Консультация для воспитателей
консультация по развитию речи (старшая, подготовительная группа)

Митенкова Мария Михайловна

"ЗВУКОВАЯ КУЛЬТУРА РЕЧИ В РАБОТЕ ВОСПИТАТЕЛЯ ДОУ"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_vospitateley.docx22.47 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

"Детский сад № 15 "Березка"

Консультация для воспитателей

" Звуковая культура речи в работе воспитателя ДОУ."

Воспитатель: Митенкова М.М.

2021 г.

«Звуковая культура речи в работе воспитателя ДОУ».

Понятие звуковой культуры речи

Звуковая сторона речи представляет единое целое, но весьма сложное явление, которое необходимо исследовать с разных сторон. В современной литературе рассматриваются несколько аспектов звуковой стороны речи: физический, физиологический, лингвистический.

Звуковая культура речи— понятие достаточно широкое, оно включает в себя фонетическую и орфоэпическую правильность речи, выразительность ее и четкую дикцию.

Культура речи - это умение правильно, т. е. в соответствии с содержанием излагаемого, с учетом условий речевого общения и цели высказывания, пользоваться всеми звуковыми средствами (в том числе интонацией, лексическим запасом, грамматическими фактами).

Понятие «звуковая культура речи» широко и своеобразно. Оно включает собственно произносительные качества, характеризующие звучащую речь (звукопроизношение, дикция и т. д.), элементы звуковой выразительности речи (интонация, темп и др.), связанные с ними двигательные средства выразительности (мимика, жесты), а так же элементы культуры речевого общения (общая тональность детской речи, поза и двигательные навыки в процессе разговора). Составные компоненты звуковой культуры: речевой слух и речевое дыхание - являются предпосылкой и условием для возникновения звучащей речи.

Дети дошкольного возраста овладевают звуковой культурой речи в процессе общения с окружающими их людьми. Большое влияние на формирование высокой культуры речи у детей оказывает воспитатель.

О. И. Соловьева, определяя основные направления работы по воспитанию звуковой культура речи, отмечает, что «перед, педагогом стоят задачи: воспитания у детей чистого, ясного произношения слов согласно нормам орфоэпии русского языка, воспитание выразительности детской речи.»

Воспитание звуковой культуры речи не следует сводить только к формированию правильного произношения звуков. Формирование правильного звукопроизношения является лишь частью работы по звуковой культуре речи. Воспитатель помогает детям овладеть правильным речевым дыханием, правильным произношением всех звуков родного языка, четким произнесением слов, умением пользоваться голосом, приучает детей говорить не торопясь, интонационно выразительно.

В то же время в работе по формированию звуковой стороны речи воспитатели могут использовать некоторые логопедические приемы, так же как и логопед, кроме исправления речи, занимается пропедевтической работой, направленной на предупреждение недостатков речи.

Воспитание звуковой культуры речи осуществляется одновременно с развитием других сторон речи: словаря, связной, грамматически правильной речи.

Воспитание звуковой культуры— одна из важных задач развития речи в детском саду, так как именно дошкольный возраст является наиболее сензитивным для ее решения.

Воспитание звуковой культуры предполагает:

- формирование правильного звукопроизношения и словопроизношения, для чего необходимо развитие речевого слуха, речевого дыхания, моторики артикуляционного аппарата;

- воспитание орфоэпически правильной речи — умения говорить согласно нормам литературного произношения. Орфоэпические нормы охватывают фонетическую систему языка, произношение отдельных слов и групп слов, отдельных грамматических форм. В состав орфоэпии входит не только произношение, но и ударение, т. е. специфическое явление устной речи. Русский язык обладает сложной системой разноместного и подвижного ударения;

- формирование выразительности речи — владение средствами речевой выразительности предполагает умение пользоваться высотой и силой голоса, темпом и ритмом речи, паузами, разнообразными интонациями. Замечено, что ребенок в повседневном общении владеет естественной выразительностью речи, но нуждается в обучении произвольной, осознанной выразительности при чтении стихов, пересказе, рассказывании;

- выработка дикции — отчетливого, внятного произношения каждого звука и слова в отдельности, а также фразы в целом.

