«СИСТЕМА РАБОТЫ ВОСПИТАТЕЛЯ ПО РЕЧЕВОМУ РАЗВИТИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ» (из опыта работы)
консультация по развитию речи (старшая группа)

Емельянова Наталья Владимировна

СИСТЕМА РАБОТЫ ВОСПИТАТЕЛЯ ПО РЕЧЕВОМУ РАЗВИТИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ

(ОПЫТ РАБОТЫ)

 Овладение родным языком является одним из самых важных приобретений ребёнка в дошкольном детстве. Поэтому процесс речевого развития рассматривается в современном дошкольном образовании, как общая основа воспитания и обучения детей. Система последовательного обучения речи детей прежде всего включает:

– отбор речевого содержания, доступного для дошкольника, и его методическое обеспечение;

– вычленение приоритетных линий в освоении речи (в словаре – это работа над смысловой стороной слова, в грамматике – формирование языковых обобщений, в монологической речи – развитие представлений о структуре связного высказывания разных типов);

– уточнение структуры взаимосвязи разных разделов речевой работы и изменение этой структуры на каждом возрастном этапе;

– взаимосвязь речевой и художественной деятельности в развитии творчества дошкольников;

– преемственность содержания методов речевой работы между ДОУ и начальной школой.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл iz_opyta_raboty_po_rechevomu_razvitiyu.docx24.35 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ «ДЕТСКИЙ САД П ЧЕРЕМУШКИ»

ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ

«СИСТЕМА РАБОТЫ ВОСПИТАТЕЛЯ ПО РЕЧЕВОМУ РАЗВИТИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ»

Подготовила воспитатель:

Емельянова Н.В.

Апрель,  2019 год

СИСТЕМА РАБОТЫ ВОСПИТАТЕЛЯ ПО РЕЧЕВОМУ РАЗВИТИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ

(ОПЫТ РАБОТЫ)

 Овладение родным языком является одним из самых важных приобретений ребёнка в дошкольном детстве. Поэтому процесс речевого развития рассматривается в современном дошкольном образовании, как общая основа воспитания и обучения детей. Система последовательного обучения речи детей прежде всего включает:

– отбор речевого содержания, доступного для дошкольника, и его методическое обеспечение;

– вычленение приоритетных линий в освоении речи (в словаре – это работа над смысловой стороной слова, в грамматике – формирование языковых обобщений, в монологической речи – развитие представлений о структуре связного высказывания разных типов);

– уточнение структуры взаимосвязи разных разделов речевой работы и изменение этой структуры на каждом возрастном этапе;

– взаимосвязь речевой и художественной деятельности в развитии творчества дошкольников;

– преемственность содержания методов речевой работы между ДОУ и начальной школой.

Формы работы по организации речевого развития дошкольников

Свою работу по развитию речи у детей строю с учетом разных видов деятельности: провожу упражнения, целью которых является развитие звуковой стороны речи и обогащения словаря детей; провожу игры и упражнения на развитие грамматического строя речи и связной речи, такие как: «Доскажи словечко», «Что сначала, что потом?», «Опиши предмет», Назови одним словом»,… Слежу, чтобы дети правильно и чётко называли предмет, части предмета, охарактеризовывали его признаки, качества в разных видах деятельности (на прогулке, в группе, во время различных режимных процессов, в игре). При этом чётко озвучиваю задание, точно ставлю вопросы. Чтобы максимально активизировать речь детей, провожу занятия и игры-занятия, вовлекаю детей в разговор на определённую тему, например: «Выходные дома», «Прогулка с братом...», «Мы помощники» и др. Позволяю высказывать свои соображения по ряду вопросов, которые ставит перед ними ставлю. В играх-занятиях дети принимают на себя какие-то роли, но не играют их, а проговаривают. Я стараюсь добиваться реализации таких качеств речи, как точность, правильность, связность, выразительность. Уделяю специальное внимание развитию у детей понимания речи, упражняя в выполнении словесной инструкции. Дети проявляют большой интерес к тому, как они говорят, а также предлагаю ребёнку рассказать о своих новостях другим детям, привлекаю внимание детей к вопросам и высказываниям других детей, побуждаю отвечать на них и высказываться. В беседе с ребёнком обращаю внимание на содержание и форму сообщения, деликатно исправляю грамматические ошибки. В свободное от занятий время индивидуально занимаюсь с ребёнком, развиваю ту сторону речевого развития, которая вызывает у ребёнка затруднения, например, с подгруппой детей (Софой П., Степаном А., Женей Б…) даю детям возможность рассказать об увиденном на прогулке, по дороге в детский сад, используя вопросы побуждения. Стараюсь задавать детям образцы правильной литературной речи, добиваюсь у детей, речь была чёткая, ясная, красочная, полная, грамматически правильная, выразительная, лаконичная включаю в речь разнообразные образцы речевого этикета. С детьми стараюсь говорить языком доступным, понятным, избегая трудных, непонятных выражений. Обучение речи протекает в двух формах: в свободном речевом общении и на занятиях. Развитие речи осуществляется и на занятиях по ознакомлению с художественной литературой, с явлениями окружающей действительности, и др., а также вне их – в игровой и художественной деятельности, в повседневной жизни.

