«Нестандартные подходы к заучиванию стихотворений детьми дошкольного возраста»
консультация по развитию речи (старшая группа)

        В детском возрасте заучивание стихотворных текстов наизусть, является важным воспитательным и обучающим моментом.

Когда ребёнок  учит стихи – развивается его речь, воображение, мышление, память, чувство прекрасного, эстетическое восприятие художественного слова, расширяется кругозор и словарный запас, формируется общий уровень культуры.

Воспитатели при заучивании с детьми наизусть стихов сталкиваются с такой проблемой: не все дети хорошо запоминают текст стихотворения.

Во-первых, трудно запомнить то, что оставляет равнодушным, что не связано с опытом ребенка, с личными переживаниями, интересами, потребностями. Тогда нет мотивации для запоминания, а если нет мотивации - нет результативной деятельности.

Во-вторых, причина трудностей может носить логопедический характер: у ребёнка не сформировано чувство ритма, имеются различные нарушения слоговой структуры слов.

В-третьих, у дошкольника не развито слуховое внимание и память.

 При заучивании стихов довольно часто используют принцип «повторение ­ мать учения». Однако от многократного повторения можно даже замечательный текст разлюбить навсегда, да к тому же подобное повторение эксплуатирует лишь слуховую память.

При разучивании стихов нужно использовать и другие виды памяти: зрительную, осязательную, двигательную. При этом не нужно забывать, что самая сильная память ­ это эмоциональная.

Значит, разучивание должно быть для дошкольника делом веселым, эмоциональным, и при этом содержание стиха ­ осязаемым, видимым, представляемым.

При работе с детьми мы замечаем, что они не всегда с радостью включаются в учебную деятельность. У многих детей заучивание стихотворений вызывает большие трудности, быстрое утомление и отрицательные эмоции. Значит, для педагога очень важно пробудить у детей интерес к занятиям, увлечь их, раскрепостить и превратить непосильный труд в любимый и самый доступный вид деятельности для дошкольника ­ ИГРУ.

Существуют разные способы разучивания стихов. Давайте рассмотрим традиционный способ. Перед началом заучивания необходимо создать у ребенка положительный эмоциональный настрой, вызвать состояние, благоприятное для восприятия и запоминания поэтического произведения. Можно побеседовать по теме стихотворения, можно загадать загадку, показать картинку, послушать песенку и т.д. Затём прочитать ребенку стихотворение, попросить представить сюжет или сопроводить стихотворение иллюстрацией, театрализованным показом (с помощью настольного театра, предметов-заместителей и т.п.). После первого прочтения можно кратко обсудить стихотворение, объяснить непонятные слова и фразы. Можно задать несколько вопросов по тексту, формулируя их так, чтобы ребёнок мог отвечать цитатами из стихотворения, использовать прием договариванияю, Следующим этапом в заучивании обычно является самостоятельное повторение ребенком отдельных строк или частей стихотворения сначала с помощью взрослого, а если получается, то и полностью самостоятельно. Но ограничиваться данными традиционными этапами не стоит.

Существуют  разные нетрадиционные способы разучивания стихов. Сегодня мы с вами остановимся на некоторых из них, более доступных детям дошкольного возраста.

1 способ: Учим стихи по картинкам.

Еще К. Д. Ушинский писал «Учите ребенка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам  он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками и он их усвоит на лету».

Доказано, что в дошкольном возрасте преобладает наглядно-образная память и запоминание носит в основном непроизвольный характер. У детской памяти есть удивительное свойство ­ исключительная фотографичность Зрительный образ, сохранившийся у ребенка после прослушивания, сопровождающегося просмотром рисунков (действие непроизвольного внимания и непроизвольной зрительной памяти), позволяет значительно быстрее вспомнить стихотворение.

При заучивании стихов в работе с детьми-логопатами, опираясь на классическую методику заучивания стихов, наиболее эффективным является использование метода иллюстраций, позволяющего логически запоминать текст через смысловое соотнесение  ­ один из способов логического запоминания текста. Согласно этого метода, содержание одной, двух или четырёх строк стихотворения обозначается определённой картинкой, наиболее ярко отражающей это описание.

