Консультация для родителей
консультация по развитию речи (подготовительная группа)

Мартынова Анна Ильинична

Консультация по развитию связной речи в подготовительной к школе группе, развитию умения пересказывать.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pereskaz.docx168.06 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

по развитию речи

подготовила воспитатель

 Мартынова А.И.

Пересказ в подготовительной к школе группе

В подготовительной к школе группе на занятиях по пересказу закрепляют и совершенствуют речевые умения и навыки, полученные детьми в старшей группе. Дошкольники продолжают учиться излагать тексты связно, последовательно, полно, без искажения, пропусков и повторений. Совершенствуются умения детей эмоционально, с различными интонациями передавать диалоги действующих лиц, использовать в пересказах смысловые ударения, паузы, определенные художественные средства, характерные для сказок (зачин, повторы и т.п.). Дети учатся говорить не торопясь, достаточно громко, без напряжения. Повышается самостоятельность детей: они учатся пересказывать сказки и рассказы без помощи вопросов воспитателя.

Литературно-художественный материал, предлагаемый для пересказа, усложняется, возрастает и количество текстов.

В подготовительной к школе группе для занятий рекомендуются следующие произведения: русские народные сказки «Заяц-хваста», «У страха глаза велики», «Лиса и Козел»; рассказы «Четыре желания», «Утренние лучи» К. Д. Ушинского, «Косточка» Л. Н. Толстого, рассказы советских писателей: «Грибы» В. Катаева, «Еж» М. Пришвина, «Купание медвежат» В. Бианки, «Медведь» Е. Чарушина, «Просто старушка», «Плохо» В. Осеевой, «Земляничка» Н. Павловой, «Зеленые бабочки», «Сосулькина вода» Н. Сладкова, «Разлились реки» Г. Скребицкого и др.

Литературные произведения оказывают огромное художественно-педагогическое влияние на мысли, чувства, интересы и творческие способности ребенка. Пересказ активизирует весь процесс эмоционально-эстетического освоения детьми литературного материала. В форме пересказа проявляется художественно-речевая деятельность дошкольников на начальном этапе ее развития.

Ребенок шести-семи лет может более точно соотнести свой пересказ с текстом, отметить допускаемые пропуски, перестановку материала; возрастает его самостоятельность при разборе ответа товарища.

Методы и приемы, используемые воспитателем для осуществления задач обучения пересказу, различны: выразительное дву- и трехкратное чтение текста, беседа о прочитанном, показ иллюстраций, речевые упражнения, указания относительно способов и качества выполнения задания, оценка и т.д. О правильном применении их будет свидетельствовать повышение от занятия к занятию активности и самостоятельности детей при выполнении учебных речевых заданий.

С помощью пересказа дети глубже и полнее усваивают рассказы о природе, учатся зорче вглядываться в цвет неба, листву деревьев, полет птиц, отыскивать новое в знакомом и говорить о нем интересно, образно.

В работе с детьми подготовительной к школе группы особое внимание нужно уделять формированию первоначальных навыков учебной деятельности — умения слушать речь педагога, понимать ее, запоминать, действовать согласно указаниям воспитателя.

Вышеприведенные примеры свидетельствуют о том, что в структуре занятия большое значение имеет установка на пересказ. Обычно она дается после беседы о прочитанном, перед повторным чтением. Это способствует целенаправленному восприятию текста. Общая установка на пересказ в соответствующей структурной части занятия дополняется указаниями о характере пересказа (коллективно, по частям, в лицах, от первого лица и т.д.). При этом педагог сопровождает свои указания речевым образцом, чтобы дети на конкретных примерах могли выявить особенности той или иной формы пересказа.

Следует учитывать, что ребенок седьмого года жизни может проявить большую самостоятельность при выполнении заданий. Если дети достаточно хорошо пересказывают прочитанное, методика занятия может быть изменена: после чтения дается установка на пересказ, затем текст вновь зачитывается и дети пересказывают его. В этом случае развернутой беседы по прочитанному не проводится: у детей уже накоплен опыт восприятия произведений; они могут проявить самостоятельность в процессе освоения материала и устного изложения его, придерживаясь усвоенных ранее требований к качеству пересказа.

Если ваш ребенок затрудняется в пересказе, попробуйте в домашней обстановке пересказывать небольшие тексты согласно методике. Постепенно увеличивайте объем и литературную сложность произведения.

На первых порах, пока у вас не выстроилась собственная схема занятий, вы можете пользоваться следующей:

1. Вначале необходимо заинтересовать ребенка сюжетом рассказа: загадать загадку про главного героя, показать и обсудить картинку с его участием;

2. Далее предлагаем ребенку послушать и читаем произведение;

3. Задаем вопросы по произведению. Вопросы могут быть направлены: на порядок действий в произведении (что за чем), на место действия и как оно описывается, на характеристику главных героев и обсуждение мотивов их поступков, на использование фразеологизмов и авторских оборотов в тексте;

4. Предупреждаете ребенка, что после прочтения он будет пересказывать, после чего зачитываете произведение;

5. Ребенок пересказывает. Если у него возникают сложности с сюжетом или последовательностью, помогаем, задавая наводящие вопросы;

6. Хвалим ребенка и предлагаем творческое занятие по произведению (рисование, аппликация, лепка, поделка и пр)

В заключение следует еще раз подчеркнуть, что пересказ литературных произведений в речевой практике старших дошкольников занимает большое место. Чем лучше усваивает ребенок различные способы пересказа, тем значительнее его успехи в овладении монологической речью.

Важно, чтобы на занятиях возникали благоприятные условия для общения, содержанием которого является изложение текстов сказок, рассказов. Различными приемами воспитатель побуждает детей к тому, чтобы они передавали прочитанное понятно, четко, ясно, умели адресовать свою речь тем, кто их слушает, могли уточнить, дополнить ответы рассказчиков, проявляя к товарищам доброжелательное, заинтересованное отношение. Накапливаемый опыт речевого общения имеет немаловажное значение в подготовке детей к школе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей на тему "Трудности с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения". Консультация для родителей на тему "Игры и упражнения зимой".

Материал в первой консультации рассказывает родителям о трудностях с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения, при освоении предметного мира.Материал во второй консультации подскажет родителям ,...

Консультация для родителей на тему: "Речевая готовность ребёнка к школе — консультация для родителей"

Школьное обучение предъявляет ребенку новые требования к его речи, вниманию, памяти.Наиболее значимым для ребенка 7 лет является переход в новый социальный статус: дошкольник становится школьником. Пе...

Консультация для родителей «Театрализованная деятельность в детском саду. Театр и родители». Консультация для родителей

«Театрализованная деятельность в детском саду. Театр и родители».Важнейшей предпосылкой совершенствования речевой деятельности дошкольников является создание эмоционально благоприятной ситуации, ...

Консультация для родителей «Кризис трёх лет» во второй младшей группе. Консультация для родителей «Родитель-пример поведения на улице и дороге»

Консультация для родителей «Кризис трёх лет» во второй младшей группе.Консультация для родителей «Родитель-пример поведения на улице и дороге»...

Консультация для родителей «Зачем читать детям книги?» Консультация для родителей Особенности речевого развития детей 2–3 лет. Консультация для родителей«Понимаем ли мы друг друга?»

Консультация для родителей «Зачем читать детям книги?»Зачем читать детям книги?Дети имеют огромную потребность, чтобы родители читали им вслух. Для благополучного развития ребенка семейное...