Задержка развития речи у детей
статья по развитию речи

Лазинина Вероника Владимировна

В данной статье раскрывается понятие задержки развития речи, описываются необходимые диагностические обследования, особенности раннего развития ребенка, на которые родителям необходимо обратить внимание ( в случае их наличия). Также даются рекомендации родителям по речевому развитию детей раннего возраста, приводятся примеры игр и упражнений, направленных на активизацию речи неговорящих детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_zrr.docx30.68 КБ

Предварительный просмотр:

Задержка развития речи у детей.

Раннее детство — это особенный период в жизни ребенка, когда происходит его стремительное психическое и физическое развитие — основа и потенциал дальнейшего формирования и становления ребенка как личности. Период от 1 года до 3 лет является особенно важным для развития речи.

Формирование речи на протяжении первых трех лет жизни ребенка — это не простое количественное накопление словаря, а сложнейший нервно-психический процесс. Речь перестраивает все психические процессы: восприятие, память, мышление, воображение… Именно речь позволяет малышу думать и придумывать, познавать мир вокруг и осознавать его, научиться управлять собой и своим поведением. Главная сила речи заключается в том, что она освобождает ребенка от ситуационной привязанности и позволяет уже не только и не столько воспринимать внешние стимулы, но строить свой внутренний мир. Слово — это знак, который всегда несет в себе общечеловеческое значение. Овладевая языком, ребенок овладевает знаковой системой, которая становится мощным орудием общения, мышления и управления собой.

Речь возникает при наличии определенных биологических предпосылок —прежде всего нормального созревания и функционирования центральной нервной системы. Но поскольку речь является важнейшей социальной функцией, для ее развития одних только биологических предпосылок недостаточно —речь возникает только при условии общения ребенка со взрослым. От того, как ведет себя близкий взрослый, насколько сильно он хочет общаться с малышом, что он делает для этого, зависит развитие речи ребенка. Если взрослый постоянно, но при этом ненавязчиво, обращается к малышу, знает много интересных игр и предлагает поиграть в них, с радостью поддерживает любое стремление малыша общаться, с развитием речи проблем не будет (конечно, в случае, если нет каких-либо внутренних неблагоприятных для развития речи факторов).

Задержка развития речи – это более позднее овладение навыками устной речи детьми до трех лет по сравнению с возрастной нормой. Дети с задержкой речевого развития - это дети с нормальным умственным развитием, слухом, пониманием речи, развитием в эмоциональной сфере, с выработанными артикуляционными навыками, развитие речи которых не укладывается в возрастные нормативы. То есть это термин собирательный. Он констатирует то, что речь развивается неправильно, без указания причины или структуры дефекта.

Диагностика нарушения развития речи предполагает проведение консультации у целого ряда специалистов: логопед, педиатр, невролог, отоларинголог и детский психолог. Задача педиатра – оценка соматического статуса, анализ возможных причин ЗРР, а также направление ребенка к соответствующему специалисту.

Диагностика подразумевает:

  • Медицинские манипуляции. Чтобы исключить или подтвердить поражения головного мозга, проводится электроэнцефалография, дуплексное сканирование артерий головы, ЭхоЭГ. Обследование у отоларинголога позволяет исключить тугоухость и хронический отит.
  • Обследование у логопеда. Специалист анализирует анамнез, результаты заключений других медицинских специалистов. Логопед определяет уровень речевого развития ребенка, состояние зрительных и слуховых ориентировочных реакций, моторное развитие, особенности его коммуникативных навыков.
  • Психологическое обследование. Для оценки общего психического развития используются различные методики: шкала Бейли, денверский тест психомоторного развития и т.д.

Так когда же консультацию специалистов, в первую очередь невролога, нельзя откладывать?

Американская Ассоциация Семейных Врачей приводит список так называемых красных флагов, при появлении которых родителям стоит сразу же обратиться к специалистам.

Возраст // Понимание речи // Собственная речь

1 год // Нет лепета // Ребёнок не показывает на предмет и не общается жестами.