Для детей старшей группы подобранные стихи изображаются 4-5 картинками, для детей подготовительной к школе группы ­ 7-8.

2 способ: Учим стихи в движении.

Педагог выразительно читает весь текст, а затем предлагает его разыграть, изобразить в движении. Воспитатель показывает, какие движения дети будут изображать на слова текста. (Движения можно придумать самому или посмотреть в литературе). Дети вместе с воспитателем произносят слова и выполняют движения. Главное, чтобы дети представляли все предметы и действия с ними. Все это полезно для развития образной памяти, речи, эмоциональной сферы.

3 способ: Мнемотехника.

Мнемотехника ­ система различных приемов, облегчающих запоминание и увеличивающих объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций, организация учебного процесса в виде игры. Использование мнемотехники в настоящее время становиться актуальным.

Основной «секрет» мнемотаблиц очень прост. При запоминании работает и слуховое, и зрительное восприятие. К тому же, когда ребенок в своем воображении соединяет несколько зрительных образов, мозг фиксирует эту взаимосвязь и в дальнейшем при припоминании по одному из образов этой ассоциации мозг воспроизводит все ранее соединенные образы.

Для прочного и легкого запоминания следует наполнить слово содержанием, связать его с конкретными яркими зрительными, звуковыми образами, с сильными ощущениями. Начинается работа с простейших мнемоквадратов. Так проводится работа над словом. Например, дается слово «мальчик», придумывается какое-нибудь его символическое обозначение. Дети постепенно начинают понимать, что значит «зашифровать слово».

Затем последовательно переходим к мнемодорожкам ­ поэтапному кодированию сочетаний слов, запоминанию и воспроизведению предложений по условным символам. И позже к мнемотаблицам. Количество ячеек в таблице зависит от сложности и размера текста, а также от возраста ребенка.

Использование опорных рисунков для обучения заучиванию стихотворений увлекает детей, превращает занятие в игру. С помощью схем ребёнок легко овладевает словом или фразой, может выучить довольно быстро любое стихотворение. Кроме того, ребёнок, не знающий грамоты, без проблем усваивает смысл фразы, «читая» картинки. Зрительный образ, сохранившийся у ребенка после прослушивания, сопровождающегося просмотром рисунков, позволяет значительно быстрее вспомнить стихотворение.

Этапы работы над стихотворением по мнемотаблицам:

  1. Взрослый выразительно читает стихотворение.
  2. Взрослый сообщает, что это стихотворение ребенок будет учить

наизусть. Затем еще раз читает стихотворение с опорой на мнемотаблицу.

  1. Взрослый задает вопросы по содержанию стихотворения, помогая

ребенку уяснить основную мысль.

  1. Взрослый выясняет, какие слова непонятны ребенку, объясняет их

значение в доступной для ребенка форме.

  1. Взрослый читает отдельно каждую строчку стихотворения. Ребенок

повторяет ее с опорой на мнемотаблицу.

  1. Ребенок рассказывает стихотворение с опорой на мнемотаблицу.

4 способ: Учим стихи построчно.

Дети собираются в кружок, педагог читает стихотворение и «раздает» (в устной форме) каждому по одной строчке со словами: «Запомни,­ повтори и дотронься рукой до соседа, тот скажет свою строчку и дотронется до следующего и так до конца». «Раздавая» строчки, необходимо учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка: давать детям с хорошей памятью длинные строчки, с плохой ­ короткие.

5 способ: «Театральный».

Особенно быстро помогают запомнить текст с диалогами и действиями различные виды «театров» с их атрибутикой. Пальчиковый театр поможет запомнить практически любое стихотворение. Например, прочитайте детям «Два барана» С. Я. Маршака и изобразите животных двумя руками, выставив пальцы-рога. А затем попросите детей изобразить баранов и действия. Для детей 4-го года жизни интересной будет сценка, представленная в настольном театре кукол или в перчаточном. Дети 5-го года жизни разыграют стихи и в пальчиковом, и в перчаточном театре, и в лицах. Детям 6-го года жизни можно предложить самим выбрать вид театра, включая и «театр перед микрофоном». При этом придется постепенно выучить стихотворение: сначала диалог персонажей, а затем и слова автора.

