Семинар-практикум для педагогов "Развитие и обогащение словаря ребёнка"
методическая разработка по развитию речи (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Павлова Людмила Анатольевна

В материале закрепляются  понятия о словаре, словарной работе, программные задачи  словарной работы по возрастным группам, практические приемы актизизации словаря дошкольника.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Семинар-практикум   для   педагогов

Тема: "Развитие и обогащение словаря ребёнка"

Подготовила :Павлова Людмила Анатольевна,

 учитель-логопед

2019 г

 Цель: повторение и закрепление основ методики работы по формированию словаря.

Задачи:

  • Уточнить знания о понятии словарной работы.
  • Закрепить знания о задачах и содержании словарной работы
  • Закрепить знания об общих вопросах методики словарной работы.
  • Закрепить знания о методике словарной работы в возрастных группах

План:

  1. Сообщение темы.
  2. Информационная часть.
  3. Практическая часть.
  4. Заключение.

Перед началом семинара педагоги распределяются на подгруппы по закрепленным возрастным группам

Ход  семинара

 Теоретическая часть  
     
Одной из ПРОБЛЕМ   по развитию речи детей - бедность активного и пассивного словаря. Речь у наших детей настолько слабо развита, что значительно затрудняет общение с окружающими людьми.

       Дети имеют ограниченный словарный запас даже на бытовом уровне и не способны называть некоторые предметы из близкого окружения и некоторые действия. Они используют только простые предложения из 2-3 слов. Допускают грубые ошибки в употреблении грамматических конструкций, испытывают трудности в использовании предлогов. У них отсутствует или грубо недоразвита связная речь (1-2 предложения вместо пересказа).

Например, при составлении рассказа по плану по теме «Одежда» (название, цвет, из каких частей состоит, для чего предназначена) дети расскажут о рубашке примерно так:  «рубашка синяя, ее можно носить», вместо:  «Это рубашка. Она синего цвета. У рубашки есть воротник, пуговицы, рукава и карманы. Рубашку носят мальчики, как торжественную одежду ».  ЧАСТО ПРИ выполнении   заданий совместно с ребенком встречаются ТАКИЕ Же однословные Ответы по пунктам плана, вместо связного небольшого рассказа.

Поэтому обогащение словаря ребёнка, развитие у него грамматически правильной фразовой и связной речи - это задача, которую педагоги могут и должны решать .  

Что же такое словарь или словарный запас?

  Слово является важнейшей единицей языка. В словаре отражается содержание речи. Слова обозначают предметы и явления, их признаки, качества, свойства и действия с ними

Словарный запас - это набор слов, выражений, понятий, которые человек понимает и использует в своей речи. Словарный запас развивается с возрастом и служит как полезный и фундаментальный инструмент для общения и приобретения новых знаний. Накопление словаря одна из основных составляющих в развитии речи человека. И чем богаче у человека словарный запас, тем полноценнее, разнообразнее его устная речь.

Словарь человека складывается из двух составляющих: пассивный словарь и активный. Активный словарный запас включает слова, которые используются в устной речи и письме. Пассивный словарный запас включает в себя слова, которые человек узнаёт при чтении и на слух, но не использует их сам в устной речи и письме. Пассивный словарный запас больше активного в несколько раз.  

По словам Д. Б. Эльконина, различия в словаре «более велики, чем в какой-либо другой сфере психического развития».

Словарный запас детей должен обогащаться не только в количественном, но и в качественном отношении, когда складывается понимание значения слов.

Рост словаря происходит за счет разнообразных частей речи. Для детей раннего дошкольного это в основном существительные и глаголы. У ребенка формируются связи между предметом, его изображеним, словом, его обозначающим. Дальше он знакомится с действиям, выполняемым предметом, и словом, обозначающим действие. После добавляются слова-признаки или описания.

Согласно «Примерной основной  общеобразовательной программы дошкольного образования» задача «Обогащение активного словаря» является частью речевого развития. В содержании работы по образовательной области «Речевое развитие» один из пунктов является именно «Формирование словаря»

Тематическое планирование, реализуемое в ДОУ, позволяет использовать разнообразные методы и приемы развития речи по определенной лексической теме, что положительно влияет на уровень словаря и общее развитие ребенка.

