Конспект занятия в подготовительной группе Тема: «Зима»
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Иванова Анна Сергеевна

Коррекционно-образовательные задачи:обогащение и расширение лексического запаса;

развитие ассоциативного мышления, подбор признаков;

практическое усвоение однокоренных слов и употребление их в речи;

деление слов на слоги;

образование новых слов путем слияния корней;

развитие связной речи, воображения, образного мышления;

развитие грамматического строя, образование слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

Коррекционно-развивающие задачи:развивать зрительное внимание и восприятие;

речевой слух и фонематическое восприятие, память, тонкую и общую моторику, дыхание и координацию речи с движением.

Коррекционно-воспитательные задачи:формировать навыки сотрудничества, доброжелательности, самостоятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_zima.docx27.6 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия в подготовительной группе

Тема: «Зима»

Расширение лексического запаса, развитие грамматического строя.

Коррекционно-образовательные задачи:обогащение и расширение лексического запаса;

развитие ассоциативного мышления, подбор признаков;

практическое усвоение однокоренных слов и употребление их в речи;

деление слов на слоги;

образование новых слов путем слияния корней;

развитие связной речи, воображения, образного мышления;

развитие грамматического строя, образование слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

Коррекционно-развивающие задачи:развивать зрительное внимание и восприятие;

речевой слух и фонематическое восприятие, память, тонкую и общую моторику, дыхание и координацию речи с движением.

Коррекционно-воспитательные задачи:формировать навыки сотрудничества, доброжелательности, самостоятельности.

Оборудование: магнитная доска, магнитофон, аудиозапись, вырезанные из бумаги снежинкис заданиями, картинки:снег, снежинки, снеговик, снегурка,снегопад, снегоуборочная машина, снегоход, снегокат,  картинки к игре «Убери лишнюю картинку», синий картон , клей ПВА, соль, зефир.

Ход занятия.

1. Организационный момент.

Педагог с детьми проходит в игровую зону где на ниточке перед детьми висят снежинки.

 - Ребята, сегодня утром я открыла окно чтобы проветрить группу, а когда вернулась то увидела снежинки.

- Снежинки захотели побывать у вас в гостях и поиграть с вами. А чтобы они не растаяли я вас превращу в холодный ветерок, и вы поможете мне подуть на снежинки.

- А вы умеете правильно дуть? Давайте вспомним, как это надо делать. Вдыхаем глубоко носом, плечи не поднимаем. При выдохе щёки не надуваем.

Дети выполняют дыхательные упражнения 2-3 раза

2. Игра «Сложи слово»

Педагог обращает внимание детей на снежинки которые разлетелись.

- Раз у нас с вами занятие не простое, то и снежинки наши с сюрпризом.

- Они приготовили для вас задания.

- Нужно из разлетевшихся снежинок отыскать снежинки с буквами и сложить слово.

- Кто, угадай-ка седая хозяйка?

- Вы догадались, о каком времени года мы будем сегодня говорить?

Дети выполняют задание.

 - Зима.

- О зиме.

3. Подбор признаков.

Снежинка №1:

Вот вам первая снежинка,
И на ней задание.
Вы скажите мне, друзья,
А какая я – зима?

- Какая зимой погода?

- Если зимой много снега, то зима какая?

- Если зимой сильный мороз, то зима какая?

- Если часто гуляет вьюга, то зима какая?

- Ребята, если в самом начале зимы выпал снег, рано наступили холода, то зима какая?

- А если на календаре уже декабрь, а снега нет, холода не наступили, то говорят,  что зима…

- Вот как много слов-признаков мы назвали про зиму. А теперь вспомним все, что мы говорили. Какая бывает  зима? Ответ начинаем со слова «Зима…»

- Холодная.

- Снежная.

 - Морозная.

- Вьюжная.

- Ранняя.

- Поздняя.

Дети по одному перечисляют все признаки.

4. Динамическая пауза.

- Дети все в кружок вставайте, Физкультминутку начинайте.

Наконец пришла зима,

Стали белыми дома,

Снег на улице идёт,

Дворник улицу метёт,

Мы катаемся на санках,

Пишем на катке круги,

Ловко бегаем на лыжах,

И играем все в снежки.

Дети встают в кружок

Дети встают в кружок. Разводят руки в стороны.

Складывают руки домиком над головой.

Двигают руками сверху вниз.

Имитируют.

Приседают, руки вытягивают вперёд.

Руки закладывают за спину, медленно кружатся. Имитируют.

Лепят и бросают снежки.

5. Практическое усвоение однокоренных слов.Игра «Договори словечко». 

Снежинка №2:

Есть слова похожие,
Как родственники схожие,
Они живут одной семьей,
Поиграть хотят с тобой.

- Хотите поиграть? Игра называется «Договори словечко». 

- Тихо, тихо, как во сне, падает на землю ….

- С неба всё скользят пушинки – серебристые …

- На просёлки, на лужок всё снижается …

- Землю белой, чистой, нежной, застелил постелью …

- Вот веселье для ребят – всё сильнее …

- Все бегут вперегонки, всё хотят играть в …

- Снежный ком – на снежный ком, всё украсили …

- Словно в белый пуховик мы одели ….

- Рядом – снежная фигурка, это девочка …

Все эти слова связаны со снегом. Это слова-родственники.

- Снег.

- Снежинки.

- Снежок.

- Снежной.

- Снегопад.

- Снежки.

- Снежком.