6 способ: Запоминания и проговаривания хором.

Этот способ можно считать удачным, так как этот прием дает возможность тем детям, которые сразу не смогли запомнить строки, скрыться в общем хоре голосов. Для хорового запоминания и чтения нужны стихи особые, напевно­речитативные.

Данная система имеет теоретическую основу. Базируясь на представлении о сложной и активной природе процессов запоминания, опирающихся у человека на целый ряд совместно работающих аппаратов мозговой коры, она открывает широкие возможности для более эффективного заучивания детьми стихотворного текста.

      Для облегчения запоминания стихотворных произведений можно использовать вспомогательные методы, включающие нетрадиционные приемы заучивания.

Слуховой метод:

Слуховой метод заучивания стихотворного материала подходит тем детям, у которых ведущей является слуховая память. Можно использовать следующие приемы:

  • «Подскажи словечко».
  • «Ты словечко (слова) подскажи и всё вместе повтори».
  • Игры с мячом:
  • «Верни словечко».
  • «Верни строку (слова)».
  • «Вопрос ­ ответ».

Приёмы для старших дошкольников с усложнением:

  • «Магнитофончик»: ребёнок слушает педагога. Затем педагог и

ребёнок повторяют этот отрывок вместе. Потом ребёнок повторяет один, а за ним снова взрослый.

  • «Снежный ком» Постепенное увеличение строк при их повторении.

Зрительный метод:

Метод предполагает использование картинного плана, который появляется на глазах у ребенка одновременно с чтением стихотворения. Это опорные предметные картинки, опорная сюжетная картинка, мнемотаблицы и др.

Опорные буквы (первые буквы первых слов каждой строки). Это дополнительный приём для старших дошкольников. Буквы располагаются вертикально. Они могут быть написаны, выложены как на столе, так и на доске. Буквы помогают ребёнку вспомнить начало каждой строки.

Двигательный метод:

В работе с детьми, имеющими речевые нарушения, этот метод используется как вспомогательный.

Упражнения с движениями:

  • Отхлопывание (отстукивание, протопывание, отбивание мячом и т. д.)

ритма стихотворения.

  • Сопровождение чтения стихотворения движениями, которые предлагает

взрослый.

  • Придумывание детьми движений к тексту.
  • Заучивание текста при выполнении графических заданий: обведении
  • изображений по точкам, раскрашивании и т. д.

Дополнительными приёмами для старших дошкольников являются следующие:

  • «Смотай из стихотворения клубочек» («Намотай стихотворение на

катушку»).

  • «Собери (разбери) бусы».
  • «Сложи пирамидку».
  • «Выложи счётные палочки».
  • «Положи камешки на полоску».
  • «Узелки на верёвке».

В подготовительной к школе группе используется ещё и логический метод заучивания стихотворения «Перескажи стихотворение своими словами». Практически все методы и приёмы заучивания текстов в равной степени интересны детям. При этом наиболее эффективными оказываются те, которые соответствуют индивидуальным особенностям детей. Так, например, дети, имеющие значительные зрительные нарушения, лучше запоминают стихи с использованием приёмов, относящихся к слуховому методу. Для большинства детей ведущим является зрительный метод запоминания. Двигательный метод, в основном, используется как вспомогательный, главным образом, с целью развития координации речи с движениями, чувства ритма, и, в свою очередь, также способствует более качественному запоминанию текста.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie.docx29.84 КБ

Предварительный просмотр:

«Нестандартные подходы к заучиванию стихотворений детьми дошкольного возраста»

        В детском возрасте заучивание стихотворных текстов наизусть, является важным воспитательным и обучающим моментом.

Когда ребёнок  учит стихи – развивается его речь, воображение, мышление, память, чувство прекрасного, эстетическое восприятие художественного слова, расширяется кругозор и словарный запас, формируется общий уровень культуры.

Воспитатели при заучивании с детьми наизусть стихов сталкиваются с такой проблемой: не все дети хорошо запоминают текст стихотворения.