Принцип преемственности в развитии речи дошкольников

Ведущим принципом в построении системы занятий по развитию речи служит взаимосвязь разных речевых задач. Отсюда вытекает необходимость преемственности в решении речевых задач. Выделяются две формы обеспечения преемственности в развитии речи дошкольников: линейная и концентрическая. Решение каждой речевой задачи (воспитание звуковой культуры речи, формирование грамматического строя речи, словарная работа, развитие связной речи)

В развитии связной речи – это связывание предложений в высказывание, в словарной работе – это работа над смысловой стороной слова, в грамматике – это формирование языковых обобщений. Умственное, нравственное и эстетическое воспитание детей осуществляется в процессе развития речи. Содержанием речи, усваиваемой ребёнком старшего дошкольного возраста, как известно, является отражённая в его сознании, воспринимаемая его органами чувств окружающая действительность. Поэтому я добиваюсь ответа у детей кто: он сам, части его тела, близкие люди, комната, где он живёт, внутреннее помещение детского сада, где он воспитывается, двор,  ближайшие улицы, город, процессы труда людей, природа – неживая и живая, включаю и эстетические понятия, связанные с понятием долга в отношении окружающих людей, природы, представления о явлениях общественной жизни, праздниках.

Речевое воспитание тесно связано с формированием художественно-речевой деятельности, т.е. с эстетическим воспитанием. Ознакомление с литературой, пересказ художественных произведений, обучение составлению коллективного рассказа способствуют формированию не только этических знаний и нравственных чувств, но и нравственного поведения дошкольников.

Система речевой работы способствует последовательному усвоению структурных элементов языка, я включаю с детьми словарную работу, которая включает систематическое ознакомление дошкольников с многозначными словами, семантическими отношениями между ними, развитие точности при употреблении синонимов и антонимов: «Назови одним словом» (Слова –обобщения), «Скажи по-другому» (Относительные прилагательные), «Скажи наоборот» (Антонимы), «Покажи и назови» (Глагольный словарь)…Такой подход обеспечивает раскрытие перед дошкольниками достаточно сложных явлений и отношений в области лексики.

В становлении грамматического строя речи важной является задача формирования языковых обобщений. Провожу беседы, игры с многозначными словами, имеющее несколько лексических значений (два и более), предметы и действия разные, но называются одним словом, например, для закрепления многозначных слов предлагаю ребёнку составить с ними предложения: «У лисы пушистый хвост.», «У редиски длинный хвост», «При перелёте в Москву мы сидели в хвосте самолёта», «Поезд так тихо ехал, что мы увидели только его хвост». Это даёт возможность развития широкой ориентировки в типичных способах словоизменения и словообразования, воспитания «чувства языка» и внимательного отношения к его грамматическим явлениям. В развитии связной монологической речи формирую у старшего дошкольника представления о структуре разных типов высказывания (описаний, повествований, рассуждений) и способах связи между предложениями и частями текста: «Сравни портреты», «Части лица», «Весна в лесу»...

Роль фольклора в речевом развитии дошкольников

 Используя в своей речи пословицы и поговорки, учу ясно, лаконично, выразительно выражать свои мысли и чувства, интонационно окрашивать свою речь, развивать умение творчески использовать слово, умение образно описать предмет, давать ему яркую характеристику. Учу также детей отгадыванию и придумыванию загадок ч. это оказывает влияние на разностороннее развитие речи старшего дошкольника. Загадки обогащают словарь детей за счёт многозначности слов, помогают увидеть вторичные значения слов, формируют представления о переносном значении слова. Они помогают усвоить звуковой и грамматический строй русской речи, заставляя, сосредоточится на языковой форме и анализировать её. Использование загадок в работе с детьми способствует развитию у них навыков речи – доказательства и речи – описания.

Народные песенки, потешки, чистоговорки, стихи…часто использую на занятиях по развитию речи. С их помощью, хорошо развивать фонематический слух, и является богатейшим материалом для развития звуковой культуры речи. Развивая чувство ритма и рифмы, мы готовим ребёнка к дальнейшему восприятию поэтической речи и формируем интонационную выразительность его речи.