1 год и 3 месяца // Ребёнок не смотрит на игрушки, не показывает по названию родителям предметы и людей. По норме ребенок должен к этому времени различать 5-10 предметов. Например, любимые игрушки // В речи менее трех слов.

1 год и 6 месяцев // Ребенок не может выполнить такие одноступенчатые инструкции как «подними ручку», «улыбнись». // Ребенок не использует «мама», «папа» и/или другие имена.

2 года // Не соотносит слова и названия частей тела. // В речи менее 25 слов.

2, 5 года // Не отвечает на вопросы (словесно или кивком/покачиванием головы) // Не использует собственные двухсловные предложения, включая сочетания «существительное + глагол».

3 года // Не понимает предлоги или слова, обозначающие действия.// Не может выполнить двухступенчатую инструкцию («возьми мячик, а теперь дашь его мне?») // В речи менее 200 слов. При этом ребенок не просит предметы, называя их (только указывая пальцем). Повторяет предложения в ответ на вопрос (эхолалия).

В любом возрасте: наблюдается регресс в развитии речи или потеря ранее приобретённых речевых навыков.

Коррекция проблемы задержки речевого развития предполагает совместную работу логопеда и невролога. Если возникновение ЗРР обусловлено психологическими факторами, то к работе подключается детский психолог.

Коррекционная работа зависит от причины, которая стала следствием нарушения речевого развития. Если провоцирующим фактором была плохая психолого-социальная обстановка, то ребенку необходимо обеспечить гармоничную окружающую речевую среду. Необходимо стимулировать речевое развитие, обогащать словарный запас. В ходе логопедических занятий проводится работа по запуску и развитию речи. Чаще всего необходимо использование медикаментозной терапии. Как правило, назначаются ноотропные препараты. Применяется физиотерапия и другие методы терапии по решению невролога.

Если нет органического поражения головного мозга, то коррекция проводится достаточно успешно. Крайне важно начать работу как можно раньше, желательно не позднее 3 лет. Если на момент обращения к специалисту малышу было 2 года, то уже к 5-6 годам он сможет догнать своих сверстников.

Эффективность коррекционной работы зависит не только от логопеда и участия врачей, но и от усилий родителей, которые должны следовать всем врачебным рекомендациям, а также чаще заниматься с ребенком, больше разговаривать и играть с ним. И не стоит забывать, что

Советы родителям по развитию речи детей раннего возраста.

  • Говорите с ребёнком с самого момента рождения. Даже новорожденным полезно слышать речь.
  • Отвечайте на гуление и лепет своего ребёнка.
  • Играйте с ним в простые игры типа «Ладушек».
  • Слушайте своего ребёнка. Смотрите на него, когда он говорит с вами. Дайте ему время, чтобы ответить (это похоже на вечность, но посчитайте до 5, а лучше до 10 перед тем, как нарушить тишину).
  • Описывайте детям, что они делают, чувствуют и слышат в течение дня.
  • Поощряйте сочинение историй и рассказы ребёнка.
  • Читайте книги вслух. Попросите у библиотекаря книги, подходящие ребёнку по возрасту. Если ребёнок теряет интерес к тексту, просто обсудите картинки.
  • Пойте ребёнку и давайте слушать музыку. В процессе разучивания песенок ребёнок учит новые слова, развивает память и учится выражать мысли словами.
  • Разговаривайте с ребёнком как можно больше. Комментируйте все, что вы делаете.
  • Планируйте семейные прогулки и путешествия. Новый опыт даёт интересную пищу для разговоров до, после и во время прогулки.
  • Рассматривайте семейные фотографии и обсуждайте их.
  • Отвечайте каждый раз, когда ребёнок говорит, это вознаграждает его за речь.
  • Задавайте ребёнку как можно больше вопросов.
  • Не исправляйте грамматические ошибки — просто покажите правильную модель.
  • Играйте с ребёнком один на один и обсуждайте игры и используемые игрушки.
  • В играх следуйте за ребёнком, так вы будете заниматься тем, что привлекает интерес ребёнка в то время, когда вы разговариваете.
  • Создайте для ребёнка возможность играть с детьми с чуть более развитой речью.

