Развитие монологической речи у детей 6-7 лет.
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Гилева Ольга Петровна

К числу важнейших задач логопедической работы с дошкольникам, имеющими речевые нарушения, относится формирование у них связной монологической речи. Значительные трудности в овладении навыками связной речи у детей с ОНР обусловлены недоразвитием основных компонентов языковой системы (фонетико-фонематического, лексического, грамматического), недостаточной сформированностью как звуковой, так и смысловой сторон речи.

На современном этапе одним из актуальных вопросов педагогики является поиск новых форм и методов обучения и воспитания детей. С повышением внимания к развитию личности ребенка связывается возможность обновления и качественного улучшения системы его речевого развития. Наряду с поиском современных моделей обучения и воспитания, необходимо возрождать лучшие образцы народной педагогики. Сказка как сокровищница русского народа находит свое применение в различных областях работы с детьми дошкольного возраста, имеющими речевые нарушения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sayt.docx22.04 КБ

Предварительный просмотр:

РАЗВИТИЕ МОНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ.

К числу важнейших задач логопедической работы с дошкольникам, имеющими речевые нарушения, относится формирование у них связной монологической речи. Значительные трудности в овладении навыками связной речи у детей с ОНР обусловлены недоразвитием основных компонентов языковой системы (фонетико-фонематического, лексического, грамматического), недостаточной сформированностью как звуковой, так и смысловой сторон речи.

На современном этапе одним из актуальных вопросов педагогики является поиск новых форм и методов обучения и воспитания детей. С повышением внимания к развитию личности ребенка связывается возможность обновления и качественного улучшения системы его речевого развития. Наряду с поиском современных моделей обучения и воспитания, необходимо возрождать лучшие образцы народной педагогики. Сказка как сокровищница русского народа находит свое применение в различных областях работы с детьми дошкольного возраста, имеющими речевые нарушения.

Использование сказки в системе логопедических занятий способствует:

  • Коммуникативной направленности каждого слова и высказывания ребенка на занятии;
  • Совершенствованию лексико-грамматических средств языка;
  • Совершенствованию звуковой стороны речи в сфере произношения, восприятия и выразительности;
  • Развитию диалогической и монологической речи;
  • Эффективности игровой мотивации детской речи
  • Взаимосвязи зрительного, слухового и моторного анализаторов;
  • Созданию на занятиях благоприятной психологической атмосферы, обогащению эмоционально-чувственной сферы воспитанников;
  •  Приобщению детей к прошлому и настоящему русской культуры, фольклору.

СКАЗКА «КОЛОБОК».

Ход занятия.

Цель: Формировать у детей        связную речь, с помощью пересказывания сказки.

Общеразвивающие задачи.

  • Обучать воспитанников отгадыванию загадок.
  • Учить детей давать четкие ответы на поставленные вопросы.
  • Обучать детей формированию связной речи, с помощью пересказа сказки.
  • Формировать лексико-грамматические категории.
  • Знакомить дошкольников с пословицами.

Развивающие задачи.

  • Развивать общую и мелкую моторику с помощью специальных упражнений и физминутки.
  • Развивать внимательность, при чтении сказки «Колобок».

Воспитательные задачи.

  •  Воспитывать скромность, взаимоуважение, дружбу, трудолюбие у воспитанников.
  1. Организационный момент.

- Отгадайте, с какой сказкой мы сегодня будем знакомиться на занятии:

Из муки он был печен,

На сметане был мешен.

На окошке он студился,

По дорожке покатился.

Был он весел, был он смел,

И в пути он песни пел.

Съесть его хотел зайчишка,

Серый волк и бурый мишка.

А когда малыш в лесу

Встретил рыжую лису,

От нее уйти не смог.

Что за сказка?  (Колобок).

  1. Развитие мелкой моторики «Колобок».

