ООД Речевое развитие в старшей группе "Зимушка - зима"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Пономарёва Наталья Владимировна

Цель: обобщить и систематизировать знания детей о зиме.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytoe_zanyatie_razvitie_rechi_zima1.docx22.21 КБ

Предварительный просмотр:

Воспитатель: Здравствуйте ребята!

Дети: Здравствуйте!

Воспитатель: Давайте поздороваемся с гостями!

Дети: Здравствуёте

Воспитатель: Сегодня утром, когда я шла на работу в детский сад, встретила  угадайте кого?

Холодной вьюгой налетела

Деревья в белое одела

Стоит холодная погода

Какое это время года?

Дети: зима!

Воспитатель : Правильно! Зимушку, она была одета в белую шубу, шапку, в валенки белые, а в руках у неё был сундучок. Она несла этот сундучок для нас. Вот он волшебный сундучок! 

Воспитатель: Чтобы открыть его мы должны проговорить чистоговорку:

Чик, чук, чак, чок – открывайся, сундучок! 
Давайте вместе!

Дети: Чик, чук, чак, чок – открывайся, сундучок! 

(воспитатель заглядывает в сундучок).
Воспитатель: Ребята, сколько здесь интересных заданий, сюрпризов, и мы с вами должны эти задания выполнить. Зимушка, хочет выяснить, кто из вас больше всех знает о зиме. Она будет за нами следить, в окошко к нам подглядывать.
Воспитатель: Ребята, давайте посмотрим в окно, что мы там видим? Какое врем года за окошком?

Дети: Зима!

Воспитатель: Какие зимние месяцы вы знаете?

Дети: Декабрь, Январь, Февраль

Воспитатель: Какой сейчас месяц?

Дети: Январь

Воспитатель: Молодцы! А давайте порадуем Зимушку и вспомним пословицы и поговорки про Январь.

Дети: Январь – году начало, а зиме середина

Ясные дни в январе к хорошему урожаю

Воспитатель: Молодцы! А давайте Зимушке расскажем стихотворение про Январь.

Дети: Январь

Открываем календарь
Начинается январь.

В январе, в январе
Много снегу на дворе.

Снег — на крыше, на крылечке.
Солнце в небе голубом.
В нашем доме топят печки.
В небо дым идет столбом.

Воспитатель: Здорово! Ребята, а какой месяц был перед Январём?

Дети: Декабрь

Воспитатель: Молодцы! А давайте порадуем Зимушку и вспомним пословицы и поговорки про Декабрь.

Дети: 

Декабрь год заканчивает, а зиму начинает.

В декабре семь погод на дворе.

Воспитатель: Молодцы! А давайте Зимушке расскажем стихотворение про Декабрь.

Дети:

Декабрь

В декабре, в декабре
Все деревья в серебре.

Нашу речку, словно в сказке,
За ночь вымостил мороз,
Обновил коньки, салазки,
Елку из лесу привез.

Елка плакала сначала
От домашнего тепла.
Утром плакать перестала,
Задышала, ожила.

Воспитатель: Ребята, а кокой праздник был в декабре?

 Дети: Новый Год!

Воспитатель: Правильно, поэтому в пословице и говориться

Декабрь год заканчивает, а зиму начинает.

Воспитатель: Ребята, вы целых 10 ней не ходили в детский сад, чем же вы занимались на зимних каникулах? Как развлекались?

Дети: Катались на санках, на конька, на лыжах.

Воспитатель: А давайте мы с вами немного отдохнём, покажем и расскажем про наши зимние забавы. (Разминка)

За окном у нас зима.

Стали белыми дома.

Снег на улице идёт.

Дворник улицу метёт.

Мы катаемся на санках.

Пишем на катке круги.

Ловко бегаем на лыжах

И играем мы в снежки.

Воспитатель: Молодцы ребята! Вот мы с вами сказали, что любим играть в снежки, а давайте поиграем со словом снег. «Доскажи словечко». (Дети добавляют слова, связанные со словом «снег».)

Тихо, тихо, как во сне,

Падает на землю. (Снег.)

С неба всё скользят пушинки -

Серебристые. (Снежинки.)

Вот веселье для ребят -

Всё сильнее. (Снегопад.)

Все бегут вперегонки,

Все хотят играть в. (Снежки.)

Словно в белый пуховик

Нарядился. (Снеговик.)

Рядом снежная фигурка

Эта девочка —. (Снегурка.)

На снегу-то, посмотри -

С красной грудкой. (Снегири.)

Словно в сказке, как во сне,

Землю всю украсил. (Снег.)

Воспитатель: Хорошо, еще немножко поиграем со снегом? Давайте придумаем слова, к которых будет слово снег, но они будут иметь другое значение. Например – снеговик.

Дети:  снежный, снежок, снегокат, снежинка, Снегурочка, подснежник, снегирь, заснежило и д.р.  

Воспитатель: Молодцы ребята,  вот мы с вами уже столько хорошего сказали о зиме. Но так и не рассказали какая она? Давайте расскажем какая она Зима. Посмотрите на картинку.

Дети: Холодная, серебристая, ветряная, пушистая, и д.р.

Воспитатель: хорошо.  А давайте с вами сейчас вспомним, какой месяц идет после января?

Дети: Февраль.

Воспитатель: Правильно. Послушайте, какие пословицы и поговорки есть о феврале.

У февраля два друга – метель, да вьюга.

Январю большие морозы, ну а февралю метели.

Ребята, а про какое погодное явление говорится в обоих пословицах?

Дети: Про метель и вьюгу.

Воспитатель: Правильно! А как вы понимаете, что такое метель?

