Мастер-класс "Чудо-пальчики"
методическая разработка по развитию речи

Рязанцева Нина Анатольевна

Речевое развитие

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon master_klass_chudo_palchiki.doc45 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 4 «Улыбка»

Г. Рассказово

Мастер – класс

«Чудо – пальчики»

                                                                                       Воспитатель:

                                                                                                     Рязанцева

                                                                                                     Нина Анатольевна

2018 г.

Цель: применение нетрадиционных методик в речевом развитии детей в рамках учебно-воспитательного процесса в ДОУ.

Задачи:

1. Познакомить участников мастер-класса с использованием нетрадиционных технологий в речевом развитии детей, применяемых в работе с детьми;

 2. Повысить уровень профессиональной компетентности педагогов, их мотивацию на системное использование в практике нетрадиционных технологий.

3. Создать условия для обретения большинством педагогов своего собственного профессионального стиля, который позволил бы воспитанникам реализовать позицию субъекта в разных видах деятельности,  применяемыми в работе с детьми.

Планируемый результат:

Повысить у педагогов интерес  к вариативному использованию  в работе разнообразных методов и приемов.

 Привлечь внимание педагогов к использованию в работе нетрадиционных методик речевого развития.

 Вызвать желание  принять активное участие  в мастер – классе.

Методы: методики биоэнергопластики, Су - Джок терапии, кинезиологии.

Ход:

Прежде, чем начать свой мастер – класс, я предлагаю вам, уважаемые коллеги, зарядиться положительными эмоциями, а для этого мы с вами отправимся в лес. Ведь где как не в лесу можно прекрасно отдохнуть.

 Сядьте, пожалуйста, удобно и закройте глаза. Представьте себе, что вы в лесу, где много деревьев, кустарников и всевозможных цветов. В самой чаще у реки стоит скамейка, присядьте на неё. Прислушайтесь к звукам. Вы слышите пение птиц, шорохи трав. Почувствуйте запахи: прошёл дождь, пахнет влажная земля, ветер доносит запах сосен. Запомните свои ощущения и чувства, захватите их с собой, возвращаясь из путешествия. Пусть они будут с вами на протяжении всего мастер – класса. А сейчас хорошо отдохнувшие, с прекрасным настроением и позитивными эмоциями мы начинаем мастер-класс «Чудо- пальчики».

«Истоки способностей и   дарования  детей –  на кончиках их пальцев.

От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити - ручейки, которые питают источник творческой мысли.

Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок»

 В.А.Сухомлинский

А высказывание Иммануила Канта, что рука является вышедшим наружу головным мозгом, прозвучало еще задолго до того, как была доказана значимость развития тонкой моторики рук.

             Моторика рук и уровень развития речи находятся в прямой зависимости друг от друга. Следовательно, чтобы речь ребёнка была в норме, нужно вести целенаправленную работу в данном направлении. Ведь хорошая речь – это важнейшее условие полноценного развития ребёнка. Чем богаче и правильнее у ребёнка речь, тем легче ему высказать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее отношения со сверстниками и взрослыми. Другими словами, хорошо говорящий ребёнок – это успешный ребёнок.

Опыт моей работы и результативность использования в практике традиционных методов и приемов таких как: пальчиковая гимнастика, теневой театр, игры с мозайкой,

с мелким конструктором, шнуровки и др., выявил возможность применения способов вариативности традиционных и нетрадиционных методов, таких как биоэнергопластика, кинезиология и Су - Джок терапия.

 И мне бы сегодня хотелось, уважаемые коллеги, поближе познакомить вас с вышеназванными методами. Буду рада, если данные методы вы будете использовать в своей работе.

Что же такое биоэнергопластика?  Биоэнергопластика включает в себя три понятия: био – человек, энергия – сила, пластика- движение. Биоэнергопастика направлена на совместные движения рук и артикуляционного аппарата. Благодаря упражнениям на развитие биоэнергопластики у ребенка укрепляются мышцы лица, развивается мелкая моторика рук и соответственно речь.

Уважаемые коллеги, предлагаю выполнить упражнение на развитие биоэнергопластики.

 «Дятел»

 Тук-тук-тук,

 Тук-тук-тук,

 Раздаётся чей-то стук.

 (Постучать кулачком правой руки по раскрытой ладони левой, на вторую – наоборот)

Это дятел на сосне

( Соединить все пальцы правой руки, изображая клюв дятла, левую руку поднять, пальцы развести в стороны, изображая дерево. Напряжённым кончиком языка постучать в верхние резцы, многократно и отчётливо произнося)

«д-д-д-д»

 Долбит клювом по коре.