Примеры игр с детьми

  1. «Разговор во время режимных моментов»

Разговор проводится в форме своеобразного диалога: взрослый спрашивает и сам тут же отвечает. Необходимо, чтобы слова были подкреплены ощущениями и восприятием ребенка.

  • Во время купания

Намыливание ребенка, обливание водой или вытирание полотенцем сопровождается речью взрослого: «Вот ручка! Моем ручку. Вот ножка! Моем ножку. Где животик? Вот животик! Моем и животик». Во время вытирания и одевания: «Дай ручку. Вытираем ручку. Дай ножку. Вытираем ножку. А где наш животик? Вот животик. Вытираем и животик». Ласковый голос родителей и приятные поглаживающие движения будут стимулировать самостоятельные голосовые реакции ребенка.

  • Во время сбора на прогулку

Взрослый говорит: «Сейчас мы с тобой будем одеваться, чтобы пойти гулять. Что мы наденем на голову? Где же шапка? Найди шапку. Нашел? Молодец! Вот она, наша шапка! Давай наденем шапку на голову. Что мы надели на голову? Посмотри в зеркало, какая у тебя красивая шапка. Посмотри. У шапки есть веревочки. Вот какие веревочки есть у шапки. Мы сейчас завяжем веревочки, чтобы шапку на улице не упала с головы. Вот так! Завязали. Как тепло! Тебе тепло? Да? Тепло! А теперь наденем куртку. Где твоя куртка? Вот она, куртка, красного цвета. Что мы надеваем? Куртка мягкая, теплая. Тебе будет тепло в ней. А где перчатки? Вот наши перчатки, они тоже красного цвета. Наденем их на наши ручки. Что мы надели на ручки? Перчатки пушистые, теплые. Теплые перчатки? Пушистые?» и т.д.

Во время прогулки взрослый обращает внимание ребенка на поведение птицы, кошки; на яркий цветок, на проезжающую машину и т.д. и тут же спрашивает, что едет, как гудит машина, как кричит птица, как мяукает котик. Также взрослый может бросать в лужу камешки и говорить при этом: «Буль-буль!». Затем предложить ребенку сделать то же самое и повторить звукоподражание.

  • Во время умывания

Подводя ребенка к умывальнику, следует сказать: «Идем мыть ручки, потому что будем кушать».

Во время умывания полезно каждый раз рассказывать ребенку народную потешку «Водичка-водичка»:

«Водичка, водичка,

Умой мое личико!

Чтобы глазки блестели,

Чтобы щечки краснели,

Чтоб смеялся роток,

Чтоб кусался зубок!»

Каждую строчку необходимо сопровождать выполнением соответствующих действий (умывание личика, умывание глазок, щечек и т. д.).

2. «Путешествия по квартире»

Целью является то, чтобы ребенок научился находить предмет в квартире, опираясь только на речевую инструкцию взрослого. В инструкции используются названия помещений в квартире и предметов мебели, которые ребенок уже знает. Задание формулируется кратко: «Ляля на диване. Дай мне лялю», «Мяч в коридоре. Принеси мне мяч». В данном возрасте зрительное внимание ребенка и его двигательные возможности еще несовершенны. Поэтому важно, чтобы ребенку не нужно было много ходить по квартире и долго искать игрушку.

3. «Развитие подражания»

Для активизации подражательной речевой деятельности необходимо начинать с развития подражания вообще. Взрослый показывает ребенку движения и просит повторить, сделать вместе: «Сделай, как я». Необходимо научить ребенка подражать движениям головы, ног, рук. Например: «Полетаем, как птички», «Поскачем, как зайки», «походим, как мишки», «Постоим на одной ножке», «Помашем одной ручкой», «Помашем двумя ручками». Выполняются соответствующие движения. То есть свои действия и действия детей взрослый должен оречевлять (сопровождать речью). Эффективно будет использование стихотворной формы. Например, взрослый говорит:

– Мы идем: топ-топ (ребенок идет вместе со взрослым).