Во-первых, трудно запомнить то, что оставляет равнодушным, что не связано с опытом ребенка, с личными переживаниями, интересами, потребностями. Тогда нет мотивации для запоминания, а если нет мотивации - нет результативной деятельности.

Во-вторых, причина трудностей может носить логопедический характер: у ребёнка не сформировано чувство ритма, имеются различные нарушения слоговой структуры слов.

В-третьих, у дошкольника не развито слуховое внимание и память.

 При заучивании стихов довольно часто используют принцип «повторение ­ мать учения». Однако от многократного повторения можно даже замечательный текст разлюбить навсегда, да к тому же подобное повторение эксплуатирует лишь слуховую память.

При разучивании стихов нужно использовать и другие виды памяти: зрительную, осязательную, двигательную. При этом не нужно забывать, что самая сильная память ­ это эмоциональная.

Значит, разучивание должно быть для дошкольника делом веселым, эмоциональным, и при этом содержание стиха ­ осязаемым, видимым, представляемым.

При работе с детьми мы замечаем, что они не всегда с радостью включаются в учебную деятельность. У многих детей заучивание стихотворений вызывает большие трудности, быстрое утомление и отрицательные эмоции. Значит, для педагога очень важно пробудить у детей интерес к занятиям, увлечь их, раскрепостить и превратить непосильный труд в любимый и самый доступный вид деятельности для дошкольника ­ ИГРУ.

Существуют разные способы разучивания стихов. Давайте рассмотрим традиционный способ. Перед началом заучивания необходимо создать у ребенка положительный эмоциональный настрой, вызвать состояние, благоприятное для восприятия и запоминания поэтического произведения. Можно побеседовать по теме стихотворения, можно загадать загадку, показать картинку, послушать песенку и т.д. Затём прочитать ребенку стихотворение, попросить представить сюжет или сопроводить стихотворение иллюстрацией, театрализованным показом (с помощью настольного театра, предметов-заместителей и т.п.). После первого прочтения можно кратко обсудить стихотворение, объяснить непонятные слова и фразы. Можно задать несколько вопросов по тексту, формулируя их так, чтобы ребёнок мог отвечать цитатами из стихотворения, использовать прием договариванияю, Следующим этапом в заучивании обычно является самостоятельное повторение ребенком отдельных строк или частей стихотворения сначала с помощью взрослого, а если получается, то и полностью самостоятельно. Но ограничиваться данными традиционными этапами не стоит.

Существуют  разные нетрадиционные способы разучивания стихов. Сегодня мы с вами остановимся на некоторых из них, более доступных детям дошкольного возраста.

1 способ: Учим стихи по картинкам.

Еще К. Д. Ушинский писал «Учите ребенка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам  он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками и он их усвоит на лету».

Доказано, что в дошкольном возрасте преобладает наглядно-образная память и запоминание носит в основном непроизвольный характер. У детской памяти есть удивительное свойство ­ исключительная фотографичность Зрительный образ, сохранившийся у ребенка после прослушивания, сопровождающегося просмотром рисунков (действие непроизвольного внимания и непроизвольной зрительной памяти), позволяет значительно быстрее вспомнить стихотворение.

При заучивании стихов в работе с детьми-логопатами, опираясь на классическую методику заучивания стихов, наиболее эффективным является использование метода иллюстраций, позволяющего логически запоминать текст через смысловое соотнесение  ­ один из способов логического запоминания текста. Согласно этого метода, содержание одной, двух или четырёх строк стихотворения обозначается определённой картинкой, наиболее ярко отражающей это описание.

Для детей старшей группы подобранные стихи изображаются 4-5 картинками, для детей подготовительной к школе группы ­ 7-8.

2 способ: Учим стихи в движении.

Педагог выразительно читает весь текст, а затем предлагает его разыграть, изобразить в движении. Воспитатель показывает, какие движения дети будут изображать на слова текста. (Движения можно придумать самому или посмотреть в литературе). Дети вместе с воспитателем произносят слова и выполняют движения. Главное, чтобы дети представляли все предметы и действия с ними. Все это полезно для развития образной памяти, речи, эмоциональной сферы. 

3 способ: Мнемотехника.

