Мастер-класс по устному народному творчеству и развитию речи детей
методическая разработка по развитию речи (старшая группа)

Представлен мастер-класс для родителей по устному народному творчеству и развитию речи детей

Скачать:


Предварительный просмотр:

Мастер- класс

«Устное народное творчество как средство развития связной речи детей дошкольного возраста».

                                                                                                           

                                                                                                         Подготовила: Зимирева И.В.

Добрый день, уважаемые коллеги!

Тема мастер-класса «Устное народное творчество как средство развития связной речи детей дошкольного возраста».

Цель: показать приемы и методы работы с произведениями устного народного творчества.

Задачи:

1 Передача опыта путем прямого и комментированного показа действий, методов, приёмов и форм педагогической деятельности;

2. Повышение уровня профессиональной компетентности участников мастер- класса;

Перед  вами предметы: пустой сосуд, чистая тетрадь, ситечко для чая, губка для посуды. На наш взгляд, эти предметы символизируют образ воспитанника. Кто согласен с нами, докажите это.

(Ребёнок, как сосуд, который мы наполняем знаниями, умениями и навыками.

Ребёнок впитывает в себя всё доброе и хорошее, всё ненужное - отсеивает. Дети - как чистые листы этой тетради, мы своей рукой пишем их судьбы).

Дошкольный возраст является важным периодом для развития речи ребенка. К сожалению, в современном мире, все чаще живое общение детям заменяет компьютер и телевизор, и эта тенденция постоянно растет. Вследствие чего, неуклонно увеличивается количество детей с не сформированной связной речью. Вот почему развитие речи становится все более актуальной проблемой в нашем обществе. Ничто так не обогащает образную сторону речи детей, как устное народное творчество – фольклор. Поэтому мне сегодня хотелось бы не просто рассказать, а показать и дать возможность практически опробовать некоторые методические приемы, которые используются в работе с детьми по развитию речи средствами устного народного творчества. А как влияет устный народный фольклор на развитие детей, я предлагаю вам испробовать на себе и поучаствовать мастер - классе. Остановимся на некоторых видах устного народного творчества.

1.Скороговорки.

Как проговаривать скороговорки с детьми? Скороговорки придуманы исключительно для проговаривания их вслух. Вначале вы демонстрируете детям это, а потом начинаете вместе разучивать стишок. Но при этом существует ряд правил, последовательность действий, которые необходимо соблюдать для того, чтобы добиться положительных результатов в развитии дикции.

Цель первого шага – правильно выучить скороговорку. После того, как этот этап успешно пройден и ребенок выучил текст и может произносить его правильно, учитесь делать все то же, но в беззвучном режиме. Сейчас работает только артикуляционный аппарат – без голоса, лишь губы, язык и зубы.

Третий шаг – чтение скороговорки шепотом. Очень важно, чтобы именно шепотом, а, не шипя или тихо, ребенок четко и понятно мог произнести всю фразу. Теперь произнесите текст вслух, но медленно. Поиграйте с интонацией произношения: утвердительно, вопросительно, восклицательно, грустно и радостно, задумчиво, агрессивно, напевая, разными голосами.

И вот настало время устроить конкурс на самый лучший результат: быстро и без ошибок произносите всю скороговорку целиком.

2. Пословицы

-У меня к вам есть вопрос,

-Кто пословиц знает воз.

Я буду начинать пословицу, а вы должны закончить. Слушаем внимательно. И так первая пословица.

1. Волков бояться – в лес не ходить.

2. Делу время – потехе час.

3. За двумя зайцами погонишься – ни одного не поймаешь.

4. Не хвались началом – хвались концом.

5. Человек без друзей – что дерево без корней.

6. Семь раз отмерь – один раз отрежь.

7. Без труда – не вытащишь и рыбку из пруда.

8. Поспешишь - людей насмешишь.

3. Сказки оказывают огромное воспитательное и обучающее воздействие на ребенка. Русская народная сказка легко воспринимается детьми, благодаря ей у детей развивается воображение и мышление.

Под впечатлением услышанной сказки у детей возникает естественное желание показать действия героев: как бежала мышка, скакал зайчик, ковылял медведь, и показать характерные особенности персонажей интонацией, мимикой, жестами. Играя в сказку, дети чувствуют себя героями, их увлекает очарование вымысла, быстрая смена событий, необычность приключений и победа добра над злом.

Доскажите имена сказочных героев.

• Кощей… (Бессмертный)

• Елена… (Прекрасная)

• Василиса…. (Прекрасная или Премудрая)

• Сестрица… (Аленушка)

• Финист… (Ясный сокол)

• Иван…. (Царевич или дурак)

• Братец… (Иванушка)

• Змей … (Горыныч)

- Я буду задавать вопросы.

• Сказочная героиня, владелица первого в мире летального аппарата (Баба – Яга)

• Животное, в которое была заколдована Кощеем Бессмертным прекрасная девушка (Лягушка).

• Где находится смерть Кощея? (Дуб, сундук, заяц, утка, игла).

• От кого ушёл Колобок? (От дедушки, бабушки, зайца, волка, медведя).

• Какая курочка снесла золотое яичко? (Курочка Ряба).

• Кто из животных пострадал, ловя рыбу из проруби? (Волк).

• В кого превратился Иванушка, испив водицы из лужи? (Козлёночка).

• Кто из героев русских народных сказок был хлебобулочным изделием? (Колобок.)

• Назовите героиню русской народной сказки, которая была овощем (Репка.)

Часто, в сказках можно встретить слова, которые в современной речи мы не употребляем, и значения этих слов, при чтении нужно объяснять детям.

Нужно объяснить старинные слова, которые встречаются в русских народных сказках и былинах:

• портки - штаны

• косоворотка - рубаха с косым воротом

• рать – войско

• чело - лоб

• изгородь - ограда

• перст - палец

• око – глаз

• уста - рот, губы

Развитие речи дошкольников имеет важное значение. Фольклорные жанры позволяют наиболее полно развивать связную речь детей, так как детям интересны обороты и выражения народной речи. А также фольклор позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее, развивает воображение, дает полную свободу для самовыражения.

Именно поэтому мною была выбрана данная тема по самообразованию.

Всем большое спасибо за внимание и участие в мастер-классе!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс для педагогов «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей дошкольного возраста»

Дошкольный возраст является важным периодом для развития речи ребенка. К сожалению, в современном мире, все чаще живое общение детям заменяет компьютер и телевизор, и эта тенденция постоянно растет. В...

Мастер-класс для педагогов «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей дошкольного возраста»

Уважаемые коллеги! Сегодня на нашем мастер – классе мы вместе постараемся по – новому взглянуть на пути ознакомления дошкольников с народным творчеством....

Мастер-класс для педагогов «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей дошкольного возраста»

Мастер-класс для педагогов «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей дошкольного возраста»...

Мастер- класс по самообразованию«Влияние устного народного творчества на развитие речи детей дошкольного возраста»

Цель:  показать методы и приемы работы с произведениями  устного народного творчества...

Мастер-класс для педагогов и презентация «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей дошкольного возраста»

Мастер-класс для педагогов «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей дошкольного возраста»...

План самообразования воспитателя второй младшей группы на тему «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей 3-4 лет» Тема: «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей 3-4

Цель: объединить усилия педагогов и родителей по воспитанию детей с помощью произведений русского фольклора, развить творческие, познавательные, коммуникативные способности детей на основе устного нар...