Кружок "Веселый язычок"
материал по развитию речи (младшая группа)

Гофман Лейла Вафадаровна
Актуальность кружка
Возраст от 2 до 3 лет имеет особое значение для речевого развития ребенка. Главная задача педагога в области развития речи детей младшего дошкольного возраста – помочь им в освоении разговорной речи, овладеть родным языком. Все движения организма и речевая деятельность имеют единые механизмы, поэтому развитие тонкой моторики рук положительно сказывается на развитии речи ребенка. В фольклоре существует масса потешек, в которых сочетаются речь и движение ладошек. Видимо, уже в древности была подмечена взаимосвязь этих процессов. У детей часто наблюдается недостаточность двигательной сферы, в том числе недостаточная координация мелкой моторики. Ребенку в этом возрасте необходимы гимнастика рук и пальчиковые игры, они в сопровождении стихов разовьют речь и умение слушать. Дошкольник научится понимать смысл услышанного и улавливать ритм речи. Развитие движений пальцев подготовит почву для последующего формирования познавательной сферы ребенка.
Цель: Формировать умение внимательно слушать стихи, потешки. Познакомить с разновидностями пальчиковых игр. Задачи кружка:
Обучающие:1. Знакомить детей с устным народным творчеством, русским фольклором. 2. Обогащать, активизировать речь детей.3. Закреплять умение согласовывать движение рук с текстом потешки. 4. Учить подражать движениям взрослых.
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kruzhok_veselyy_yazychok_15gr.docx18.81 КБ

Предварительный просмотр:

Содержание программы:

Кружок «Весёлый язычок»

1. Информационная карта программы

2. Актуальность кружка

3. Цель кружка

4. Задачи кружка

5. Методы проведения кружка

6. Календарно – тематический план занятий

7. Прогнозируемый результат

8. Список используемой литературы

Интеграция образовательных областей:

1. Речевое развитие

2. Социально – коммуникативное развитие

3. Познавательное развитие

4. Художественно – эстетическое развитие

5. Физическое развитие

2. Актуальность кружка

Возраст от 2 до 3 лет имеет особое значение для речевого развития ребенка. Главная задача педагога в области развития речи детей младшего дошкольного возраста – помочь им в освоении разговорной речи, овладеть родным языком. Все движения организма и речевая деятельность имеют единые механизмы, поэтому развитие тонкой моторики рук положительно сказывается на развитии речи ребенка. В фольклоре существует масса потешек, в которых сочетаются речь и движение ладошек. Видимо, уже в древности была подмечена взаимосвязь этих процессов. У детей часто наблюдается недостаточность двигательной сферы, в том числе недостаточная координация мелкой моторики. Ребенку в этом возрасте необходимы гимнастика рук и пальчиковые игры, они в сопровождении стихов разовьют речь и умение слушать. Дошкольник научится понимать смысл услышанного и улавливать ритм речи. Развитие движений пальцев подготовит почву для последующего формирования познавательной сферы ребенка.

3.Цель: Формировать умение внимательно слушать стихи, потешки. Познакомить с разновидностями пальчиковых игр.

4. Задачи кружка:

Обучающие:1. Знакомить детей с устным народным творчеством, русским фольклором. 2. Обогащать, активизировать речь детей.3. Закреплять умение согласовывать движение рук с текстом потешки. 4. Учить подражать движениям взрослых.

Развивающие:1. Развивать мелкую моторику, воображение, мышление, память.

                           2. Развивать интерес к народному творчеству.

                           4. Развивать внимание, зрительное восприятие.

                            5. Развивать согласованность движений обеих рук.

Воспитательные: 1. Воспитывать любовь и эмоциональное отношение к героям потешек. 2. Воспитывать любовь ко всему живому.

5. Методы проведения кружка:

1. Словесный (беседа, слушание потешек, стихов, загадок, русских народных песен, тексты пальчиковых игр);

2. Наглядный - показ действий.

3. Действия руками ребенка.

4. Самостоятельные действия ребенка.

6. Календарно – тематическое планирование кружка

1,2 неделя месяца –слушание произведений фольклора,3 неделя месяца -знакомство с народными сказками, 4 неделя месяца – разучивание пальчиковой игры. Кружковые занятия проводятся по 10- 15 минут, во второй половине дня, один раз в неделю.