Основные компоненты системы работы воспитателя по речевому развитию дошкольника

В старшем дошкольном возрасте стоят следующие задачи развития речи:

– продолжать работу по обогащению речи детей через восприятие ребёнком речи взрослого в разнообразных бытовых и учебных ситуациях;

– развивать диалогическую речь, строить внутри диалогов инициативные монологические высказывания;

– поддерживать интерес детей к самостоятельному словесному творчеству, поощрять их желание придумывать свои сказки, рассказы, небылицы;

– помогать ребёнку ясно и понятно излагать свои мысли и учиться быть корректным собеседником.

Система работы по речевому развитию заключается в тесной взаимосвязи и взаимодополняемости трёх её компонентов.

-Центральное место в этой системе занимает речь воспитателя (своей речью он будет учить ребёнка родному языку, общаясь с ним в течение всего дня).

-Воспитателю предстоит много работать над созданием развивающей среды.

-Беседы, игры и игровые упражнения, направленные на обогащение и активизацию речи ребёнка.

 Взаимосвязь дошкольного учреждения и семьи в системе работы по развитию речи ребенка

Нельзя забывать о том, что ребёнок много времени находится вне детского сада: в кругу семьи, со сверстниками во дворе и т.д. В общении с окружающими обогащается его словарь. Высказывая своё мнение по тем или иным вопросам, ребёнок учится правильно произносить звуки, строить фразы. Ребёнок успешнее овладевает речью, когда с ним занимаются не только в дошкольном учреждении, но и в семье. Правильное понимание родителями задач воспитания и обучения, знание некоторых методических приёмов, используемых воспитателем в работе по развитию речи детей, несомненно, поможет им в организации речевых занятий дома. Пропаганда знаний среди родителей по вопросам речевого развития детей осуществляется, прежде всего в беседах: «Сегодня на занятии», «Занимательное путешествие», и на консультациях «Чтение и рассказывание сказок для развития речи ребёнка», «Игры дома», «Народные сказки»...В нашей группе проводятся для родителей наглядная агитация, например организация папок-передвижек, небольшие заметки, статьи по развитию речи детей старшего дошкольного возраста в уголке для родителей, советуем посетить логопеда. Рекомендую для заучивания с детьми дома стихи, загадки, пословицы, потешки, считалки, чистоговорки, скороговорки. В процессе работы с родителями указываю, чем и как следует заниматься с ребёнком дома, как пользоваться практическим материалом, чтобы дошкольник в процессе таких занятий не только получал знания, вырабатывал определённые навыки и умения, но и испытывал интерес к речевым занятиям. В беседах с родителями постоянно напоминаю им, что овладение ребёнком речью находится в тесной взаимосвязи с его умственным и психическим развитием. Советую также родителям интересоваться и подробно спрашивать у детей чем они занимались на занятиях. Расширяя круг представлений ребёнка об окружающих предметах и явлениях, знакомя его с художественными произведениями, беседуя с ним на различные бытовые темы, близкие и доступные пониманию ребёнка, родители будут тем самым не только расширять его кругозор, но и способствовать быстрейшему овладению правильной речью.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Универсальные игры, способствующие познавательно-речевому развитию дошкольников (из опыта работы учителя-логопеда)

В своей работе с дошкольниками  использую различные дидактические игры. Есть среди игр и самые любимые, т.к. они решают не одну, а сразу несколько коррекционно-развающих задач и являются универса...

Взаимодействие работы логопеда и воспитателя в речевом развитии дошкольников Из опыта работы РМО «Речевое развитие дошкольников в современной образовательной системе. Направления речевой работы с детьми в соответствии с ФГОС ДО»

Взаимодействие  работы логопеда и воспитателя в речевом развитии дошкольников  Сегодня произошли изменения в системе Российского образования, обновления его качества. В связи с утверждением ...

«Детская мультипликация как средство познавательного и речевого развития дошкольников» (из опыта работы)

Дошкольный возраст – самое благоприятное время, когда через эмоциональную сферу удается сформировать у ребенка познавательный интерес к предметам, явлениям, событиям окружающей действительности....

Комментированное рисование - методы и приемы речевого развития дошкольников Из опыта работы

Из опыта работы.Развитие речи детей дошкольного возраста нетрадиционными изобразительными средствами художественно-эстетического развития«Приём комментирующей речи взрослого» позволяет &la...

Консультация для воспитателей: «Организация работы воспитателя по речевому развитию дошкольников»

Проблема развития речи особенно остро стоит в настоящее время.Взрослые должны приложить немало усилий, чтобы речь ребенка развивалась правильно и своевременно....

«Использование инновационной технологии синквейн в речевом развитии дошкольников» (Из опыта работы)

Существует множество методов, которые позволяют активизировать познавательную деятельность и способствует развитию речи, одним из таких методов является синквейн. Применение данного метода на занятиях...