Обучайте речи, играя.
статья по развитию речи (старшая группа)

Антошина Анна Валерьевна

В данной статье описывается становление речи ребенка по-этапно. Прилагаются игры для формирования правильного произношения звуков.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_obuchayte_rechi_igraya.docx20.01 КБ

Предварительный просмотр:

Обучайте речи, играя.

С рождения ребенка окружает множество звуков: речь людей, музыка, шелест листьев, щебетание птиц и т.д.. Но из всех звуков, воспринимаемых ухом ребенком, лишь речевые звуки, и то только в словах, служат целям его общения с взрослыми, средством передачи различной информации, побуждения к действию. А прежде чем ребенок научится понимать и произносить отдельные слова, он реагирует на интонацию.

Постепенно малыш начинает вслушиваться в слова, сопоставлять их звучание, пытаться повторять их, он начинает также слышать и различать звуки родного языка, т.е. обращать внимание на звуковую сторону слова.

Ребенок не всегда может сразу правильно произнести услышанное слово: сохранить в нем слоговую структуру, четко выговаривать все звуки. Внятность и чистота речи зависят от многих факторов, и в первую очередь от состояния и подвижности артикуляционного аппарата. Неправильное строение артикуляционного аппарата , неразвитость, вялость мышц языка, нижней челюсти, мягкого неба, губ и как следствие их недостаточная подвижность нередко являются причиной плохого произношения. Наиболее активно участвует в образовании звуков и произнесении слов язык.

Большое значение для правильного развития произносительной (звуковой) стороны речи имеет хорошо развитое речевое дыхание, которое обеспечивает нормальное  звуко- и голосообразование. Например, некоторые дошкольники неправильно произносят звук р лишь потому, что не могут сделать достаточной силы выдох, необходимый для приведения в колебательное состояние кончика языка при произношении  р.

Правильное речевое дыхание обеспечивает наилучшее звучание голоса. Своевременный вдох и последующий плавный выдох создают условия для непрерывного  и плавного звучания речи, для свободного скольжения голоса по высоте, для перехода от тихой речи к громкой и наоборот. Нарушение речевого дыхания может явиться причиной недостаточно громкого произнесения слов, неправильной модуляции голоса, нарушения плавности речи и т.п.

Чтобы выработать у ребенка хорошую дикцию, обеспечить четкое и благозвучное произнесение им слов и каждого звука в отдельности, необходимо развивать его артикуляционный аппарат, речевое дыхание, совершенствовать фонематический слух, учить его слушать речь, различать звуки не только при произношении, но и на слух, правильно произносить их в слове.

Вслушиваясь в звучащие слова, играя с ними, дети развивают свой слух, укрепляют артикуляционный аппарат, улучшают произношение. Опираясь на слух, малыш контролирует свою артикуляцию и стремится приблизить свое произношение к произношению окружающих.

Речь взрослого является образцом для ребенка. Поэтому при общении с детьми взрослые должны постоянно следить за своей речью, говорить не торопясь, четко произносить слова, соблюдать нормы литературного произношения.

К 5-6 годам большинство детей обычно правильно произносят все звуки; у них становится достаточно развитым фонематический слух. Это позволяет проводить дальнейшую работу по ознакомлению со звуковой стороной речи, которая, в конечном счете, направлена на осознание детьми звукового строения слова, словесного состава предложения.

В процессе речевых занятий, игр и упражнений воспитатель специально обращает внимание детей на такую особенность звуковой стороны слова, как длительность звучания. Знакомясь со звуковой формой слова, ребенок учится анализировать его слоговое строение, выделять ударение.

Задача воспитателя состоит в том, чтобы помочь детям ознакомиться со звуковой стороной речи и звуковой стороной слова как единицы языка. Для этого игры и упражнения с возрастом постепенно усложняются.

Игры для младших дошкольников направлены на умение управлять своим голосовым аппаратом.

  • «Угадай, что звучит»
  • «Назови животных и скажи, кто как кричит»
  • «Скажи как я».

В среднем дошкольном возрасте воспитатель продолжает учить детей внимательно слушать речь окружающих, подбирать слова, похожие по звучанию, четко произносить слова.

  • «Секрет»
  • «Повтори, как я»
  • «Доскажи слово».

В старшем дошкольном возрасте воспитатель учит различать звуки на слух и правильно произносить их. Для этого ежедневно проводится артикуляционная гимнастика.

  • «Что неверно?»
  • «Клички животных»
  • «Найди и назови нужное слово»

С детьми подготовительной группы воспитатель уделяет особое внимание выработке у детей четкого и внятного произнесения слов, фраз, умению дифференцировать звуки, при этом усложняя их по сравнению со старшим возрастом.

  • «Какой звук есть во всех словах»
  • «Волшебный замок»
  • «Чем отличаются слова»

        Для достижения лучшего результата игры и упражнения рекомендуется проводить не реже 2-х раз в неделю на занятиях по развитию речи, на прогулке, в процессе наблюдений, в индивидуальном и групповом общении с детьми. Все это облегчает дальнейшее усвоение родного языка, благоприятствует воспитанию культуры речи.

Список литературы

Арушанова А.Г. Речь и речевое общение детей[Текст]: Книга для воспитателей детского сада/ А. Г. Арушанова. —М.: Мозаика-Синтез, 2000. 272 с.

Артемова, Л.В. Мир в дидактических играх дошкольников [Текст]: для воспитателей детского сада и родителей./ Л.В. Артемова. –М.: Просвещение, 2008. 96с.

Бахтин М.  М.  Эстетика  словесного  творчества [Текст]  /  М.  М. Бахтин / Сост. С. Г. Бочаров, примеч. С. С. Аверинцев и С. Г. Бочаров. -М.: Искусство, 2003. 423 с.

Белоус, Е. Развитие речи и фонематического слуха в театрально-игровой деятельности [Текст] / Е. Белоус // Дошкольное воспитание. –2009. -№7. С. 66-70.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Играем и обучаем (логопедические игры)

Грамотная , четкая, чистая и ритмичная речь ребенка - это не дар, она приобретается благодаря совместным усилиям родителей, педагогов и многих других людей, в окружении которых малыш растет и развивае...

Можно ли обучать малышей игре в шахматы

Часто воспитателям в детских садах родители задают вопросы: «Можно ли обучать малышей игре в шахматы? Как играть с ребёнком на доске?»Малыши любознательны - это позволяет увлечь их игрой в деревянные ...

Стоит ли обучать ребёнка игре в шахматы.

Когда малыш впервые начинает интересоваться игрой в шахматы, его родители задаются вопросом: стоит ли обучать ребёнка такой сложной игре до первого класса? Педагоги единогласно заявляют – стоит, и для...

«КАК МОЖНО ОБУЧИТЬ РЕБЕНКА ИГРАЯ»

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ...

Учиться играя и обучаться в игре или LEGO в жизни дошкольников

Игра – важнейший спутник детства. А LEGO позволяет учиться, играя и обучаться в игре....

Мастер - класс для родителей в дистанционном формате "развиваем речь, обучая и играя, посредством мнемонехники"

Новизна мастер - класса для родителей в дистанционном формате  заключается в том, что   условиях пандемии- он позволяет достичь большей оперативности во взаимодействии с роди...