Игры по развитию звуковой культуры речи
презентация по развитию речи

Москалева Александра Александровна

Обучение дошкольников звуковой культуре речи складывается из трех этапов:

I. Развитие неречевого слуха;

II. Развитие речевого слуха;

III. Развитие навыка  элементарного  языкового      анализа и синтеза слов.

Играя в специальные игры,  дошкольник будет иметь  развитый фонематический слух, что способствует его успешному обучению в школе.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igry_po_razvitiyu_rechi_doshkolnikov.pptx942.54 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Игры и упражнения по обучению дошкольников звуковой культуре речи Выполнила: Воспитатель ГКП д/о №6 ГБОУ Школы 2075 г.Москвы Москалева А. А. Москва, 2021

Слайд 2

2 Обучение дошкольников звуковой культуре речи складывается из трех этапов: I . Развитие неречевого слуха; II . Развитие речевого слуха; III . Развитие навыка элементарного языкового анализа и синтеза слов. Играя в специальные игры, дошкольник будет иметь развитый фонематический слух, что способствует его успешному обучению в школе.

Слайд 3

3 I ЭТАП: РАЗВИТИЕ НЕРЕЧЕВОГО СЛУХА игры Игра «Скажи, что звучит?» Цель: развитие слухового внимания, дифференциация неречевых звуков. Оборудование: игрушки и предметы, которыми можно производить характерные звуки (колокольчик, бубен, барабан, дудка, трещотка, погремушка и т.д.) Описание игры : педагог знакомит детей с музыкальными инструментами, играет на них, предлагает поиграть ребенку. Затем предлагает закрыть глаза и определить, на каком музыкальном инструменте он играет. Игра «Льет или капает» Цель: развитие слухового восприятия, дифференциация неречевых звуков по способу воспроизведения . Оборудование: емкость с водой, резиновая груша, металлический тазик, ширма. Описание игры: педагог говорит детям, что в сказочной стране начался дождь. Он то сильно льет (сильно нажимает воду на грушу с водой), то капает (капает воду из груши). Педагог за ширмой чередует эти действия, а дети говорят, льет дождь или капает. Игра «На поляне» Цель: развитие слухового восприятия, дифференциация неречевых звуков по темпу звучания . Оборудование: шапочки с изображениями зайцев и волков по числу детей, барабан. Описание игры: педагог делит детей на две группы: зайцы и волки. Объясняет детям, что когда он будет медленно стучать в барабан, на поляне будут гулять волки, когда быстро – будут прыгать зайцы. Чередует быстрое и медленное звучание. Эту игру можно предложить во время динамической паузы. Также детям предлагаются игры направленные на дифференциацию неречевых звуков по ритму и по силе звучания .

Слайд 4

4 II ЭТАП: РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО СЛУХА игры Игра «Улавливай шёпот» Цель: Развивать остроту слуха. Описание игры: Вариант 1. Играющие разбиваются на две равные группы и строятся в одну шеренгу. Ведущий отходит на определённое расстояние, становится напротив и чётким, внятным шёпотом (уловимым только в том случае, если каждый активно вслушивается) отдаёт команды («Руки вверх, в стороны, кругом» и другие, более сложные). Постепенно отходя всё дальше, ведущий делает свой шёпот менее уловимым и усложняет упражнения. Вариант 2. Все дети сидят в кругу. Ведущий голосом обычной громкости просит выполнить какое-нибудь движение, а затем едва уловимым шепотом произносит имя (фамилию) того, кто должен выполнить. Если ребенок не расслышал свое имя, ведущий вызывает другого ребенка. В конце игры педагог объявляет, кто был самым внимательным. Игра «Слушай и выполняй» Цель: Развитие речевого слуха, понимания словесных инструкций и фразовой речи. Оборудование: Различные мелкие предметы или игрушки (фанты). Описание игры: Вариант 1. Педагог называет 1-2 раза несколько различных движений (одно – пять), не показывая их. Ребенку нужно проделать движения в той последовательности, в какой они были названы. А затем самому перечислить последовательность проделанных упражнений. За правильное, точное выполнение задания ребенок поощряется: за каждое правильно выполненное действие – очко (фант). Набравший большее количество очков – победитель. Вариант 2. Педагог дает одновременно двум-трем детям задания: «Петя, побегай», «Ваня, пойди в группу, открой там шкаф», «Коля, подойди к столу, возьми чашку и принеси Тане воды» и т. п. Остальные дети следят за правильностью выполнения. Неправильно выполнивший задание платит фант.

Слайд 5

5 III ЭТАП: Р АЗВИТИЕ НАВЫКА ЭЛЕМЕНТАРНОГО ЯЗЫКОВОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА СЛОВ игры Игра «Кто больше?» Цель: развитие умения слышать звук в слове и соотносить его с буквой. Оборудование: набор пройденных букв, предметные картинки. Ход игры : к аждому ребенку дается одна из пройденных букв. Педагог показывает картинки, дети называют изображенный предмет. Фишку получает тот, кто услышит звук, соответствующий его букве. Выигрывает набравший большее количество фишек. Игра «Составь цепочку» Цель: совершенствование навыков звукового анализа, выделения начальных и конечных согласных. Оборудование : карточки с картинками и буквами, картонные или пластиковые кружки синего, красного и зеленого цветов. Ход игры: п едагог предлагает вниманию детей комплект предметных картинок: аист, слон, тапки, игрушка, автобус, носорог и просит рассмотреть и назвать их. Затем он объясняет, что нужно составить цепочку из картинок, выделяя начальные и конечные звуки в их названиях. Конечный согласный в названии одной картинки должен быть начальным в названии другой: аист — тапки. Дети продолжают цепочку, начатую педагогом: игрушка — автобус — слон — носорог. Игра «Молчанка» Цель: развитие умения определять количество слогов в слове. Оборудование: карточки с цифрами 1 и 2 у каждого ребенка. Ход игры: педагог называет слово из одного или двух слогов, а дети поднимают карточку с цифрой, соответствующей количеству слогов в данном слове. Подбор слов может быть произвольным и тематическим.

Слайд 6

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИГРЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ЗВУКОВОЙ КУЛЬТУРЫ РЕЧИ

На третьем году жизни нормально развивающийся ребенок произносит, хотя и не всегда четко, почти все гласные и ряд согласных звуков: М, МЬ; Н, НЬ; П, ПЬ; Б, БЬ; Ф, ФЬ; В, ВЬ; Т, ТЬ; Д, ДЬ; К, КЬ...

Консультация для родителей "Игры для развития звуковой культуры речи"

Консультация для родителей "Игры для развития звуковой культуры речи"...

Игры на развитие звуковой культуры речи

Культура речи — это умение правильно, т. е. в соответствии с содержанием излагаемого, с учетом условий речевого общения и цели высказывания, пользоваться всеми языковыми средствами (звуковыми средства...

«Игры для развития звуковой культуре речи дошкольников»

Звуковая культура речи детей дошкольного возраста – это часть общей речевой культуры, которая включает в себя фонематическую и орфоэпическую правильность речи, ее выразительности, четкую дикцию, ...

Игры для развития звуковой культуры речи у детей 5-6 лет

Игры для развития звуковой культуры речи у детей 5-6 лет...

Консультация для родителей "Игры на развитие звуковой культуры речи"

Для развития речи у дошкольников подходят различные игры и упражнения на формирование фонетического слуха, умение правильно определить место звука в слове, словосочетании, предложении, либо подобрать ...