- Снеговик.

- Снегурка.

6. Деление слов на слоги.Играем со словами: снег, снежинки, снеговик, снегурка.  

- Предлагаю поиграть слова на слоги разделять.

- Прикрепите под картинкой столько снежинок, сколько слогов в этом слове.

Дети произносят слова по слогам, например: «сне-го-вик», и выкладывают под картинкой нужное количество «снежинок», в данном примере – три.

Педагог прикрепляет к магнитной доске соответствующие картинки, а дети выкладывают под картинкой нужное количество «снежинок».

7. Словообразование.

- Ребята, наши «снежинки» не знают некоторые слова. Они хотят, чтобы вы им подсказали их.

- Когда зимой снег падает, то это называется?

- Чтобы людям не мешали сугробы на дорогах, они сделали машину, которая снег убирает. Какая это машина?

- Есть машина, которая сама по снегу ходит. Как она называется?

- Дети по снегу катаются не только на санках и лыжах, но и на …

- Снегопад.

- Снегоуборочная машина.

- Снегоход.

- Снегокатах

Педагог прикрепляет к магнитной доске соответствующие картинки и просит еще раз повторить названия предметов, изображенных на них.

8. Игра «Убери лишнюю картинку».

На доске расположены картинки с зимними, весенними, осенними явлениями природы. Необходимо убрать лишние картинки. И обосновать свой выбор.

Снежинка №3:

Вот ещё одна снежинка –
Посмотрите на картинки.
Вы скажите мне, друзья,
Что здесь лишнее убрать?

9. Образование уменьшительно- ласкательных форм существительных. Игра «Назови ласково».

- Хоть зима всё заморозила и замела, но вы же любите Зиму и ласково называете как?

Снежинку передавай слова ласково называй.

Мороз – …

Лёд – …

Холод – …

Снежинка – …

 Метель –… 

- Зимушка.

- Морозец.

- Ледок.

- Холодок.

- Снежиночка.

- Метелица. 

10. Развитие мелкой моторики. «Снежинка»

Педагог раздает листы синего картона, клей ПВА, соль.

- Ребята,  наши снежинки начали таять.

- Но вы не расстраивайтесь мы их нарисуем и они не растают.

- Для этого нам необходимы листы синего картона, клей и кисточки, а ещё соль. На листе картона надо клеем нарисовать снежинку, а затем посыпать клей солью.  Лишнее надо стряхнуть.

- Вот какие снежинки вы теперь умеете рисовать. Молодцы, ребята! 

Дети выполняют задание

Во время самостоятельной деятельности детей. Включается музыка.

11. Итог занятия.

Дети встают и подходят к педагогу.

- Вот подходит к концу наше занятие. Давайте вспомним, что мы сегодня делали, о чём говорили? Кому что понравилось? Что у каждого из вас получилось лучше всего?

- Вы справились со всеми заданиями снежинок. И у них для вас подарок.

- Посмотрите за окно, там для вас снежинки приготовили сладкие комочки. Эти комочки в отличии от снега есть можно.

- Ребята, расскажите почему нельзя есть снег.  

Правильно, ребята, снег хоть и белый, но он холодный. 

- Дети передают из рук в руки «Волшебную снежинку» и отвечают.

- Ответы детей

Педагог: Вот и закончилось наше занятие. Спасибо за внимание. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия в подготовительной группе. Тема: «Составление описательных рассказов по картине А.К. Саврасова «Зима»

Конспект НОД по речевому и художественно-эстетическому развитию  с целью продолжать учить детей составлять описательные рассказы по картине (пейзаж)....

Конспект занятия в подготовительной группе "Цветы зимы"

КонспектЗанятия для детей подготовительной к школе группепо теме: «Цветы зимы»Образовательная область: художественное творчество (аппликация)Цель:-Научить детей вырезать снежинки из сложенного в ...

Конспект занятия в подготовительной группе "Цветы зимы"

КонспектЗанятия для детей подготовительной к школе группепо теме: «Цветы зимы»Образовательная область: художественное творчество (аппликация)Цель:-Научить детей вырезать снежинки из сложенного в ...

Конспект занятия в подготовительной группе. Тема: «Составление описательных рассказов по картине А.К. Саврасова «Зима»

Предварительная работа по составлению рассказов по картине А.К.Саврасова «Зима».Проведение дидактических игр: «Найди картину по палитре», «Собери пейзаж»Домашнее за...

Конспект занятия в подготовительной группе ТЕМА: «ЗДРАВСТВУЙ, ЗИМУШКА – ЗИМА».

Цель: Обобщить и систематизировать знания детей о зиме.Задачи:   Познакомить детей с природными особенностями зимних месяцев; развивать у детей способность наблюдать, строить предложени...

Конспект занятия в подготовительной группе ТЕМА: «ЗДРАВСТВУЙ, ЗИМУШКА – ЗИМА»

Цель: Обобщить и систематизировать знания детей о зиме.Задачи:   Познакомить детей с природными особенностями зимних месяцев; развивать у детей способность наблюдать, строить предложени...

Конспект занятия в подготовительной группе ТЕМА: «ЗДРАВСТВУЙ, ГОСТЬЯ – ЗИМА»

Конспект занятия в подготовительной группеТЕМА: «ЗДРАВСТВУЙ, ГОСТЬЯ – ЗИМА»Цель: создание условий для обобщения и систематизирования знаний о зиме и зимовье животных.Задачи: 1) закре...