      Активная речевая среда способствует более полному речевому развитию ребенка. Посредством этого накапливается пассивный словарь, понимание обращенной речи. Частое называние отдельных предметов, описание их свойств постепенно откладывается в памяти ребенка. Также он знакомится с грамматическими формами и нормами родного языка. Постоянная беседа с ребенком обеспечивает и формирование диалогической речи. Не упускайте малейшего повода что-то обсудить с детьми. Именно обсудить. Одностороннее «говорение», без диалога - малополезно. Неважно, кто при этом молчит: ребёнок или взрослый. В первом случае у детей не развивается активная речь, во втором - пассивная (умение слушать, слышать, понимать речь; своевременно и правильно выполнять речевую инструкцию; вступать в партнёрские отношения; сопереживать услышанное).

Своевременное развитие словаря – один из важных факторов подготовки к школьному обучению. Дети, не владеющие достаточным лексическим запасом, испытывают большие трудности в обучении, не находя подходящих слов для выражения своих мыслей.  Дети с богатым словарем лучше решают арифметические задачи, легче овладевают навыком чтения, грамматикой, активнее в умственной работе на уроках.

 Таким образом, мы развиваем словарь детей для того, чтобы ребенок мог активно использовать фразовую речь, распространенные предложения и пользоваться связной речью.

2 часть. Что такое словарная работа?

Задание: Мы с вами практическим путем убедились в важности и необходимости проведения с детьми словарной работы.
Что подразумевается под понятием «Словарная работа»?.

  • «Словарная работа – целенаправленная педагогическая деятельность, обеспечивающая эффективное освоение словарного состава родного языка». М.М. Алексеева, В.И. Яшина .
  • «Словарная работа – это планомерное расширение активного словаря детей за счёт незнакомых или трудных для них слов» А.М. Бородич .
  • «Словарная работа – систематическая учебно – воспитательная работа в области лексики языка, направленная на овладение учащимися незнакомым или знакомым, но трудным для них словарём, на повышение культуры речи». Психолого-педагогический словарь.
  • «Словарная работа – необходимое условие освоения родного языка, его грамматического строя, развития связной монологической речи, воспитания звуковой стороны речи» О.С. Ушакова

3 часть. Задачи и содержание словарной работы

Задание 1. Перед участниками семинара ставиться следующий вопрос: «Как вы считаете, какие общие  задачи решаются в ходе словарной работы?».

1. Обогащение словаря новыми словами, усвоение детьми ранее неизвестных слов, а также новых значений ряда слов, уже имеющихся в их лексиконе. Обогащение словаря происходит за счет общеупотребительной лексики (название предметов, признаков и качеств, действий, процессов и т.д.)

2. Закрепление и уточнение словаря. Эта задача обусловлена тем, что у детей слово не всегда связано с представлением о предмете. Они часто не знают точного наименования предметов. Поэтому необходимо углубление понимания уже известных слов, наполнение их конкретным содержанием, на основе точного соотнесения с объектами реального мира, дальнейшего овладения обобщением, которое в них выражено, развитие умения пользоваться общеупотребительными словами.

3. Активизация словаря. Усваиваемые детьми слова делятся на 2 категории: пассивный словарь (слова, которые дети понимают, но не употребляют в своей речи) и активный словарь (слова, которые ребенок не только понимает, но активно, при всяком подходящем случае  употребляет в речи). Новое слово войдет в активный словарь в том случае, если оно будет закреплено и воспроизведено в речи. Ребенок должен не только слышать речь воспитателя, но и воспроизводить ее много раз, так как при восприятии  участвует только слуховой анализатор, а в говорении – еще и мускульно-двигательный и кинестетический анализаторы.

4. Устранение из речи детей нелитературных слов (диалектных, просторечий, жаргонных). Это особенно необходимо, когда дети находятся в условиях неблагополучной языковой среды.

Задание 2. Перечислите задачи по формированию словаря в ваших возрастных группах. 

