Конспект по развитию речи «Составление сюжетного рассказа по картине «Мы играем в кубики. Строим Дом.»
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Учить составлять сюжетный рассказ по картине; придумывать продолжение сюжета, название картины. Учить подбирать глаголы и прилагательные для характеристики действий персонажей; уточнить и закрепить правильное произношение звуков [ш] и [ж], учить дифференцировать эти звуки? Отчетливо и внятно произносить слова с этими звуками, делить двухсложные слова на части и произносить каждую часть слова; показать последовательность звучания слогов в слове.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад №19 г.Энгельс

Конспект по развитию речи

 «Составление сюжетного рассказа по картине «Мы играем в кубики. Строим Дом.»

https://i.mycdn.me/i?r=AzEPZsRbOZEKgBhR0XGMT1Rk55NgUH-DJ2hEAsmAZ7ECLaaKTM5SRkZCeTgDn6uOyic


Тема: «Составление сюжетного рассказа по картине «Мы играем в кубики. Строим Дом.»

ЦельУчить составлять сюжетный рассказ по картине; придумывать продолжение сюжета, название картины. Учить подбирать глаголы и прилагательные для характеристики действий персонажей; уточнить и закрепить правильное произношение звуков [ш] и [ж], учить дифференцировать эти звуки? Отчетливо и внятно произносить слова с этими звуками, делить двухсложные слова на части и произносить каждую часть слова; показать последовательность звучания слогов в слове.

Материал: картина «Мы играем в кубики. Строим дом»; медведь (мягкая игрушка); картинки с изображениями животных (предметов), в названиях которых есть звуки [ш] и [ж]; счетные палочки

Ход НОД

Деятельность воспитателя

Деятельность детей

I. Вводная часть

Дети сидят за столами.

Воспитатель: Ребята, посмотрите кто к нам пришел в гости! Это Мишка! Давайте поприветствуем его! Мишке очень любит слушать сказки и рассказы. Давайте составим для него рассказ? Посмотрите на картину. На экране картина «Мы играем в кубики. Строим дом». После рассматривания картины воспитатель задает вопросы:

Кто нарисован на этой картине?

— Что делают дети?

— Как можно назвать эту картину?

— Что делает этот мальчик?

- Как можно сказать об этом по-другому?

— Что делает другой мальчик?

- А по-другому как можно сказать?

— Что делает девочка?

- А по-другому как об этом сказать?

— Придумайте рассказ по этой картине. Сначала скажите, как он называется. Потом расскажите, где играют дети, что они делают. Придумайте для своего рассказа интересный конец — что будут делать дети дальше.

(Дети: мальчики и девочки.)

(Играют, строят дом.)

(«Строим дом»; «Мы играем»; «Дети строят дом».)

(Ставит на дом флажок.)

(Укрепляет флажок наверху постройки; прикрепляет флажок и т.п.)

(Возит на машине кубики.)

(Везет строительный материал; разгружает машину; помогает строить дом.)

(Привезла кукольную мебель.)

(Везет машину с кукольной мебелью; играет вместе с мальчиками.)

II. Основная часть

(Дети придумывают и рассказывают. Если они затрудняются придумать концовку, воспитатель предлагает образец: «Дети построили дом и поселили в нем своих кукол. Хорошо куклам в красивом и уютном доме.»

Воспитатель: Молодцы! Какой интересный рассказ вы придумали. И Мишке он очень понравился. А еще мишка очень любит играть и предлагает вам с ним поиграть. Выходите на ковер.

- Посмотрите, что принес нам мишка!

- А чтобы посмотреть, что в нем, нужно отгадать загадки:

Нет ни рук, ни ног у зверя,

И не нужно, не потеря!

Он легко в траве скользит,

А приблизишься – шипит!

- Правильно это змея.

 (воспитатель достает картинку змеи)

- А как шипит змея?

- Какой звук мы слышим?

- Правильно молодцы. Это согласный звук.

- А теперь следующая загадка:

В темноте летает кто-то

Издавая громкий звук

Кто там спорит с самолетом?

Ну конечно, майский……

 (воспитатель достает картинку жука)

- Как жужжит жук?

Какой звук мы слышим?

- Правильно! Звук ж тоже согласный звук.

Игра «Эхо»

Воспитатель: Я буду произносить звуки громко, вы повторяйте их потише. Глаза закройте. (звуки [ж] и [ш] поочередно)

— Ребята, — говорит медведь. — А в моем имени какой звук вы слышите — ш или ж? Я принес вам картинки. Поищем, не спрятались ли в них звуки ш и ж.

(Дети называют предметы, животных. выделяя голосом звуки ш и ж и проговаривая затем эти звуки изолированно.)

Работает над чистоговорками, произносит:

- Аш - аш - аш- вот у Даши карандаш.

- Еш-еш-еш - яблоки поешь.

- Жа-жа-жа спугались мы моржа.

- Жу-жу-жу – спели песню мы ежу.

(сундучок)

(змея)

- шшшш (показываем руками, как ползает и шипит змея)

- шшш.

