Конспект ОД по развитию речи в старшей компенсирующей группе по теме Осень.
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Конспект ОД по развитию речи в старшей компенсирующей  группе по теме Осень.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект образовательной деятельности по развитию речи  в старшей компенсирующей группе

Тема «Осень»

Образовательные цели. Расширение представлений об осенних изменениях в природе. Активизация словаря по теме «Осень». Совершенствование грамматического строя речи.

Развивающие цели. Развитие фонематических представлений, связной речи, зрительного внимания и восприятия, логического мышления, тонкой и общей моторики, координации движений, ловкости.

Воспитательные цели. Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности. Воспитание любви и бережного отношения к природе.

Оборудование. Картина «Ранняя осень»( альбом «Круглый год»), игра«Разноцветные листья»( Нищева Н. В. Играйка 1),ведерко с каштанами, картинки для игры «Четвертый лишний»

Предварительная работа. Сбор каштанов на прогулке в парке. Разучивание упражнения «Каштаны».

Ход

Составление рассказа об осени по картинке  «Ранняя осень».

Воспитатель дает детям одну минуту для свободного рассматривания, а затем задает вопросы, с помощью указки привлекая внимание детей к той части картины, о которой идет речь.

Воспитатель. Кого вы видите на картинке? Начните ответ со слов мы видим.

(Мы видим детей.)

Воспитатель. Где находятся дети?

(Они пришли в лес.)

Воспитатель. В какой лес пришли дети?

( Они пришли в осенний лес.)

Воспитатель. Как вы догадались?

(В лесу на деревьях разноцветные листья, на земле желтая трава. В траве растут грибы.)

Воспитатель. Что делают девочки?

( Девочки собирают листья.)

Воспитатель. Что делает мальчик в красной куртке?

( Мальчик в красной куртке наблюдает за белочкой.)  

Воспитатель. А чем занят мальчик в коричневой куртке?

( Второй мальчик хочет погладить ежика.)

Воспитатель. Как вы думаете, детям понравился осенний лес? Обратите внимание на их лица.

( У детей веселые лица. Им интересно гулять в осеннем лесу.)

Воспитатель. Вы очень хорошо ответили на мои вопросы. А теперь давайте повторим рассказ по картине целиком. Сначала вы расскажете, кого вы видите на картине, где они находятся. Затем опишете осенний лес. Потом расскажете, что делают дети. И, наконец, объясните, почему детям понравилось в осеннем лесу.

Мы видим на картине детей. Они пришли в осенний лес. В лесу на деревьях разноцветные листья, на земле желтая трава. В траве растут грибы. Девочки собирают листья. Один мальчик наблюдает за белочкой, а другой — за ежиком. Детям интересно гулять в осеннем лесу.

Воспитатель. У тебя получился очень хороший рассказ. Каждый из вас составит свой рассказ по картинке потом.

Упражнение «Осенью».

Вдруг закрыли небо тучи,

Поднимаются на носочки, поднима-

Начал капать дождь колючий.

ют вверх перекрещенные руки.

Прыгают на носочках, держат руки

Долго дождик будет плакать,

на поясе.

Разведет повсюду слякоть.

Приседают, держат руки на поясе.

Грязь и лужи на дороге,

Идут по кругу, высоко поднимая коле-

Поднимай повыше ноги.

ни.

Н. Нищева

Упражнение «Каштаны».

Воспитатель достает ведерко с каштанами и предлагает детям взять по два каштана в ведущую руку.

Воспитатель. Давайте вспомним упражнение «Каштаны». Держите каштаны крепко, катайте их вокруг друг друга, старайтесь не уронить.

                 Каштаны в ладошке я крепко держу,

Каштаны в ладошке кручу и кружу.

Я ловко катаю каштаны в ладошке,

Они убегают, как мышки от кошки.

Н. Нищева

Дети складывают каштаны обратно в ведерко.

Воспитатель. Вы были очень ловкими и не уронили каштаны.

Упражнение «Четвертый лишний».

Воспитатель помещает на наборное полотно четыре картинки: зонт, резиновые сапоги, спасательный круг, плащ-дождевик.

Воспитатель. Сейчас мы поиграем в игру «Четвертый лишний». Посмотрите на картинки и подумайте, которая из них не имеет отношения к осени.

( Лишний спасательный круг.)

Воспитатель. Почему?

( Он нужен летом, на пляже.)

Воспитатель. Верно. А все остальные предметы нужны осенью.

Аналогично проводится работа еще с двумя-тремя комплектами картинок.

Игра «Разноцветные листья».

( Нищева Н. В. Играйка 1)

Воспитатель помещает на наборное полотно два листа, на которых изображены клен, каштан, рябина, дуб, сосна, ель.

Воспитатель. Вы узнали деревья, которые растут в лесу? Покажите и назовите их.

Дети по очереди выходят к наборному полотну, показывают и называют деревья. Воспитатель  раскладывает перед детьми карточки с изображением листьев деревьев. Карточки снабжены «липучками», так же как и кружки, нарисованные около деревьев.

Воспитатель. А вот и листья этих деревьев. Вы должны отгадать, с какого дерева упал каждый из них, закрепить листок рядом с этим деревом в кружке и вспомнить, какой это листок.

( Этот листок упал с клена. Кленовый листок.)

( А этот листок упал с рябины. Рябиновый листок.)

(Вот это листок с дуба. Дубовый листок.)

(Эти иголочки с елки. Еловые иголки.)

( А эти иголочки с сосны. Сосновые иголки.)

Воспитатель. С какого же дерева упал последний листок?

( С каштана.)

Воспитатель. Мы назовем его лист каштана. Каштановый лист не принято говорить. А теперь представьте, какого цвета листья деревьев осенью, и расскажите мне про каждый из них. Послушайте, как я расскажу про еловые иголки. Это — зеленые еловые иголки.

( Красный кленовый листок.)

( Оранжевый рябиновый листок.)

( Коричневый дубовый листок.)

( Зеленые сосновые иголки.)

( Желтый лист каштана.)

Воспитатель. Молодцы. Вы очень хорошо справились с заданием.

Воспитатель предлагает детям вспомнить, о чем они говорили, чем занимались, в какие игры играли.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по развитию речи в старшей группе по теме «Осень»

Систематизировать знания детей об осени и осенних явлениях...

Конспект НОД по развитию речи в старшей группе по теме «ОСЕНЬ»

• уточнить и расширить знания детей об осенней поре года; • активизировать словарь детей по теме занятия; • совершенствовать умения внимательно слушать, отвечать на вопросы; • сформировать у детей ...

Конспект НОД по развитию речи в старшей группе по теме «Осенние задания»

Конспект НОД  по развитию речи в старшей группе по теме «Осенние задания» Цель: обобщить знания детей по теме: “Осень”.Задачи:Образовательные: Связная...

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе По теме: «Осень золотая»

Конспект занятия по развитию речи в старшей группеПо теме: «Осень золотая»...

КОНСПЕКТ ООД ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ НА ТЕМУ "ОСЕНЬ"

КОНСПЕКТ ООД ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ  НА ТЕМУ "ОСЕНЬ"...

Конспект НОД по развитию речи в старшей группе по теме "Осень"

Воспитатель: - Ребята, сегодня утром я получила письмо. Как вы думаете, от кого оно? Отгадайте, пожалуйста, загадку: Утром мы во двор идем — Листья сыплются дождем, Под ногами шелестят И летят, летят,...