Мнемотехника ­ система различных приемов, облегчающих запоминание и увеличивающих объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций, организация учебного процесса в виде игры. Использование мнемотехники в настоящее время становиться актуальным.

Основной «секрет» мнемотаблиц очень прост. При запоминании работает и слуховое, и зрительное восприятие. К тому же, когда ребенок в своем воображении соединяет несколько зрительных образов, мозг фиксирует эту взаимосвязь и в дальнейшем при припоминании по одному из образов этой ассоциации мозг воспроизводит все ранее соединенные образы.

Для прочного и легкого запоминания следует наполнить слово содержанием, связать его с конкретными яркими зрительными, звуковыми образами, с сильными ощущениями. Начинается работа с простейших мнемоквадратов. Так проводится работа над словом. Например, дается слово «мальчик», придумывается какое-нибудь его символическое обозначение. Дети постепенно начинают понимать, что значит «зашифровать слово».

Затем последовательно переходим к мнемодорожкам ­ поэтапному кодированию сочетаний слов, запоминанию и воспроизведению предложений по условным символам. И позже к мнемотаблицам. Количество ячеек в таблице зависит от сложности и размера текста, а также от возраста ребенка.

Использование опорных рисунков для обучения заучиванию стихотворений увлекает детей, превращает занятие в игру. С помощью схем ребёнок легко овладевает словом или фразой, может выучить довольно быстро любое стихотворение. Кроме того, ребёнок, не знающий грамоты, без проблем усваивает смысл фразы, «читая» картинки. Зрительный образ, сохранившийся у ребенка после прослушивания, сопровождающегося просмотром рисунков, позволяет значительно быстрее вспомнить стихотворение.

Этапы работы над стихотворением по мнемотаблицам:

  1. Взрослый выразительно читает стихотворение.
  2. Взрослый сообщает, что это стихотворение ребенок будет учить

наизусть. Затем еще раз читает стихотворение с опорой на мнемотаблицу.

  1. Взрослый задает вопросы по содержанию стихотворения, помогая

ребенку уяснить основную мысль.

  1. Взрослый выясняет, какие слова непонятны ребенку, объясняет их

значение в доступной для ребенка форме.

  1. Взрослый читает отдельно каждую строчку стихотворения. Ребенок

повторяет ее с опорой на мнемотаблицу.

  1. Ребенок рассказывает стихотворение с опорой на мнемотаблицу.

4 способ: Учим стихи построчно.

Дети собираются в кружок, педагог читает стихотворение и «раздает» (в устной форме) каждому по одной строчке со словами: «Запомни,­ повтори и дотронься рукой до соседа, тот скажет свою строчку и дотронется до следующего и так до конца». «Раздавая» строчки, необходимо учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка: давать детям с хорошей памятью длинные строчки, с плохой ­ короткие.

5 способ: «Театральный».

Особенно быстро помогают запомнить текст с диалогами и действиями различные виды «театров» с их атрибутикой. Пальчиковый театр поможет запомнить практически любое стихотворение. Например, прочитайте детям «Два барана» С. Я. Маршака и изобразите животных двумя руками, выставив пальцы-рога. А затем попросите детей изобразить баранов и действия. Для детей 4-го года жизни интересной будет сценка, представленная в настольном театре кукол или в перчаточном. Дети 5-го года жизни разыграют стихи и в пальчиковом, и в перчаточном театре, и в лицах. Детям 6-го года жизни можно предложить самим выбрать вид театра, включая и «театр перед микрофоном». При этом придется постепенно выучить стихотворение: сначала диалог персонажей, а затем и слова автора.

6 способ: Запоминания и проговаривания хором.

Этот способ можно считать удачным, так как этот прием дает возможность тем детям, которые сразу не смогли запомнить строки, скрыться в общем хоре голосов. Для хорового запоминания и чтения нужны стихи особые, напевноречитативные.

Данная система имеет теоретическую основу. Базируясь на представлении о сложной и активной природе процессов запоминания, опирающихся у человека на целый ряд совместно работающих аппаратов мозговой коры, она открывает широкие возможности для более эффективного заучивания детьми стихотворного текста.