Вторая группа раннего возраста (от 2 до 3 лет)

Формирование словаря. На основе расширения ориентировки детей в ближайшем окружении развивать понимание речи и активизировать словарь.Учить понимать речь взрослых без наглядного сопровождения. Развивать умение детей по словесному указанию педагога находить предметы по названию, цвету, размеру («Принеси Машеньке вазочку для варенья»,«Возьми красный карандаш», «Спой песенку маленькому медвежонку»);называть их местоположение («Грибок на верхней полочке, высоко», «Стоят рядом»); имитировать действия людей и движения животных («Покажи,как поливают из леечки», «Походи, как медвежонок»).

Обогащать словарь детей:

•  существительными, обозначающими названия игрушек, предметов личной гигиены (полотенце, зубная щетка, расческа, носовой платок),одежды, обуви, посуды, мебели, спальных принадлежностей (одеяло, подушка, простыня, пижама), транспортных средств (автомашина, автобус), овощей, фруктов, домашних животных и их детенышей;

•  глаголами, обозначающими трудовые действия (стирать, лечить,поливать), действия, противоположные по значению (открывать — закрывать, снимать — надевать, брать — класть), действия, характеризующие взаимоотношения людей (помочь, пожалеть, подарить, обнять), их эмоциональное состояние (плакать, смеяться, радоваться, обижаться);

•  прилагательными, обозначающими цвет, величину, вкус, температуру предметов (красный, синий, сладкий, кислый, большой, маленький, холодный, горячий);

•  наречиями (близко, далеко, высоко, быстро, темно, тихо, холодно, жарко, скользко).

Способствовать употреблению усвоенных слов в самостоятельной речи детей.

Младшая группа (от 3 до 4 лет)

Формирование словаря. На основе обогащения представлений о ближайшем окружении продолжать расширять и активизировать словарный запас детей. Уточнять названия и назначение предметов одежды, обуви, головных уборов, посуды, мебели, видов транспорта. Учить детей различать и называть существенные детали и части предметов (у платья — рукава, воротник, карманы, пуговицы), качества (цвет и его оттенки, форма, размер), особенности поверхности (гладкая, пушистая, шероховатая), некоторые материалы и их свойства (бумага легко рвется и размокает, стеклянные предметы бьются, резиновые игрушки после сжимания восстанавливают первоначальную форму), местоположение (за окном, высоко, далеко,под шкафом). Обращать внимание детей на некоторые сходные по назначению предметы (тарелка — блюдце, стул — табурет — скамеечка, шуба — пальто — дубленка). Учить понимать обобщающие слова (одежда, посуда, мебель, овощи,фрукты, птицы и т. п.); называть части суток (утро, день, вечер, ночь); называть домашних животных и их детенышей, овощи и фрукты.

Средняя группа (от 4 до 5 лет)

Формирование словаря. Пополнять и активизировать словарь детей на основе углубления знаний о ближайшем окружении. Расширять представления о предметах, явлениях, событиях, не имевших места в их собственном опыте.

 Активизировать употребление в речи названий предметов, их частей, материалов, из которых они изготовлены. Учить использовать в речи наиболее употребительные прилагательные, глаголы, наречия, предлоги.

Вводить в словарь детей существительные, обозначающие профессии; глаголы, характеризующие трудовые действия.

Продолжать учить детей определять и называть местоположение предмета (слева, справа, рядом, около, между), время суток. Помогать заменять часто используемые детьми указательные местоимения и наречия (там, туда, такой, этот) более точными выразительными словами;  употреблять слова-антонимы (чистый — грязный, светло — темно).

Учить употреблять существительные с обобщающим значением (мебель, овощи, животные и т. п.).

Старшая группа (от 5 до 6 лет)

Формирование словаря. Обогащать речь детей существительными, обозначающими предметы бытового окружения; прилагательными, характеризующими свойства и качества предметов; наречиями, обозначающими взаимоотношения людей, их отношение к труду.

Упражнять в подборе существительных к прилагательному (белый — снег, сахар, мел), слов со сходным значением (шалун — озорник — проказник), с противоположным значением (слабый — сильный, пасмурно — солнечно).