Дети: Это когда идет снег и дует ветер.

Воспитатель: Хорошо. А как называется природное явление, когда идет снег без ветра?

Дети: Снегопад

Воспитатель: А как называется природное явление, когда идет снег и дует очень сильный ветер?

Дети: Пурга

Воспитатель:  Давайте полепим снеки и немного отдохнём.

Раз,  два, три, четыре

Мы с тобой снеки лепили

Круглый, крепкий очень гладкий

И совсем, совсем не сладкий.

Воспитатель: Молодцы. А теперь давайте расскажем, что бывает зимой.

Поиграем в игру «Подбери словечко»

Ударили …….. (Морозы)

Хрустит ………(Снег)

Бушует ……….(Ветер, вьюга)

Замёрзли …….(Реки, лужи)

Скрипит ………(Снег)

Метут ………..(Метели)

Падает ………….(Снег)

Воспитатель: Молодцы ребята, мне кажется, Зимушка очень довольна нашими знаниями о ней.  А давайте мы удивим зимушку и придумаем

«Зимний рассказ». Давайте посмотрим на картинки и  по цепочке, по предложению составим рассказ о зиме.

Дети: Наступила зима.  Землю укрыл снег.  Реку сковал лёд. Погода стала морозная и холодная. Медведь в лесу спит в берлоге. Зайчики стали беленькие.  Птицы улетели в тёплые края. Дети рады зиме. Они надели тёплые шубки, шапки и сапожки.  И пошли гулять.   Зимой можно кататься с горки на санках. Кататься на коньках. Лепить снеговика.  Играть в снежки.  Пить тёплый чай после прогулки. Хорошо зимой!

Воспитатель: Замечательный рассказ, думаю, что Зимушке он тоже понравился! Наигрались мы с вами сегодня со снегом, замёрзли.  Давайте согреемся! Разматывая клубок, передаем его друг другу, при этом каждый называет какое-то   «доброе слово».

Игра «Паутинка добрых слов»

Воспитатель: Ребята вы сказали столько добрых слов что  на душе стало тепло и хорошо, а вам? Не зря «ОТ ТЕПЛОГО СЛОВА -

РАСТАЕТ ДАЖЕ ЛЕДЯНАЯ ГЛЫБА»

Вот и закончились задания Зимушки-зимы. Много вы знаете о зиме. Зимушка в окошко видела, как вы отвечали, занимались, как вы любите ее. Давайте ещё раз заглянем в сундучок. Ребята, вам за ваши старания Зимушка передала подарки – Снежинки-леденцы.

Дети: Спасибо!

Рефлексия: Понравилось ли им занятие? Понравились ли задания и игры Зимушки? Что было сложно, а что легко выполнять? Поинтересоваться у детей, что нового они узнали из занятия!

Цель: обобщить и систематизировать знания детей о зиме.

Задачи:

  1. Образовательная:  формировать умение отвечать на вопросы, подбирать родственные (однокоренные) слова, упражнять в согласовании существительного с глаголом, с прилагательным, упражнять в образовании существительных с уменьшительно- ласкательным значением, упражнять в составлении простого распространенного предложения, упражнять в составлении небольшого рассказа, опираясь на картинки.
  2. Развивающая: развивать навык словообразования ,активизировать словарь по теме «Зима»развивать связную речь.
  3. воспитывать у детей познавательный интерес к сезону «Зима».

Предварительная работа: Беседы о зиме, рассматривание картин и иллюстраций по теме, чтение стихов и пословиц, чтение «зимних» сказок, наблюдение за погодой на прогулках.

Материал и оборудование: картинки по теме «Зима»,  сундучок с заданиями; клубок ниток, леденцы.

Словарная работа: снежная, морозная, холодная, ледяной, снегири, снегопад, вьюга, метель.

Методические приемы:

  1. Наглядный (Составление рассказа по картинкам с детьми, беседа по картинке о зиме)
  2. Словесный (загадывание загадки, проговаривание чистоговорки, беседа по вопросам, словесные игры, физкультминутка «Зимой», составление рассказа по картинкам с детьми)
  3. Игровой  (словесные игры, сюрпризный момент - волшебный сундучок, Физкультминутка «Зимой»)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ по образовательной области «Речевое развитие» Чтение стихотворений о зиме. И.Суриков «Зима»

Программное содержание        Речевое развитие:        Пополнить словарь глаголов и словарь признаков по теме «Зима», показ...

Конспект познавательно-речевого развития в старшей группе «Зимующие птицы»

Конспект познавательно-речевого развития в старшей группе        «Зимующие птицы»...

Презентация к ООД по речевому развитию в старшей группе "Зима"

Презентация к ООД по речевому развитию тема "Зима"...

Конспект занятия по речевому развитию в старшей группе "Зима"

Обобщить и систематизировать знания детей о зиме, учить составлять предложения с предлогами по схеме, развивать диалогическую речь, упражнять в стихосложение, развивать речевое дыхание, логическое уда...

Конспект по речевому развитию в старшей группе "Зима. Зимние забавы"

Закрепить знания о зиме; уточнить признаки зимы; учить составлять сюжетный рассказ по картине; развивать словарь, память, внимание, мышление; воспитывать дружеские отношения между детьми. ...

Занятие по речевому развитию в старшей группе "Зима-чудная пора"

Занятие по речевому развитию в старшей группе с применением мнемотехники "Зима-чудная пора"...

Конспект по речевому развитию в старшей группе «Зима. Зимние забавы»

Систематизировать знания детей о зиме, признаках зимы, познакомить с понятием "Зимние забавы"...