      Для облегчения запоминания стихотворных произведений можно использовать вспомогательные методы, включающие нетрадиционные приемы заучивания.

Слуховой метод:

Слуховой метод заучивания стихотворного материала подходит тем детям, у которых ведущей является слуховая память. Можно использовать следующие приемы:

  • «Подскажи словечко».
  • «Ты словечко (слова) подскажи и всё вместе повтори».
  • Игры с мячом:
  • «Верни словечко».
  • «Верни строку (слова)».
  • «Вопрос ­ ответ».

Приёмы для старших дошкольников с усложнением:

  • «Магнитофончик»: ребёнок слушает педагога. Затем педагог и

ребёнок повторяют этот отрывок вместе. Потом ребёнок повторяет один, а за ним снова взрослый.

  • «Снежный ком» Постепенное увеличение строк при их повторении.

Зрительный метод:

Метод предполагает использование картинного плана, который появляется на глазах у ребенка одновременно с чтением стихотворения. Это опорные предметные картинки, опорная сюжетная картинка, мнемотаблицы и др.

Опорные буквы (первые буквы первых слов каждой строки). Это дополнительный приём для старших дошкольников. Буквы располагаются вертикально. Они могут быть написаны, выложены как на столе, так и на доске. Буквы помогают ребёнку вспомнить начало каждой строки.

Двигательный метод:

В работе с детьми, имеющими речевые нарушения, этот метод используется как вспомогательный.

Упражнения с движениями:

  • Отхлопывание (отстукивание, протопывание, отбивание мячом и т. д.)

ритма стихотворения.

  • Сопровождение чтения стихотворения движениями, которые предлагает

взрослый.

  • Придумывание детьми движений к тексту.
  • Заучивание текста при выполнении графических заданий: обведении
  • изображений по точкам, раскрашивании и т. д.

Дополнительными приёмами для старших дошкольников являются следующие:

  • «Смотай из стихотворения клубочек» («Намотай стихотворение на

катушку»).

  • «Собери (разбери) бусы».
  • «Сложи пирамидку».
  • «Выложи счётные палочки».
  • «Положи камешки на полоску».
  • «Узелки на верёвке».

В подготовительной к школе группе используется ещё и логический метод заучивания стихотворения «Перескажи стихотворение своими словами». Практически все методы и приёмы заучивания текстов в равной степени интересны детям. При этом наиболее эффективными оказываются те, которые соответствуют индивидуальным особенностям детей. Так, например, дети, имеющие значительные зрительные нарушения, лучше запоминают стихи с использованием приёмов, относящихся к слуховому методу. Для большинства детей ведущим является зрительный метод запоминания. Двигательный метод, в основном, используется как вспомогательный, главным образом, с целью развития координации речи с движениями, чувства ритма, и, в свою очередь, также способствует более качественному запоминанию текста.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Приемы заучивания стихотворений детьми дошкольного возраста

На протяжении дошкольного детства одной из задач, стоящих перед педагогами, является ознакомление детей с художественной литературой, разными её жанрами. Поэзия, как один из жанров литературы, являетс...

Буклет по заучиванию стихотворений детьми дошкольного возраста

Буклет по заучиванию стихотворений детьми дошкольного возраста...

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ «Нетрадиционные подходы к заучиванию стихотворений детьми дошкольного возраста»

Способствовать увеличению «педагогического багажа» новыми формами и методами обучения стихов дошкольниками. Повышение профессиональной квалификации педагогов в процессе активного педагогич...

Презентация на тему: «Нестандартные подходы к заучиванию стихотворений детьми дошкольного возраста»

В детском возрасте заучивание стихотворных текстов наизусть, является важным воспитательным и обучающим моментом....

Мастер - класс для педагогов: «Нестандартные подходы к заучиванию стихотворений детьми дошкольного возраста»

Мастер - класс для педагогов:«Нестандартные подходы к заучиванию стихотворений детьми дошкольного возраста»...

Мастер – класс «Нестандартные подходы к заучиванию стихотворений детьми дошкольного возраста»

В детском возрасте заучивание стихотворных текстов наизусть является важным воспитательным и обучающим моментом....