Конспект занятия по развитию речи с использованием технологии ТРИЗ в старшей группе. «Загадочный гость»
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Полухина Светлана Николаевна

Конспект занятия по развитию речи с использованием технологии ТРИЗ

в старшей группе.

«Загадочный гость»

Цель: Развивать диалогическую форму речи.

Задачи: Обогащать круг представлений у детей, расширять словарный запас. Учить детей самостоятельно придумывать загадки.  Способствовать развитию наглядно-образного, причинного, эвристического мышления; памяти, воображения у детей.

Оборудование: Игрушка Чебурашка, модель для придумывания загадок, картинки: солнце, мед, подушка, ромашка.

Ход занятия:

Воспитатель: у нас сегодня на занятии присутствует необычный гость, но прежде чем он появится, вы попробуйте отгадать кто это в игре "Да-нет-ка”. А подсказка будет такая: этот гость и он не является человеком.

Дети: Это птица?

Воспитатель: Нет, это не птица

Дети: Может это насекомое?

Воспитатель: Нет, это не насекомое

Дети: Может это какой-то зверек?

Воспитатель: Да, но зверек необычный, а волшебный. (Воспитатель загадывает загадку)

Раньше был он - безымянная игрушка,

Не медведь, не слон, не погремушка.

А сейчас его знает каждая дворняжка.

Ведь это - друг Гены.

Дети: Чебурашка

Воспитатель: Ребята, посмотрите, а вот и наш гость. Поздоровайтесь с ним. А как вы думаете, как он у нас появился?

Дети: Приехал на паровозе.

Воспитатель: А каким образом еще мог у нас появиться?

Дети: прилететь, прибежать, прийти, появиться с помощью волшебной палочки, шапки – невидимки и.т.д.

Воспитатель: а если прилететь, то на чем?

Дети: На самолете, ракете, вертолете, птичке, воздушном шаре, на корабле...

Воспитатель:Чебурашка говорит, что он пришел попросить у нас помощи. Дело в том, что крокодил Гена решил организовать конкурс загадок. Условия конкурса таковы: выиграет тот, кто придумает больше всех загадок. Чебурашка слышал, что дети в детском саду умеют хорошо придумывать загадки. Поможем ему? Чебурашка принес с собой картинки с изображенными на них предметами о которых он бы хотел придумать загадку (Солнце, мед, цветок ромашка, очки)

Дети: да!

Воспитатель вывешивает одну из табличек с изображением модели составления загадки и предлагает детям составить загадку о   солнце.  Значение признака в левой части таблицы обозначается словом с четко выделенной первой буквой, а в правой части зарисовка объекта. Это позволяет тренировать детскую память: ребенок, не умея читать, запоминает первые буквы и воспроизводит слово в целом.

1 Модель

Какой? Что такое же?

Для составления загадки выбран объект (самовар). Далее детьми даются образные характеристики по заданным воспитателем признакам. 
- Какоесолнце по цвету? - Желтое.

Воспитатель записывает слово желтый в первой строчке левой части таблицы. 
- Какой самовар по действиям? – горячее (заполняется вторая строчка левой части таблицы). 
- Какое оно по форме? - круглое (заполняется третья строчка левой части таблицы).

 

Воспитатель просит детей дать сравнения по перечисленным значениям признаков и заполнить правые строчки таблицы:

Какой?Что такое же?

Желтое

Одуванчик

Горячий

Вулкан

Круглый

Арбуз

Далее детей просят дать образные характеристики объектам, выбранным для сравнения (правая часть таблицы).

ПР: желтый - одуванчик, но не простой, а яркий одуванчик.

Табличка может выглядеть следующим образом:

Какой?Что такое же?

Желтый

Яркий одуванчик

Горячий

Проснувшийся вулкан

Круглый

Спелый арбуз

Какой предмет?

Что такое же?

желтое

яркий одуванчик

горячее

Проснувшийся вулкан

круглое

Спелый арбуз

 

После заполнения таблички воспитатель предлагает прочитать загадку, вставляя между строчками правого и левого столбцов связки "Как" или "Но не".

Сложенный текст неоднократно повторяется всеми детьми.