     Исследователи детской речи и практические работники отмечают значение правильного произношения звуков для формирования полноценной личности ребенка и установления социальных контактов, для подготовки к школе, а в дальнейшем и для выбора профессии. Ребенок с хорошо развитой речью легко вступает в общение со взрослыми и сверстниками, понятно выражает свои мысли и желания. Речь с дефектами произношения, наоборот, затрудняет взаимоотношения с людьми, задерживает психическое развитие ребенка и развитие других сторон речи.

Исследователи детской речи и практические работники отмечают значение правильного произношения звуков для формирования полноценной личности ребенка и установления социальных контактов, для подготовки к школе, а в дальнейшем и для выбора профессии. 

     Ребенок с хорошо развитой речью легко вступает в общение со взрослыми и сверстниками, понятно выражает свои мысли и желания. Речь с дефектами произношения, наоборот, затрудняет взаимоотношения с людьми, задерживает психическое развитие ребенка и развитие других сторон речи.

    Особое значение правильное звукопроизношение приобретает при поступлении в школу. Одной из причин неуспеваемости учащихся начальной школы по русскому языку называют наличие у детей недостатков звукопроизношения. Дети с дефектами произношения не умеют определить число звуков в слове, назвать их последовательность, затрудняются в подборе слов, начинающихся на заданный звук. Нередко, несмотря на хорошие умственные способности ребенка, в связи с недостатками звуковой стороны речи у него наблюдается отставание в овладении словарем и грамматическим строем речи и в последующие годы. Дети, не умеющие различать и выделять звуки на слух и правильно их произносить, затрудняются в овладении навыками письма

Развивая у детей правильную, хорошо звучащую речь, воспитатель должен решать следующие задачи:

  1. Воспитывать речевой слух детей, постепенно развивая его основные компоненты:

- звуковысотный слух;

- слуховое внимание;

- восприятие темпа и ритма речи.

  1. Формировать произносительную сторону речи:

- учить детей правильному произношению всех звуков родного языка;

- развивать артикуляционный аппарат;

- работать над речевым дыханием;

- вырабатывать умение пользоваться голосом в соответствии с условиями общения;

- вырабатывать четкое и ясное произношение каждого звука, а также слова и фразы в целом, т. е. хорошую дикцию;

- формировать нормальный темп речи, т. е. умение произносить слова;

- фразы в умеренном темпе, не убыстряя и не замедляя речь, тем самым создавая возможность слушающему отчетливо воспринимать ее.

Методы и приемы воспитания звуковой культуры речи:

- дидактические игры 

- подвижные или хороводные игры с текстом 

- дидактические рассказы с включением учебных задании детям (повторять слова с трудным звуком, менять высоту голоса и т. п.)

- метод упражнений (заучивание и повторение знакомых скороговорок, игровое упражнение «Подуем на пушинки» и др.)

Построение работы над звуковой культурой речи по возрастам:

РАННИЙ ВОЗРАСТ  (третий год жизни).

- учить говорить внятно, не торопясь, достаточно громко, развивать речевой слух;

- упражнять в правильном произношении гласных и простых согласных (кроме шипящих и сонорных);

- поддерживать игры со звуками в звукоподражательных словах и при разнообразном звуковом сопровождении игровых действий;

- учить узнавать персонажи по звукоподражанию («ко-ко», «му-му», «ку-ка-ре-ку»);

- учить производить выдох через рот плавно и протяжно (дуновением приводить в движение султанчики, лодочки на воде, шарики из ваты).

МЛАДШИЙ ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ.

Четвертый год жизни.

- учить говорить громко, не торопясь, четко произносить слова;

- формировать умение вслушиваться в звучание слов;

- учить правильно и четко произносить все гласные звуки, простые согласные и свистящие, совершенствовать артикуляцию;

- готовить к правильному произношению шипящих звуков;

- побуждать правильно пользоваться интонацией, протяжно и плавно производить выдох через рот.

Пятый год жизни.