Месяц - Тема занятия

Сентябрь Потешка «Зайка серый наряжается»Потешка «Бежала лесочком Лиса с кузовочком».Русская народная сказка «Теремок» (инсценировка)Пальчиковая игра «Повстречались»

Октябрь Потешка «Сорока, сорока»Потешка «Тили-бом! Тили-бом!»Русская народная сказка «Колобок» (пальчиковый театр)Пальчиковая игра «Пряничек»

Ноябрь  Потешка «Зайка серенький сидит»Потешка «Из-за леса,из-за гор»Украинская народная сказка «Репка» (инсценировка)Пальчиковая игра «Семья»

Декабрь Потешка «Как у нашего кота»Знакомство с русскими народными загадками о домашних животных.Русская народная сказка «Кот, петух и лиса» (кукольный театр). Пальчиковая игра «Котик»

Январь Потешка «Как на горке - снег, снег»Пальчиковая игра «Елочка»

Февраль Потешка «С неба падали снежинки»Знакомство со сказкой «Снегурочка и лиса» (настольный театр)Пальчиковая игра «Блины»

Март Потешка «Идёт лисичка по мосту»Разучивание заклички «Весна, весна красна»Русская народная сказка «Заюшкина избушка» (инсценировка)Пальчиковая игра «Дом»

Апрель  Потешка «Солнышко»Потешка «Курочка-рябушечка»Русская народная сказка «Курочка Ряба» (кукольный театр)Пальчиковая игра «Курочка»

Май  Потешка «Вот какая стрекоза»Песенка «Жили у бабуси»Русская народная сказка «Козлятки и волк» (рассказывание с использованием иллюстраций)Пальчиковая игра «На лесной лужайке»

Тема занятий. Месяц

сентябрь 1. Потешка «Зайка серый наряжается»

Видно в гости собирается.

Вымыл носик, вымыл лобик,

Вымыл ухо, вытер сухо.

Надел бантик, стал он франтик.

2. Потешка «Бежала лесочком Лиса с кузовочком».

А что в кузовочке? Лесные грибочки,

Грибочки-груздочки, для сына, для дочки.»

3. Русская народная сказка «Теремок» (инсценировка)

4. Пальчиковая игра «Повстречались»

Повстречались два котенка: «Мяу-мяу!»,

Два щенка: «Ав-ав!»,

Два жеребенка: «Иго-го!»,

Два тигренка: «Ррр!»

Два быка: «Муу!».

Смотри, какие рога.

На каждую строчку соединять поочередно пальцы правой и левой рук, начиная с мизинца. На последнюю строчку показать рога, вытянув указательные пальцы и мизинцы.

октябрь 1. Потешка «— Сорока, сорока, Где была?

Далеко: В лесу на опушке,

На попрядушке. Кашу варила,

На порог становила, Деток кормила,

собирала,Всех угощала: Одному — ложечку

Другому — ложечку

А третьему — целую поварёжечку!»

2. Потешка «Тили-бом! Тили-бом!»

Тили-бом! Тили-бом!

Загорелся кошкин дом!

Загорелся кошкин дом,

Идет дым столбом!

Кошка выскочила!

Глаза выпучила.

Бежит курочка с ведром,

Заливает кошкин дом,

А лошадка – с фонарем,

А собачка - с помелом,

Серый заюшка с листом

Раз! Раз!

Раз! Раз!

И огонь

Погас!

3. Русская народная сказка «Колобок» (пальчиковый театр)

4. Пальчиковая игра «Пряничек»

«Мы вот так, мы вот так, «мнут тесто» руками

Тесто разминали.

Мы вот так, мы вот так, пальчики вместе, движение рук от себя и к себе

Тесто раскатали.

Вот такой, вот такой, широко в стороны развести руки

Будет пряничек большой.

Вот такой, вот такой, поглаживание ладошек по очереди

Будет пряник золотой.

Пряничек, пряничек движение «пекут пирожки»

Испекли ребятки.

Пряничек, пряничек

Очень, очень сладкий.

Кушайте, кушайте, руки вытягивают вперед, ладонями вверх

Угощайтесь, гости!

Приходите к нам еще, манят к себе

Очень, очень просим!»

ноябрь 1. Потешка «Зайка серенький сидит»

Зайка серенький сидит,

И ушами шевелит.

Вот так, вот так

Он ушами шевелит!

Зайке холодно сидеть,

Надо лапочки погреть.

Вот так, вот так,

Надо лапочки погреть!

Зайке холодно стоять,

Надо зайке поскакать.

Вот так, вот так,

Надо зайке поскакать!

Зайку волк испугал!

Зайка тут же убежал!

2. Потешка «Из-за леса, из-за гор

Едет дедушка Егор.

Сам на лошадке,

Жена на коровке,

Дети на телятках,

Внуки на козлятках.

Съехали с гор,

Развели костёр,

Кушают кашку,

Слушают сказку.

