Поиграем с вами в игру. Я буду зачитывать строчки из стихотворения, а вы называть качество личности:

«…вот до балкона добрался он ловко…» Значит он какой? (ловкий);

«…он по трубе водосточной полез. Третий этаж и четвертый, и пятый, вот и последний пожаром объятый, черного дыма висит пелена, рвется наружу огонь из окна. Надо еще подтянуться немножко, парень, слабея, дополз до окошка, встал, задыхаясь в дыму на карниз, девочку взял и спускается вниз» (сильный);

«…даром минуты одной не теряя, бросился парень с площадки трамвая, автомобилю наперерез, и по трубе водосточной полез…» (решительный);

«… видели люди, смотревшие снизу, как осторожно он шел по карнизу, вот он прошел половину пути, надо еще половину пройти. Шаг, остановка, другой, остановка…»; (осторожный)

«…парень вскочил на площадку трамвая, тенью мелькнул за вагонным стеклом, кепкой махнул и пропал за углом…» (скромный).

• Какой поступок говорит о том, что парень скромный?

А кого еще можно считать героями в этом рассказе? (ответы детей)

Я зачитаю отрывок, в котором говорится о работе пожарных. «…миг, и рассыпались медные каски, лестницы выросли быстро, как в сказке…». Какие определения подходят для описания работы пожарных? (быстро, скоро, мгновенно, не мешкая, ловко, смело).

Какими качествами, на ваш взгляд должны обладать пожарные? (ответы детей). А вы обладаете такими качествами? Я предлагаю вам стать на время пожарными, горит лес и вам нужно спасти зверей из горящего леса.

Проводится игра «Пожарные» (дети делятся на две команды, и проходят эстафету с препятствиями, спасают зверят).

Молодцы, все справились. Сложно было спасать зверей? (ответы детей) Какое чувство вы испытали, когда спасли всех зверят? (ответы детей).

Какое произведение мы с вами сегодня обсуждали? Кто автор? (ответы детей).

Какая основная мысль этого произведения? (ответы детей).

Скажите, пожалуйста, какая поговорка подходит к данному произведению: «За доброе дело стой смело» или «Работа не волк, в лес не убежит». (ответы детей).

Давайте ее выучим, и будем идти по жизни, следуя этому правилу: За доброе дело, стой смело!

Всем спасибо!

Воспитатель с детьми подсчитывают заработанные детьми фишки.

После небольшого перерыва можно предложить детям перенести на бумагу свои впечатления о «Рассказе о неизвестном герое».

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya.docx19.33 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия «Образ героя в произведении

С. Я. Маршака «Рассказ о неизвестном герое»

Цель: знакомство с новым произведением С. Я. Маршака «Рассказ о неизвестном герое»

Задачи:

Обучающие

•Способствовать формированию целостного представления об идее произведения;

• Формировать умение находить в тексте слова, характеризующие главного героя;

• Определять жанр произведения;

Развивающие

• Развивать эмоциональную отзывчивость на произведение;

• Развивать умение давать оценку поступкам героя произведения;

• Развивать интонационную выразительность речи;

Воспитательные

• Воспитывать умение работать в коллективе;

• Воспитывать интерес к героическим профессиям.

Планируемые результаты: дети умеют оценивать поступки героев; эмоционально откликаются на идею произведения; у детей развиты коммуникативные качества; называют жанр произведения.

Материал и оборудование: презентационные слайды с произведениями С. Я. Маршака; игрушки – зверушки, спортивные снаряды для игры - эстафеты; книга С. Я. Маршака «Рассказ о неизвестном герое», толковый словарь Ожегова.

Ход занятия:

Организационный момент: дети, в спортивной форме, под веселую музыку заходят в зал

Воспитатель: Ребята, сегодня не обычный день, сегодня юбилей (а что такое юбилей). У одного замечательного детского писателя есть много интересных, поучительных детских сказок, стихов, и у одного из его стихотворений в этом году день рождения, ровно 80 лет назад оно было написано. А кто этот автор вы мне это сами скажете, если посмотрите на экран.