– Побежали: шлеп-шлеп (ребенок и взрослый бегут).

– И устали: стоп! (останавливаются).

4. «Играем вместе»

Стимулирование речевой активности в играх наиболее продуктивно. Игрушки активизируют проявление эмоций и на фоне этих эмоций проявляется и речевая реакция. Не следует перегружать ребенка, называя сразу много новых слов. Ребенком лучше запоминаются простые в произношении, понятные слова, которые ему предъявляются в эмоционально окрашенной обстановке.

Поэтому нужно чаще играть с мячом («Мяч! Смотри! Вот мяч! Бах! Ой! Мяч упал! Бах!»), с машинкой (катаем машинку «Машина едет: би-би! Где би-би? Вот би-би!). Или укачиваем куклу и напеваем «Ляля, бай-бай!»; показываем, как кукла ходит и говорит: «Идет, идет Катя, ножками «топ-топ», колокольчик звенит «динь-динь». То есть создаются ситуации, в которых движения, действия сопровождаются определенными звуками и словами.

Наиболее благоприятные условия для подражания создаются тогда, когда двигающиеся игрушки издают звуки. Например, чтобы ребенок имитировал гудение, лучше, чтобы он видел сначала машинку, которая гудит сама. То есть сначала эффективным является использование звучащих игрушек.

Играя с ребенком, следует активно использовать звукоподражания различным животным и птицам (например, «кошка мяу-мяу», «собака гав-гав», «курица ко-ко-ко»). Звукоподражания важно произносить по нескольку раз, тихо-громко, эмоционально. Ребенок, постепенно вовлекаясь в игру, начнет повторять звукоподражания.

Можно использовать следующие упражнения:

«В гости пришел мишка»

С помощью сюрпризного момента (из коробочки, из-за ширмы, из-за спины) появляется знакомая ребенку игрушка (например, мишка). Взрослый производит игровые действия с мишкой и сопровождает их словами: «Смотри! К тебе в гости пришел мишка. Он здоровается с тобой: «У-у-у!» Поздоровайся с мишкой: «У-у-у!». То есть взрослый побуждает ребенка к сопряженному проговариванию(вместе), а затем к произвольному.

«В гости пришла кукла Аня»

С помощью сюрпризного момента (из коробочки, из-за ширмы, из-за спины) появляется знакомая ребенку кукла. Она хочет спать, ее нужно покачать, при этом действия сопровождать звукоподражанием: «а-а-а». Взрослый демонстрирует игровые действия (качает куклу), сопровождает их словами: «Кукла Аня хочет спать, куклу надо покачать. А-а-а». Затем побуждает ребенка сделать то же самое.

Также вместе с ребенком взрослый может кормить куклу (ам-ам), учить ходить (топ-топ), а когда кукла упадет, произносит «Бух!», «Ляле бо-бо!». Неоднократно следует повторять данные слова, побуждая ребенка их повторять. Вместе с ребенком можно научить Лялю петь (ля-ля-ля), танцевать (та-та-та), хлопать в ладоши (хлоп-хлоп), прощаться (пока-пока).

«Айболит»

Создается игровая ситуация: к доктору Айболиту приходят знакомые ребенку игрушки (зайка, мишка, крокодил). Взрослый говорит: «У зайки болят зубки. Зайка плачет: «А-а-а!». Как плачет зайка? «А-а-а». У мишки болят зубы. Мишка плачет: «А-а-а!». Как плачет мишка? «А-а-а». У крокодила болят зубки. Крокодил плачет: «А-а-а!». Как плачет крокодил? «А-а-а». Сначала следует добиваться сопряженного произнесения звукоподражания «А-а-а», затем повторения ребенком за взрослым этого звукоподражания.

