Дидактические игры как средство развития речи дошкольников
методическая разработка по развитию речи (младшая группа)
Дидактические игры – это одно из средств воспитания и обучения детей дошкольного возраста. Огромный вклад в разработку теории игры внесла Н.К. Крупская. Она придавала большое значение игре, игра – это средство воспитания и формирования личности ребенка: «Игра для них – учеба, игра для них - труд, игра для них серьезная форма воспитания. Идеи развития речи дошкольников с использованием дидактических игр получили дальнее развитие в теории и практике дошкольного воспитания.
Тема занятия : «Путешествие по сказке».
Цель игры: развитие речи, внимания, памяти, мышления, координации движений рук.
Материал: Разрезанные картинки героев сказок, загадка, цитаты.
(Л. Н. Толстой "Три медведя", К.И. Чуковского «Мойдодыр», К.И. Чуковского «Айболит».)
Ход игры: Взрослый перемешивает карточки, и просит малыша отгадать загадку и сложить фигурку героя. (Спросить как их зовут).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 1.37 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Актуальность: Формирование детской речи невозможно без художественной литературы. Дети 3-4 лет наиболее восприимчивы к поэзии. Особенно интересны детям произведения, в которых главные действующие лица - животные, дети, описываются игровые и бытовые ситуации.
Цель: Определить значение художественной литературы для развития речи дошкольников.
Процесс развития речи ребенка дошкольного возраста – сложный и для успешной его реализации необходима совокупность компонентов, которые влияют на качество и содержательную сторону речи. Согласно ФГОС ДО содержание ОО «Речевое развитие» направлено на формирование устной речи и навыков речевого общения с окружающими: Овладение речью как средством общения; Обогащение активного словаря; Развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи ; Развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; Знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; Формирование звуковой аналитико - синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.
Художественная литература открывает и объясняет ребёнку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Она развивает мышление и воображение ребёнка, обобщает его эмоции, даёт прекрасные образцы русского литературного языка, развивает умение тонко чувств овать форму и ритм родного языка. С помощью художественной литературы у детей развивается способность замечать красоту и богатство русского языка. Литература, с которой впервые встречается ребенок, должна вводить его в мир народной мысли, народного мира, народной жизни, в область народного духа.
В младшей группе (3-4 года) ознакомление с художественной литературой осуществляется с помощью литературных произведений разных жанров: сказки, рассказы, стихи, потешки и т. д. В этом возрасте необходимо учить детей слушать произведение, а также следить за развитием действия. После прочтения необходимо предложить детям вспомнить наиболее понравившиеся или запомнившиеся моменты и повторить их словами из произведения, изображая героев различным тембром голоса. Повторяя эти строки, дети лучше усваивают содержание и учатся интонационно передавать слова её героев.
Народные сказки знакомят детей с образностью и красочностью родного языка. Малыши очень быстро запоминают такие образы как лисичка – сестричка, козлятушки - ребятушки и т. п. Повторение выражений героев народных сказок, закрепляет эти образные слова в сознании детей, они начинают использовать их в своих играх. Одна из важных задач в развитии речи детей – формировать самостоятельность в художественно-речевой и театрально-игровой деятельности, развивать их творческие способности. Ведь в процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний активизируется словарь ребёнка, совершенствуется звуковая культура речи.
Для работы по развитию речи посредством художественной литературы, используют разнообразные методы и приёмы. Наглядный метод: -показ иллюстраций, картин, игрушек; -элементы инсценировки; -просмотр видеофильмов. Словесный метод: -чтение произведений с просмотром иллюстраций; -вопросы по содержанию произведений; -пересказ произведений; -заучивание наизусть; -беседа по произведению. Игровые методы и приёмы реализуются через: -театрализованные игры , использование разных видов театра; -игровая деятельность.
С помощью художественной литературы у детей 3-4 лет развивается: Эмоциональная отзывчивость на произведения и интерес к ним. Способность слушать тексты и активно реагировать на его содержание. Слушать вместе с другими детьми, что рассказывает воспитатель. Выполнять игровые действия, которые способствуют тексту знакомых произведений, сюжетов. Рассматривать иллюстрации, узнавать в них героев произведений и отвечать на элементарные вопросы по содержанию иллюстраций. Дети узнают произведения и их героев при многократном рассказывании. Способность повторять отдельные слова, выражения сказок, рассказов и стихотворений. Учатся следить за развитием действий и коротких рассказов, сказках с наглядным сопровождением, а затем и без него.
Вывод: Таким образом, можно отметить, что использование в современной речи разного рода художественных произведений определяет возможность эффективного и плодотворного развития речи детей 3-4 лет, способствует пополнению словарного запаса, формируя коммуникативную культуру дошкольников.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2017/11/18/picture-462986-1510996800.jpg)
«Дидактическая игра как средство развития речи дошкольников». Из опыта работы.
Из опыта работы:Основная цель моей работы заключается в развитии всех компонентов устной речи детей с помощью дидактической игры. ...
![](/sites/default/files/pictures/2014/02/06/picture-399609-1391699342.jpg)
Дидактическая игра как средство развития речи дошкольников
Дидактическая игра как средство развития речи дошкольников...
![](/sites/default/files/pictures/2015/05/03/picture-629720-1430651770.jpg)
«Дидактическая игра как средство развития речи дошкольников»
Опыт работы по теме:«Дидактическая игра как средство развития речи дошкольников»...
![](/sites/default/files/pictures/2023/11/17/picture-70746-1700242367.jpg)
Рекомендации для педагогов «Дидактическая игра как средство развития речи дошкольников»
Дидактические игры являются мощнейшим средством для развитии речи....
![](/sites/default/files/pictures/2016/11/27/picture-857592-1480242099.jpg)
Дидактические игры как средство развития речи дошкольников
Дидактические игры как средство развития речи дошкольников...
![](/sites/default/files/pictures/2016/11/27/picture-857592-1480242099.jpg)
Презентация "Дидактическая игра как средство развития речи дошкольников"
quot;Дидактическая игра как средство развития речи дошкольников"...
![](/sites/default/files/pictures/2018/11/11/picture-1080808-1541954198.jpg)
Дидактическая игра как средство развития речи дошкольников
Для ребят дошкольного возраста игры имеют исключительное значение, игра для них учеба, игра для них труд, игра для них серьезная форма воспитания!Н.К. Крупская...