- Я Колобок, Колобок! (Пальчиковое упражнение «Шарик»)

По амбару метен (Пальчиковое упражнение «Веник»)

По сусекам скребен, (Поскрести пальцами рук по столу)

На сметане мешен (Выполнять движения, как при замесе теста)

В печку сажен (Пальчиковое упражнение «Печка»)

На окошке стужен (Пальчиковое упражнение «Окошко»),

Я от дедушки ушел, я от бабушки ушел (Пальчиковое упражнение «Пальчики шагают»)

Я от зайца ушел (Пальчиковое упражнение «Зайчик»).

При словах «Покатился Колобок дальше – только его и видели (Вращение рук относительно друг друга)

  1. Чтение сказки «Колобок». Инсценировка сказки.
  2. Игра «Один-много».

Песня-песни,

Мордочка- мордочки,

Трава- травы,  

Дорожка-

Ухо-

Пень-

  1. Игра «Назови ласково».

Румяный колобок – румяненький колобочек,

Трусливый заяц –

Серый волк –

Неуклюжий медведь-

Хитрая лиса-

  1. Игра «Сосчитай».

1 Колобок – 5 Колобков,

1 Заяц –

1 Лиса –

1 Волк-

1 Медведь-

  1. Игра «Слова наоборот».

Скромность -хвастовство

Хитрость – простодушие

Радость – огорчение

Скромный –

Хитрый –

Румяный-

  1. Игра «Кто внимательный».

- Назови, из каких продуктов бабка замесила тесто? (Мука, масло, сметана).

- Назови, в какой последовательности бабка делала Колобок? (Амбар мела, сусеки скребла, тесто месила, в печку сажала, на окне студила).

- Назови, какие части дома встречаются в сказке? (Окно, дверь, порог, сени, крыльцо).

 Развитие общей моторики. Физкультминутка.

Зайчик. Лисичка. Медведь.  

  1. Беседа по сказке «Колобок».
  2.  Игра «Что сначала, что потом?».

Поставить на стол персонажей сказки из настольного кукольного театра. Попросить детей, вместе с педагогом обыграть сказку.

  1. Знакомство детей с пословицами.

Наперед времени не хвастай.

Собой не хвались, дай наперед похвалить себя людям.

Кто скромней, тот умней.

  1. Итог занятия.

Литература.

Развитие монологической речи детей 6-7 лет:

 Занятия на основе сказок/авт. сост. А.А. Гуськова. – Волгоград: Учитель, 2012г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Нетрадиционные формы развития монологической речи у детей с ОНР

Полноценное формирование речи в дошкольном возрасте - это дорога малыша в мир культуры, одно из условий нормального развития ребенка и его дальнейшего успешного обучения в школе. Мал...

Развитие монологической речи у детей.

Развитие монологической речи у детей1. Развитие монологической речи у детей дошкольного возраста2. Развитие связной монологической речи у дошкольников по рассказыванию картинок3. Занятия по развитию с...

Развитие монологической речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Для успешного общения важную роль играет качество речи каждого говорящего, уровень коммуникативной языковой компетенции собеседников. В каждой из программ, используемых в ДОУ имеется специальный ...

Методические рекомендации к логопедической работе по развитию монологической речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР

Материал включает в себя подробное описание этапов и направлений логопедической работы по развитию монологической речи дошкольников с ОНР, содержание логопедической рабоы по формированию монологическо...

Педагогический проект по развития монологической речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР "Сказочная страна". Авторы Степанова Л.Ф.,Даценко А.В.

Проект "Сказочная страна" направлен на  развитие связной монологической речи посредством использования сказок  у детей старшего дошкольного возраста с ОНР. Данный проект может использоваться...

Моделирование, как прим развития монологической речи у детей дошкольного возраста.

Предлагаю вашему вниманию приемы для развития монологической речи у детей....

Якутские народные сказки – как средство развития монологической речи у детей старшего дошкольного возраста

Сказка является основным и самым понятным видом литературного произведения в дошкольном возрасте, поэтому велико ее значение в развитии детской фантазии, способности к воображению, в обогащении речи р...