3. Русская народная сказка «Репка» (инсценировка)

4. Пальчиковая игра «Семья»

Вот дедушка,

Вот бабушка,

Вот папочка,

Вот мамочка,

Вот деточка моя,

А вот и вся семья.

(Ф. Фребель)

Поочередно пригибать пальчики к ладошке, начиная с большого, а со слов «А вот и вся семья» второй рукой охватывать весь кулачок.

декабрь 1. Потешка «Как у нашего кота

Шубка очень хороша,

Как у котика усы

Удивительной красы,

Глаза смелые,

Зубки белые.»

2. Знакомство с русскими народными загадками о домашних животных.

3. Русская народная сказка «Кот, петух и лиса» (кукольный театр).

4. Пальчиковая игра «Котик»

Котик, котик, котик (круговыми движениями погладить ладонью по животику)

Тёпленький животик,

Подойди к нам близко. (кистями обеих рук сделать манящие движения)

Вот сметаны миска, (ладони соединить в виде чаши)

Вот тарелка с молоком, (руки положить на стол ладонями вверх и прижать друг к другу рёбрами)

Ну, лакай же языком! (ладони поднести к лицу)

январь 1. Потешка «Как на горке - снег, снег,

(встаем с вытянутыми руками на носочки)

И под горкой - снег, снег,

(приседаем)

И на елке - снег, снег,

(встаем с вытянутыми руками на носочки)

И под елкой - снег, снег.

(приседаем)

А под снегом спит медведь.

(склоняем голову набок, подложив сложенные ладони под щеку)

Тише, тише. Не шуметь!

(прикладывает палец к губам)

2. Пальчиковая игра «Елочка»

«Перед нами елочка: сидя, дети соединяют кончики пальцев, делают «елочку»

Шишечки, показывают кулачки

Иголочки, указательные пальцы

Шарики, пальцы сжимают в круг

Фонарики, показывают «фонарики»

Зайчики, показывают «ушки зайца»

И свечки, прижимают ладони и пальчики друг к другу

Звезды, прижимают ладони с раздвинутыми пальцами

Человечки». ставят средний и указательный пальцы на колени

февраль 1. Потешка С неба падали снежинки,

(пружинящие движения)

Белоснежные пушинки,

Они вертелись, они кружились

(кружимся)

И в сугробы превратились

(садимся на корточки)

Вот такие вот высокие,

(поднимаем руки вверх)

Вот такие вот широкие,

(разводим руки в стороны)

Вот такие вот глубокие,

(присаживаемся на корточки)

Вот такие белобокие

(поглаживаем себя по бокам)

2Знакомство со сказкой «Снегурочка и лиса» (настольный театр)

3. Пальчиковая игра «Блины»

Мы для встречи весны (положить правую руку на стол ладонью вверх)

Напечем всем блины

Сковородка шипит,

От блина пар валит, (сверху на правую ладонь положить ладонь левой руки)

Раз-раз, раз-раз – (несколько раз перевернуть левую ладонь с одной стороны на другую)

Вкусный блин готов у нас! (положить одну ладонь на другую)

март 1. Потешка «Идёт лисичка по мосту»

Идёт лисичка по мосту

Несёт вязанку хворосту.

Зачем ей хворост?

Печь топить. Зачем ей печь?

Обед варить. Зачем обед?

Гостей кормить. А гости кто?

Медведь с женой, да ёж, да кот, да мы с тобой.

2. Разучивание заклички «Весна, весна красна».

3. Знакомство со сказкой «Заюшкина избушка» (инсценировка)

4. Пальчиковая игра «Дом»

Я хочу построить дом, (руки сложить домиком, и поднять над головой)

Чтоб окошко было в нём, (пальчики обеих рук соединить в кружочек)

Чтоб у дома дверь была, (ладошки рук соединяем вместе вертикально)

Рядом чтоб сосна росла, (одну руку поднимаем вверх и "растопыриваем" пальчики)

Чтоб вокруг забор стоял, (делаем круг перед собой)

Пёс ворота охранял, (соединяем руки в замочек)

Солнце было,

Дождик шёл, (сначала поднимаем руки вверх, пальцы "растопырены", затем пальцы опускаем вниз, делаем "стряхивающие" движения)

И тюльпан в саду расцвел! (соединяем вместе ладошки и медленно раскрываем пальчики)

апрель 1. Потешка «Солнышко»

Солнышко, солнышко,

Выгляни в окошечко.

Ждут тебя деточки,

ждут малолеточки!

2. Потешка «Курочка-рябушечка»

Курочка –рябушечка,

Куда пошла?