Помогать детям употреблять в речи слова в точном соответствии со смыслом.

. Подготовительная к школе группа (от 6 до 7 лет

Формирование словаря. Продолжать работу по обогащению бытового, природоведческого, обществоведческого словаря детей.

Побуждать детей интересоваться смыслом слова.

Совершенствовать умение использовать разные части речи в точном соответствии с их значением и целью высказывания.

Помогать детям осваивать выразительные средства языка.

Задание 3. Ответьте, пожалуйста, на вопрос «Что входит в содержание словарной работы?» 

 В детском саду ребёнок должен овладеть двумя категориями знаний:

1. Знания, не требующие специального обучения.
2. Знания, усваиваемые в процессе организованной учебной деятельности. (А.П.Усова)

1. Бытовой словарь (части тела, лица, одежда, посуда ….)
2. Природоведческий словарь (Живая, неживая природа)
3. Обществоведческий словарь (страна, труд людей, праздники, армия)
4. Эмоционально-оценочная лексика (слова, обозначающие эмоции, переживания, чувства)
5. Слова, обозначающие время, пространство, количество.

4 часть «Общие вопросы методики словарной работы»

Задание 1. Методы словарной работы делятся на две группы. 

  • методы накопления содержания детской речи,
  • методы, направленные на закрепление и активизацию словаря, развитие его смысловой стороны.

Первая группа включает методы:

А) методы непосредственного ознакомления с окружающим и обогащения словаря: рассматривание и обследование предметов, наблюдение, осмотры помещения детского сада, целевые прогулки и экскурсии;

Б) методы  опосредованного ознакомления с окружающим и обогащение словаря: рассматривание картин с малознакомым содержанием, чтение художественных произведений, показ кино- и видеофильмов, просмотр телепередач.

Вторая группа методов направлена на закрепление и активизацию словаря, развитие его смысловой стороны: рассматривание игрушек, рассматривание картин с хорошо знакомым содержанием, дидактические игры, чтение художественных произведений, дидактические (словарные)   упражнения. 

Задание 2. Определите  в какой возрастной группе можно использовать данные формы и методы работы.

  • Формы и методы словарной работы в младших группах
  • 1. Осмотр помещения.
    2. Целевые прогулки.
    3. Занятие по ознакомлению с предметным миром
    4. Занятия с образными игрушками
    5. Хороводные игры
    6. Рассматривание картин
    7. Ознакомление с художественной литературой.
    8. Проведение словарных упражнений.
  • Формы словарной работы в средних группах
  • 1. Осмотр помещений.
    2. Экскурсии
    3. Рассматривание предметов
    4. Сравнение, различение, обобщение.
    5. Беседы по игрушкам. Описание игрушек и составление загадок по ним.
    6. Рассматривание картин.
    7. Дидактические игры
    8. Драматизация и инсценировка с игрушками.
  • Методы словарной работы в старших группах
  • 1. Занятие по обогащению словаря детей
    2.Осмотр помещения.
    3. Экскурсии.
    4. Рассматривание предметов и живых объектов
    5. Занятие по сравнению предметов.
    6. Занятия по формированию родовых понятий
    7. Беседы об игрушках.
    8.Беседы по картинам. Составление рассказов по картинкам.
    9. Ознакомление с художественной литературой.
    10.Объяснение значений слов
    11.Составление рассказов детьми
    12.Упражнения и игры

4 часть . Практическая 

Обучение педагогов приемами  расширения словарного запаса детей.

Игра Зеркало

Цель: Уточнение и расширение пассивного словаря – названия частей тела и лица, предметов одежды и обуви, названия движений и действий.

Оборудование: большое зеркало.

Ход игры: Взрослый рассматривает вместе с ребенком его отражение в зеркале – его лицо, тело, одежду  - Кто там? – Это наш Ваня. – Покажи, где у тебя голова. А где  волосы? -  Покажи пальчики. А где у тебя платочек лежит?- Вот он, в кармане .А где у Вани штанишки? – А где у Вани маечка? Покажи, а что у тебя на ногах? Это тапочки…. Далее можно попросить ребенка выполнить перед  зеркалом различные действия и называем их.( Покажи, как ты танцуешь? Как зайчики прыгают? И т.д.)

