Лэпбук "Цветочный луг"
методическая разработка по развитию речи (подготовительная группа)

Широкова Тамара Александровна
Статья "Лэпбук на основе малых форм фольклора в развитии речи дошкольников с ОВЗ"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Статья241.41 КБ

Предварительный просмотр:

Широкова Тамара Александровна,

Мадьянова Татьяна Васильевна,

воспитатели  МБДОУ «Детский сад №315» г.о.Самара

 Лэпбук на основе малых форм фольклора в развитии речи дошкольников с ОВЗ.C:\Users\User\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\IMG-31561bcb47e0b5ec6b20f3b9a24d6ef2-V.JPG

      Основной целью  работы с детьми с ОВЗ является развитие речевого общения, улучшение разборчивости речевого высказывания для того, чтобы обеспечить ребёнку наибольшее понимание его речи окружающими. Работа направлена на коррекцию нарушений речи в сочетании со стимуляцией развития всех её сторон (лексики, грамматики, фонетики), сенсорных и психических функций.

       Для детей с ОВЗ (ОНР) нами было создано дидактическое пособие лэпбук «Цветочный луг».

      Все содержание лэпбука основано на малых фольклорных формах. Всем известно, что произведения народного творчества оказывают громадное влияние на  речевое развитие детей. Обращение к хорошо знакомым, любимым детьми жанрам фольклора  обеспечивает эффективность формирования самостоятельной речи дошкольников.

        Нашу группу посещают как обычные дети, так и дети с ОВЗ, а именно с ОНР.

       Нами отмечено, что использование фольклора помогает создать эмоциональный интерес к занятиям, облегчает усвоение лексических тем, обогащает словарь ребенка.

        Дидактическое пособие лэпбук «Цветочный луг» предназначено для детей младшего, среднего и старшего дошкольного возраста, если содержание лэпбука пополнять и усложнять.

Описание: лэпбук представляет собой папку, которая содержит демонстрационный и дидактический материал по экологической теме «Цветы». 

         Цель: обогащать словарь, развивать связную речь, интерес к художественному слову по лексической теме «Цветы».

Рекомендации по использованию: рекомендуется использовать воспитателям дошкольного учреждения в индивидуально  - коррекционной работе с детьми с ОВЗ, детьми в самостоятельной и игровой деятельности.

Содержание представляет:  дидактические игры, разрезные картинки со стихотворениями, книжки со считалочками, карточки с хороводами.

       «Стихи»

Цель: формирование эстетического восприятия поэтических текстов, пополнение лексического словаря детей.

Описание: карточки с подобранными по тематике стихами. Взрослый читает стихи по выбору детей. В свою очередь крупный шрифт позволяет читающим детям самим прочесть их. 

          Игра «Цветы» 

Описание: вращающийся диск с прорезью. При вращении диска в окошечке появляется изображение цветка.

1 вариант «Назови цветок»

Цель: закреплять названия и внешние признаки цветов, развивать умение описывать растения двумя - тремя предложениями, развивать связную речь, память, мышление.

 2 вариант «Сосчитай - ка»

Цель: Закрепление согласования существительных с числительным в роде, числе.

Считалки - коротенькие стишки, служащие для справедливого распределения ролей в игре.  Главная особенность считалки  - вырабатывается четкий ритм, тренируются голос и дыхание, дает возможность кричать раздельно все слова. Это прекрасно подходят для совершенствования произношения трудных звуков, чего можно добиться только путем частого повторения. Считалки легко запоминаются, развивают и обогащают речь ребенка. В целом, они выступает эффективным инструментом, способствующим формированию многих качеств и навыков в игровой форме. Благодаря этому обеспечивается более быстрое развитие детей, они становятся смышлёнее и учатся быстрее принимать решения. Детские считалки всегда востребованы на всех этапах развития и формирования индивидуальности ребёнка.

   Игра «Садовник»

Цель: формировать умение произвольно запоминать название выбранного цветка; быстро реагировать на слова водящего, вести диалог; развивать память, быстроту реакции, внимание; воспитывать честность при соблюдении правил игры.

        Хоровод

В русских хороводах заложено много педагогических возможностей. Они содержат пространственно - формообразующий элемент. Постоянная смена направления движения способствует осознанию пространства, помогает детям увереннее ориентироваться в нём. Некоторые дошкольники слабо осознают своё тело и боятся  двигаться, но, держась за руки, они чувствуют себя увереннее и лучше сохраняют равновесие. Тот, кто обычно стремится избежать контакта, легко и естественно берёт соседей за руки в танцевальном кругу. Тесный контакт позитивно влияет на развитие чувств.

Регулярное применение лэпбука в работе позволило:

- сделать речь детей  более яркой, выразительной, эмоционально окрашенной;

- усилить  самоконтроль детей за правильным звукопроизношением;

- улучшить  разные виды связного высказывания: рассказывание, пересказ, диалогическая речь; 

- сформировать первоначальные знания о национальной культуре своего народа;

- обогатить лексический запас новыми словами, оборотами, выражениями.

https://7sisters.ru/wp-content/uploads/2019/07/55-3.jpg?resize=%2C