«Звукоподражания «Му» и «мяу»

Взрослый показывает игрушку, называет («кошка») и дает образец звукоподражания («мяу»). Затем показывается и называется игрушка «корова», дается образец звукоподражания («му»). Далее взрослый говорит: «Покажи, где кошка. Как говорит кошка? Покажи, где корова. Как говорит корова?» (для начала используется сопряженное проговаривание звукоподражаний «мяу», «му»). «Спрячь кошку. Как кошка будет кричать? Спрячь корову? Как корова будет кричать?». Затем звукоподражания можно включить в стихотворные тексты: «Му-му! Молока кому? Мяу-мяу! Кто пищит: «У меня живот болит!». Взрослый побуждает ребенка вместе с ним произносить звукоподражания в стихотворении.

5. Игра «Хохотунчик»

Взрослый показывает ребенку, как по столу шагает «человечек» (указательный и средний палец); рассказывает, что этот «человечек» очень и очень веселый, он любит смеяться: «Ха-ха-ха, хо-хо-хо, хи-хи-хи!» Зовут его Хохотунчик, и он еще учит смеяться всех вокруг. Взрослый быстро шагает пальцами по столу и неожиданно со стола переходит на ручку, затем на плечо, грудь, ножки ребенка. Ребенку будет щекотно, он станет смеяться. Затем следует спросить ребенка, как Хохотунчик смеется, побуждая повторить звукоподражания «ха-ха-ха, хо-хо-хо, хи-хи-хи!»

6. «Рассматривание книг»

Родители вместе с ребенком рассматривают книгу с крупными, реалистичными, яркими картинками; показывают и называют ребенку картинки. Затем следует попросить ребенка показать названное изображение (например, животного: «Покажи собачку»), похвалить его, вместе с ребенком повторить, как «говорит» животное, изображенное на картинке («собака гав-гав», «кошка мяу-мяу» и т.д.). Также важно изображения в книге соотносить с предметами, игрушками. Например, показали, назвали изображение собаки и тут же показали игрушку собаку, еще раз повторили, какие звуки она издает.

При разучивании новых слов сначала необходимо использовать игрушку, а потом уже картинку («Вот собака. Покажи ее глазки, лапки, хвостик. Подними у собаки хвостик. И вот собака. Где у нее хвостик? Покажи! Кто это?»).

7. «Рассматривание фотографий»

Полезным является рассматривание фотографий близких родственников. Взрослый показывает ребенку фотографию и говорит: «Вот папа. Вот баба. Вот деда. Где папа? Вот папа». Затем, показывая те же фотографии. Следует спросить у ребенка: «Кто это? А кто это?». Так. Ребенок научится говорить облегченные слова: «па-па», «ба-ба», «де-да», «ма-ма». Затем побуждаем ребенка отвечать двумя словами. Спрашиваем: «Кто это? Это папа. Это папа. Кто это? Где баба? Вот баба. Вот баба. Где баба?».

8. Игра «На – дай»

Необходимо сесть напротив ребенка. Взрослый говорит малышу: «НА машинку». После того, как ребенок возьмет машинку, взрослый говорит: «ДАЙ машинку». Таким образом побуждает ребенка использовать эти два слова «НА» и «ДАЙ». Когда ребенок протягивает машинку, взрослый сначала говорит за него: «НА». Когда ребенок просит машинку, взрослый озвучивает его желание: «ДАЙ». Это делается неоднократно. До тех пор, пока ребенок не попытается тоже произнести эти слова. Взрослый помогает ему, вместе с ним произносит.

9. Провокация или искусственное непонимание ребенка (создание проблемных ситуаций)

Для того, чтобы у ребенка возникла потребность в общении, необходимо специально создавать проблемные ситуации, которые обеспечат необходимость обращения ребенка к взрослому. То есть те ситуации. Где ребенок будет нуждаться в помощи взрослого. В раннем возрасте дети чаще всего испытывают потребность в игрушках. Поэтому при создании проблемной ситуации можно использовать данную потребность.

Если ребенок жестом просит дать игрушку, не надо спешить сразу выполнять его желание. Можно дать другую игрушку, а не ту, на которую он указывает. При этом сказать: «Я не понимаю, что ты просишь». Такая «непонятливость» взрослого станет мотивом, стимулирующим проявление речевой активности ребенка. Сначала следует добиваться хоть какой-то голосовой реакции ребенка.