Сегодня я предлагаю вам работать с сигнальными карточками: вспомним, что обозначают сигналы наших карточек (красный – знаем ответ, синий – не знаем). За каждый правильный ответ получаете фишки.

На экране презентация с фрагментами из произведений С. Я. Маршака «Человек Рассеянный», «Багаж», «Пудель», «Сказка о глупом мышонке», и др. известные детям, дети поднимают карточки, называют произведение, за правильный ответ получают фишки.

            Что общего у этих произведений? (если дети затрудняются,воспитатель задает наводящий вопрос: Кто автор этих произведений)

             Я предлагаю вам самим сказать о ком мы сегодня будем говорить. (ответы детей). Правильно, мы сегодня поговорим о творчестве С. Я. Маршака. С. Я. Маршак написал много детских стихов. Всю жизнь он был другом для детей, все его стихи учат детей радоваться красоте поэтического слова. Самуил Яковлевич показал, что стихами можно рисовать цветные картинки мира, рассказывать увлекательные, занимательные и поучительные истории, научить мечтать о будущем. Маршак уже в 4 года (представляете) пробует писать детские стихи. Первые стихи появились более 80 лет назад. Сегодня я вам прочитаю одно из таких произведений, написанных ровно 80 лет назад - «Рассказ о неизвестном герое», но сначала ответьте мне на вопрос: Кого можно назвать героем? (ответы детей).

(Воспитатель достает словарь Ожегова, знакомый детям, и зачитывает – герой – человек, совершающий подвиг, необычный по своей храбрости, доблести, самоотверженности).

     Приведите примеры поступков, за которые человека можно назвать героем (ответы детей). А перебежать дорогу на глазах у людей перед мчащейся машиной? (ответы детей). Это глупое геройство, можно погибнуть самому, и пострадает водитель. А героический поступок это тогда, когда он совершается для чего-то хорошего, например, если человек, рискуя своей жизнью, спасает другого. В своем названии автор использует выражение «неизвестный». Почему герой может быть неизвестным? (ответы детей).

(Воспитатель зачитывает произведение, на экране демонстрируются иллюстрации к нему).

Вопросы к детям: (дети работают с сигнальными карточками).

• К какому жанру можно отнести это произведение? Почему автор назвал его «Рассказ»? Потому, что Самуил Яковлевич видел это происшествие на самом деле, его настолько потряс поступок этого парня, что он решил рассказать его своим читателям, и сделал это так, как очень хорошо умеет - в стихах.

• Понравилось вам стихотворение?

• Кто главный герой этого произведения? …кто он, откуда и что он за птица, парень которого ищет столица. Что натворил он и в чем виноват?Вот что в народе о нем говорят: Ехал один гражданин по Москве, белая кепка на голове, ехал весной на площадке трамвая, что то под грохот колес напевая.)

• Можно ли считать этот поступок подвигом? Почему?

• Как автор описывает парня – героя? …среднего роста плечистый и крепкий, ходит он в белой футболке и кепке, знак ГТО на груди у него, больше не знают о нем ничего)

• Почему этого парня не могли найти не пожарные ни милиция, ни фотографы? …многие парни плечисты и крепки, многие носят футболки и кепки, много в столице таких же значков, каждый к труду, обороне готов)

• А зачем они его искали?

• Почему парень не стал ждать пожарных, а бросился спасать ребенка?

А сейчас я попрошу вас встать врассыпную, чтобы всем было удобно и проведем с вами физминутку:

Если мы чуть-чуть устанем,

Мы на две минутки встанем

Мы потянемся сначала,

Повернемся влево, вправо,

Мы наклонимся разок

И достанем свой носок.

Раз – два, присели вниз,

Три – четыре, поднялись.

Кто присел раз шесть ил пять,

Может тихо постоять,

А теперь шагаем вместе

На одном и том же месте,

Раз, два, не зевай,

Ноги выше поднимай.