 Игра  "Кто что делает"
 Эта игра обогащает лексический запас детей словами-действиями (глаголами) и   позволяет не только активизировать монологическую речь, но и выразительность неречевых средств воздействия на слушателей. В рамках этого варианта существует несколько способов организации игрового действия.

а) Для игры необходим набор предметных картинок.

Младших детей учим называть конкретное действие. Находить названное действие среди других (по картинкам).

б) Кто больше назовет действий к предмету

Мальчик – читает, лепит,пишет,вырезает,чинит,забивает,пляшет, красит,дерется….

Девочка -  

Собака –

Кошка –

Ручей –

Ветер -

в) Со старшими дошкольниками игра может проводиться без наглядной основы. Ведущий называет предмет, явление, объект, а игроки по очереди называют действие, выполняемое этим объектом, и слово-существительное для следующего игрока. Например, ведущий говорит: "Машина". Ребенок отвечает: "Едет. Художник". Следующий игрок: "Рисует. Рука" и т. д

Игра "Подбор объектов к действию"
Ребенку предлагают назвать объекты, совершающие те или иные действия. Например, "кто и что плавает?" — человек, доска, собака, корабль; "греет?" — солнце, печь, грелка; "летает?" — самолет, птица, бабочка, муха, пушинка, воздушный шар, листья желтые с деревьев, «ползает?» - змея,червяк,гусеница,жук и т.д.

Игра «Угадай предмет».

Кузов,кабина,колеса,руль,фары,дверца,дворник – грузовая машина.

Ствол,ветки,сучья,почки,листья,кора,корни – дерево.

Сиденье,спинкка,ножки – стул.

Дно,крышка,стенки,ручки - ,кастрюля.

Подъезд,этаж,лестница,квартира,чердак – дом.

Крылья,кабина,пропеллер,шасси,хвост,мотор – самолет.

Игра» Подбери точно» ( с элементами соревнования»)

"Все горячее" (плита, огонь, чайник, солнце, батарея, горячая вода, кастрюля, чай),

"Все мокрое" (зонт, руки, ноги, плащ, волосы, бельё, пол, дорога, трава),

«Все тяжелое» (гиря, кирпич, камень, сумка, ведро с водой, доска, колесо, медведь, кит),

"Ласковые слова" (киска, рыбка, куколка, машинка, ягодка, ручка, зимушка, деревце, цветочек ...).

"Вежливые слова" (пожалуйста, спасибо, благодарю, простите, извините, подскажите, будьте любезны, доброе утро, добрый день, добрый вечер, спокойной ночи) и т.д.

«Слова утешения», «Слова радости», «все что едет», «всё красное» и т.д.

Карточки для самостоятельной работы: «Ассоциации»

Игроки должны придумать как можно больше ассоциаций к изображенному на карточке предмету и записать их.

    Машина (большая, зеленая, руль, стекло, дверцы, багажник, капот, фары, колеса, сидения, дворники, сигналит, едет, стоит, заводится, останавливается, глохнет, возит, работает, моют, протирают, ремонтируют, ставят ...) .

    Куртка (замок, карманы, капюшон, рукава, манжеты, коричневая, осенняя, теплая, мягкая, красивая, стирают, чистят, сушат, гладят, носят, одевают, снимают, вешают ...).

     Лук (овощ, полезный, зеленый, желтый, перьевой, репчатый, горький, полезный, растет на грядке, вытаскивают, сушат, чистят, режут, варят, жарят, едят ...).

     Сапоги (замок, нос, пятка, подошва, мех, кожа, коричневые, теплые, зимние, красивые, мягкие, чистят, сушат, моют, ходят, обувают, снимают, ставят .Кастрюля (большая, зеленая, железная, крышка, ручки, дно, стенки, варят, кипятят, греют, готовят, ставят, разогревают, моют, чистят, сушат ...).