(жук)

- жжжж (показываем руками, жужжим)

- жжж

 

-А теперь давайте отдохнем немного.

ФизкультминуткаВверх рука и вниз рука
Вверх рука и вниз рука. 
Потянули их слегка. 
Быстро поменяли руки! 
Нам сегодня не до скуки

Приседание с хлопками: 
Вниз — хлопок и вверх — хлопок. 
Ноги, руки разминаем, 
Точно знаем — будет прок.

- Садимся за столы.

(Одна прямая рука вверх, другая вниз, рывком менять руки.) 

Воспитатель: Ребята! А мишка нам еще принес счетные палочки, сейчас расскажу для чего.

— Я хочу вам что-то рассказать. Слова можно делить на части (слоги). В имени Миша — две части: Миии — шааа 

(рисует на доске два квадратика).

Первая часть ми, вторая ша. Поэтому я нарисовала два квадратика. Части слова можно еще прохлопать: ми – первый хлопок (слог), ша- второй хлопок (слог).

— У Миши лапа. В слове лапа тоже две части: лаа — паа. Первая часть ... ла, вторая часть ... па. Давайте прохлопаем слога в слове. Сколько слогов я произнесу, столько палочек вы отложите. Будьте внимательны: лааа... пааа.

— А вот еще какое слово есть — лыжи. Послушайте, сколько частей в этом слове: лыыы — жиии. Посчитайте на счетных палочках. Какой первый слог? Какой второй?

- Ну а мы продолжаем наше занятие. Выходите на ковер.

Послушайте, как говорили другие дети, подумайте можно ли так сказать?

  • Тетя, посмотри, у лошадки два хвоста. Один на голове, другой на спине.
  • Папа, это лошадке подметки подбивают.
  • Папа, тут дрова недавно пилили: вон на снегу пилилки валяются.
  • Я немножко открыла глаза и смотрела шепотом.
  • Мамочка, я тебе люблю громок-громко.

              (Дети исправляют ошибки.)

Воспитатель: А сейчас придумайте сами небылицы или путаницы, а другие будут их распутывать.

Игра «Найди точное слово»

Воспитатель: Папа решил сделать детям качели. Миша принес ему веревку. «Нет. Эта веревка не годится. Она оборвется.» Миша принес ему другую. «А вот эта ни за что не оборвется.» Какую сначала принес Миша веревку

, а какую потом ...

Качели папа делал летом. Но вот прошла осень и наступила……

Миша рос крепким мальчиком……

 Вышел он покататься на коньках и почувствовал под ногами……

А как сказать по другому…..

Мороз крепчал…..

 - Как вы понимаете выражение «крепкий орешек»?

-Так говорят не только про орехи, но и про людей, которых никакие невзгоды не сломают. Еще о них говорят «Крепкий духом» - значит сильный, стойкий человек.

- Объясните понятия: 

 - Придумайте сами предложения со словом крепкий.

тонкую, не прочную

прочную, крепкую

Зима

здоровым, сильным

крепкий лед

прочный, не хрупкий

становился сильнее

его трудно разбить

крепкая ткань, крепкий сон, крепкий чай

Игра «Назови одним словом»

Воспитатель: Решал ученик задачу и никак не мог ее решить. Думал он долго, но все-таки решил ее! Какая ему попалась задача? Какое из этих слов наиболее точное? Про что мы говорим тяжелый, тяжелая, тяжелые? (дети отвечают)

Замените выражения другими словами:

Тяжелый груз – 

Тяжелый сон 

Тяжелый воздух – 

Тяжелая рана – 

Тяжелое чувство – 

Тяжелый на подъем – 

Тяжелое наказание – 

Послушайте стихотворение Е. Серовой и подскажите мне нужные слова.

Подскажи словечко

Гладко, плавно лился стих,

Вдруг споткнулся и притих,

Ждет он и вздыхает.

Чтобы снова в добрый путь

Стих потек, как речка,

Помоги ему чуть-чуть,

Подскажи словечко.

Говорю я брату:

-Ох! С неба сыплется горох!

-Вот чудак, - смеется брат,-

Твой горох ведь это …

От кого, мои друзья,

Убежать никак нельзя?

Неотвязно в ясный день

Рядом с нами бродит…

имеющий большой вес

неспокойный сон        

неприятный воздух

опасная, серьезная рана

мучительное, горестное чувство

с трудом что-то решает

суровое наказание.

(град)

(тень).

III. Заключительная часть

Воспитатель: Предлагает выполнить упражнение «Назови ласково»:

Шуба теплая –

Лиса хитрая -

Заяц белый -

Ветка короткая -

Ворона черная -

Снег белый -

Итог занятия.

Воспитатель: Ребята, мишке очень понравилось с нами играть и слушать наш рассказ. А вам понравилось? Что больше всего вам запомнилось?

шубка тепленькая

лисичка хитренькая

зайчик беленький

веточка коротенькая

вороненок черненький

снежок беленький.