Роль артикуляционной гимнастики в развитии речевого аппарата ребёнка
статья по развитию речи (средняя группа)

Кузьмина Елена Андреевна

Чтобы речь была четкой и разборчивой, нужно укреплять органы речевого аппарата. Для этого используется артикуляционная гимнастика. Она также помогает отрабатывать различные положения губ, языка, мягкого неба и мышц, задействованных во время звукопроизношения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл artikulyatsionnaya_gimnastika.docx17.02 КБ

Предварительный просмотр:

Роль артикуляционной гимнастики в развитии речевого аппарата ребёнка

С малых лет ребенок совершает множество манипуляций артикуляционным аппаратом, что способствует формированию речевого навыка. Но иногда возникают сложности с произношением слов. Исправить их поможет артикуляционная гимнастика – это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированности  движений, участвующих в речевом процессе органов.

Зачем тренировать язык? Язык – главная мышца органов речи. И для него, как и для всякой мышцы, гимнастика просто необходима. Ведь язык должен быть хорошо развит, чтобы выполнять тонкие целенаправленные движения. Правильное произношение звуков наряду с богатым словарным запасом и грамматически верной, хорошо развитой, связной речью является одним из основных показателей готовности ребёнка к школьному обучению.

Детям 2-4 лет артикуляционная гимнастика поможет быстрее поставить правильное произношение. Дети 5-6 лет и старше смогут при помощи артикуляционной гимнастики во многом преодолеть уже сложившиеся нарушения звукопроизношения.

Рекомендации к проведению артикуляционных упражнений:

1.Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно.

2.Лучше выполнять гимнастику  3-4 раза в день по 3-5 минут.

3. Каждое упражнение выполнять по 5-7 раз.

4.Надо соблюдать определенную последовательность, идти от простых упражнений к более сложным.


5.Артикуляционную гимнастку выполняют сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении.

6. Артикуляционную гимнастку выполняют перед зеркалом, для того,  чтобы  контролировать правильность выполнения упражнений.

Упражнения  артикуляционной гимнастики:

«Улыбка» – губы растянуть в улыбке, показать все зубы. Зубы сомкнуты. 

Трубочка» – губы вытянуть вперед (губы не напряжены) 

 «Толстый – худой» – попеременно надувать и втягивать щеки.

«Конфетка» – с силой упираться языком то в правую, то в левую щеки.

 «Часики» – положение «улыбка», острым кончиком языка дотрагиваться до уголков рта влево-вправо. 

«Змейка» – положение «улыбка», рот приоткрыть, острым кончиком языка как «жалом» – вперед-назад.

«Качели» – положение «улыбка», рот широко открыть, напряженным кончиком языка упираться по очереди то за верхние зубы, то за нижние. 

  «Маляр» – положение «улыбка», рот широко открыть, кончиком языка погладить «с силой» небо вперед-назад.

 «Почистим зубки»- положение «улыбка», рот широко открыть, кончиком языка провести по внутренней стороне верхних, затем нижних зубов.

 «Накажем непослушный язычок» –  положить широкий язык на нижнюю губу и шлепать по нему, произнося: пя-пя-пя

«Лопата» – из положения «улыбка» открыть рот, широкий язык положить на нижнюю губу (язык лежит спокойно, не дрожит).

«Вкусное варенье» – облизываем широким языком верхнюю губу из стороны в сторону, сверху вниз.

 «Чашечка» – рот широко открыть, широкий язык поднять к верхним зубам, делая углубление. 

«Индюк» – языком «болтать» между губами «бл-бл». 

 «Лошадка» – рот широко открыть, показать все зубы, присосать язык к небу, кончик языка упирается в передние зубы, щелкнуть языком.

«Грибок» –  рот открыть, присосать язык к небу, следить, как натягивается подъязычная связка (язык не должен заваливаться на бок). Кончик языка упирается в передние зубы. 

Благодаря своевременным занятиям артикуляционной гимнастикой и упражнениями по развитию речевого слуха некоторые дети сами могут научиться говорить чисто и правильно, без помощи специалиста.

 «Барабанщик» – улыбнуться, открыть широко рот и с силой постучать кончиком языка в верхние резцы, многократно и отчетливо произнося звук д-д-д.

«Сердитая кошечка» – положение «улыбка», приоткрыть рот и кончиком языка надавливать на нижние зубы, выгибая спинку языка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль артикуляционной гимнастики в развитии речевого аппарата ребёнка

Роль артикуляционной гимнастики в развитии речевого аппарата ребёнка...

Роль артикуляционной гимнастики в развитии речевого аппарата ребёнка.

Роль артикуляционной гимнастики в развитии речевого аппарата ребёнка....

Статья «Роль артикуляционной гимнастики в развитии речевого аппарата ребёнка»

    Практически у всех детишек-дошкольников встречаются недостатки произношения одного или нескольких звуков, большинство из которых носят временный, непостоянный характер. Они обусло...

Роль артикуляционной гимнастики в развитии речевого аппарата ребёнка

      Артикуляционная гимнастика является основой формирования речевых звуков — фонем — и коррекции нарушений звукопроизношения любой этиологии и патогенеза...

«Роль артикуляционной гимнастики в развитии речевого аппарата ребёнка» Артикуляционная гимнастика

laquo;Роль артикуляционной гимнастикив развитии речевого аппарата ребёнка»Артикуляционная гимнастика      ...

«Роль артикуляционной гимнастики в развитии речевого аппарата ребёнка» Артикуляционная гимнастика

laquo;Роль артикуляционной гимнастикив развитии речевого аппарата ребёнка»Артикуляционная гимнастика      ...

«Роль артикуляционной гимнастики в развитии речевого аппарата ребёнка»

laquo;Роль артикуляционной гимнастики в развитии речевого аппарата ребёнка"...