Итоговая загадка про солнце: "Желтое какяркий одуванчик; горячий, как проснувшийся вулкан; круглый, но не спелый арбуз".

( Воспитательзаписывает результат для Чебурашки)

Физкультминутка. Солнце.
Солнце вышло из-за тучки, 
Мы протянем к солнцу ручки. (Потягивания — руки вверх.) 
Руки в стороны потом 
Мы пошире разведём. (Потягивания — руки в стороны.) 
Мы закончили разминку. 
Отдохнули ножки, спинки.

Игра «Дразнилка»

На столе разложены картинки с отгадками. Не произнося настоящих названий картинок, воспитатель даёт им шуточные имена-дразнилки.

    Смотрелки, плакалки, моргалки, подмигивалки и др.- … глаза

    Каталка, возилка, скакалка, ржалка, цоколка - … лошадка.

    Забивалка, ударялка, стучалка - … молоток.

Разгадав загадку, игроки стараются как можно скорее поставить пальчики на соответствующую картинку.

После игры дети таким же образом составляют загадки на слова мед, подушка, ромашка. Дети стараются сами подобрать признаки предмета и сравнения с другими предметами. Все придуманные воспитателем с детьми загадки записываются.

В конце занятия воспитатель с детьми прощается с гостем, отдают Чебурашке придуманные ими загадки.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_6262.docx16.71 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по развитию речи с использованием технологии ТРИЗ

в старшей группе.

«Загадочный гость»

Цель: Развивать диалогическую форму речи.

Задачи: Обогащать круг представлений у детей, расширять словарный запас. Учить детей самостоятельно придумывать загадки.  Способствовать развитию наглядно-образного, причинного, эвристического мышления; памяти, воображения у детей.

Оборудование: Игрушка Чебурашка, модель для придумывания загадок, картинки: солнце, мед, подушка, ромашка.

Ход занятия:

Воспитатель: у нас сегодня на занятии присутствует необычный гость, но прежде чем он появится, вы попробуйте отгадать кто это в игре "Да-нет-ка”. А подсказка будет такая: этот гость и он не является человеком.

Дети: Это птица?

Воспитатель: Нет, это не птица

Дети: Может это насекомое?

Воспитатель: Нет, это не насекомое

Дети: Может это какой-то зверек?

Воспитатель: Да, но зверек необычный, а волшебный. (Воспитатель загадывает загадку)

Раньше был он - безымянная игрушка,

Не медведь, не слон, не погремушка.

А сейчас его знает каждая дворняжка.

Ведь это - друг Гены.

Дети: Чебурашка

Воспитатель: Ребята, посмотрите, а вот и наш гость. Поздоровайтесь с ним. А как вы думаете, как он у нас появился?

Дети: Приехал на паровозе.

Воспитатель: А каким образом еще мог у нас появиться?

Дети: прилететь, прибежать, прийти, появиться с помощью волшебной палочки, шапки – невидимки и.т.д.

Воспитатель: а если прилететь, то на чем?

Дети: На самолете, ракете, вертолете, птичке, воздушном шаре, на корабле...

Воспитатель:Чебурашка говорит, что он пришел попросить у нас помощи. Дело в том, что крокодил Гена решил организовать конкурс загадок. Условия конкурса таковы: выиграет тот, кто придумает больше всех загадок. Чебурашка слышал, что дети в детском саду умеют хорошо придумывать загадки. Поможем ему? Чебурашка принес с собой картинки с изображенными на них предметами о которых он бы хотел придумать загадку (Солнце, мед, цветок ромашка, очки)

Дети: да!

Воспитатель вывешивает одну из табличек с изображением модели составления загадки и предлагает детям составить загадку о   солнце.  Значение признака в левой части таблицы обозначается словом с четко выделенной первой буквой, а в правой части зарисовка объекта. Это позволяет тренировать детскую память: ребенок, не умея читать, запоминает первые буквы и воспроизводит слово в целом.

1 Модель

Какой? Что такое же?

Для составления загадки выбран объект (самовар). Далее детьми даются образные характеристики по заданным воспитателем признакам. 
- Какоесолнце по цвету? - Желтое.