         На примере данного упражнения мы увидели, как происходит соединение артикуляционного аппарата с движениями рук.

Следующий метод, с которым я вас познакомлю - Су - Джок терапия.

Су - Джок терапия – это последнее достижение восточной медицины.

В переводе с корейского языка Су – кисть, Джок – стопа.

            В нашем с Вами случае  мы будем рассматривать воздействие «Су- Джок» на моторику. Учёный Сухомлинский сказал прекрасную фразу: « Мозг ребёнка находится в его руках». Процесс очень прост, через нервные окончания  мелкой моторики, нервные импульсы поступают в головной мозг, где активируется отдел, отвечающий за речь.              

  Сейчас мы выполним массаж пальцев рук «Су-Джок» в стихотворной форме.

 «Прогулка»

По сухой лесной дорожке

Топ-топ-топ топочут ножки. (Круговые движения шариком между ладонями)

Ходит бродит вдоль дорожек

Весь в иголках серый ёжик. (Прямые движения шариком по пальцам)

Ищет ягодки, грибочки

Для сыночка и для дочки. (Перекладывание шарика пальцами из одной руки в другую)

Если подкрадётся волк,

Превратится ёж в клубок.  (Сжатие шарика в ладонях)

Кинезиология –это наука о развитии головного мозга через движения.

             Кинезиология или по - другому «Гимнастика мозга» состоит из определенных упражнений для крупной и мелкой моторики, которые синхронизируют работу одновременно двух полушарий головного мозга, улучшают память, внимание, развивают моторику, речь.

Сейчас я предлагаю вам выполнить пальчиковую гимнастику с элементами кинезиологии.

Ручка в зеркало глядит,

 Ручка пальчикам велит: (Ладони на ребро)

 "Загибайтесь, выпрямляйтесь, (кулачок, ладонь)

 Вместе в горстку собирайтесь, (кулачок)

 Разбегитесь, распрямитесь, (ладонь)

 В кулачок теперь сожмитесь. (кулачок)

 Кулачок на кулачок

 И ладошки на бочок. (ребро)

 А теперь лежат ладошки,

 Отдохнут они немножко. (ладонь)

 На бочок, опять на стол, (ребро ладонь)

 И конец игре пришел. (кулачок)

Это упражнение способствует синхронизации работы полушарий головного мозга, что позволяет более эффективно корректировать отклонения в развитии речи детей.

Уважаемые коллеги, я продемонстрировала вам вариативность использования в своей работе разнообразных методов и приёмов для развития речи детей.

Выполнение задания.

 Задание следующее: Нужно за 1, 5 минуты придумать под готовые стихи гимнастику с элементами кинизиологии, биоэнергопластики, Су-Джок терапии.

Задание 1 Биоэнергопластика

В группу к нам жук влетел,

Зажужжал и запел: ж-ж-ж,

Вот он вправо полетел,

Каждый вправо посмотрел.

Вот он влево полетел,

Каждый влево посмотрел.

Жук наш приземлился,

Зажужжал и закружился

Ж-ж-ж-ж-ж-ж.

Задание 2 Су-джок

Ёжик в ручки надо взять,

Чтоб иголки посчитать.

Раз, два, три, четыре. Пять.

Начинаем счёт опять.

Мы возьмём в ладошки ёжик

И потрём его слегка,

Разглядим его иголки,

Помассируем бока.

Ёжик я в руках кручу,

Поиграть я с ним хочу.

Домик сделаю в ладошках

Не достанет его кошка!!!

Задание 3 Кинезиология

Весёлая мышка

 Перчатку нашла.

 Гнездо в ней устроив,

 Мышат позвала.

 Им корочку хлеба

 Дала покусать,

Погладила всех

 и отправила спать.

Спасибо за сотрудничество.

И в завершении мастер – класса я предлагаю вам помедитировать. Давайте найдём своё сердце, прижмём обе руки к груди, и прислушаемся, как оно стучит: «тук, тук, тук». А теперь представьте, что у вас в груди вместо сердца кусочек ласкового солнышка. Яркий и теплый свет его разливается по телу, рукам, ногам. Его столько, что он уже не вмещается в нас. Давайте улыбнёмся и подарим друг другу немного света и тепла своего сердца.

 А сейчас мысленно положите на левую руку всё то, с чем вы пришли сегодня на мастер-класс: свой багаж мыслей, знаний, опыта. А на правую руку - то, что получили на мастер-классе нового.

         А сейчас давайте одновременно хлопнем в ладоши и скажем СПАСИБО!

А мне остаётся только поблагодарить зал за внимание, а участников за работу.