Консультация для воспитателей "Развитие речи в раннем возрасте"
консультация по развитию речи (младшая группа)

Безрукова Екатерина Вячеславовна

В раннем детстве ребенок овладевает величайшим достижением человечества – речью. Этот бурный процесс не происходит сам собой. Маленький ребенок многое усваивает путем подражания окружающим его людям. Такой самостоятельно добытый опыт имеет большое воспитательное значение: пробуждает любопытство, умственную активность.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 37

Консультация для воспитателей на тему:

«Развитие речи детей раннего возраста посредством использования малых фольклорных форм».

подготовила воспитатель

Безрукова Е.В.

2020

В раннем детстве ребенок овладевает величайшим достижением человечества – речью. Этот бурный процесс не происходит сам собой. Маленький ребенок многое усваивает путем непосредственного подражания окружающим его людям. Такой самостоятельно добытый опыт имеет большое воспитательное значение: пробуждает любопытство, умственную активность.

Третий год жизни является самым благоприятным для развития речи ребенка. Основная задача развития речи ребенка - овладение нормами и правилами родного для него языка. На помощь нам приходит фольклор. Его роль в развитии речи детей по достоинству оценили многие учёные. Например, В.А. Сухомлинский говорил, что «сказки, песенки, потешки являются незаменимым средством пробуждения познавательной активности, самостоятельности, яркой индивидуальности». Благодаря простоте и мелодичности звучания малые фольклорные формы легко запоминаются, насыщая речь детей новыми словами.

Еще в период адаптации в своей ежедневной работе с детьми я стала использовать потешки, пестушки, песенки. Ведь в период адаптации к новой обстановке ребёнок скучает по дому, маме, еще не может общаться с другими детьми, взрослыми. Потешки помогают наладить эмоциональный контакт с ребенком, вызывают у него положительные эмоции, симпатию к пока еще малознакомому человеку — воспитателю. Ведь многие потешки позволяют вставить любое имя, не изменяя содержание. В адаптационный период, используются такие потешки как, например:

Кто у нас хороший?

Кто у нас пригожий?

Ванечка хороший,

Ванечка — пригожий.

Наша деточка в дому,

Что оладушек в меду.

Красно яблочко в саду.

Я использую потешки и песенки во время всех основных режимных моментов. Например, перед едой мы проговариваем с детьми потешку:

А кто кашку кушает,

Маму с папой слушает,

Вырастает сильным,

Здоровым и красивым.

Умываемся мы всегда со словами:

Водичка-водичка,

Умой моё личико,

Чтобы глазки блестели,

Чтобы щёчки краснели,

Чтоб смеялся роток,

Чтоб кусался зубок!

Одевание – сложный режимный процесс. Малыши ещё  не умеют и не любят одеваться сами, отвлекаются. И вот, для того чтобы дети быстрее осваивали навыки, необходимые для одевания, мы вместе с помощником воспитателя проговариваем потешку:

Раз, два, три, четыре, пять —

Собираемся гулять.

Завязала Катеньке

Шарфик полосатенький.

Наденем на ножки

Валенки-сапожки

И пойдем скорей гулять,

Прыгать, бегать и скакать.

В период адаптации не все дети охотно ложились в постель, некоторые испытывали чувство тревоги, тоски по дому, по маме. Такое поведение не редкость в первые дни пребывания ребёнка в детском саду. На помощь нам приходят колыбельные песни:

Баю-бай! Баю-бай!

Ты собачка не лай,

Белолапа не скули,

Мою детку не буди!

Существуют потешки для подъема детей, после сна, так как не все дети с охотой встают. Поочередно поднимая детей, приветствуем их пробуждение ласковой пестушкой:

Вот проснулись,

Потянулись,

С боку на бок

Повернулись!

Потягушечки!

Потягушечки!

Где игрушечки,

Погремушечки?

Ты, игрушка, погреми,

Нашу детку подними!

При использовании малых фольклорных форм в работе с детьми раннего возраста есть несколько правил:

1. Как известно, малыши отличаются непроизвольностью действий, неспособностью к самоорганизации, сдержанности, их внимание неустойчиво. Поэтому при чтении произведений используем все средства выразительности речи: мимику, жесты, силу голоса, тембр, стараемся прочесть эмоционально.

2. Используем наглядные средства (игрушки, картинки, пособия). Игрушки в группе подбираются так, чтобы среди них были персонажи из потешек. Через несколько дней дети уже сами с большой охотой будут идти в группу, просить прочитать потешку про петушка или другого персонажа.

3. Не стоит перегружать детей потешками, песенками. Сначала разучиваем одну на каждый режимный момент, когда дети запоминают её и повторяют за воспитателем, можно переходить к разучиванию второй. После разучивания второй их можно чередовать.

Результатом такой работы являются положительные эмоции, веселое, бодрое настроение детей в группе, что важно для развития коммуникативных навыков. А также дети намного легче и с большим удовольствием усваивают все навыки самообслуживания и гигиены.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Речь детей раннего возраста"

Основными задачами детей ясельного и младшего возраста является общее развитие речи, обогащение словаря, развитие связной речи....

Консультация для родителей "Речь детей раннего возраста"

Консультация для родителей "Речь детей раннего возраста"...

Консультация для родителей "Речь детей раннего возраста"

В консультации говорится о том как развивается речь детей....

Консультация для родителей "Речь детей раннего возраста"

Консультация для родителей "Речь детей раннего возраста"...

Консультация для родителей "Речь детей раннего возраста"

Основными задачами детей ясельного и младшего возраста (до четвертого года жизни) является общее развитие речи, обогащение словаря, формирование грамматически правильной речи, развитие связной речи, о...

консультация для родителей«""Речь детей раннего возраста"

Основными задачами детей ясельного и младшего возраста (до четвертого года жизни) является общее развитие речи, обогащение словаря, формирование грамматически правильной речи, развитие связной речи, о...

Консультация для родителей "Речь детей раннего возраста"

Консультация для родителей"Речь детей раннего возраста"...