Поиграем с вами в игру. Я буду зачитывать строчки из стихотворения, а вы называть качество личности:

«…вот до балкона добрался он ловко…» Значит он какой? (ловкий);

«…он по трубе водосточной полез. Третий этаж и четвертый, и пятый, вот и последний пожаром объятый, черного дыма висит пелена, рвется наружу огонь из окна. Надо еще подтянуться немножко, парень, слабея, дополз до окошка, встал, задыхаясь в дыму на карниз, девочку взял и спускается вниз» (сильный);

«…даром минуты одной не теряя, бросился парень с площадки трамвая, автомобилю наперерез, и по трубе водосточной полез…» (решительный);

«… видели люди, смотревшие снизу, как осторожно он шел по карнизу, вот он прошел половину пути, надо еще половину пройти. Шаг, остановка, другой, остановка…»; (осторожный)

«…парень вскочил на площадку трамвая, тенью мелькнул за вагонным стеклом, кепкой махнул и пропал за углом…» (скромный).

• Какой поступок говорит о том, что парень скромный?

А кого еще можно считать героями в этом рассказе? (ответы детей)

Я зачитаю отрывок, в котором говорится о работе пожарных. «…миг, и рассыпались медные каски, лестницы выросли быстро, как в сказке…». Какие определения подходят для описания работы пожарных? (быстро, скоро, мгновенно, не мешкая, ловко, смело).

Какими качествами, на ваш взгляд должны обладать пожарные? (ответы детей). А вы обладаете такими качествами? Я предлагаю вам стать на время пожарными, горит лес и вам нужно спасти зверей из горящего леса.

Проводится игра «Пожарные» (дети делятся на две команды, и проходят эстафету с препятствиями, спасают зверят).

Молодцы, все справились. Сложно было спасать зверей? (ответы детей) Какое чувство вы испытали, когда спасли всех зверят? (ответы детей).

Какое произведение мы с вами сегодня обсуждали? Кто автор? (ответы детей).

Какая основная мысль этого произведения? (ответы детей).

Скажите, пожалуйста, какая поговорка подходит к данному произведению: «За доброе дело стой смело» или «Работа не волк, в лес не убежит». (ответы детей).

Давайте ее выучим, и будем идти по жизни, следуя этому правилу: За доброе дело, стой смело!

Всем спасибо!

Воспитатель с детьми подсчитывают заработанные детьми фишки.

После небольшого перерыва можно предложить детям перенести на бумагу свои впечатления о «Рассказе о неизвестном герое».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект занятия " Юные герои войны"

Расширять знания детей о мужестве юных героев в годы Великой Отечественной войны, обогощать духовный мир детей через обращение к героическому прошлому нашей страны; вспитывать у детей патриотические ч...

Рассказ о неизвестном герое. Самуил Яковлевич Маршак

Самуил Яковлевич Маршак – замечательный поэт, очень любивший детей и создавший для них великолепные произведения....

Конспект занятия.Чтение стихотворений из цикла С. Маршака «Детки в клетке»

Чтение стихотворений из цикла С. Маршака "Детки в клетке"....

Конспект занятия Лексические упражнения. Чтение стихотворения С. Маршака «Пудель». Старшая группа.

Конспект занятия Лексические упражнения. Чтение стихотворения С. Маршака «Пудель».Старшая группа. Провела. Седова О. А. 30.09.2020. Литература. В. В. Гербова. Развитие речи в дет...

Конспект занятия по худ.литературе. "С.Я.Маршак" Старшая группа

Занятие по знакомству детей с классикой художественной литературы преследует ряд задач:-Обобщить знания детей о писателе, его произведениях. -Продолжать учить детей заучивать наизусть стихотворения, о...

Фотоотчёт неделя пожарной безопасности. Рисунки детей по "Рассказу о неизвестном герое"

Цель мероприятия - формировать у детей представления о героизме через художественно творческую деятельность, воспитывать эмоционально - положительное отношение к героям в стремлении быть похожими на ...

Конспект интегрированного занятия «Образы героев русской народной сказки «Колобок»

Интегрированное занятие предназначено для дошкольников 6,5 – 7 лет.Занятие состоит из трех частей: 1 часть – занятие театральной деятельностью; 2 часть – занятие игровой деятельность...