Консультация для воспитателей
консультация по развитию речи

Дубенская Олеся Александровна
Консультация для воспитателей "Музыка на занятиях по развитию речи"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл muzyka_na_zanyatiyah_po_razvitiyu_rechi.docx20.35 КБ

Предварительный просмотр:

Музыкальная помощь на занятиях по развитию речи

Консультация для воспитателей

Музыкальный руководитель Дубенская О.А.

 

 Нам песня строить и жить помогает
Она как друг, нас зовет и ведет,
И тот, кто с песней по жизни шагает,
Тот никогда и нигде не пропадет!

В. Лебедев-Кумач

     Опытные воспитатели наверняка прибегают к помощи музыки на занятиях не только по развитию речи,  но и когда дети заняты рисованием, лепкой, аппликацией. Найдется музыке место и во время других режимных моментов.  Данная консультация о том, как музыкальное искусство может быть полезным на занятиях по развитию речи, будет полезна в первую очередь    молодым воспитателям.

   Сначала предлагаю найти ответ вопрос что объединяет музыку и речь. У музыки и речи существует немало общих основ. Одна из них, пожалуй, самая основная, заключается в том, что и музыкальное искусство, и речь имеют общее начало – звук. Еще до появления привычных для нас слов, и уж тем более предложений и текстов, звук был единственно возможным средством общения между людьми. И музыкальное произведение, и человеческая речь – это возможность общения с окружающим миром, это своего рода тексты, которые требуют определенного прочтения, раскодирования и усвоения. Речь, в особенности ее письменные формы, превратившиеся в произведения литературного искусства, становятся содержанием музыки, но и музыка становится содержанием речи, общения.

     Самые первые музыкальные произведения, с которыми знакомится ребенок – это колыбельные, это союз музыки и речи. Быть может, отсюда вытекает тот факт, что дети любят петь. Дети каждый по - своему очень музыкальны.

      Говоря о музыке на занятиях по развитию речи, нельзя обойти вниманием, прежде всего само пение. Можно уверенно утверждать, что кроме развивающих и обучающих задач, пение решает еще одну немаловажную задачу – оздоровительно-коррекционную. Для детей с речевой патологией пение является одним из факторов улучшения речи и является источником раскрепощения, оптимистического настроения, уверенности в своих силах, соматической стабилизацией и гармонизацией личности. В этом случае пение становится для ребенка эстетической ценностью, которая будет обогащать всю его дальнейшую жизнь.

      Пение способствует развитию речеслуховой памяти, что является одной из важных задач занятий по развитию речи. Хороводы, пение под веселые мелодии с незамысловатыми притопами и хлопками мотивируют детей повторять слова и фразы в гораздо более приятной форме, являются развлечением для них. При этом дети не осознают того, что через повторение они заучивают слова, так как произносят их снова и снова.

    Пение способствует закреплению правильного звукопроизношения, поскольку требует более четкой артикуляции звуков и слов в целом. Иначе слушатели ничего не поймут. Поэтому дети вынуждены стараться произносить все звуки правильно, пропевать окончания слов, гласные. Песни поются увлекательней и из-за рифмы, присутствующей в текстах.  Умение чувствовать рифму – важный навык для детей с речевыми проблемами.

Рифма является основой устной речи, а косвенно -влияет на усвоение навыка чтения, т.к. помогает понять ритмический строй языка, ведь дети неосознанно рифмуют определенные слоги. Они могут определить, какие слоги / слова рифмуются, выделять их голосом и интонацией слова.

     Пение требует четкой работы артикуляционного аппарата (губы, язык), это, конечно, помогает развитию четкой дикции ребенка. Пение помогает развитию даже навыка чтения. Дети овладевают ритмическим строем языка, ведь им приходится припевать каждый слог. При пении дети неосознанно рифмуют определенные слоги. Есть и другие примеры того, как пение способствует развитию речевых навыков. Например, пополнение словарного запаса ребенка, знакомство с новыми понятиями.

Конечно же, я ни в коем случае не призываю на занятиях по развитию речи петь и разучивать песни. Однако, замечено, что у поющих воспитателей дети более спокойны, с легкостью воспринимают песенно-музыкальный материал; умеют слушать стихи, без труда находят нужную рифму.

    Необходимо помнить, что музыка – самый эмоциональный вид искусства. Активная природа детских реакций на музыку распространяется и на речь ребенка, он начинает проявлять инициативность и самостоятельность в речевом общении. Характеризуя музыкальное произведение, ребенок использует большое количество качественных прилагательных, каким – то невообразимым образом подбирая их.

   Слушание музыки на занятиях по развитию речи помогает более ярко воспринимать нарисованные образы, развивая тем самым воображение детей.

    Кроме того, музыка в руках компетентного, вдумчивого и творческого педагога может стать содержанием беседы о внутреннем состоянии ребенка и взрослого, о настроении человека, его эмоциональных переживаниях. Например, ребенок приходит в детский сад с неважным настроением, разговаривать не хочет. Воспитатель предлагает ему послушать музыку, которая соответствует его состоянию. Совместное слушание музыки и сопоставление ее с собственным настроением содействуют улучшению эмоционального самочувствия ребенка, развитию диалогической речи, обогащению словарного запаса, привычки разговаривать о своем внутреннем мире, своих чувствах.

     Содержание музыкального произведения – это безграничное содержание беседы, побуждающее ребенка к сочинительству, речевому, литературному творчеству.