- совершенствовать восприятие речи и ее произносительную сторону в тесной взаимосвязи с развитием общения, стремления ребенка быть услышанным и понятым;

- совершенствовать речевой слух, фонематическое восприятие (умение слышать одинаковые звуки в ряду из 3-4 слов, подбирать 2-3 слова с заданным звуком, слышать выделенный звук);

- уточнять и закреплять правильное произношение гласных и согласных звуков, добиваться правильного произношения звуков родного языка (включая свистящие, шипящие и сонорные);

- совершенствовать дикцию (отчетливое произнесение слов и словосочетаний);

- развивать голосовой аппарат, интонационную выразительность речи, учить произвольно регулировать темп речи, силу голоса, речевое дыхание.

СТАРШИЙ ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ

Шестой год жизни.

- совершенствовать слуховое восприятие, правильное произношение, интонационную выразительность речи;

- учить различать смешиваемые звуки на слух (твердые и мягкие согласные, свистящие и шипящие, звонкие и глухие согласные, звуки          [ Л ]  и  [  Р ]);

- побуждать правильно произносить слова, шутки-чистоговорки, скороговорки, содержащие смешиваемые звуки (Шла Саша по шоссе и сосала сушку.), укреплять и развивать артикуляционный и голосовой аппараты (учить четко и внятно произносить слова и фразы (совершенствовать дикцию);

- тренировать в произношении слов и предложений в разном темпе, с разной силой голоса, интонацией.

Седьмой год жизни.

- совершенствовать все стороны звуковой культуры речи (фонематическое восприятие, звукопроизношение и дикцию, интонационную сторону речи);

- упражнять в дифференциации звуков на слух и в произношении (твердых и мягких согласных, свистящих и шипящих, звонких и глухих согласных, звуков [ Л ] и [ Р ]);

- устранять ошибки звукопроизношения, учить произносить слова согласно нормам литературного языка, укреплять и развивать артикуляционный  и голосовой аппараты (четко и внятно произносить слова и фразы (совершенствовать дикцию));

- развивать речевое дыхание, формировать умение менять силу и высоту голоса, темп речи в соответствии с конкретными условиями речевого общения, учить правильно пользоваться интонационными средствами выразительности.

Условия для  выполнения задач по развитию звуковой культуры речи:
- Выбор оптимальных методов и приемов работы по развитию звуковой культуры речи с учетом физиологических и психологических возможностей детей.
- Наличие полноценной окружающей речевой среды

Организация работы над звуковой культурой речи в условиях ДОУ.

Для организации работы по развитию звуковой культуры речи
группах создаются и эффективно используются речевые уголки.
Где собраны и постоянно пополняются разнообразные практические и наглядные, а также методические материалы для решения всех задач по развитию звуковой культуры речи. Среди них:
• альбомы на разные звуки;
• предметные картинки;
• упражнения артикуляционной и дыхательной гимнастики с картинками;
• атрибуты для формирования правильной воздушной струи,
• картотеки чистоговорок, скороговорок, речевых игр, стихов-диалогов и др.
• разнообразные речевые игры
• книги
• фоно- и видеотеки

В работе по воспитанию звуковой культуры речи у детей педагог должен учитывать возрастные особенности детей, особенности речи каждого ребенка.  Использовать помощь родителей, поддерживать связь с логопедом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей на тему:«Взаимодействие воспитателя по физической культуре с воспитателями дошкольного учреждения по вопросам физического воспитания, сохранения и укрепления здоровья детей»

Одной из задач, реализуемой педагогическим коллективом нашего детского сада является оптимизация работы по формированию у дошкольников потребности в двигательной активности, привычки здорового о...

Консультация для воспитателей. "Речь воспитателя - основной источник речевого развития детей в детском саду. Требования к культуре речи воспитателя"

Главную роль в развитии речи, пополнении словарного запаса ребенка играет воспитатель и его речь, поскольку большее время в этот период своей жизни дошкольник проводит именно с ним....

Консультации для воспитателей Приобщение детей к народным традициям Кубани.Консультации для воспитателей

Консультации для воспитателейПриобщение детей к народным традициям Кубани. В настоящее время растет интерес к осмыслению, укреплению и активной пропаганде национальных культурных традиций, воплощ...

Консультация для воспитателей «Патриотическое воспитание дошкольников»Консультация для воспитателей «Патриотическое воспитание дошкольников»

Чувство Родины... Оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям — к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением.Чувство...