"Цепочка слов"
Эта игра используется с детьми старшего дошкольного возраста и проводится, в основном, в словесном варианте, так как предугадать детские ответы и быстро подобрать к ним соответствующие картинки бывает достаточно сложно. Суть игры заключается в подборе слов — существительных и прилагательных. То есть дети составляют своеобразный "поезд" из слов, где слова-вагончики соединены между собой. Например, исходное слово — "кошка".

Кошка бывает какая?
Пушистая, ласковая, разноцветная...
Что еще бывает разноцветным?
Радуга, платье, телевизор...
Каким еще может быть платье?
Шелковым, новым, прямым...
Что еще может быть прямым?
Линия, дорога, взгляд... и т. д.

Игра "Добавь слово"
Эта игра развивает память, умение классифицировать предметы по группам и может проводиться в разных вариантах.
Взрослый начинает игру: "В корзину я положил яблоки". Ребенок продолжает, повторяя все сказанное ранее и добавляя свое слово, соответствующее названному первым участником игры: "В корзину я положил яблоки и лимоны". Следующий играющий повторяет предложение и добавляет слово от себя. И так далее.
Игра "Дополни предложение"
Содержание же игры состоит в следующем: водящий называет любое слово, а каждый из участников по очереди добавляет к нему свое слово, повторяя целиком предыдущее. При распространении предложения слова могут быть размещены в различных его местах (в начале, конце, середине), но добавлять их необходимо с учетом смыслового содержания.Можно помогать вопросами. Например, исходное слово "солнце":

светило солнце;
ярко светило солнце;
на небе ярко светило солнце;
на небе ярко светило весеннее солнце;
на небе ярко светило и играло весеннее солнце;
на небе ярко светило и играло лучами весеннее солнце;
на небе ярко светило и играло золотыми лучами весеннее солнце;
на голубом небе ярко светило и играло золотыми лучами весеннее солнце;
на голубом небе ярко светило и играло своими золотыми лучами весеннее солнце;
на голубом небе ярко светило и играло своими золотыми лучами ласковое весеннее солнце...

Игра «Телеграмма»

Составить телеграмму, в которой все слова начинались бы на букву П, С, Р, К,М

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Итак, мы развиваем словарь детей для того, чтобы ребенок мог активно использовать фразовую речь, распространенные предложения и пользоваться связной речью, способствуем активному общению с окружающими.

Я предлагаю вам принять во внимание продемонстрированные игры, активно их применять в работе с детьми..


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар-практикум для родителей Тема: «Развитие и обогащение словаря ребёнка. Подготовка детей к школе. Психологическая готовность.»

В статье даны рекомендации по психологической подготовке ребенка к школьному обучению, а также практические советы и игры, которые могут применять родители в повседневной жизни при общении с реб...

Семинар - практикум для родителей «Развитие и обогащение словаря ребёнка.Подготовка детей к школе.Психологическая готовность»

Семинар - практикум для родителей  «Развитие и обогащение словаря ребёнка.Подготовка детей к школе.Психологическая готовность"....

Семинар-практикум для родителей на тему: "Развитие и обогащение словаря ребёнка"

Семинар-практикум для родителей на тему: "Развитие и обогащение словаря ребёнка"...

Семинар-практикум для родителей "Развиваем и обогащаем словарь ребёнка"

Семинар-практикум для родителей "Развиваем и обогащаем словарь ребёнка"Цель: Познакомить родителей с различными способами закрепления речевых навыков у детей в домашних условиях....

Семинар-практикум для родителей "Развиваем и обогащаем словарь ребёнка" в подготовительной группе «Улыбка» Воспитатель : Безладная Н.Д. ________________________________________

Обагащение пассивного и активного словаря ребёнка и развитие у него грамматически правильной фразовой и связной речи - это задача, которую родители и педагоги могут и должны решать ежедневно.В первую ...

Семинар-практикум для воспитателей детского сада. “Обогащение словаря дошкольников у детей дошкольного возраста посредством дидактических игр.”

ldquo;Обогащение словаря дошкольников у детей дошкольного возраста посредством дидактических игр.&rdquo...

Семинар-практикум для родителей "Развиваем и обогащаем словарь ребёнка

Семинар-практикум для родителей "Развиваем и обогащаем словарь ребёнка...