Также можно любимые игрушки ребенка расставить на высоко расположенных полках. Ребенок не сможет их достать сам и будет вынужден обратиться к взрослым с просьбой. В данном случае тоже можно разыграть ситуацию непонимания, чтобы ребенок повторил просьбу: «Что тебе дать?». Скажи: «Дай зайку».

Следует использовать и знакомую, понятную для ребенка ситуацию кормления. Взрослый спрашивает: «Хочешь еще?», «Больше не надо?» Можно попросить другого члена семьи предложить ребенку пищу, которую он не любит и точно не захочет есть.

Взрослый показывает ребенку, как можно словами выразить свое нежелание: говорит «нет» и отрицательно качает головой. Это повторяется неоднократно. Сначала взрослый сам показывает, а потом вместе с ребенком. Можно слегка покачать его головой и говорить «нет». Таким же образом вводится слово «да». Важно, чтобы ребенок не ограничивался в общении только отрицательными или утвердительными движениями головы. Нужно стимулировать его к речи, наклоняясь к нему и говоря: «Я тебя не слышу (не понимаю). Что ты говоришь?».

Также во время кормления можно дать ребенку сначала чуть-чуть лакомства. А потом спросить: «Ты хочешь еще кекса? Еще кекса?». Сама ситуация и интонация вопроса побуждают ребенка к разговору. Вопрос задается до тех пор, пока не последует ответной речевой реакции ребенка. Ребенок будет эмоционально заинтересован в получении лакомства и это его будет побуждать к выражению своего желание с помощью речи. После речевой реакции ребенка обязательно нужно похвалить его и наградить лакомством. Так постепенно можно приучить ребенка для удовлетворения своих потребностей использовать определенное выражение («еще кекса», «еще сока» и др.).

10. Игра «Непослушные игрушки»

Необходимо поставить на стол куклу-неваляшку и, прижимая ее рукой к столу, положить на бок. Затем сказать, обращаясь к кукле: «Ляля, спи!». И отпустить куклу – она тут же вернется в исходное положение, начнет качаться и издавать музыкальные звуки. Взрослому следует всплеснуть руками, огорчиться: «Ляля не хочет спать, встает! Танцует и поет!». Следует предложить ребенку самому уложить непослушную лялю спать, обращаясь к ней: «Ляля, спи!»

Также можно посадить на игрушечный стульчик плюшевого зайку и сказать: «Зайка, сиди!» Затем слегка подтолкнуть стульчик – зайка с него упадет. Тут нужно удивиться: «Ай-ай-ай! Упал!». Снова нужно посадить зайку на стульчик, погрозить ему пальцем и сказать: «Сиди, зайка! Не падай!» Но непослушный зайка вновь упадет. Тогда следует попросить ребенка еще раз усадить зайку на стульчик и повторить знакомые фразы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Задержка развития речи у детей

Отставание детей в речевом развитии редко вызывает беспокойство их близких. Чаще всего родители не воспринимают задержку развития речи своего ребенка как проблему, полагая, что с возрастом все решится...

Задержка развития речи у детей

Отставание детей в речевом развитии редко вызывает беспокойство их близких. Чаще всего родители не воспринимают задержку развития речи своего ребенка как проблему, полагая, что с возрастом все решится...

конспект занятия по развитию речи для детей подготовительной группы с задержкой психического развития

Это занятие рекомендовано для детей подготовительной группы (6-7лет) с задержкой психического развития ....

Задержка развития речи у детей.

Задержка речевого развития – более позднее в сравнении с возрастной нормой овладение устной речью детьми младше 3-х лет. Задержка речевого развития характеризуется качественным и количественным ...

Особенности работы учителя-логопеда с задержкой развития речи у детей дошкольного возраста

Речь является одним из важных аспектов развития ребенка. И задержка в формирвании речи может создать трудности для успешной адаптации в обществе и в обучении в будущем. Учитель-логопед играет ключевую...