- На речку.

- Курочка-рябушечка,

Зачем пошла?

- За водичкой.

- Курочка-рябушечка,

Зачем тебе водичка?

- Цыпляточек поить.

- Курочка-рябушечка,

Как цыплята просят пить?

- Пи-пи-пи-пи-пи-пи-пи-пи!

3. Русская народная сказка «Курочка Ряба» (кукольный театр)

4. Пальчиковая игра «Курочка».

«Курочка - рябушечка не спеша «проходятся» указательным и средним

По двору гуляла, пальцем по бедрам

По двору гуляла,

Цыпляток считала.

- Раз, два, три, четыре, пять! загибают пальчики на одной руке

Посчитаю их опять: грозят указательным пальцем

Раз, два, три, четыре, пять!» загибают пальчики на другой руке

май 1. Потешка «Вот какая стрекоза,

(показываем размер двумя руками)

Как горошины глаза.

(прикладываем руки к глазам)

Влево (поворот влево, вправо (поворот вправо,

Назад (шаг назад, вперед (шаг вперед,

Ну совсем как вертолет.

Мы летаем высоко,

(поднимаем руки вверх)

Мы летаем низко,

(присаживаемся на корточки)

Мы летаем далеко,

(приставляем к голове руку козырьком)

Мы летаем близко.

(руки в стороны – бегаем по комнате)

2. Песенка «Жили у бабуси»

Жили у бабуси

Два веселых гуся.

Один серый,

Другой белый –

Два веселых гуся.

Мыли гуси лапки

В луже у канавки.

Один серый,

Другой белый –

Спрятались в канавке.

Вот кричит бабуся:

«Ой, пропали гуси!

Один серый,

Другой белый –

Гуси мои, гуси!»

Выходили гуси,

Кланялись бабусе.

Один серый,

Другой белый –

Кланялись бабусе.

3. Русская народная сказка «Козлятки и волк» (рассказывание с использованием иллюстраций)

4. Пальчиковая игра «На лесной лужайке»

«На лесной лужайке показываем «ушки зайчика»

Разыгрались зайки:

Лапками хлопали, хлопки

Ножками топали, топают ногами

Ушками махали, делаем «ушки зайчика» и машем

Выше всех скакали. прыжки на двух ногах

Глазками глядели, руки к глазам «хлопаем глазками»

Песенку пропели:

Ля-ля-ля! Ля-ля-ля! болтаем руками

Ля-ля-ляйки! Ах, какие мы веселые зайки!»

7.Ожидаемый результат:

1. Обогащение активного и пассивного словаря детей;

2. Знакомство детей с фольклором;

3. Освоение детьми невербальных средств общения;

4. Способность выражать свои чувства и понимать чувства других;

5. Уверенность в себе, преодоление робости;

6. Интерес к фольклору, пальчиковым играм.

7. Знакомство родителей с особенностями развития мелкой моторики рук у детей, с ролью развития мелкой моторики в коррекции речевых нарушений детей.

8.Список использованной литературы:

1) «Методика развития речи детей»- Е. И. Тихеева, Ф. А. Сохина, А. М. Бородич;

2) «Воспитание правильной речи»- В. Рождественская, Е. Радина;

3) «Словесные игры в детском саду» - А. К. Бондаренко;

4) Сборник потешек «Прилетели гули» - составитель К. М. Скопцов;

5) Сборник русских народных песен «Колокольчик нам поет» - составитель Н. Френкель, В. Карасева.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сказка о язычке

Развитие артикуляционного аппарата.  ...

Путешествие язычка

Конспект занятия вокального кружка в старшей и подготовительной группесоставитель Мертвищева О.Г. музыкальный руководитель МДОУ №3 «Орленок»...

Подборка артикуляционной гимнастики " Сказки веселого язычка"

Никто не заменит работу логопеда, но родители могут самостоятельно помочь ребенку в речевом развитии, чтобы не терять времени до поступления в логопедическую группу  или на прием к логопеду. Дан...

Артикуляционная гимнастика "Весёлые превращения Язычка"

Комплекс артикуляционных упражнений в стихотворной форме....

Знаете ли вы …что у нашего язычка есть тоже сказки. Можно весело и с пользой поиграть. Сказка «О Веселом Язычке»

Знаете ли вы …что  у нашего язычка есть тоже сказки.  Сказка «О Веселом Язычке»...

Логопедический проект "Мой подвижный язычок, Язычок - Звуковичок"

Информационно - практический  проект  для детей  старшего  дошкольного возраста с тяжелым нарушением  речи. Этот  проект  призван вызвать  интерес  детей к...