Консультация для воспитателей «Использование технологии «Синквейн» в работе по развитию речи старших дошкольников»
консультация по развитию речи (подготовительная группа)

Воспитание чувствительности к слову и его оттенки- одна из предпосылок к гармоничному развитию личности. От культуры слова к эмоциональной культуре, от эмоциональной культуры к культуре моральных отношений- таков путь к гармонии знаний и нравственности.

В.А. Сухомлинский

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sinkveyn.docx15.48 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей «Использование технологии «Синквейн» в работе по развитию речи старших дошкольников»

Воспитание чувствительности к слову и его оттенки- одна из предпосылок к гармоничному развитию личности. От культуры слова к эмоциональной культуре, от эмоциональной культуры к культуре моральных отношений- таков путь к гармонии знаний и нравственности.

В.А. Сухомлинский

Не секрет, что многие дети не умеют ясно и грамматически правильно строить свою речь, излагать собственные мысли в свободной форме, выражать свои эмоции разнообразными оборотами речи, не соблюдают речевую культуру и не умеют общаться. Образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у дошкольников- явление очень редкое.  В речи детей существует множество проблем: бедный словарный запас, не умение составить рассказ по картине, пересказать прочитанное, им трудно выучить стихотворение наизусть. Грустно, что у большинства  детей, выражаясь словами Корнея Ивановича Чуковского, «мысли выскакивают растрёпанными и полуодетыми, словно спросонья».

Говоря о развитии речи ребёнка мы не можем забывать о ФГОС ДО, который определяет целевые ориентиры- социальные и психологические характеристики личности ребёнка на этапе завершения ДО. ФГОС требует от воспитателя  более глубокого продумывания используемых методов и приёмов, так как роль воспитателя является направляющей и развивающей.

Работая длительное время с детьми с ТНР я применяла различные методики и технологии для развития речи из которых  мне хотелось бы выделить использование синквейна . При использовании синквейна прежде всего открываются творческие и интеллектуальные возможности. Синквейн способствует обогощению и актуализации словаря, является диагностическим средством, комплексно воздействует на развитие речи, внимания, памяти, мышления.

Синквейн (слово франц.) переводится как нерифмованное стихотворение из пяти строк. Американская поэтесса Аделаида Крэпси  разработала эту форму ХХвеке. Родиной синквейна можно считать США.

В педагогических и образовательных целях синквейн может использоваться, как результативный метод развития образной речи, интеллектуальных и аналитических способностей ребёнка.

При написании синквейна, как и при использовании любой технологии существуют определённые правила. Синквейн состоит из пяти строк. Его форми напоминает ёлочку.

1-я строка (вершина ёлочки)-заголовок, название, тема- одно ключевое слово, обычно существительное, определяющее содержание (название предмета, произведения, имя героя т.д)

2-я строка – два слова (прилагательные, описывающие признаки предмета или его свойства.) Слова можно соединять союзами и предлогами.

3-я строка- три слова (глаголы). Действия предмета , относящиеся к данной теме.

4-я строка- четыре слова- предложение. Фраза, которая показывает отношение автора к теме.

5-я строка-одно слово- слово-резюме, ассоциация, синоним, который характеризует суть темы, обобщение, личное эмоциональное выражение автора к теме в первой строчке, обычно существительное.

Для того, чтобы дети беспрепятственно справились с написанием синквейна вся работа делится на три этапа.

Первый этап-подготовительный.

Для полного, грамотного выражения своих мыслей, ребёнок должен иметь достаточный словарный запас. Поэтому работу необходимо начать с обогащения и расширения словарного запаса.

Целью этого этапа является обогашение словаря детей словами-понятиями: «слово-предмет», «слово-действие», «слово- определение», «слово-ассоциация», «предложение». Также на данном этапе необходимо введение символов этих слов. Для этого в свой работе  использую речевые игры и упражнения. «Скажи какой? Какая? какие?», «Подбери слова признаки и слова действия», «Отгадай загадку» и т.д. Также использую игры малой подвижности «Что мы делали не скажем, а что видели покажем», «У жирафа пятна, пятна», «Мы едем , едем, едем на большом велосипеде». Дидактические игры направленные на развитие внимания, мышления, памяти.

Второй этап является основным. На этом этапе происходит знакомство с алгоритмом саставления синквейна. Так, как дети пока ещё не умеют читать используются схемы , которые дети хорошо запоминают и в дальнейшем могут пользоваться самостоятельно.

Третий этап –практический. Самостоятельное составление синквейнов детьми. Целью этого этапа является формирование умения и совершенствование навыков составления синквейна по лексическим темам.

Пройдя все эти этапы синквейн составить получается у все. Составление синквейна похоже на игру, ведь сочинять для детей всегда весело и легко.

Пример составления синквейна.

Кто? Снегирь

Какой? Красивый , зимующий

Что делает? Летит, радует, зимует

Предложение. Снегирь самый красивый пернатый.

Ассоциация. Птица.

Таким образом, практика показала, что при систематическом  использовании метода синквейн в работе с детьми с ТНР их речь становится более насыщенной, яркой, пополняется словарный запас. Дети имеющие правильную речь становятся более активными, охотнее идут на контакт со взрослыми и сверстниками, активно учувствуют в проведение садовых мероприятий, становятся эмоционально более устойчивыми.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей «Использование технологии «Синквейн» в работе по развитию речи старших дошкольников»

Сегодня существует множество технологий и методов, которые позволяют активизировать познавательную деятельность и способствует развитию речи, одним из таких методов является дидактический синквей...

Консультация для воспитателей «Использование технологии «Синквейн» в работе по развитию речи старших дошкольников»

Консультация для воспитателей «Использование технологии «Синквейн» в работе по развитию речи старших дошкольников»...

Консультация для воспитателей «Использование технологии «Синквейн» в работе по развитию речи старших дошкольников»

Консультация для воспитателей «Использование технологии «Синквейн» в работе по развитию речи старших дошкольников»...

Опыт работы. Использование технологии «Синквейн» в работе по развитию речи старших дошкольников

Одной из главных задач дошкольного образования является развитие речевых способнотей у детей дошкольного возраста. Одним из эффективных и интересных методов, помогающим активизировать познаватель...

Консультация для педагогов «Использование технологии «Синквейн» в работе по развитию речи старших дошкольников»

Как говорил Л. С. Выготский «Без речи нет ни сознания, ни самосознания». На сегодняшний день образная, богатая синонимами и описаниями речь у детей — явление очень редкое. В чем же п...

Консультация для воспитателей «Использование технологии «синквейн» в работе по развитию речи старших дошкольников»

Принятие ФГОС ДО требует от воспитателя более глубокого продумывания методов и приёмов к организации образовательной деятельности, так как роль воспитателя является направляющей, развивающей. Пои...