YнгэнYYд
план-конспект урока по развитию речи (старшая группа)

ТУЯНА БАТОРОВНА ШОЙРОПОВА

урок по бурятскому языку для дошкольников на тему "YнгэнYYд"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл yngenyyd.docx21.38 КБ

Предварительный просмотр:

YнгэнYYд

Цель: закрепить названия цветов, привлечь к общению.

Задачи:

  1. Образовательные: развивать умения анализировать и решать поставленные задачи;

Лексические единицы:  ногоон, шара,улаан, хухэ, розовый, хурин, оранжевый,  боро, сагаан, хара.

  1. Развивающие: повторить изученную лексику, развитие навыков диалогической речи.
  2. Воспитательные: внимание, любовь к животным.

Оборудование: Плакат подводного мира с обитателями, транскрипционные значки, листочки и карандаши.

Ход занятия:

  1. Приветствие и речевая разминка.
  • Сайн байна, ухибууд!
  • Сайн байна!
  • Как дела?
  • Хорошо, hайн даа.
  • Шинии нэрэ хэн бэ?
  • Минии нэрэ …
  1. Песенка «Дээшээ, доошоо .. »
  1. Фонетическая зарядка

Педагог: В огромном глубоком океане живет осьминог Скай. Ему нравится все разноцветное, красивое, яркое. Поэтому он любит смотреть на маленьких рыбок, которые подвижными стайками скользят то здесь, то там… Они очень яркие, разноцветные и веселые! Они надувают пузырьки.

И много дней осьминог мечтает о том, что когда-нибудь научится рисовать, и его всегда будут окружать разноцветные картины. И вот, Скай принялся искать краски, ведь на дне океана чего только нет! Но ему все время попадалось что-то не то – обломки кораблей, сундуки, даже скелеты… Он плыл так: Красок не было. Зато, Скай нашел небольшое зеркало, посмотрев в которое воскликнул: «Ямар гоё хубуун бэ! Смотрит на меня…» Вскоре Скай понял, что этот «гоё хубуун» -– это он сам! Ведь Скай, был очень умным осьминогом.

  1. Основная часть

Педагог: Наконец он отыскал среди прочих вещей баночки с красками, выстроил их перед собой и стал рассматривать. «Ямар гоё шэрэнууд гээшэб!» - приговаривал Скай. На что же похожи наши цвета? (Ответы детей)

Педагог: «Вот зеленый - ногоон, он, как водоросли; вот желтый – шара, он, как песок». Увидев баночку с красной краской, Скай задумался. На что же похож красный? Ах, да! «Красный - улаан, он как кораллы, а синий - хухэ – как небо!» Даже осьминог, живущий в глубине океана, знает, какого цвета небо, ведь он тоже иногда смотрит вверх…В этот момент мимо проплыла стайка рыбок. Они были такие красивые, разноцветные! И розовые – ягаан, и коричневые – хурин и серые – боро! И все сновали вверх и вниз – дээшээ, доошоо! И Скай тоже, любуясь на них, смотрел то вверх – дээшээ, то вниз – доошоо! (Дети тоже смотрят, то вверх, то вниз.) 

Скай, вернувшись к своим баночкам, и припоминая, какие цвета он видел за день, стал проверять свою память.

Дети: - Зеленый – ногоон похож на траву и водоросли;

- Желтый – шара похож на песок и на солнце;

- Красный – улаан, такой же, как кораллы;

- Синий – хухэ, такой же, как небо!

Педагог: А эти цвета – ягаан, хурин, боро – как чешуя веселых маленьких рыбок, которые плыли то верх – дээшээ, то вниз – доошоо.

И еще два цвета были у Скайя в баночках. Один из них – белый – сагаан, как парус яхты, которую он видел в этот день. А другой цвет – черный – хара. Скай не очень нравился этот цвет. Он напоминал ему не самые лучшие дни его детства, когда мама ругала маленького Скайя за то, что его шея - хузуун была грязная - муухай и черная – хара. «И как я умудрялся пачкать свою шею, находясь все время в воде?» - думал иногда повзрослевший Скай. Сейчас-то он понимал свою маму. Понимал и то, что грязная и черная шея – это некрасиво. Но зато, думал осьминог, если все закрасить черным, а потом сверху нарисовать узоры или рыбок разными, яркими цветами, это будет красиво… Скай, очень устал. Он лег спать и заснул счастливым.

Ребята, а вам нравится рисовать? Мы не сомневаемся, что у каждого найдутся в доме карандаши, фломастеры, краски, мелки.

  1. Физкультминутка.

Бодогты, hуугты!

Бодогты, hуугты!

Бодогты, hуугты!

Дээшээ харагты, доошоо харагты,

Дээшээ харагты, доошоо харагты,

Дээшээ, доошоо, дээшээ,доошоо

Альгаа ташагты!

Бодогты, эрьелдэгты, hуугты!

Бодогты, hуугты, бодогты, эрьелдэгты!

  1. Индивидуальная работа.

Детям предлагается нарисовать разноцветных рыбок. Педагог общается с каждым ребенком, узнавая, каким карандашом он рисует и какие цвета использует, проговаривая с ним каждый цвет и отрабатывая грамматические конструкции: «энэ ..».

  1. Подведение итогов. Прощание.

Ребята, скажите пожалуйста, что мы сегодня узнали нового?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

YнгэнYYд 2 урок

урок на тему "Унгэнууд" продолжение...