     Слушание музыки и музыкально – исполнительская деятельность детей содействуют становлению звуковой культуры речи. Музыка как искусство интонации естественным образом знакомит ребенка со средствами интонационной выразительности в речи – темпом и ритмом, тембром. Используя соответствующие музыкально – речевые игры в работе с детьми, можно интересно и эффективно решать поставленные задачи.

    Музыка может стать своего рода ключом, который «откроет детские уста», вызовет естественное желание у детей поделиться своими чувствами и мыслями, своими музыкальными впечатлениями.
    Для того чтобы подобный процесс осуществился, воспитателю необходимо хорошо представлять особенности восприятия детьми музыки и четко понимать коммуникативную задачу, которая ставится на занятии по развитию речи. Важно помнить, что механизм, побуждающий детей к высказыванию, к развитию и обогащению речи, тесно связан с развитием фантазии, творчества. Образность мышления ребенка влечет за собой игру, активизируя все познавательные процессы.

     Анализ образовательных программ для дошкольников позволяет обозначить несколько тем, музыкальные образы которых могут стать предметами развития и обогащения речи ребенка. Например, настроения и чувства, сказочные персонажи, волшебные предметы и обычные вещи, явления действительности, картины природы.

      Попытаемся обозначить некоторые принципы, понимание которых позволит воспитателю интересно и эффективно использовать музыку на занятиях по развитию речи дошкольников.

1. Отбирать музыкальный репертуар в соответствии с критериями:

  • Эмоциональная четкость, яркость и выразительность музыкального образа и повествования, захватывающая ребенка, вызывающая у него интерес;
  • Богатство эмоционально переживаемых оттенков музыкальной интонации;
  • Инструментальные произведения;
  • Особое сочетание средств музыкальной выразительности: мелодия, лад, темпоритм, форма музыкального произведения и др.;
  • Наличие солирующего инструмента (фортепиано, скрипка, рожок, флейта, гобой, любой другой инструмент), подчеркивающего выразительность мелодии;
  • Наличие одного эмоционального состояния и его оттенков в музыкальном произведении;
  • Наличие многократной повторяемости мелодии (в этом случае у ребенка появляется возможность более точно определить эмоциональное состояние образа, глубже прожить и прочувствовать его);
  • Длительность звучания музыкального произведения: от 1 до 5 минут в младшем и среднем дошкольном возрасте и до 7-10 минут в старшем (чем короче отрывок, тем больше возможности у воспитателя еще раз обратиться к нему, послушать повторно, что повышает восприимчивость и точность интерпретации музыкального образа детьми);
  • Художественность и выразительность исполнения музыкального произведения профессиональным исполнителем (разными исполнителями);
  • Качественность аудиозаписи музыкального произведения.

2. Важным условием становится подготовленность ребенка к восприятию конкретного музыкального образа, наличие опыта взаимодействия с предметом, представления о природном явлении, опыт переживания определенного эмоционального состояния.

3. В процессе занятия обязательно стремиться к соблюдению алгоритма (пошаговой организации данной деятельности), а именно:

  • Привлечение детского внимания к слушанию музыки, настрой на восприятие. Первичное слушание детьми музыкального произведения, знакомство с ним, погружение в него. Обязательно выдержать паузу!
  • Повторное слушание с последующим элементарным музыкальным анализом, разбором впечатлений и используемых средств музыкальной выразительности.
  • Закрепление представлений о прослушанной музыке в музыкальном опыте ребенка, запоминание произведения, готовность рассуждать о нем, оценивать, активизация желания послушать его еще раз.
  • Создание условий для выражения ребенком результатов восприятия музыки в речевой деятельности. Возможно, объединить несколько видов деятельности (например, говорим и рисуем, говорим и двигаемся, говорим и сочиняем).

      Целесообразно организовать такую работу с детьми не менее двух раз в неделю в течение всего учебного года.

      Помимо занятий колоссальное значение в развитии речи приобретают тематические беседы. Беседа как форма индивидуального взаимодействия воспитателя с ребенком содержит особый педагогический смысл в развитии связной, грамматически правильной речи, обогащении и активизации словаря дошкольника, поскольку эта деятельность строится на примере, образце, подражании для воспитанника.

     Музыка развивает способность различать звуки на слух, развивает у детей воображение, способность выражать мысли словами, движениями и жестами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей на тему:«Взаимодействие воспитателя по физической культуре с воспитателями дошкольного учреждения по вопросам физического воспитания, сохранения и укрепления здоровья детей»

Одной из задач, реализуемой педагогическим коллективом нашего детского сада является оптимизация работы по формированию у дошкольников потребности в двигательной активности, привычки здорового о...

Консультация для воспитателей. "Речь воспитателя - основной источник речевого развития детей в детском саду. Требования к культуре речи воспитателя"

Главную роль в развитии речи, пополнении словарного запаса ребенка играет воспитатель и его речь, поскольку большее время в этот период своей жизни дошкольник проводит именно с ним....

Консультации для воспитателей Приобщение детей к народным традициям Кубани.Консультации для воспитателей

Консультации для воспитателейПриобщение детей к народным традициям Кубани. В настоящее время растет интерес к осмыслению, укреплению и активной пропаганде национальных культурных традиций, воплощ...

Консультация для воспитателей «Патриотическое воспитание дошкольников»Консультация для воспитателей «Патриотическое воспитание дошкольников»

Чувство Родины... Оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям — к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением.Чувство...