Дидактические игры как средство развития речи дошкольников
методическая разработка по развитию речи (младшая группа)

Дидактические игры – это одно из средств воспитания и обучения детей дошкольного возраста. Огромный вклад в разработку теории игры внесла Н.К. Крупская. Она придавала большое значение игре, игра – это средство воспитания и формирования личности ребенка: «Игра для них – учеба, игра для них - труд, игра для них серьезная форма воспитания.  Идеи развития речи дошкольников с использованием дидактических игр получили дальнее развитие в теории и практике дошкольного воспитания. 

Тема занятия : «Путешествие по сказке».

Цель игры: развитие речи, внимания, памяти, мышления, координации движений рук.

Материал: Разрезанные картинки героев сказок, загадка, цитаты.

 (Л. Н. Толстой "Три медведя", К.И. Чуковского «Мойдодыр», К.И. Чуковского «Айболит».)

Ход игры: Взрослый перемешивает карточки, и просит малыша отгадать загадку и сложить фигурку героя. (Спросить как их зовут).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabota_prezentatsia_1.pptx1.37 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Развитие речи детей 3-4 лет через художественную литературу Подготовила воспитатель: Тимошенкова Н. М

Слайд 2

Актуальность: Формирование детской речи невозможно без художественной литературы. Дети 3-4 лет наиболее восприимчивы к поэзии. Особенно интересны детям произведения, в которых главные действующие лица - животные, дети, описываются игровые и бытовые ситуации.

Слайд 3

Цель: Определить значение художественной литературы для развития речи дошкольников.

Слайд 4

Процесс развития речи ребенка дошкольного возраста – сложный и для успешной его реализации необходима совокупность компонентов, которые влияют на качество и содержательную сторону речи. Согласно ФГОС ДО содержание ОО «Речевое развитие» направлено на формирование устной речи и навыков речевого общения с окружающими: Овладение речью как средством общения; Обогащение активного словаря; Развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи ; Развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; Знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; Формирование звуковой аналитико - синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

Слайд 5

Художественная литература открывает и объясняет ребёнку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Она развивает мышление и воображение ребёнка, обобщает его эмоции, даёт прекрасные образцы русского литературного языка, развивает умение тонко чувств овать форму и ритм родного языка. С помощью художественной литературы у детей развивается способность замечать красоту и богатство русского языка. Литература, с которой впервые встречается ребенок, должна вводить его в мир народной мысли, народного мира, народной жизни, в область народного духа.

Слайд 6

В младшей группе (3-4 года) ознакомление с художественной литературой осуществляется с помощью литературных произведений разных жанров: сказки, рассказы, стихи, потешки и т. д. В этом возрасте необходимо учить детей слушать произведение, а также следить за развитием действия. После прочтения необходимо предложить детям вспомнить наиболее понравившиеся или запомнившиеся моменты и повторить их словами из произведения, изображая героев различным тембром голоса. Повторяя эти строки, дети лучше усваивают содержание и учатся интонационно передавать слова её героев.

Слайд 7

Народные сказки знакомят детей с образностью и красочностью родного языка. Малыши очень быстро запоминают такие образы как лисичка – сестричка, козлятушки - ребятушки и т. п. Повторение выражений героев народных сказок, закрепляет эти образные слова в сознании детей, они начинают использовать их в своих играх. Одна из важных задач в развитии речи детей – формировать самостоятельность в художественно-речевой и театрально-игровой деятельности, развивать их творческие способности. Ведь в процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний активизируется словарь ребёнка, совершенствуется звуковая культура речи.

Слайд 8

Для работы по развитию речи посредством художественной литературы, используют разнообразные методы и приёмы. Наглядный метод: -показ иллюстраций, картин, игрушек; -элементы инсценировки; -просмотр видеофильмов. Словесный метод: -чтение произведений с просмотром иллюстраций; -вопросы по содержанию произведений; -пересказ произведений; -заучивание наизусть; -беседа по произведению. Игровые методы и приёмы реализуются через: -театрализованные игры , использование разных видов театра; -игровая деятельность.

Слайд 9

С помощью художественной литературы у детей 3-4 лет развивается: Эмоциональная отзывчивость на произведения и интерес к ним. Способность слушать тексты и активно реагировать на его содержание. Слушать вместе с другими детьми, что рассказывает воспитатель. Выполнять игровые действия, которые способствуют тексту знакомых произведений, сюжетов. Рассматривать иллюстрации, узнавать в них героев произведений и отвечать на элементарные вопросы по содержанию иллюстраций. Дети узнают произведения и их героев при многократном рассказывании. Способность повторять отдельные слова, выражения сказок, рассказов и стихотворений. Учатся следить за развитием действий и коротких рассказов, сказках с наглядным сопровождением, а затем и без него.

Слайд 10

Вывод: Таким образом, можно отметить, что использование в современной речи разного рода художественных произведений определяет возможность эффективного и плодотворного развития речи детей 3-4 лет, способствует пополнению словарного запаса, формируя коммуникативную культуру дошкольников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Дидактическая игра как средство развития речи дошкольников». Из опыта работы.

Из опыта работы:Основная цель моей работы заключается в развитии всех компонентов устной речи детей с помощью дидактической игры.  ...

Дидактическая игра как средство развития речи дошкольников

Дидактическая игра как средство развития речи дошкольников...

«Дидактическая игра как средство развития речи дошкольников»

Опыт работы по теме:«Дидактическая игра как средство развития речи дошкольников»...

Рекомендации для педагогов «Дидактическая игра как средство развития речи дошкольников»

Дидактические игры являются мощнейшим средством для развитии речи....

Дидактические игры как средство развития речи дошкольников

Дидактические игры как средство развития речи дошкольников...

Презентация "Дидактическая игра как средство развития речи дошкольников"

quot;Дидактическая игра как средство развития речи дошкольников"...

Дидактическая игра как средство развития речи дошкольников

Для ребят дошкольного возраста игры имеют исключительное значение, игра для них учеба, игра для них труд, игра для них серьезная форма воспитания!Н.К. Крупская...