Воспитатель записывает слово желтый в первой строчке левой части таблицы. 
- Какой самовар по действиям? – горячее (заполняется вторая строчка левой части таблицы). 
- Какое оно по форме? - круглое (заполняется третья строчка левой части таблицы).

Воспитатель просит детей дать сравнения по перечисленным значениям признаков и заполнить правые строчки таблицы:

Какой?Что такое же?

Желтое

Одуванчик

Горячий

Вулкан

Круглый

Арбуз

Далее детей просят дать образные характеристики объектам, выбранным для сравнения (правая часть таблицы).

ПР: желтый - одуванчик, но не простой, а яркий одуванчик.

Табличка может выглядеть следующим образом:

Какой?Что такое же?

Желтый

Яркий одуванчик

Горячий

Проснувшийся вулкан

Круглый

Спелый арбуз

Какой предмет?

Что такое же?

желтое

яркий одуванчик

горячее

Проснувшийся вулкан

круглое

Спелый арбуз

После заполнения таблички воспитатель предлагает прочитать загадку, вставляя между строчками правого и левого столбцов связки "Как" или "Но не".

Сложенный текст неоднократно повторяется всеми детьми.

Итоговая загадка про солнце: "Желтое какяркий одуванчик; горячий, как проснувшийся вулкан; круглый, но не спелый арбуз".

( Воспитательзаписывает результат для Чебурашки)

Физкультминутка. Солнце.
Солнце вышло из-за тучки, 
Мы протянем к солнцу ручки. (Потягивания — руки вверх.) 
Руки в стороны потом 
Мы пошире разведём. (Потягивания — руки в стороны.) 
Мы закончили разминку. 
Отдохнули ножки, спинки.

Игра «Дразнилка»

На столе разложены картинки с отгадками. Не произнося настоящих названий картинок, воспитатель даёт им шуточные имена-дразнилки.

    Смотрелки, плакалки, моргалки, подмигивалки и др.- … глаза

    Каталка, возилка, скакалка, ржалка, цоколка - … лошадка.

    Забивалка, ударялка, стучалка - … молоток.

Разгадав загадку, игроки стараются как можно скорее поставить пальчики на соответствующую картинку.

После игры дети таким же образом составляют загадки на слова мед, подушка, ромашка. Дети стараются сами подобрать признаки предмета и сравнения с другими предметами. Все придуманные воспитателем с детьми загадки записываются.

В конце занятия воспитатель с детьми прощается с гостем, отдают Чебурашке придуманные ими загадки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по развитию речи с использованием технологии ТРИЗ в старшей группе «Лунный гость»

Цель: обогащать круг представлений у детей, расширять словарный запас. Учить детей самостоятельно придумывать загадки. Способствовать развитию наглядно-образного, причинного мышления; памяти, вообр...

Конспект занятия по развитию речи с использованием технологии ТРИЗ в старшей группе «Лунный гость»

Конспект занятия по развитию речи с использованием технологии ТРИЗв старшей группе«Лунный гость»Цель:  обогащать круг представлений у детей, расширять словарный запас. Учить дете...

Конспект занятия по развитию речи с использованием технологии ТРИЗ в старшей группе

Тема: «Спасти заколдованную принцессу»Цель:  Закрепить умение детей отгадывать название сказки по короткому отрывку, называть автора;  активизировать словарный запас детей; разви...

Конспект занятия по развитию речи с использованием технологии ТРИЗ в старшей группе «Чебурашка»

Цель занятия   расширять круг представлений у детей, словарный запас. Учить детей самостоятельно придумывать загадки.  Способствовать развитию наглядно-образного, причинного, ...

Конспект занятия по развитию речи с использованием технологии ТРИЗ в старшей группе. «Загадочный гость»

Конспект занятия по развитию речи с использованием технологии ТРИЗв старшей группе.«Загадочный гость»...

Конспект занятия по развитию речи с использованием технологии ТРИЗ в старшей группе. «Загадочный гость»

Конспект занятия по развитию речи с использованием технологии ТРИЗв старшей группе.«Загадочный гость»Цель: Развивать диалогическую форму речи.Задачи: Обогащать круг представлений у де...